Коррекция взаимоотношений родителей с детьми

Конкурсная статья — Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений родителей и детей с целью снижения школьной тревожности

Конкурсная статья «Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений родителей и детей с целью снижения школьной тревожности»

Ребенок, поступая в среднюю образовательную школу, нередко обнаруживает недостаточную сформированность высших психических функций и субъективно оказывается неготовым к обучению. Это означает, что младший школьник оказывается неспособен не только усвоить предлагаемый материал, но и просто высидеть 45 минут на уроке. Тогда мы имеем дело с тем, что ребенок начинает любыми способами избавляться от напряжения – ерзает, задирает других учеников, вскакивает, выкрикивает с места. Естественно, новоиспеченный ученик теряет интерес к обучению, не желает ходить в школу и делать уроков.

Описанная ситуация является одной из основных причин обращения родителей младших школьников к нам в «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость». Специфика нашего учреждения не предполагает непосредственного взаимодействия со школой, но запросы, связанные с проблемами адаптации и школьной тревожности поступают довольно часто.

Проблема усугубляется тем, что родители постоянно недовольны своим ребенком, его успеваемостью. В попытках исправить ситуацию они начинают насильственным путем заставлять ребенка учиться. Изо дня в день вступают с ним в конфликты, обвиняют в неудачах и ставят в пример других учеников. Результат оказывается очень печальным.

Немногие задумываются и учитывают, что школьная тревожность связана не только с несфомированностью высших психических функций, отсутствием школьной мотивации, но и с нарушением взаимоотношений родителей и детей. Родитель, сам того не ведая, предъявляя к своему ребенку завышенные требования, провоцирует появление страха школы и ощущение собственной несостоятельности ребенка.

Проанализировав множество случаев обращений клиентов к нам в Центр, была построена коррекционно-развивающая работа, включающая два направления:

  • индивидуальные занятия с ребенком;
  • коррекция отношений родитель — ребенок.

Основным методом в реализации этих направлений стала арттерапия как уникальный способ отреагирования негативных эмоций и переживаний.

В рамках коррекционно-развивающих занятий на снижение школьной тревожности важным является не только индивидуальная психолого-педагогическая работа с ребенком, но и коррекция детско-родительских отношений.

Ребенку и родителю предлагается рисование гуашью, карандашами, пальчиковыми красками. Возможно использование и необычных материалов для рисования – клейстер, сухие листья. Особое внимание уделяется рисованию пальцами, ладошками. Насыщенный цвет и манипуляции с ним даже взрослыми людьми носит мощный психотерапевтический эффект. (В нашей практике девочка смогла избавиться от непреодолимого страха крови просто в результате рисования пальцами, ладошками красной краской). Рисование предлагается не только на простых листах бумаги, но и на ватмане, что позволяет использовать обводку конура тела ребенка и проработку на этом контуре чувств и эмоций.

Ниже приводим описание одного занятия с мальчиком Мишей и его мамой. У мальчика наблюдается высокий уровень школьной тревожности, отсутствие учебной мотивации, наличие игровых мотивов, проблемы в общении со сверстниками (агрессивное поведение – драки, бранные слова).

Занятие проходило в сенсорной комнате, в комфортной обстановке. В некоторых играх и упражнениях участвовал сам психолог. Помимо арттерапевтических техник в занятие включаются и тренинговые упражнения.

I этап. Приветствие, настрой на работу.

Упражнение №1. «Подарок». Мама, ребенок и психолог дарят друг другу воображаемые подарки без помощи слов, использую жесты и мимику. (Мама дарила ребенку машинку, велосипед, а мальчик — мячик, цветы).

Упражнение № 2. «Я люблю в тебе». Мама и сын говорят по очереди, что они любят друг в друге. Уже на этом этапе мать и сын испытывают затруднения, и мама призналась, что ей гораздо легче видеть в сыне отрицательные стороны, чем положительные.

Мама: Я люблю в тебе, что иногда ты слушаешься и хорошо учишься.
Миша. Я люблю тебе то,…(молчание) …не знаю…., что ты помогаешь мне делать уроки.
Мама. Я люблю в тебе то, что ты хозяйственный и помогаешь мне.
Миша. Я люблю в тебе то, что ты красивая.
Мама. Я люблю в тебе то, что ты спортсмен и целеустремленный.
Миша. Я не знаю, что сказать… Ммм…Я люблю в тебе то, что ты убираешься.

В процессе обсуждения данного задания выяснилось, что мама не говорит о своих чувствах, и Миша не знает или не может объяснить, что мама за человек и какими качествами обладает.

II этап. Основной.

Родителю и ребенку предлагалось выполнить задание из арттерапевтических альбомов Е. Васиной, А. Барыбиной (взрослый и детский варинт). Применение альбомов в работе с семьей позволяет актуализировать различную проблематику детско-родительских отношений: уровень принятия, доверия, совместную деятельность.

Упражнение № 3 «Зеркала». Психолог дает задание родителю и ребенку нарисовать на «зеркалах» положительные и отрицательные моменты общения. Сквозной нитью через все задания проходит тема школы и поведения ребенка в школе. Исключением не стало и это упражнение. Миша отметил такие отрицательные моменты общения, как плохие оценки и следующее за этим наказание. Мама также отметила плохие оценки, поведение и «плохие слова». Положительные моменты общения также связаны со школой – это пятерки, похвала за хорошие оценки, а мама нарисовала мальчика внутри зеркала, вокруг которого «летают» пятерки и четверки, а также подписи – «хороший, умный», «внимательный, послушный».

Не трудно предположить, что между членами семьи, где отсутствует качественное общение, а все разговоры сводятся к тому, что ребенок хулиган, двоечник привели к нарушениям взаимодействия, эмоциональной дистанции, тотальному контролю со стороны матери и отсутствию доверия и сотрудничества.

Упражнение № 4 «Моя мама в детстве» и «Мой ребенок взрослый». Матери предлагается нарисовать своего ребенка взрослым и рассказать о своем рисунке. Ребенок же в свою очередь изображает мать в детстве. Данное задание вызывает массу эмоций, как положительных, так и отрицательных. Как правило, родителю нелегко представить своего ребенка взрослым и эмоционально дистанцироваться от него даже в воображении. Предлагаются вопросы для обсуждения: трудно ли быть взрослым? Трудно ли быть ребенком? Миша при обсуждении упражнения сказал, что ему трудно быть ребенком, т.к. его «не понимают». Мама говорила о том, что все-таки взрослой ей быть легко, но можно было бы ненадолго вернуться в детство.

III этап. Заключительный.

Рефлексия своего состояния. Прощание. Участники занятия делятся своими впечатлениями и рассказывают о более запомнившихся моментах.

Именно понимание родителем чувств ребенка, его трудностей, связанных с обучением, выводят на более качественный уровень общение родителя и ребенка. В результате ребенок испытывает меньше тревоги при своих неудачах в школе, т.е. происходит снижение школьной тревожности.

Источник:
Конкурсная статья — Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений родителей и детей с целью снижения школьной тревожности
Конкурсная статья «Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений родителей и детей с целью снижения школьной тревожности» Ребенок, поступая в среднюю образовательную школу, нередко
http://www.uchportal.ru/publ/27-1-0-3139

Коррекция взаимоотношений взрослых и детей

Название: «Коррекция взаимоотношений взрослых и детей» — из опыта работы педагога-психолога МБДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска.
Автор: Командин Евгений Николаевич
Год: 2012
Слайдов: 44
Формат: презентация в формате ppt., описание опыта работы в формате doc. (rar архив).
Размер: 13,4 Мб
Качество: хорошее

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.

Эмоциональное неблагополучии, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

  • неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей;
  • устойчиво негативное отношение к общению;
  • наличие многочисленных страхов.

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с окружающим миром.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:

  • сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
  • помогает ребенку избежать ошибок;
  • поддерживает ребенка при неудачах.

Сфера взаимоотношений детей в семье, в детском коллективе представляет основной источник напряжений, конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развития, создавать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие.

К сожалению, не всегда бывает все ровно и гладко во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Хотелось бы рассмотреть основные причины нарушений взаимоотношений между взрослыми и детьми, методы их диагностики и пути коррекции, используемые мною в своей практической деятельности.

При нарушении взаимоотношений в системе «педагог-родитель-ребенок» я оказываю коррекционно-развивающее воздействие на следующие сферы:

  • ЭМОЦИИ (стабилизация, развитие позитивного мировосприятия).
  • ОБЩЕНИЕ (расширение поведенческого репертуара).
  • ЛИЧНОСТЬ (повышение самооценки, работа с личностными нарушениями).

Рассмотрим нарушения взаимоотношений у всех участников образовательно-воспитательного процесса…

Источник:
Коррекция взаимоотношений взрослых и детей
Коррекция взаимоотношений взрослых и детей — из опыта работы педагога-психолога МБДОУ детского сада № 4
http://5psy.ru/raznoe/korrekciya-vzaimootnoshenii-vzroslyh-i-detei.html

Коррекция взаимоотношений родителей с детьми доминирующего социально-психологического типа

Коррекция взаимоотношений родителей с детьми доминирующего социально-психологического типа

3.2.2 Коррекция взаимоотношений родителей с детьми доминирующего социально-психологического типа

1. Отношение родителей к деятельности ребенка:

а) необходимо прекратить восторгаться ребенком и восхвалять его достоинства, так как это не тот случай, когда без этого невозможно обойтись в стимуляции жизненных сил ребенка;

б) во всех случаях, когда ребенок достигает первенства или превосходства над другими, не следует реагировать бурно и эмоционально, а по возможности попытаться с ребенком проанализировать, какой ценой достигнут успех, не злорадствует ли ваш ребенок над потерпевшими, заострить внимание на переживаниях и ощущениях последних. В случаях поражения вашего ребенка или недостижения превосходства над другими следует обратить внимание, не возникает ли желания отомстить победителям;

в) особую роль должны сыграть родители в оказании помощи своим детям, когда те попадают в депрессивное состояние в результате недостижения своих целей. В таких случая следует особое внимание обратить на нравственность средств и методов достижения цели, а самое главное, помочь ребенку выбрать цели, адекватные его возможностям, и новое поле деятельности.

2.Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения:

а) необходимо принимать своих детей в школьном возрасте такими, какие они есть, ни в коем случае не стремиться сломать их характер. В то же время нужно руководствоваться в системе отношений со своим ребенком только рассудительным стилем семейного воспитания;

б) следует помнить, что никакими запретами, наказаниями нельзя остановить стремление ребенка к доминированию и не следует этого делать, так как он проявляет еще и мощный биологический потенциал в виде высокой социальной и физической активности. Эту активность необходимо направлять на общественно полезную деятельность в сочетании с формированием высокой нравственной культуры;

в) при сильном возбуждении ребенка родителям нужно не замечать, «игнорировать» его, но ни в коем случае

не оставлять его без надзора, т. к. он будет стремиться обратить на себя внимание. Наказывать ребенка в этот период небезопасно, могут быть неприятные осложнения:

немота, тики, паралич и т. п. [33].

3. Отношение родителей к ребенку:

а) отказаться от сотворения из ребенка кумира публики, ожидая от него чего-то необыкновенного;

б) исключить все формы состязания с окружающими, родителями, сверстниками;

в) во всех конфликтных ситуациях ребенка с окружающими не вставать слепо на защиту ребенка, доказывая его правоту. Необходимо детальное рассмотрение конфликта;

г) необходимо очень осторожно, предельно корректно обращаться с ребенком. Не следует вступать с ним в конфликт, стремиться принизить достоинства ребенка, унизить в глазах других, т. к. дети очень вспыльчивы, уязвимы в своем самолюбии. Некорректное обращение с ними приводит к неврастеническим реакциям, может вызвать состояние тревожности и перевести их в разряд психогенных детей.

Следует помнить, что часть детей тревожного социально-педагогического типа личности формируется на базе доминирующего.

4. Отношение родителей к окружающим людям:

а) не следует вставать на сторону ребенка в ситуациях, когда он действует в своих личных интересах в ущерб другим;

б) нет особой необходимости демонстрировать окружающим людям достоинства своего ребенка;

в) исключить из речевого оборота обращения с угрозами наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.

5. Отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей:

а) необходимо изменить позицию в формировании у ребенка только внешних форм этикета в общении с другими людьми;

б) пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.

6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка:

а) обучать своего ребенка не ради выявления и развития ранних способностей, которыми можно было бы блеснуть среди знакомых, а по мере того, как сам ребенок изъявляет стремление к познанию;

б) организуя совместную познавательную или игровую деятельность, необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок усваивал не только внешнюю сторону явлений, а стремился задать тысячу «почему», на которые бы находил собственные объяснения;

в) необходимо вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, с которыми он сталкивается, предоставляя при этом ему право на безнаказанную ошибку, необходимую для осмысливания явлений окружающего мира и собственных поступков.

3.2.3 Коррекция взаимоотношений родителей с детьми сензитивного социально-психологического типа

1. Отношение родителей к деятельности ребенка:

а) относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен и подолгу может играть с воображаемыми предметами, по возможности подыгрывать ему, вносить элементы реальности;

б) не следует резко выводить ребенка из игры, т. к. имитируемые им действия крепко удерживают его в воображаемом им мире;

в) желательно усложнять игровую деятельность ребенка, чередовать интеллектуальные игры с подвижными;

г) не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многообразными видами деятельности и последовательного перехода от одного вида к другому. Пытливый ум ребенка интуитивно стремится к расширению познавательного пространства и получает удовлетворение от процесса действования;

д) не следует волноваться, что ребенок не умеет показать своих истинных возможностей. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность, а пока он впитывает знания, интенсивно познает окружающий мир.

2. Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения:

а) надо очень осторожно и бережно относиться к ребенку. При разрешении конфликтных ситуаций нельзя принимать несправедливое решение, назначать наказание, превышающее меру проступка. Возникшая сильная обида может подтолкнуть ребенка убежать из дома. Неадекватные меры педагогического воздействия способны привести к заиканию, развитию косоглазия, появлению ночного энуреза, плохого сна;

б) необходимо защищать ребенка от нападок соседей, посторонних людей, учителей и даже родственников, не всегда тактичных и справедливых. Важно разобраться в случившемся и принять справедливое решение: эти дети не умеют защищать себя и попадают в конфликтные ситуации, защищая других.

3. Отношение родителей к ребенку:

а) необходимо беречь ребенка от внутрисемейных конфликтов, в которых ему необходимо было бы принимать чью-либо сторону;

б) дружественные отношения ребенка с родителями необходимо поддерживать в совместной трудовой деятельности и на отдыхе;

в) особенно бережно относиться к ребенку с появлением в семье второго ребенка. Переключать внимание на младшего надо осторожно с привлечением старшего. При этом проявлять любовь к старшему надо не за то, что он ухаживает за младшим, а потому что он просто есть.

г) не следует скрывать от других достоинства своего ребенка, пренебрежительно относиться к его занятиям, необходимо постоянно подбадривать и вселять уверенность в его способности.

4. Отношение родителей к окружающим людям:

а) не следует быть чрезмерно доверчивым к тому, что рассказывают посторонние о вашем ребенке, желая вызвать у вас негативные эмоции;

б) следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям;

в) необходимо быть разборчивыми в общении с окружающими, не допускать общения ребенка с антисоциальными элементами;

5. Отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей:

а) обращать внимание на то, чтобы формирование у ребенка понятия совести не трансформировались в совестливость за проступки других. Важно, чтобы ребенок научился правильно оценивать поступки других людей и выражать свое отношение;

б) необходимо развивать у ребенка не чувство всепрощения, а стремление помочь другому самому овладеть нравственными принципами жить по правде и совести;

в) учить своего ребенка сопротивляться насилию со стороны сверстников или взрослых;

г) учить своего ребенка мирно разрешать конфликтные ситуации путем уступок притязаниям другого ребенка, т. к. противостояния данного типа личности приводят к разрушению внутренних нравственных принципов.

6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка:

а) не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей ребенка, помнить; что его психика очень ранима и вместо любви к тому или иному роду занятий можно сформировать негативное отношение. «Скороспелое развитие часто ведет к кажущейся одаренности. Медленно развивающаяся здоровая психика крепнет и растет с течением времени» [48. С. 77];

б) не следует постоянно находиться ребенку среди взрослых, осуществлять раннее систематическое обучение, изучение языков, занятие музыкой;

в) не следует слишком рано водить ребенка в театр, т. к. сильные впечатления не усваиваются нервной системой, а ярко освещенная сцена, быстрая смена движений гипнотизируют его;

г) надо помнить, что повышенная чувствительность ребенка, высокое стремление к знанию может привести к ненормальному чтению. Чрезмерно обильное чтение, носящее страстный и навязчивый характер, нарушает физиологические потребности ребенка, приводит к быстрому неестественному созреванию на фоне нервно-психологического истощения. Для нормализации чтения необходимо предпринять следующие меры: позволить ребенку читать не более одного часа в день; провести беседу с ребенком о вреде столь углубленного чтения, переключить ребенка с чтения на другие виды занятий.

Источник:
Коррекция взаимоотношений родителей с детьми доминирующего социально-психологического типа
Читать тему online: Коррекция взаимоотношений родителей с детьми доминирующего социально-психологического типа по предмету Психология. Размер: 578.97 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/184231/29

Коррекция отношений детей и взрослых

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:

  • сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • помогает ребенку избежать ошибок;
  • поддерживает ребенка при неудачах.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка, стороны. Поддержка основана на вере в способность ребенка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых для него взрослых.

Для того чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослый, сам того не ведая, может обидеть ребенка, сказав ему, например: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Для нормального развития ребенка иногда нужна коррекция всех его семейных взаимоотношений, таких как:

  1. завышенные требования родителей,
  2. соперничество братьев и сестер (сиблингов),
  3. чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают успех труднодостижимым. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к сильным переживаниям ребенка и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции, «взращенные» в семье. Это проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всего класса.

Как поддерживать ребенка? Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности и требуют педагогической коррекции со стороны воспитателя и учителя.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

  • Мне было очень приятно наблюдать за происходящим!
  • Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
  • Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый научится помогать ребенку в достижении уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера в него родителей и педагогов. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка.
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
  • Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха.
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, создать такую ситуацию, которая может помочь школьнику выбрать задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям.

Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Источник:
Коррекция отношений детей и взрослых
Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так
http://psylist.net/psytera/00019.htm

Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка

Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка

Синицина Наталья
Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка

„Не принимать кого-либо (в том числе ребёнка) — это в каком-то смысле эмоционально убивать его; это не признавать за ним права на жизнь, которое ему положено” (Федерико Арвезу).

Наибольшие трудности возникают у психолога тогда, когда в семье наблюдается неприятие ребенка. Непринятие ребёнка родителями — это какое-то внутреннее несогласие родителей на ребёнка и его присутствие в их жизни. Это, пожалуй, самая трагичная аномалия взаимоотношений между родителями и ребенком. Неприятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционального тепла матери. Причиной неприятия могут быть инфантильность, невротичность матери, нежелание иметь ребенка. Неприятие проявляется в бесконтрольности, попустительстве, безразличии к судьбе ребенка.

Иногда мать испытывает сильные и противоречивые чувства по отношению к ребенку: злость, раздражение, обиду и вместе с тем вину, стыд, самоуничижение: «Я плохая мать, я не люблю своего ребенка». Последствия такого воспитания обязательно проявятся у ребенка в виде невротических состояний, тревожности, агрессивности, социально дезадаптации.

Ребёнок, который чувствует себя ненужным своим родителям, легко теряет радость жизни: становится обособленным, замкнутым, грустным, апатичным. Иногда он может пытаться обратить на себя внимание путём «неучтивого» поведения, надеясь таким способом добиться любви и принятия. Если их не получает — очень страдает.

Основная сложность в работе психолога заключается в том, чтобы от проблемы ребенка перейти к особенностям воспитания как основной причине неблагополучия и далее к проблеме матери.

Не любить своего ребенка противоестественно. Осознание этого факта подавляется, а корни нелюбви находятся часто в области подсознания. Выбор методов работы с такими родителями индивидуален. Подход зависит от многих причин: прародительская семья, образование, личные трагедии, личностные особенности родителей (интеллект, темперамент, характер, их возраст, состояние психофизического здоровья.

Примерная работа с родителем как с клиентом.

1. Осознание неприятия, выявление причины. (Беседа, тестирование, обсуждение результатов опросников родительских отношений, при использовании проективных техник и т. д.)

2. Анализ методов воспитания и поведения по отношению к ребенку. Здесь важно вместе с мамой выстроить связь между поведением ребенка и тактикой воспитания. В случае если неприятие как тип воспитания берет начало в прародительской семье, уместно использовать опыт оживления детских чувств матери.

3. Выстраивание динамики отношений между матерью и ребенком через совместные занятия или параллельную работу. Нужно научить маму проявлять любовь к ребенку. Акцентировать внимание на сильных сторонах характера, способностях ребенка и т. д.

4. Работа с внутренним ребенком матери. Метод требует высоких профессиональных умений психолога. В случае невозможности этого необходимо порекомендовать матери работу психотерапевта.

Шансы на успешную психологическую коррекцию родительских отношений в случае неприятия ребенка не велики, но попытки использовать их должны быть обязательно. Остается надеяться, что время, может быть научит такую маму чувствовать, любить, заботиться.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЕМ.

Клиент (родитель)

Изложение сути проблемы со своей точки зрения;

эмоциональное реагирование на проблему. Активное слушание, создание безоценочной, безопасной среды. Формирование гипотезы. Работа по усилению чувств, сопереживания.

Возможные чувства клиента:

обида, злость, раздражение, растерянность, страх.

Клиент:

Осмысление ситуации, принятие ответственности, видение проблемы с точки зрения ребенка, готовность к изменению себя.

Консультант

Перевод проблемы с ребенка на мать; анализ чувств, мыслей, отношений. Проверка гипотезы. Моделирование ситуаций, способствующих пониманию внутренних мотивов.

Возможные чувства клиента:

Жалость к себе, вина, досада, сопереживание ребенку, стыд, опустошенность.

Клиент:

Нахождение выхода из проблемы, принятие решений.

Консультант

«Заземление», переход от работы с чувствами на работу по планированию действий. Усиление энергии созидания и любви.

Возможные чувства клиента

Желание действовать любовь к ребенку.

Клиент

Перспективы, планы на будущее.

Консультант:

Информирование, снятие эмоционального напряжения.

Возможные чувства клиента

Уверенность в поддержке и в собственных силах.

Данный алгоритм этапов работы очень помогает в психологическом консультировании родителей испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми.

1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада. — М. : Просвещение, 1986г.

2. Швецова И. Неприятие: Школьный психолог//июнь 2000 №22.

3. Материалы сайта «Духовность».

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Источник:
Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка
Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка
http://www.maam.ru/detskijsad/neprijatie.html

COMMENTS