Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

Как написать характеристику неблагополучной семьи и ребенка

Как написать характеристику неблагополучной семьи и ребенка

Семья является тем местом, где закладываются основы личности любого человека и его психологические установки. Поведение родителей копируется ребенком бессознательно. В случаях, когда существующий в семье жизненный уклад калечит психику маленького человека либо родители не исполняют свои прямые обязанности по содержанию детей встает вопрос об изъятии ребенка из такой семьи либо помощи в выходе из кризиса. В такой ситуации требуется характеристика неблагополучной семьи для опеки, образец представлен в данной статье.

Неблагополучной можно считать семью, которая не справляется со своими обязательствами по содержанию и воспитанию ребенка. Условия для воспитания детей в такой семье неблагоприятные, а отношения разбалансированы.

Дисгармонии в отношениях может означать:

Возможны ситуации, когда отношение к ребенку приемлемое, но родители постоянно выясняют отношения между собой посредством конфликтов, драк, угроз. В надлежащем воспитании допускаются серьезные ошибки.

Неблагополучные семьи по формальным, «видимым» признакам можно разделить на две условные категории:

  1. Явно имеющие проблемы, обусловленные низким социальным статусом родителей, их алкоголизацией, уровнем дохода ниже прожиточного минимума.
  2. Со скрытой формой не благополучия. Это семьи, которые внешне, формально считаются респектабельными и на социальном уровне производят очень благоприятное впечатление. Однако внутри происходят вещи, которые явно противоречат общечеловеческим ценностям и нормам морали.

Закрепление за семьей статуса неблагополучной способно повлечь за собой негативные последствия. С другой стороны, нельзя не «доглядеть», недооценить рисков нахождения для ребенка в социально опасной ситуации. Поэтому к оценке в каждом случае следует подходить объективно и всесторонне.

Психологическая обстановка и отсутствие надлежащего ухода в неблагополучной семье негативно отражаются на физическом и душевном состоянии ребенка.

Основными заболевания, развивающимися на фоне перманентного стресса, являются:

  • болезни центральной нервной системы;
  • патологии желудочно-кишечного тракта;
  • заболевания дыхательной системы, астматические расстройства;
  • сердечно-сосудистая недостаточность.

Ребятишки в таких семьях чаще остальных страдают простудными и вирусными заболеваниями на фоне сниженного иммунитета, обусловленного плохим питанием и недосыпанием.

Негативные взаимоотношения в семье наносят непоправимый вред психическому и интеллектуальному состоянию ребенка.

Такие дети растут в уверенности враждебности окружающего мира, они не чувствует себя защищенными. При этом навыки позитивного общения не развиты, ребенок не в состоянии поделиться своими переживаниями с другими детьми или педагогами.

Душевная боль и пустота часто приводят таких ребят в криминогенные группы, стремление проводить много времени вне домаобуславливает принятие алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ.

Опытным учителем или воспитателем дети с патологиями в развитии распознаются по следующим признакам:

  • агрессия по отношении к окружающим, неприятие чужого мнения;
  • намеренно демонстративное поведение для привлечения внимания;
  • замкнутость, настороженность, нежелание идти на контакт;
  • боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;
  • депрессивные состояния, скорбное выражение лица;
  • повышенная тревожность, апатия;
  • отсутствие концентрации внимания, неусидчивость;
  • неуверенность в себе, неадекватная самооценка;
  • чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;

Отсутствие присмотра и систематических занятий со стороны родителей ведут к отставанию умственного развития ребенка. Недостаток попечительства формирует особенности самооценки. Такие детки не получают основ знаний, необходимых для дошколят. У них слабо развиты (не привиты) навыки самообучения. Отсутствует привычка к дисциплине, обучению в целом. Ситуация усугубляется психологическими проблемами и физиологическими патологиями. В итого ребята из неблагополучных семей школьного возраста не справляются с выполнением обучающих программ, им трудно воспринимать информацию. Отставание в умственном развитии становится очевидным, что еще больше занижает самооценку ребенка, ведет к насмешкам со стороны других ребят и усилению замкнутости или агрессивности.

Выявление неблагополучной семьи является сигналом для начала работы по ее социальной реабилитации с привлечением всех заинтересованных служб- органов опеки, образовательных, медицинских организаций, комиссий по делам несовершеннолетних.

Перечисленные организации являются основными поставщиками сведений для попечительских служб о неполадках в семье.

В учебных организациях выявление педагогической запущенности ребенка отслеживается по следующим признакам:

  • усталость и сонный вид малыша;
  • визуальные признаки физического истощения;
  • запущенная речь, неумение выражать свои мысли;
  • следы побоев на лице и теле;
  • неосознанные движения защиты: втягивание головы, испуг от взмаха рук и т.д.;
  • заторможенность двигательных функций, отсутствие моторики пальцев;
  • низкое умственное развитие ребенка.

Поликлиники и детские больницы устанавливают факт запущенности ребенка по наличию у него системных заболеваний, внешнему виду, недобору веса.

Комиссии по делам несовершеннолетних сообщают в опекунских службы о фактах совершенных ребенком правонарушений.

Далее начинается работа совместно с органами социальной защиты населению по составлению социального паспорта семьи, проводится обследование жилищных условий, оценка материальной обеспеченности.

Разрабатывается комплекс мер по выводу неблагополучных родственников из кризисного состояния. Крайней мерой является изъятие ребенка от них и лишение отца и матери родительских прав.

Социальная характеристика на ребенка из числа неблагополучных составляется для органов опеки и попечительства образовательным учреждением. Образец документа приведен ниже.

на ученика
средней школы № 42 г.Томска
Кузнецова Илью, 2002 г.р.
Место жительства____________________

Классный руководитель _____________

Социальный педагог _____________

На практике взрослые члены неблагополучной семьи неохотно соглашаются на вмешательство в свой жизненный уклад. Составить характеристику таких граждан бывает затруднительно. Для этой работы привлекается группа специалистов-социальных педагогов и психологов, сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних, попечительских служб, учителей и воспитателей.

Документ составляется на основе результатов собеседования с членами семьи и обследования материально бытовых условий проживания

Последовательность изложения фактов в характеристике следующая:

  1. Описание каждого члена (профессия, место работы или учебы, образование).
  2. Материально-бытовые условия проживания. особое место- условие для обучения и отдыха ребенка.
  3. Причины отнесения граждан к неблагополучным.
  4. Эмоциональный климат в семье, отношения между ее участниками.
  5. Родитель (иной член семьи), занимающийся воспитанием и присмотром за малышом.

Представляем образец документа, составленный на основании плана по итогам выездного обследования.

Характеристика семьи в органы опеки

Социальный педагог _________________________Л.В.Горбунова
Инспектор КДН______________________________П.В.Семенов
Председатель УК «Жилище»___________________Б.А.Булко

Составленная характеристика будет иметь решающее значение для решения вопроса о дальнейшем жизнеустройстве ребенка.

Органы опеки и попечительства при выявлении случаев ненадлежащего воспитания и содержания ребенка в неблагополучной семье принимают меры к:

  • ее социализации;
  • оказанию материальной и психологической помощи;
  • трудоустройству родителей;
  • лечению родителей от зависимостей.

Если предлагаемая помощь не принимается либо ее действие оказывается не эффективным решается вопрос о лишении родителей прав (ограничении в них), либо изъятии ребенка и опасной ситуации и перемещения его под опеку.

Источник:
Как написать характеристику неблагополучной семьи и ребенка
Неблагополучной можно считать семью, которая не справляется со своими обязательствами по содержанию и воспитанию ребенка. Условия для воспитания детей в такой семье неблагоприятные, а отношения разбалансированы.
http://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/harakteristika-neblagopoluchnoj-semi

Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

Учащегося ___________класса СШ№______ ФИ_________

Дата рождения_________________ Дом.адрес__________

1 . Тип трудности объясняется: пробелами в овладении этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений, отсутствием навыков адекватного поведения, изменениями личности, связанными с искажением представлений о взаимоотношениях с окружающими, органическими нарушениями нервной системы, психической неустойчивостью, повышенной аффективностью, расторможенностью влечений.

а) стабильный экстраверт . общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беспечный, живой, беззаботный, склонный к лидерству

б) нестабильный экстраверт . обидчивый, неспокойный, агрессивный, возбудимый, переменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный

в) стабильный интроверт . пассивный, осторожный, рассудительный, мирный, сдержанный, надежный, ровный, спокойный

г) нестабильный интроверт . угрюмый, тревожный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

Тип личности (по Айзенку)

3. Эмоционально-волевая сфера. Тип акцентуации характера (по Шмишеку):

Главная Образец характеристики Социальная характеристика семьи образец

26 мая 2015 года

Стаж для пенсии при ВНЖВ каком объёме учитывается стаж при назначении пенсии по возрасту для лица, получившему вид на жительство в. Вся новость

Разделение очереди при получении сыном сертификата ВППри достижении 18 лет сын хочет отделиться в очереди от матери. Куда конкретно его должны. Вся новость

Сегодня Апелляционный суд г.Киева рассмотрел апелляционную жалобу на определение Голосеевского районного суда г.Киева об избрании Президенту Ассоциации юристов Украины, адвокату. Вся новость

Вашему вниманию пример, который сохранит время для печатания хорошего документа В современных условиях характеристики начали называть письмами с рекомендацией. Если приходилось поступать на работу, или выпадала удача занять ответственную должность. Многим приходилось связываться с документом как характеристика. В современных реалиях в деловой обиход вкралось капиталистическое понятие как рекомендация в виде письма. Одно дело требовать характеристику, другое составить. Всегда требовалась характеристика. При социализме письмо с рекомендацией заменяла выданная характеристика.

Психологическая характеристика. социальная характеристика

Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики)

Психологическая характеристикаУчащегося ___________класса СШ№______ ФИ_________ Дата рождения_________________ Дом.адрес__________ 1. Тип трудности объясняется: пробелами в овладении этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений, отсутствием навыков адекватного поведения, изменениями личности, связанными с искажением представлений о взаимоотношениях с окружающими, органическими нарушениями нервной системы, психической неустойчивостью, повышенной аффективностью, расторможенностью влечений.

Тема 5. Социально-психологическая модель семейно-брачных отношений.

1. Концептуальные подходы при изучении семейных отношений.

2. Теоретическая типология моделей семьи.

3. Альтернативные формы развития семейно-брачных отношений.

4. Социально-психологические особенности семьи с благоприятным психологическим климатом.

5. Социально-психологические особенности семьи с неблагоприятным психологическим климатом.

1. Концептуальные подходы при изучении семейных отношений. К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм. Рассмотрим эти подходы несколько подробнее.

Эволюционный подход. Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений внесли И.Я.« Баховен и Дж.Ф. Мак-Леннан. Авторы подчеркивали в своих работах идею изменчивости форм брака. Идеи патриархальности семейного уклада отражены, а работах Платона и Аристотеля. Идея группового брака отмечалась у Геродота. Идеи матриархата и исторического

развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л.Г.Моргана, Ф. Энгельса. В качестве основной причины изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи является разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности, появление частной собственности и наследования. Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства.

В рамках функционального подхода рассматривается этологическое направление. Представители этого направления оперируют методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Сторонники данного направления отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений, т.к. он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому инстинкту взрослых. Необычность этологической точки зрения заключается в предположении изначальной моногамности предков человека. В последнем сосуществовали программы моногамного и группового брака. При изменении условий жизни люди могли легко переходить к разным формам брачных отношений.

Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальником данного подхода считают Ф. Ле Пле. В качестве эмпирического метода исследования автор использовал анализ бюджета семьи как количественного выражения многообразия внутрисемейного функционирования и микросреды семьи. Ле Пле подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, оказавшихся под прессингом индустриализации и

урбанизации, что проявляется в разрозненном существовании родителей и догм в ослаблении отцовского авторитета.

В рамках сциентистского подхода семейные отношения рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. К сторонникам этого подхода, относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса, Ж.Пиаже, 3. Фрейда и др. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семьякакединство взаимодействующих личностей — вот ключевые моменты теорий сциентистской социально-психологической направленности.

Таким образом, психология семейных отношений сложилась как науки изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы семейных отношений.

2. Теоретическая типология моделей семьи. Вопрос о классификации, типологии семьи очень сложен. До сих пор не существует общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием еще более сложным, потому что она не только объединяет несколько различных личностей, но и использует разные формы, системы связей, отношений между ними. Поэтому о строгой типологии семьи пока еще не может быть и речи, но попытки дифференциации семьи уже предпринимаются.

Семья, в момент появления родовой структуры человеческого общества, была патриархальной по стилю управления и многопоколенной по структуре. Такая модель семьи, с небольшими вариантами, была характерна для самых различных человеческих сообществ на протяжении более чем 5-6 тысяч лет.Впатриархапьно-многопоколенной семье все обязанности жестко предписаны, каждый член семьи четко знает, что ему нужно делать. Это определено раз и навсегда и не подлежит никаким изменением.

Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Так, выделяются моногамная и полигамная семьи. Родственные связи |определяют простой, нуклеарный или сложный, расширенный тип семьи. Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений — прародители, родители и дети (внуки). Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений. Кроме того, В. С. Торохтий семьи различает по таким параметрам:

По семейному стажу супругов: семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста (от трех до десяти лет совместного проживания), семья старшего супружеского возраста (десять- двадцать лет супружеского стажа), пожилые супружеские пары (после вступления в брак их детей и появление внуков).

По количеству детей: бездетные, малодетные (семья с одним-двумя детьми), многодетные (трое и более детей).

По составу семьи: неполная (один родитель с детьми) простая (нуклеарная) сложная (расширенная) большая (состоит из трех и более супружеских пар).

По типу главенства, руководства семьей: эгалитарная (равноправная) авторитарная (беспрекословное повиновение одного члена семьи другому) – матриархальная (женщина во главе), патриархальная (мужское главенство).

По семейному быту, семейному укладу, направленности: детоцентрическая (в центре семьи здоровье, развитие, образование и воспитание семья отдушина (главное внимание уделяется душевному комфорту всех членов семьи) семья бивуачного типа (члены семьи много путешествуют, невнимание, пренебрежение к бытовым мелочам).

По однородности социального состава: социально-гомогенные (однородные, члены семьи принадлежат к одинаковым слоям общества: рабочие, служащие, люди искусства и т.д.) социально-гетерогенные (разнородные супруги, и имеют неодинаковое образование, различные профессии).

По типу потребительского поведения семьи: с физическим уклоном (на первом месте стоят проблемы биологического существования, не от нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей) с интеллектуальным типом поведения (члены семьи предпочитают иметь хорошую книгу, чем престижную вещь или лакомое блюдо) смешанный тип (гармонично сочетаются интересы, потребности материальные с духовными, культурными).

По особым условиям семейной жизни: студенческие семьи (один из супругов является студентом) дистантные семьи (супруги большую часть «ни не живут совместно — семьи моряков, полярников, артистов, геологов и т. д.)

По качеству отношений в семье: благополучные, счастливые проблемные (нет взаимопонимания, сотрудничества, холодная психологическая атмосфера) конфликтные (во взаимоотношениях есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния) социально неблагополучные (культурный уровень супругов низкий, распространено пьянство, наркомания) дезорганизованные семьи (процветает культ силы, господствует чувство страха, каждый член семьи живет сам по себе).

разрыв сложившихся отношений. Рассмотрим эти альтернативные формы

Табл ица 1. Формы брачно-семейных от ношений

Образец и пример характеристики на семью, родителей трудного подростка, ученика

На семью ученицы

Гирибасовой Елены Рудольфовны

1997 года рождения, ученицы 7″Ф» класса,

с.ш. №11, г. Североюжска

Структура и состав семьи Гирибасовой Елены Рудольфовны:

Отец — Гирибасов Рудольф Адикович 1969 года рождения, среднее техническое образование. Место работы — ООО «Колючий ежик». Должность — детский аниматор. Рабочий телефон (875)75-93-93.

Мать — Гирибасова Клотильда Дмитриевна 1969 года рождения, образование высшее. Место работы — ЗАО «Газпромчик». Должность — уборщица. Рабочий телефон (872)35-14-55

Сестра — Гирибасова Изя Рудольфовна. Учащаяся техникума им. летчика Бабушкина, 2-й курс.

Семья полная. Достаток невысок и составляет величину ниже прожиточного уровня для четырех человек. Это связано с низкооплачиваемой работой матери и отца, а также большими тратами на алкоголь. Такие условия не могут не вызывать конфликты внутри рассматриваемой семьи. Дочери одеты бедно, не могут позволить себе питание и вещи, которые могут позволить себе одноклассники. Это оказывает на них психологическое давление, часто вызывая агрессию по отношению к сверстникам. Что не раз выражалось драках и отъеме необходимых вещей у других девочек и мальчиков.

Адрес проживания: г. Североюжск, ул. Коровогривова, д.33, кв. 2 тел. (872)39-99-87 в общежитии от ЗАО «Газпромчик». На всю семью выделена только одна комната 20 кв.м. Что не способствует спокойным занятиям, чтению кник и выполнению домашнего задания.

Семья социально-неустойчива, оба родителя алкогольно зависимы. Сестра была застигнута в состоянии наркотического опьянения. Несколько раз задерживалась милицией. Психологическая обстановка в семье напряжена. Родители заняты, в основном, добыванием денег на выпивку, мало уделяя внимание детям. Дочери ищут замены в старших товарищах, выбирая их, к сожалению, по типу похожести на мать и отца. Это негативно сказывается на успеваемости и воспитании детей.

В учебном процессе дочерей родители почти не принимают участие. Все, что они делают, сводится к крикам и побоям детей, после очередных жалоб со стороны учителей. Видя бесполезность таких мер, учебный состав школы перестал обращаться к родителям. Тем более, что первая реакция отца и матери часто бывает агрессивной и опасной для преподавателя. На людях родители не готовы признавать за дочерьми озвученного учителем поведения.

Многочисленные беседы с Рудольфом Адиковичем и Клотильдой Дмитриевной не привели к сколько-нибудь серьезным изменениям. Серьезно рассматривался вопрос о инициировании процесса лишения их родельских прав. Но так как альтернатива виделась более печальной, дальше обсуждений дело не пошло. Возможно стоит рассмотреть вопрос о принудительном лечении от алкоголизма.

В целом обстановка в семье удручающа и требует серьезного вмешательства со стороны психологов, педагогов и общественности.

Заведующий учебной частью средней школы №11 /Бородатова З.З./

Источник:
Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье
Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье Учащегося ___________класса СШ№______ ФИ_________ Дата рождения_________________ Дом.адрес__________ 1 . Тип трудности
http://iskovoepismo.my1.ru/publ/primery_kharakteristik/socialno_psikhologicheskaja_kharakteristika_semi_obrazec/9-1-0-300

Социально-психологическая характеристика личности

Каждый человек имеет свою характеристику, которая определяется своими социальными или психологическими качествами. Личность объединяется с другими индивидами в группы, семьи, коллективы, которые также начинают носить социально-психологическую характеристику. Интернет-журнал psytheater.com рассмотрит данное явление на своих страницах.

Что такое социально-психологическая характеристика? Это совокупность явлений социальной и психологической направленности, которые объясняют качества, особенности, свойства индивида, коллектива, семьи, социума и пр. Характеристика личности обусловлена психологическими качествами каждой составляющей или социальными факторами, которая на нее влияет.

Характеристика группы, семьи, коллектива обусловлена психикой каждого члена, их взаимоотношениями, общей деятельностью, вероисповеданием, культурой, воспитанием, политической обстановкой и прочими факторами.

Личность – это человек, который обладает активностью и сознательностью, помогающие ему в обозначении своего пути по жизни. Личность формируется по мере своей жизни. Она обусловлена теми социальными факторами, в которых развивается, деятельностью, которую производит, а также путями потребления и приобретения материальных благ. Социально-психологическая характеристика формируется в результате социального взаимодействия с другими людьми, при котором все влияют друг на друга.

На социально-психологическую характеристику индивида также влияет ее анатомические и физиологические возможности, которые формируют ее поведение, психику. Помимо этого человек занимает определенный статус в социуме, что и влияет на формирование в нем конкретных навыков и качеств.

Характеристика личности состоит из особенностей, интересов, взглядов, склонностей и качеств его психики. Значимым становится то, что человек не обладает абсолютно устойчивыми характеристиками. В процессе жизни они меняются, трансформируются или укрепляются. Это зависит от обстоятельств, в которых человек периодически пребывает, деятельности, которую он осуществляет, отношения к ситуации, которое он проявляет, и положения, которое занимает в той или иной ситуации.

Человек является индивидуальностью, поскольку многие его характеристики не являются врожденными. Только типы высшей нервной деятельности могут быть генетически заложенными, однако даже они подвергаются коррекции в процессе жизни. Нет одинаковых людей, поскольку на одном подспорье развиваются различные психологические характеристики.

Главным в формировании социально-психологической характеристике остается жизненный путь, который базируется на том мировоззрении, которым руководствуется индивид. В зависимости от жизненного пути, развиваются определенные качества и особенности, интересы и наклонности. Все это начинается с того семейного и общественного воспитания, через который проходит личность.

Социально-психологическая характеристика рассматривает такие понятия в личности:

  1. Интересы – на какие предметы человек обращает внимание? Именно они влияют на целенаправленность и выбор жизненного пути. Чем более они устойчивы, тем более целенаправлен индивид и тем более успешен он.
  2. Склонность – направленность действий определенным видом деятельности.
  3. Потребность – физиологическая нужда, которая провоцирует временный интерес, удовлетворив который потребность проходит.
  4. Способность – умение психики, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
  5. Одаренность – совокупность задатков, на основе которых могут развиваться те или иные способности.
  6. Темперамент – это совокупность эмоциональной возбудимости, проявления эмоций и подвижности.
  7. Характер – совокупность качеств и черт психики, которые влияют на решения и действия индивида.

перейти наверх

Личность является существом социальным. Человек не рождается личностью, а становится ею в той среде, в которой растет и развивается. По мере взаимодействия с социумом человек приобретает те или иные социальные характеристики. Он отыгрывает социальные роли и старается приспособиться к социуму, что происходит более или менее успешно.

Выделяют 2 социальные роли:

  1. Конвенциальные – роли, которые даются социумом, в зависимости от социального статуса: отец, муж, начальник и пр.
  2. Межличностные – роли, зависимые от личностных особенностей индивида.

Статус человека определяется теми правами и обязанностями, которыми он занимается. В каждой группе человек занимает определенную роль, где в главную очередь он выстраивает определенные деловые или личностные взаимоотношения. Здесь и формируются его особенности и качества, которые потом проявляются и характеризуют человека.

Человек не живет обособленно от окружающих. Рано или поздно он относит себя к некой группе – объединению, в которой более двух людей соединены по интересам, общим целям, деятельности, мотивам, задачам и т. д. Группа – единый организм, в который включаются отдельные личности со своими социально-психологическими характеристиками. Это в свою очередь образует характеристику группы своей социально-психологической направленности.

Малые группы занимают важную роль в жизни каждой личности. Малыми группами называются семьи, коллективы, друзья, школьные классы или институтские группы. Все они включают в среднем до 30 человек, которые объединены общим делом и целями, интересами и взглядами. Здесь на каждого индивида имеется большее воздействие.

Группа является ячейкой, к которой примыкает личность. Одной из ее характеристик является общность, на которой и объединяются люди. Сплоченность является второй социально-психологической характеристикой.

Композицией группы называется качественный состав, то есть характеристика ее членов. Размером называется количество членов группы (то есть количественная характеристика).

В группе становятся важными два фактора:

  1. Общение – ее культура, манеры, язык и пр.
  2. Взаимоотношения между ее членами – мораль и нравственность, правила и нормы.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллективом становится развитая группа, в которой уже сформировались устойчивые нормы взаимоотношения, а также отмечаются социальные полезные направления деятельности. У каждого ее члена есть своя позиция, статус, вид деятельности, который он выполняет, задачи и пр. Можно говорить о наличии иерархии внутри коллектива, где есть высшие и низшие подструктуры. Если говорить о социально-психологической характеристике, то уже не она формируется коллектив, а коллектив подчиняется ей.

Характеристикой коллектива являются:

  • Общественное настроение.
  • Общественное мнение, установки, убеждения.
  • Коллективные традиции, обычаи, привычки.
  • Общественные чувства.
  • Требования, авторитетность и взаимные оценки.

В коллективе уже имеются установленные правила и нормы. Однако это не говорит о том, что человек не может проявлять себя в пределах данных рамок. Взаимоотношения между членами коллектива устанавливаются индивидуальные, однако они редко выходят за пределы установленных правил.

Главными характеристиками социально-психологической направленности коллектива являются:

  1. Дисциплинированность – определение поведения каждого члена с целью организации единого механизма действования внутри коллектива.
  2. Информированность – наличие всей информации, которая позволяет каждому преследовать единую цель и ставить нужные задачи.
  3. Организованность – гибкость коллектива к внешним изменениям, которые влияют на перемену хода событий.
  4. Активность – свободное выражение своей деятельности каждым индивидом.
  5. Сплоченность – объединяющее составляющее психологического характера, которое позволяет коллективу сохранять свою структуру, быть единым механизмом.

перейти наверх

Характеристика ребенка определяется видами деятельности, в которых он развивается и растет. В первую очередь обращается внимание на социально-психологическую структуру семьи, которая может быть полной или неполной, благополучной или неблагополучной. Дети дошкольного возраста определяются взаимодействием с окружающими детками, а также общением внутри семьи. Дети школьного возраста характеризуются успеваемостью в учебе.

Другими характеристиками являются физиологические составляющие ребенка: его здоровье, врожденные болезни, наклонности. Также оцениваются коммуникативные навыки и взаимодействие ребенка с ровесниками, учителями и воспитателями.

В раннем возрасте ребенок познает мир. Каким он его представляет по окончании данного периода, во многом зависит от воспитания и образцов подражания, которыми являются родители. Здесь он копирует родителей.

В младшем школьном периоде ребенок подвергается произвольному поведению, которое зачастую подчинено эгоистичным желаниям. Здесь важно, чтобы у ребенка имелось адекватное представление о правильности совершаемых поступков. Ребенок более подвержен влиянию извне, определяется с социальными ролями.

В подростковом возрасте возникает стремление к самоопределению в сферах религии, профессии, личности, духовности, социума и пр. В юношеском возрасте человек начинает формировать свой социальный статус, который нуждается в уважении со стороны окружающих.

Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:

  1. Общение между супругами.
  2. Общение родителей с детьми.
  3. Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.

Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.

Семья выполняет следующие функции:

  • Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
  • Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
  • Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
  • Духовное развитие каждого члена.
  • Развитие досуга, его обогащение.
  • Определение социального статуса каждого члена.
  • Психологическая защита и эмоциональная поддержка.

перейти наверх

Каждая система обретает ту социально-психологическую характеристику, которая складывается из всех качеств и особенностей каждого ее члена. Человек сам обладает некой характеристикой, которая в итоге формирует ту систему, в которую он входит как неотъемлемая часть, звено.

Источник:
Социально-психологическая характеристика личности
У личности, группы и семьи есть свои социально-психологические характеристики, которые основаны на тех, кто входит в них.
http://psytheater.com/socialno-psihologicheskaya-harakteristika-lichnosti.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]