Коррекция общения и взаимоотношений в семьях

КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

В связи с вышеизложенным, мы предприняли исследование, целью которого была разработка и апробация программы коррекции конфликтного взаимодействия супругов в молодых семьях. Исследование проводилось на базе центра социально-психологической помощи — Муниципальное автономное учреждение «Семья». В нем приняли участие 10 супружеских пар (20 человек), в возрасте от 20 до 30 лет, со стажем брака от полугода до 4 лет. Предметом исследования явились: межличностное взаимодействие супружеских пар в конфликтных ситуациях, коммуникативные умения и навыки супругов, а также апробация разработанной коррекционной программы.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что разработанная программа коррекции, направленная на обучение навыкам конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях и коммуникативным умениям и навыкам, снизит уровень конфликтности у молодых супружеских пар.

Нами использовались следующие диагностические методы:

1. Авторская социально-психологическая анкета.

2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) [3].

3. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) [6].

4. Методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской [8].

В целях проверки эффективности разработанной коррекционной программы мы использовали подсчет T- критерия Вилкоксона для выявления значимых различий исследуемых показателей «до» и «после» проведения коррекционной программы.

На констатирующем этапе исследования, то есть «до» проведения коррекционной программы, на основании анализа результатов авторской анкеты выявилось, что в качестве своего преобладающего поведения в конфликтной ситуации большинство респондентов — 75% (15 супругов) отмечают компромисс, для 20% (4 супруга) характерно избегание конфликта и только 5 % (1 супруг) респондентов предпочитают открыто участвовать в конфликте. В качестве сфер семейной жизни наиболее конфликтными молодые супруги считают такие, как материальная сфера и воспитание детей. Большинство респондентов придерживаются мнения, что не стоит выносить проблемы за пределы семьи, а именно 87,5%. Среди возникающих сложностей в общении испытуемые отмечают неумение партнера слышать то, что им говорят, отсутствие взаимопонимания, неумение ответить отказом на просьбу, грубость партнера в общении, манипулирование и т.д.

Анализ результатов по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) обнаружил, что у 30,8% респондентов преобладает стиль приспособления в конфликтных ситуациях, о чем свидетельствует показатель 9,25 баллов, то есть они отказываются от собственных интересов ради партнера, что может приводить к внутреннему конфликту. У 23,2 % респондентов (средний показатель 8,35 баллов) наблюдается стремление удовлетворить свои интересы за счет другого (конкуренция), тем самым создавая конфликтное взаимодействие в паре. Такие стили поведения в конфликте, как компромисс (5,4 балла) и избегание (5,2 балла) обнаружили соответственно 22% и 20% респондентов и только 5% респондентов проявили такой стиль, как сотрудничество (3,2 балла).

Анализ результатов теста коммуникативных умений Л. Михельсона выявил низкий уровень сформированности коммуникативных умений у молодых супругов — 27% из возможных 100%. Это позволяет говорить о том, что большинство респондентов не обладают коммуникативными умениями в достаточной степени, не умеют адекватно реагировать на критику, оказывать поддержку, вступать в близкий контакт, корректно отказывать в ответ на чужую просьбу.

Анализ результатов по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской обнаружил отрицательные значения по всем шкалам, что свидетельствует о негативных реакциях респондентов на конфликтную ситуацию и наличии рассогласованности в общении с партнером. Наиболее конфликтной сферой семейного взаимодействия у молодых супругов выступили отношения с родственниками и друзьями — индекс составил «-1,2».

На формирующем этапе исследования была разработана и проведена программа коррекции конфликтного взаимодействия супругов в молодых семьях. Исходя из гипотезы исследования, заключающейся в предположении о том, что обучение навыкам конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях и коммуникативной компетентности снизит уровень конфликтности у молодых супружеских пар, мы разработали тренинг под названием «Навстречу друг другу», состоящий из трех блоков: саморегуляция эмоционального состояния, коммуникативные умения и навыки, конструктивное взаимодействие в конфликтных ситуациях.

Цель тренинга: формирование коммуникативной компетентности супругов, умений и навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

1. Ознакомить респондентов с понятием конфликта, особенностями взаимодействия в ситуации конфликта;

2. Отработать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;

3. Обучить эффективным тактикам коммуникации с собеседником в конфликтных ситуациях;

4. Обучить навыкам регуляции эмоционального состояния;

5. Развить навыки эффективного слушания.

Тренинг включает 6 занятий, с периодичностью 2 раза в неделю и продолжительностью 1,5 часа. Так как выборка состояла из 10 супружеских пар, мы сформировали из них две группы, каждая из которых состояла из 5 супружеских пар (10 человек), занятия в этих группах проводились по единой программе.

Каждое занятие включает: вводную часть, направленную на подготовку группы к работе; основную часть, направленную на реализацию поставленных задач; завершающая часть, направленная на рефлексию; домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.

Контрольный этап исследования проводился после завершения коррекционной программы. По всем использованным в исследовании методикам проводился сравнительный анализ результатов «до» и «после» проведения этапа коррекции.

Так сравнительный анализ результатов по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) обнаружил, что после проведения коррекционной программы, положительные изменения произошли по всем исследуемым параметрам (см. Табл.1).

Таблица 1 Средние значения показателей способов реагирования на конфликтные ситуации на констатирующем и контрольном этапах (в баллах) и уровень значимости изменений на основании подсчета Т-критерия Вилкоксона.

Источник:
КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
1С-Битрикс: Управление сайтом
http://izron.ru/articles/pedagogika-i-psikhologiya-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-20-korrektsionnaya-psikhologiya-spetsialnost-19-00-10/korrektsiya-konfliktnogo-vzaimodeystviya-suprugov-v-molodykh-semyakh/

Коррекция отношений детей и взрослых»

МДОУ д/с № 4 «Солнышко»

___________________ Едеменченко Г.М.

на заседании городского методического объединения воспитателей средних групп по теме: «Коррекция отношений детей и взрослых»

МДОУ д/с № 4 «Солнышко»

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.

Эмоциональное неблагополучии, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей;

устойчиво негативное отношение к общению;

наличие многочисленных страхов.

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с окружающим миром.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:

сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;

помогает ребенку избежать ошибок;

поддерживает ребенка при неудачах.

К сожалению, не всегда бывает все ровно и гладко во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Хотелось бы рассмотреть основные причины нарушений взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Нарушения взаимоотношений в системе «педагог-ребенок»:

причины, диагностика и коррекция.

Правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:

сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка;

помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

помогает ребенку избежать ошибок;

поддерживает ребенка при неудачах.

Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, возможностей его положительных сторон. Часты случаи, когда поведение ребенка не нравится педагогу. Именно в такие моменты педагог должен предельно четко показать ребенку, что «хотя и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы педагогу, именно педагог должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личностных достоинств. Важно, чтобы педагог научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.

Одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого педагога. Неадекватное отношение педагога к ребенку возникает как следствие непонимания причин, вызывающих те или иные особенности поведения ребенка.

Кроме этого, позиция, которую педагог занимает по отношению к детям, стаж его педагогической деятельности, его самооценка – это одни из главных факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога.

Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают педагоги. Также они плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие методы воспитания и дисциплины. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место».

На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к различным личностям, уваежние к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности для нас.

Они приходят в этот мир совершенными – и попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно, «извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.

Дети инстинктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками типа: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым.

Необходимо отметить, что при правильной организации воспитательного процесса у большинства дошкольников относительно легко устанавливаются положительные взаимоотношения с педагогами, отношения сотрудничества и взаимной симпатии.

Главная задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом. Реализация этой задачи в нашем детском саду решается следующим образом: каждый педагог создает все условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка на основе индивидуального подхода.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальный подход необходим в двух отношениях:

1) он обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка;

2) без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей:

1. Авторитарная позиция по отношению к детской активности.

2. Избирательное отношение педагога к детям.

3. Личностные качества педагога (неадекватная самооценка, чувство неполноценности у педагога, отсутствие самоуважения, любви к себе, отсутствие чувства собственного достоинства).

4. Нарушение педагогической рефлексии.

5. Отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком.

6. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога.

7. Наличие у педагога стереотипов.

8. Акцентуированность в типе межличностных отношений.

9. Чрезмерное стремление к доминированию в межличностных отношениях.

10. Невротические и психотические расстройства.

11. Эмоциональная незрелость педагога.

12. Модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве.

13. Воспитательная неуверенность.

14. Неустойчивость стиля воспитания.

15. Формально-требовательные, холодные, индефферентные отношения педагога к детям.

16. Неприемлемые методы воспитания.

17. Организация учебно-воспитательного процесса.

18. Нарушение технологиивоздействия педагога на детей.

19. Количество детей в группе.

20. Педагог оценивает и относится к ребенку через призму оценок и отношений других, через чужое мнение в свете уже имеющихся установок.

21. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия).

22. Эмоциональное выгорание педагога.

24. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей.

25. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.

26. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду.

27. Нарушения педагогического такта.

Практика показывает, что порой педагоги проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой. И здесь необходима помощь психолога, который восполнит дефицит психологических знаний у педагогов.

Приобретенные психологические знания и навыки позволяют педагогам:

организовать эффективный воспитательно-образовательный процесс;

построить взаимоотношения с воспитанниками на основе взаимоуважения, мира и добра;

осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками педагогических взаимодействий.

Условия для нормализации взаимооотношений педагогов и детей:

1. Понимание педагогами истинных причин неудобного и неугодного поведения ребенка.

2. Умение оказывать адекватное педагогическое воздействие на ребенка.

3. Отсутствие противоречий между личностными особенностями педагогов и личностными особенностями детей.

4. Стремление оказывать воспитательные воздействия с целью формирования самостоятельности и ответственности, а не с целью добиться сиюминутного результата.

5. Способность педагога гибко реагировать на возрастные изменения детей и ситуации взаимодействия, меняя свою роль.

6. Демократический стиль общения с детьми.

7. Взаимодействие педагогов и родителй по вопросам воспитания детей.

Изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы, взрослые, сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

Нарушения взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»:

причины, диагностика и коррекция.

Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Семья призвана удовлетворить потребности своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. В ходе взаимодействия членов семьи происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.

Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребенка, являются:

атмосфера в семье;

наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;

позиция ребенка в структуре семьи;

Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.

Искаженные взаимоотношения родителей в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться к жизни. Такая неопределенная и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском проявления негативного поведения дошкольника.

Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

Н.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения:

Источник:
Коррекция отношений детей и взрослых»
Скачать: коррекция отношений детей и взрослых.
http://www.metod-kopilka.ru/korrekciya_otnosheniy__detey_i_vzroslyh-30024.htm

Приемы и техники коррекции межличностных отношений в семье Текст научной статьи по специальности — Психология

Приемы и техники коррекции межличностных отношений в семье Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Липницкая Ольга Геннадьевна

В статье рассмотрены различные приемы семейной психотерапии и психотехники, которые могут изменить конфликтные отношения между членами семьи . Особо отмечается, что, обучая будущих специалистов по социальной работе технологиям профилактики и разрешения конфликтов в семье , необходимо учитывать этапность коррекционной деятельности

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Липницкая Ольга Геннадьевна,

Methods and techniques of interpersonal relations in a family

The paper examines various methods of family psychotherapy and psychotechnics which may help to improve the relations in a family. It is noted that it is important to pay attention to stage-by-stage approach to therapy when teaching social workers to avoid and resolve family conflicts.

Текст научной работы на тему «Приемы и техники коррекции межличностных отношений в семье»

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

В статье рассмотрены различные приемы семейной психотерапии и психотехники, которые могут изменить конфликтные отношения между членами семьи. Особо отмечается, что, обучая будущих специалистов по социальной работе технологиям профилактики и разрешения конфликтов в семье, необходимо учитывать этапность коррекционной деятельности.

Брак и семья относится к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для студентов вопрос о знании этих социальных институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение.

В настоящие время будущие специалисты по социальной работе должны понимать, что в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к ухудшению материального положения семьи, росту числа неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, повышению уровня подростковой девиантности.

Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Проблема профилактики и разрешения супружеских конфликтов в последнее время занимает в педагогической и психологи-

ческой науке весьма заметное место. Научная и практическая значимость семьи как объекта социально-психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.

При исследованиях межличностных супружеских отношений, проведенных как отечественными, так и зарубежными специалистами, выявилось, что основными причинами конфликтов в семьях являются трудности коммуникации. Для того чтобы успешно разрешать и профилактировать семейные конфликты, важно владеть определенными навыками и умениями, которые могут проявиться и развиться в процессе активного обучения.

Гармоничная семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить ее неблагоприятные последствия. Исследования показывают, что семьи реагируют на трудности весьма различно. В одних случаях они оказывают явно мобилизи-рующее интегрирующее воздействие, в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию противоречий.

В ходе анализа научной литературы, оказалось, что вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, — один из наиболее сложных вопросов в современной науке о семье. Выявлены сложные опосредованные связи между истинными источниками трудностей и их осмыслением членами семьи. В целом семейный конфликт представляет собой сложное образование, включающее факторы, его обуславливающие: трудность, с которой столкнулась семья, неблагоприятные последствия

для семьи и ее реакцию, в частности осмысления конфликта супругами.

Обучая будущих специалистов по социальной работе технологиям профилактики и разрешения конфликтов в семье, необходимо учитывать этапность коррекционной деятельности:

1. Постановка семейного диагноза. Семейный диагноз требует знаний системного подхода и умения собрать анамнестические сведения.

2. Выработка определенных путей решений проблемы. Ликвидация семейного конфликта.

3. Реконструкция семейных отношений. Объединение психолога с семьей, установление контакта с каждым членом семьи для дальнейшего успешного влияния.

4. Поддержка семьи. После того как семья активно включится в жизнь, целесообразно некоторое время изредка встречаться с ней, чтобы контролировать, насколько удачно она решает возникшие задачи, соотносит свои возможности с конкретными обстоятельствами.

В ходе работы с супругами предполагается, что им необходимо ответить на ряд следующих вопросов: Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование? Чем отличались отношения в семье перед возникновением проблемы, после ее появления и перед началом обращения к психологу? Почему семья обратилась к нему сейчас? Являлась ли дисфункция семьи острой (кризисной) ситуацией или носила хронический характер? (Получение информации о семейной истории помогает «приоткрыть» семейную систему и получить доступ к семейным мифам и секретам. Кроме того, работа с семейной историей дает большие возможности для смены взглядов членов семьи на собственные проблемы и симптомы.) Как член семьи, договорившийся о встрече с психологом, «отражал» семейную систему? Связана ли предъявляемая проблема или симптоматическое поведение с нарушениями внутри семейной системы?

«Идентифицированный пациент» или «носитель симптома» может возникнуть в семье как при попытке сохранения гомео-

стаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла, так и при разрешении конфликта неадекватным способом. Ряд семей пытаются в ответ на системные стрессоры, сдвиги или травмы реагировать усилением ригидных картин взаимодействия («инконгруэнтная адаптация»). Сохранение или усиление негибких способов реагирования почти универсально в ситуации страха, возникающего в результате болезни, миграции и других факторов, связанных с потерей, но при длительном использовании этого механизма защиты нарушается естественный обмен энергетики в семье [15, с. 31].

Симптом и система связаны между собой и служат для каких-то целей семьи. Чаще всего «носитель симптома» в дисгармоничных семьях появляется в результате следующих обстоятельств:

— члены семьи игнорируют проблему на системном уровне, отказываются разделять ответственность за симптом;

— закрытые внешние границы дисгармоничных семей ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем и тем самым блокируют рост и развитие самой семейной системы. Диффузные границы между подсистемами стимулируют процесс «хронической беспомощности» у всех членов семьи, но особенно у «идентифицированного клиента»;

— блокирование отрицательных эмоций между членами семьи в дисгармоничных семьях создает ситуацию перенапряжения, «носитель симптома» непроизвольно «оттягивает» энергию на себя;

— «идентифицированный клиент» помогает сохранять семейный гомеостаз, ребенок — «носитель симптома» — подкрепляет родительскую потребность в контроле (позитивная трактовка симптома).

Позитивная трактовка симптома (переопределение) — поиск позитивного значения симптома или поведения для семейной системы. В тех случаях, когда совершаются насилие, самоубийство, инцест или криминальные действия, положительно определяется мотивация, стоящая за такими поступками, а не сами поступки;

— нередко кризис, создаваемый подростком, — единственный способ испытать эмоции в семье [8, с. 49].

Все это предполагает:

1. Выявление нарушения семейной коммуникации (внутри семьи и с внешним миром, взаимные нападки, критики, отвержение, клевета, неумение выслушать друг друга, эмоциональное и физическое пренебрежение друг другом, отсутствие и избыток дисциплинарных техник).

При исследовании коммуникаций в семье желательно сосредоточить свое внимание на наблюдениях за картинами отделения и связи по рассадке членов семьи на первом консультировании. Часто их способ взаимного размещения отражает и стиль коммуникации.

2. Диагностирование искажений эмоциональных связей и интеракций между родителями, отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок (сознательно или бессознательно) идентифицируется.

3. Определение наличия дисфункциональных стилей совладения со стрессом (например, неадекватная агрессия или уход в болезнь), выделение наиболее часто используемых психологических защитных стратегий совладания с трудностями (ко-пинг-стратегии), когнитивные искажения (правила, установки).

4. Обращение внимания на отсутствие необходимости социальных навыков (когнитивный дефицит): совместный прием пищи, выражение положительных эмоций, ведение разговора, соблюдение правил проживания.

5. Получение информации, объединяющей людей и события вместе.

6. Выяснение нарушений границ между подсистемами (размытые, жесткие). Семейные подсистемы определяются такими факторами, как поколение, пол, интересы. Очень часто подсистема охватывает подгруппу семьи: родительская подсистема, супружеская, детская или женская или мужская подсистемы вместе.

7. Исследование семейных секретов. Когда исследуются сильные стрессовые события в семье, необходимо определить, нет

ли избытка неотреагированных потерь и дистрессов, а также — семейных секретов (табу).

8. После того как психолог сформулировал гипотезу, следующим шагом ему необходимо составить контракт с семьей путем задания условий курса коррекции. Это осуществляется путем определения связи между симптомом и системой и постановки дилеммы изменений. Если симптом используется как секретное оружие в тайной борьбе или закрепляется в постоянно повторяющемся цикле взаимодействия, всякие попытки облегчить его скорее всего будут заранее обречены на неудачу. Психолог в таком случае окажется в парадоксальном положении, когда семья будет просить ликвидировать симптом у «идентифицированного клиента», но сопротивляться изменениям [15, с. 58].

Это позволит будущим специалистам по социальной работе выявить причины семейных конфликтов и перейти к следующему этапу.

Выделяют следующие этапы реконструкции семейных отношений: объединение специалиста с семьей, присоединение его к предъявляемой ею структуре ролей; формирование запроса; реконструкция семейных отношений.

Присоединение заключается в способности специалиста установить контакт с каждым членом семьи для дальнейшей усиленной работы и включает поддержку, следование, отражение.

Поддержка заключается в сохранении семейной структуры и уважении семейных правил. Принято начинать опрос с главы семьи или инициатора обращения. Вовлекать первым в интервью клиента не всегда рекомендуется, так как он может воспринять это как еще одну «родительскую» попытку вторжения в его границы. Некоторые специалисты начинают опрос с менее вовлеченных членов семьи. Каждый должен получить шанс высказаться о проблеме.

Следование относится к умению отражать содержание семейной коммуникации и особенности языка. Специалист входит в семью как человек, поддерживающий ее

правила, но заставляет правила работать в своих целях для семьи.

Отражение состоит в адаптации семейного стиля, эмоций, соответствующих потребностям семьи. Если в семье принято шутить, специалист использует юмор. Если семья использует тактильные контакты, это может воспроизвести специалист.

Реконструкция семьи осуществляется через техники, устраняющие дисфункцио-нальность семейной системы. Они также подразумевают изменения гомеостаза. Техника — это прием, посредством которого решается та или иная задача. Применение техник семейной коррекции сводится к осуществлению трех основных задач: критике симптома, критике (вызову) семейной структуры и критике семейной реальности (установки, правила, законы, секреты, мифы и т.д.). Часто одно коррекционное занятие использует множество комбинированных приемов. Мы выбрали методику «Вызов семейной структуре». Эта методика направлена на изменение иерархических отношений членов семьи через изменение существующего распределения влияния внутри семейной системы. Процедура применения данной методики следующая:

— проблема, с которой приходит семья, подвергается сомнению. Специалист подвергает сомнению точку зрения семьи о том, что существует лишь один определенный «идентифицированный» пациент. Он наблюдает, как действуют члены семьи и как устроена семейная система. Часто специалист оспаривает мнение о том, что семейная проблема заключена только в одном человеке;

— сомнение в контроле. Специалист сомневается в том, что один из членов семьи в состоянии контролировать всю семейную систему. Например, психолог характеризует поведение одного члена семьи и возлагает ответственность за него на других. Специалист одновременно присоединяется к субъекту и атакует его поведение;

— сомнение во временной последовательности событий, которые предъявляет семья. Специалист подвергает сомнению хронологию событий в семье, расширяя временную перспективу и таким образом

рассматривая поведение индивида как часть какого-то большого целого. Он дает семье возможность увидеть стереотипы взаимоотношений, а не действия отдельного человека, может его поддерживать, но общение членов семьи подчиняется правилам, которые относятся не к отдельным индивидам, а к системе в целом [15, с. 95].

Опишем методику «Психологический контакт». Целью этой методики является установление и закрепление, обычно в письменной форме, взаимного соглашения всех «договаривающихся сторон» на проведение конкретной работы. В контракте оговаривается ответственность каждой стороны, цели и задачи. Необходимо четкое и детальное описание целевого поведения партнеров, заключающих контракт, установление критериев достижения целей (временной, количественной и т.д.), позитивных и негативных последствий в случае выполнения и невыполнения условий контракта, специфики условий для каждого партнера. Согласно оперантному научению позитивные подкрепления должны следовать независимо от контракта. Первые контракты должны содержать быстрые и легко достижимые цели (принцип маленьких шагов). Контракт и цель рекомендуется формулировать в позитивных терминах.

Выявление семейных трансакционных картин взаимодействия: клиенты часто демонстрируют картины взаимодействия между членами семьи. Иногда их просят воспроизвести фрагмент диалога или спора, а не описывать их. Разыгрывание семейных ролей (особенно со сменой ролей) на психологическом консультировании также облегчает диагностику коммуникативного стиля. В идеале каждый член семьи учится смотреть на проблему глазами другого члена, видеть и чувствовать проблему с позиции другого. Проигрывание уменьшает ряд психологических защит, например интеллектуализацию, и дает возможность заменить однообразие интервью на активность и действие.

Социометрические приемы и техники: сама рассадка членов семьи уже многое говорит об альянсах, коалициях, лидерах и отверженных. Изменение рассадки меняет

границы семьи. Попросить двух членов семьи, которые не общаются друг с другом, сесть рядом или друг напротив друга, используя приемы «семейная структура», «семейный танец», специалист проясняет скрытые конфликты и дает возможность отрегулировать эмоции [14, с. 37].

Методика «Определение границ». Все вербальные и невербальные признаки нарушения границ между подсистемами, выявляемые на консультировании, служат сигналом психологу для проработки с семьей. В ходе психологического консультирования члены семьи должны определить собственные персональные границы и разделить ответственность.

Одним из способов проверки правиль-

ности конкретной психологической интерпретации служит метод, который позволит сверить в первую очередь психологическую точку зрения, а во вторую — дополнить качественное, а значит, «субъективное» психологическое мнение количественным, а следовательно, «объективным» тестом.

Для описания типов поведения людей (супругов, членов семьи) в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающим измерением в которой является кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, для нее характерен акцент на защите собственных интересов.

1. Андреева Т. В. Особенности тенденции развития современной семьи. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 112 с.

2. Андреева Т. В., Пинченко Ю. А. Потребности женщин и мужчин в брачно-семейных отношениях и отношение к супружеской неверности. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.- 224 с.

3. Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. -244 с.

4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2001. — 206 с.

5. Голод С. И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. — Л.: Наука, 1985. — 136 с.

6. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М.: Медицина, 1991. — 336 с.

7. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М.: НПО «Модэк», 1999. — 457 с.

8. Психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2000. — 184 с.

9. Позешкин Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СПб.: Речь, 2001.

10. Райгородский Д. Я. Психология семьи. — Самара: Издат. Дом «БАХРАМ-М», 2002. — 752 с.

11. Росс А. Как преодолеть сложности в семейной жизни. -Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 320 с.

12. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 365 с.

13. Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. — СПб.: Питер, 2000. — 325 с.

14. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с.

15. Эйдимилле З. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2000. — 207 с.

Источник:
Приемы и техники коррекции межличностных отношений в семье Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье рассмотрены различные приемы семейной психотерапии и психотехники, которые могут изменить конфликтные отношения между членами семьи. Особо отмечается, что, обучая будущих специалистов по социальной работе технологиям профилактики и разрешения конфликтов в семье, необходимо учитывать этапность коррекционной деятельности
http://cyberleninka.ru/article/n/priemy-i-tehniki-korrektsii-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-semie

Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений «Сможем вместе! »

Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений «Сможем вместе!»

Программа по коррекции

Для родителей и детей старшего дошкольного и

младшего школьного возраста

Срок реализации программы 3 месяца

Панкова Татьяна Владимировна,

Программа психологической направленности «Сможем вместе!» предназначена для родителей с неадекватными стилями семейного воспитания, при коммуникативных нарушениях в семье: разобщённость, перверсия ролей и т.д. Программа актуальна при поведенческих проблемах детей: негативизм, лживость, воровство и т.д., связанных с проблемами в семье.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Опыт практической работы в Службе профилактики социального сиротства показывает, что во многих семьях детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на проблемы с детьми. А ведь от того, насколько успешно родители решают проблемы воспитания детей в семье, в конечном счете, зависит насколько родители и дети счастливы, и приносит ли им удовольствие общение друг с другом.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. И хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.

Предложенный вариант программы для родителей и детей, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.

Целью данной программы является формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях; сплочение детей и родителей. А также гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий

При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:

  1. Сплочение членов семьи.
  2. Гармонизация внутрисемейных отношений
  3. Развитие коммуникативных навыков детей, повышение самооценки.
  4. Положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.

Целевая аудитория, на которую рассчитана программа и срок ее реализации.

В программе участвуют родители и дети старшего дошкольного и

младшего школьного возраста.

Срок реализации программы 3 месяца.

Организация занятий: цикл занятий включает в себя 12 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 1час. 30 минут. С 1 по 8 занятие – совместные для родителей и детей, 9-11 занятие – только с участием родителей, 12 занятие – совместное завершающее.

  1. Приветствие, разминка.
  2. Работа по теме: игры, рисование, дискуссии, упражнения.
  3. Рефлексия.

Методические средства, используемые в программе:

коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование), ролевое моделирование.

Игровое содержание этой программы строилось с использованием игр и упражнений разных авторов, а также собственных модификаций.

  1. Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на заключительном занятии.

Задача: диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.

Для родителей: опросник (АСВ), оценка по пятибалльной шкале межличностного общения с ребенком (см. прилож. №3), кинетический рисунок семьи, семейная социограмма (см. прилож. №6).

Для детей: кинетический рисунок семьи, диагностика уровня коммуникативных навыков (бланк наблюдения см. приложение №7), совместный с родителем рисунок на одном листе, семейная социограмма (см. прилож. № 6).

Практические (совместные) занятия для родителей и детей.

  1. Знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.
  2. Обучение навыкам сотрудничества родителя и ребенка.
  3. Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми.
  4. Развитие навыков рефлексии.

Практические занятия для родителей

  1. Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.
  2. Апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.
  1. Подведение итогов.
  2. Подтверждение эффективности программы посредством диагностики участников.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате реализации программы, ожидается положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми. Сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка.

Диагностика проводится до начала занятий на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и по завершении цикла занятий на последней встрече.

Родители заполняют опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ), оценивают по пятибалльной шкале межличностное общение с ребенком (см. приложение №3), выполняют кинетический рисунок семьи, а также совместный рисунок с ребенком на одном листе.

Дети выполняют кинетический рисунок семьи. (см. приложение №5).

Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей методом стандартизированного наблюдения (см. приложение№7).

На заключительной встрече, по окончании цикла, родители заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму (см. приложение № 6), родители и дети выполняют кинетический рисунок семьи. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по трехбалльной шкале.

Эффективность измеряется по качественному анализу рисуночных проб, положительной динамикой в оценках родителей своих взаимоотношений с детьми, повышению коммуникативных навыков детей.

Источник:
Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений «Сможем вместе! »
Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений Сможем вместе! Для родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Срок реализац …
http://www.b17.ru/article/73696/

Психокоррекция семейных отношений

Психокоррекция семейных отношений Автор В.Кочнев

1. Понятие, сущность и основные виды психокоррекции семейных отношений.
2. Основные принципы психокоррекции семейныхотношений.

Есть две трагедии в жизни человека. Первая — несбывшаяся мечта.
Вторая — мечта сбывшаяся.
Бернад Шоу
«Человек и Сверхчеловек», акт IV.

Психокоррекция семейных отношений — особая форма психологического воздействия, ориентированная на решение проблем во взаимоотношениях, преодоление семейных конфликтов, построение функциональных отношений, в основе которых лежит правильно организованная иерархическая система.
Различают психокоррекцию супружеских отношений и семейную психокоррекцию.
Супружеская психокоррекция может проводиться и как самостоятельный вид психологической помощи, и как один из этапов психокоррекции семейной.

Наиболее частые причины проблем в супружеских отношениях

• различное представление супругов о распределении ролей в данном виде отношений («Кто в доме хозяин?»);
• различное представление супругов о способе выражения чувств («Дарит цветы — любит, не дарит — не любит»);
• неоправданные ожидания в интимно-личностной сфере («Я думала (думал), а оказалось. »);
• неоправданные ожидания на бытовом уровне (материальное благосостояние, социальный статус, жилищные условия).

Все перечисленные причины в своей основе, как правило, имеют отсутствие уважения и принятия себя как личности у каждого из супругов. Отсутствие самоуважения вследствие глубоко скрываемой низкой самооценки (страх непринятия) приводит к неискренности в отношениях с другими и подмене истинных чувств на стереотипные способы их выражения (т.е. чувства подменяются социально значимыми ценностями). Общепринятые догмы выступают как кривое зеркало, искажая личность партнера.
Таким образом, главное, что должны достигнуть клиенты для нормализации супружеских взаимоотношений в процессе коррекции, это:
• «увидеть» себя;
• принять себя;
• «увидеть» друг друга;
• принять друг друга;
• научиться разговаривать друг с другом, выражая свои мысли и чувства партнеру понятным для него образом.

Основные понятия данного психокоррекционного направления:

Существует три основных типа взаимоотношений:

• взаимоотношения партнерские («на равных»);
• комплементарные (дополняющие);
• метакомплементарные (когда главный претворяется (часто неосознанно), что главным является не он, а другой, выступающий на самом деле в роли подчиненного).

Кроме того, при анализе ситуации специалисту необходимо учитывать жизненный цикл семьи.
Жизненный цикл семьи — определенные этапы развития семейных отношений от начала до стабилизации или распада.

Этапы развития семейных отношений:

• период ухаживания;
• вступление в брак;
• рождение и воспитание детей;
• выход детей из семьи (обретение ими самостоятельности и/или создание собственной семьи);
• выход обоих супругов на пенсию.

Причины, негативно влияющие на начало семейной жизни:

• стремление вырваться из-под опеки родителей;
• стремление определить свою независимость;
• желание самоутвердиться;
• стремление поднять свою самооценку;
• эмоциональная зависимость от родительской семьи одного или обоих супругов;
• несоответствие представлений о характере супружеских взаимоотношений.

Для того чтобы начало супружеской жизнь не было омрачено, молодым людям перед началом вступления в брак необходимо достигнуть соглашения по следующим моментам:

• способы общения (с родительскими семьями, сверстниками);
• определение внутрисемейной иерархии (кто будет определять место жительства, чья карьера важнее, кто контролирует и решает материальные проблемы);
• определение способов улаживания конфликтных ситуаций (это будет происходить планово, например, еженедельно, когда они будут совместно исследовать накопившееся недовольство или все «недоразумения» будут решаться по мере их возникновения).

Установление контакта, присоединения консультанта к клиентам, сбор информации о проблеме осуществляется при помощи тех же процедур и техник, соответствующих данным этапам консультативного процесса [27, с. 52-81].

Обсуждение психотерапевтического контракта подразумевает:

• распределение ответственности (специалист — за безопасность клиентов, технологии доступа к разрешению проблемы клиентов; клиенты — за свою активность, искренность);
• общую продолжительность работы, длительность одного сеанса, периодичность встреч;
• условия оплаты (если психологическая помощь происходит в рамках муниципального учреждения, то предоставление информации о стоимости данной услуги в частном порядке);
• санкции за нарушения условий контракта.

Уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом осуществляется при помощи вопросов типа:
• Каким образом вы раньше справлялись с трудностями?
• Что именно вам помогало?
• В каких ситуациях вы чувствовали себя наиболее сильными?
• Как вы применяли свою силу?
• Какие качества (свои и других челнов семьи) вы считаете наиболее ценными?

Проведение собственно сессии:

На этом этапе специалист должен:
• способствовать укреплению веры клиентов в безопасность и успешность психокоррекционного процесса;
• инициировать у клиентов рефлексию по поводу положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения при помощи вопросов типа: «Как вы думаете, что самое плохое в данной ситуации?», «Что, по вашему мнению, в данной ситуации хорошего?»;
• осуществлять совместно с клиентами поиск новых способов поведения — «веер решений»: «Что еще можно сделать для решения данной проблемы?», «Как вели бы себя значимые для вас люди, оказавшись в подобной ситуации?», «Приемлем ли для вас подобный способ поведения?», «Что вам мешает (поможет) вести себя подобным образом?».

Проверка экологии или «экологическая проверка» (Бендлер, Гриндер):

Клиентам предлагается увидеть себя в подобной ситуации через 1-3-5-10 лет и исследовать свое состояние. Если у них не возникает возражений и они сообщают о чувстве удовлетворения, то специалист может сделать вывод о том, что найденное решение проблемы правильно. Если же клиенты испытывают чувство дискомфорта, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиску его источника (Что именно?).

Какое-либо домашнее задание для клиентов, приглашение на следующие встречи, цель которых заключается в закреплении результатов, достигнутых на предыдущей встречи и формировании дальнейших перспектив.

Подразумевает завершение терапевтических отношений клиентов со специалистом. Оно может произойти автоматически на этапе анализа достигнутых результатов, но в ряде случаев (особенности клиентов) специалисту необходимо предпринять ряд сознательных действий для его стимуляции.

Семейная терапия рекомендуется в следующих случаях:

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб., 2001.
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — М., 2002.
3. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
4. Коннер Р.В. Введение в семейную психотерапию. /Институт семейной терапии. — Новосибирск, 2001.
5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
6. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры //Лабиринты одиночества. — М.,1989.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М., 2000.
8. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.
9. Свидерский В.И. О диалектике отношений. — Л., 1983.
10. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 3 е изд. — СПб., 2001.

Источник:
Психокоррекция семейных отношений
Психокоррекция семейных отношений Автор В.Кочнев 1. Понятие, сущность и основные виды психокоррекции семейных отношений. 2. Основные принципы психокоррекции семейныхотношений. Есть две
http://www.proza.ru/2012/04/15/508

COMMENTS