Категории отношений в семье

Категории семей, нуждающихся в социальной поддержке

Категории семей, нуждающихся в социальной поддержке

В первую очередь, на уровне научного методического и законодательного определения должно быть обосновано, какие именно категории семей и при каких обстоятельствах нуждающихся в социальной поддержке. Распределение категорий семей по определенным потребностями позволяет смоделировать эффективные методики социальной работы по отдельным направлениям, а не подходить к решению социальных проблем семей «в целом», как это происходит в настоящее время в системе социальной работы.

Ученые используют различные подходы к классификации семей, в которых особое внимание уделяется семьям, которые имеют проблемы в функционировании. Согласно социально-педагогического подхода семьи классифицируются по структуре, по стилю воспитания, воспитательным потенциалом, по положению, по социальному составу, по месту жительства, по семейным стажем, по количеству детей, за выполнением основных функций и др. И именно в рамках данного подхода встречается большое разнообразие терминов, характеризующих семьи, нуждающихся в помощи в решении своих проблем. Это неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, неблагополучные семьи, семья группы риска, конфликтная семья, функционально несостоятельные семьи, внешне благополучные, асоциальные семьи и т.д. [96].

Рассмотрим более подробно терминологические понятия, используемые в научно-методической литературе для определения семей, нуждающихся в социальной поддержке.

Функционально-может семья — семья, в силу объективных и субъективных причин не может полноценно выполнять свои функции: материально-экономическую, жилищно бытовую, репродуктивную, коммуникативную, воспитательную, рекреативную, что не позволяет обеспечить важнейшие жизненные потребности ребенка (детей), создать надлежащие условия для обеспечения ее жизнедеятельности и развития, важнейшие потребности каждого члена семьи, общесемейные (групповые) потребности.

К функционально-несостоятельных семей относятся семьи, которые не имеют возможности обеспечить ребенку, что в них воспитывается, необходимый экономический, психологический, социальный уровень удовлетворения его жизненных потребностей. Вместе с тем, эти факторы не являются обязательным условием негативного влияния родителей и семейной жизни на развитие и формирование личности ребенка. Семья, которая не может удовлетворить одну или несколько жизненно потребностей ребенка, может их компенсировать или нивелировать негативное влияние за счет активизации имеющихся ресурсов семьи или привлечения внешних факторов, одним из которых может стать социальная поддержка такой семьи.

Проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи, можно распределить в соответствии с функциями семьи и характерных систем взаимоотношений следующим образом [13]:

— Нарушение механизма адаптации семьи к динамическим процессам в общественно-политической и экономической сферах;

— Ослабление ее защитной функции (как материальной, так и психологической)

— Структурно-функциональная трансформация семьи за неопределенности или противоречивости семейных ролей;

— Снижение значения семьи в системе жизненных ценностей личности с последующей переориентацией значительной части молодежи на внебрачные отношения, повторный брак;

— Ухудшение детско-родительских отношений, обусловленное несоответствием и догматичностью родительских норм;

— Ориентация супругов на малодетную семью;

— Обострение противоречий между партнерами в ориентации семьи на демократический (со стороны женщин) или патриархальный (со стороны мужчин) развитие;

— Дисфункциональный развитие семьи, признаками которого являются: тенденция к доминированию, борьба за власть обоих партнеров, несогласованность ролевого поведения, негибкость установленных норм, манипуляция партнером или детьми, игнорирование потребностей и чувств членов семьи;

— Осложнения семейной адаптации молодых супругов в результате неадекватных добрачных ожиданий, завышенных требований к партнеру;

— Нестабильность жизненных планов в условиях экономической нестабильности.

Используются термины, определяющие дисфункцию семьи из-за невозможности полноценно выполнять социальные функции:

Кризисная семья — семья, которая не выполняет своих базовых функций, имеет ряд проблем и не может решить их самостоятельно без профессиональной помощи специалиста [10].

Проблемная семья — это такая семья, которая не в состоянии выполнять свои функции, самостоятельно решать, преодолеть свои проблемы, нуждается в помощи специалистов. Ее образ жизни, как правило, не является приемлемым в обществе [ЗО].

Неблагополучную семью можно рассматривать как крайнее проявление функциональной несостоятельности семьи выполнять по отношению к ребенку воспитательную и коммуникативную функции, негативно влияет на ее социальное, духовное, физическое развитие, приводит к нарушению семейных отношений, выхода ребенка из семьи.

Неблагополучия семьи определяют по следующим меркам:

— Физически материальное неблагополучие семьи;

— Аффективным — нарушение эмоциональных отношений в семье;

— Рациональным (интеллектуальным) — отсутствие общего содержательного досуга;

— Социальным (культурным) — неблагополучие в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи;

— Духовным (идеологическим) — неблагополучие в сфере духовного и нравственного здоровья [30].

Определение неблагополучия семьи дается через оценку воспитанного влияния семейного окружения ребенка, уровня выполнения родителями своих родительских обязанностей. Именно работу с неблагополучными семьями можно рассматривать как профилактику социального сиротства, выхода ребенка из биологической семьи.

Также в практике социальной работы используется также термин «семья социального риска», что диктует необходимость социальной поддержки семьи из-за невыполнения основных социальных функций. Семья социального риска — социально незащищенная семья, нуждается в социальной помощи и поддержки. Такая семья объективно не может полноценно выполнять свои функции вследствие сложных социальных условий [85].

К ним можно отнести:

• семьи, в которых воспитывается неродной ребенок (семьи опекунов, усыновителей, в которых детей воспитывают приемные родители (отчим или мачеха), приемные семьи, детские дома семейного типа);

• семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями;

• молодые семьи и тому подобное.

Предоставление социальной поддержки семьям социального риска не является необходимым условием, они самостоятельно справляются с выполнением своих социальных функций. Однако в таких семьях имеющиеся факторы риска, при определенных изменениях ситуации провоцируют возникновение кризисных состояний с которыми семья самостоятельно не сможет справиться, что приведет ее к разряду неблагополучных.

Семьи социального риска могут быть классифицированы по неблагоприятных условий жизнеобеспечения:

социально-демографические — неполные, многодетные, семьи, находящиеся в процессе развода и тому подобное;

материально-бытовые — малообеспеченные, семьи, где есть безработные и т.д.;

медико-социальные — семьи, где есть инвалиды, алкоголики, наркоманы, психически больные и тому подобное;

• психологические и социально-педагогические — семьи, где прослеживаются недобрая психологическая атмосфера, эмоционально-конфликтные отношения, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

социально-правовые — семьи, где прослеживаются криминогенные проявления образа жизни, является ранее судимые и тому подобное.

Перечисленные категории семей не обязательно неблагополучными, вместе с тем их можно отнести к группе риска. По нашему мнению более удачным такое определение семьи социального риска — семья, которая самостоятельно выполняет свои социальные функции, однако в ней имеются определенные социальные факторы, сложные жизненные обстоятельства, которые могут спровоцировать возникновение кризисных явлений и необходимости социальной поддержки [99] .

Порядком выявления семей (лиц), которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, предоставление им социальных услуг и осуществление социального сопровождения таких семей (лиц), утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины №896 от 21 ноября 2013 определены категории семей, которые рассматриваются как потенциальные получатели социальных услуг, то есть семьями группы риска. К потенциальным клиентам центров социальных служб отнесены семьи членами которых являются:

— Одинокая мать (отец)

— Дети, разлученные с семьей, не являющиеся гражданами Украины и заявили о намерении обратиться в компетентные органы с заявлением о признании беженцами;

— Инвалиды и дети-инвалиды;

— Лица, в том числе дети, пострадавшие от насилия, жестокого обращения и торговли людьми;

— Родители, у которых дети отобраны без лишения родительских прав;

— Родители, которые подали заявление о разводе или находятся в процессе развода;

— Родители — трудовые мигранты;

— Осужденные к наказанию в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, или лица, вернувшиеся из мест лишения свободы или находятся в местах предварительного заключения;

Также семьями социального риска является опекуны (попечители) детей, разлученных с семьей; семьи в которых дети находятся в интернатных заведениях или оформляются в них; родители выразили намерение отказаться от новорожденного ребенка.

Также в педагогической литературе встречается ряд терминов, характеризующих семьи относительно ненадлежащего выполнения отдельных социальных функций:

— Дисфункциональных семья — семья, в которой члены семьи воспроизводят неадекватные семейные установки, игнорируя взгляды партнера, игнорируя семейные традиции, проявляют нестабильность и несогласованность в формировании внутри- семейных социокультурных норм и традиций [38];

— Педагогически некомпетентная семья: семья в которой наблюдается нехватка педагогических знаний и навыков у родителей, оказывается в неконструктивном стиле воспитания;

— Асоциальное семья — члены которой конфликтуют с морально-правовыми нормами общества, склонны к правонарушениям [17];

— Нестабильная семья — конфликтная семья, с низкой степенью адаптации, с отсутствием необходимых материально-бытовых условий для полноценного функционирования, единых требований к воспитанию детей, несформированностью семейных традиций, с проявлениями низкого уровня общей и личностно! культуры, асоциального поведения [99].

В научных источниках встречается также термин «внешне благополучные семьи». Это семьи, которые допускают серьезных ошибок, просчетов в семейном воспитании, вследствие неумения строить правильные отношения между членами семьи, родители имеют низкий уровень педагогической культуры и образованности. В таких семьях ошибки в системе семейного воспитания имеют не ситуативный, а стойкий характер, постоянно нарушаются определенные педагогические требования к детям [35, с. 188].

К внешне благополучных семей можно отнести семьи, в которых:

— Общение родителей с детьми носит формальный характер;

— Отсутствует единство требований к ребенку;

— Отсутствие контроля со стороны родителей за успеваемостью и поведением ребенка или контроль носит односторонний характер;

— Чрезмерная родительская любовь;

— Чрезмерная строгость в воспитании, применение физических наказаний;

— Имеет место насилие со стороны мужа (отца) в отношении женщины, ребенка;

— Не учитываются в процессе семейного воспитания возрастные и индивидуально-психологические особенности личности ребенка.

Начиная с 2005 года, в практику социальной работы центров социальных служб для семей, детей и молодежи с семьями, воспитывающими детей, введен новый термин — семья, оказалась в сложных жизненных обстоятельствах. Перечень обстоятельств, которые классифицируют такие семь » й приведены в совместном приказе семи министерств «Об утверждении Порядка взаимодействия субъектов социальной работы с семьями, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах» (от 14.06.2006 г.. №1983 / 388/452/221/56/596/106 ). Согласно приказа к семьям, которые классифицируются как те, что оказались в сложных жизненных обстоятельствах, относятся:

— Семьи с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах и не в состоянии преодолеть их самостоятельно, в связи с инвалидностью родителей или детей, вынужденной миграцией, наркотической или алкогольной зависимостью одного из членов семьи, его пребыванием в местах лишения свободы, ВИЧ-инфекцией, насилием в семье, беспризорностью, сиротством, пренебрежительным отношением и негативными отношениями в семье, безработицей одного из членов семьи, если он зарегистрирован в государственной службе занятости как ищущий работу;

— Семьи, в которых существует риск передачи ребенка в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

— Несовершеннолетние одинокие матери (отцы), которым нужна поддержка;

— Семьи, члены которых находились или находятся на государственном обеспечении.

Порядком выявления семей (лиц), которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, предоставление им социальных услуг и осуществление социального сопровождения таких семей (лиц), утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины №896 от 21 ноября 2013 внесены изменения в терминологии, определяющей семь » семьи, которые нуждаются в социальной поддер, а именно: «семья, находящаяся в сложных жизненных обстоятельствах». Определено, что к семьям, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, принадлежащих семье, которые не могут самостоятельно преодолеть или минимизировать негативное влияние, определенных жизненных обстоятельств, в частности:

1) жестокое обращение с ребенком в семье;

2) отсутствие постоянного места работы в трудоспособных членов семьи;

3) отсутствие жилья, предназначенного и пригодного для проживания;

4) отбывания наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, заключение под стражу одного из членов семьи, насилие в семье (в том числе в отношении ребенка);

5) длительная болезнь, установленная инвалидность (в том числе детей), врожденные пороки физического и психического развития, малообеспеченность, безработица одного из членов семьи, негативно влияет на выполнение родительских обязанностей, приводит к ненадлежащего содержания ребенка и ухода за ним ;

6) образ жизни, в результате которого один из членов семьи частично или полностью не имеет возможности или возможности же

стоянно заботиться о личной жизни и участвовать в общественной жизни;

7) уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию ребенка;

8) отнятия у родителей ребенка без лишения родительских прав;

9) стихийное бедствие;

10) дискриминация лиц и / или групп лиц.

Вместе с тем термин » сложные жизненные обстоятельства» , определенный Законом Украины «О социальных услугах» вмещает значительно шире перечень жизненных обстоятельств, нарушающих нормальную жизнедеятельность человека: инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество , сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативные отношения в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и тому подобное. К сложным жизненным обстоятельствам относят также: ухудшение материально-бытовых условий, постепенное обнищание, потерю работы, все, что вызывает у людей чувство незащищенности, страха перед завтрашним днем, все, что ведет к нарастанию напряжения в семье, негативно сказывается на воспитании детей .

То есть прослеживается несоответствие между терминологией и критериям, которые определяют семьи, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, и является объектом деятельности центров социальных служб для молодежи.

Семья в сложных жизненных обстоятельствах — семья, которая потеряла свои воспитательные возможности из-за возникновения сложных жизненных обстоятельств, нарушающих нормальную жизнедеятельность одного или нескольких членов семьи, последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно.

Учитывая направления социальной работы с семьей на обеспечение безопасных и гармоничных условий развития и воспитания ребенка в семье, термин «семья, находящаяся в сложных жизненных обстоятельствах», как объект деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, можно выразить через оценку реализации именно воспитательной функции.

Семья с детьми в сложных жизненных обстоятельствах — семья, которая потеряла свои воспитательные возможности в связи с возникновением сложных жизненных обстоятельствах, нарушающих нормальную жизнедеятельность одного или нескольких членов семьи, негативно влияют на жизнь и развитие ребенка, причем последствия этих обстоятельств семья не может преодолеть самостоятельно [39].

Основной задачей центров социальных служб по работе с семьями, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, определяется не процесс предоставления социальных услуг, а создание условий, при которых семья получает способность самостоятельно решать жизненные проблемы.

Еще одной категорией семей, нуждающихся в социальной поддержке есть семьи, которые воспитывают детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки : приемные семьи и детские дома семейного типа.

Приемная семья — семья, которая добровольно взяла из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, от 1-го до 4-х детей на воспитание и совместное проживание (в соответствии с Законом Украины «Об охране детства») Функционирование приемных семей регулируется Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины (2002 г.).

Детский дом семейного типа — отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, не состоящего в браке, для обеспечения семейным воспитанием и совместного проживания не менее пяти детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (Семейный кодекс Украины статья 256-2). Функционирования детских домов семейного типа регулируется Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины №564 от 26 апреля 2002

Целью создания приемных семей и детских домов семейного типа является обеспечение надлежащих условий для воспитания в семейном окружении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Особенностью приемной семьи и детских домов семейного типа (ДДСТ) как формы семейного устройства детей, оставшихся без родительской опеки, является то, что:

— Ребенок, который воспитывается в приемной семье / ДДСТ не лишается статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, за ней остаются все льготы, предусмотренные законодательством для таких категорий детей;

— Кандидаты в приемные родители / родители-воспитатели обязательно проходят курс подготовки, рассчитанный на осмысление родителями проблем, связанных с приходом в семью нового питомца, освоения социального статуса — воспитателя приемного ребенка;

— Обязательным условием функционирования приемной семьи / ДДСТ является государственная социальная поддержка, которая реализуется в форме социального сопровождения;

— Приемные родители / родители-воспитатели в решении проблем приемного ребенка сотрудничают с социальным работником, который осуществляет социальное сопровождение приемной семьи / ДДСТ; социальный работник выступает посредником между приемной семьей и государственными структурами, которые занимаются проблемами детей;

Содержание приемного ребенка / ребенка-воспитанника в семье финансируется государством, родителям выплачивается денежное обеспечение;

— Семья получает статус «приемной семьи» / «детского дома семейного типа» на основании решения местного органа исполнительной власти, между приемными родителями / родителями-воспитателями и органом, который принимает решение о создании приемной семьи, заключается договор / соглашение об устройстве детей на воспитание и совместное проживание, определяющий права и обязанности обеих сторон;

Контроль за функционированием приемной семьи / ДДСТ осуществляет служба по делам детей.

Существенным отличием детского дома семейного типа от приемной семьи является количество воспитанников — семья воспитывает от 5 до 10 детей, что соответственно увеличивает психологическое и физическое нагрузки родителей-воспитателей. Также одной из условий создания детского дома семейного типа предусмотрена возможность обеспечения жильем семьи в соответствии с потребностями обеспечения условий развития детей-воспитанников.

Источник:
Категории семей, нуждающихся в социальной поддержке
Категории семей, нуждающихся в социальной поддержке В первую очередь, на уровне научного методического и законодательного определения должно быть обосновано, какие именно категории семей и при
http://studbooks.net/78675/sotsiologiya/kategorii_semey_nuzhdayuschihsya_sotsialnoy_podderzhke

Межличностные отношения в семье

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Но прежде, выясним, как определяется понятие «межличностные отношения». В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения» [18, с. 231].

В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать межличностные отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик [18, с. 32]:

— на основании объекта: диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.;

— на основании задач, решаемых исследователем: выявления групповой сплоченности, совместимости и т.д.;

— на основании структурных особенностей используемых методик: опросники, проективные методики, социометрия и т.д.;

— на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений: методики субъективных предпочтений и др.

Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:

1) диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы – социометрический тест Дж. Морено, а также ряд его модификаций – например, аутосоциометрические методики. Называя методологические недостатки этой группы, авторы отмечают следующее: «…сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния процесса психической защиты… может кардинально измениться…»;

2) методики косвенной оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение. Среди недостатков – неразработанность и узость даваемой информации;

3) методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна, более зависима от психологической теории, которой руководствуется исследователь;

4) диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы – «Калифорнийский психологический опросник личности (СРI) и методику Т. Лири;

5) методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик – проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, о себе в них, об его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются «большим удельным весом» субъективизма в интерпретации данных.

Подробнее рассмотрим методику Т. Лири (Методика диагностики межличностных отношений). Опросник разработан Т. Лири в 1957 г. и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, бази­руется на представлении о важной роли оценок и мне­ния значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реа­лизуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы. «Чистое» определение самооценки подразумевает всего два варианта: л .

В общественном виде в отечественной педагогике процесс влияния семьи на воспитание будущего поколения принято называть семейным воспитанием. Однако И.С.Кон [12] выдвинул идею о сочетании целенаправленного влияния семьи и всей внутрисемейн .

Целью исследования является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности. Объект исследования – личностные особенности в ранней юности. Предмет исследования – временные представления в р .

Атмосфера в семье, которая может быть дружественной, безразличной, враждебной, отчужденной и т. д., является определяющим фактором полноценности развития психики ребенка. Одним из самых важных факторов, определяющих типы взаимоотношений между супругами и атмосферу семьи, является совместимость членов семьи как личностей, каждая из которых обладает определенным темпераментом и характером.

При этом поведение любого человека, а следовательно, и атмосфера семьи определяется и отношением к самому себе. Чувствуя себя желаемым объектом, член семьи ведет себя уверенно. А тот, кто считает себя недостойным, подозревает подвох даже при уважительном отношении к себе со стороны близких.

В семейных отношениях присутствует также и неосознаваемое поведение, к которому относится считывание выразительных мимических движений, которые человек воспринимает бессознательно. В этом случае он поступает соответственно воспринятым эмоциям другого. Гармоничные и счастливые отношения между супругами определяются также их идеалами и притязаниями, от совпадения которых будет зависеть реальное благополучие семьи.

В каждой семье между ее членами определенным образом распределены социальные роли, причем каждый несет не одну конвенциональную роль. Так, к примеру, муж — одновременно и отец, а жена выступает сразу и в роли матери. Исполнение таких межличностных ролей зачастую отличается от того, чего требуют конвенциональные роли, так как каждая определенная роль воспринимается соответственно личным качествам каждого человека. Поэтому межличностные отношения могут значительно отличаться от предполагаемых, несмотря на то что роли в семье между матерью и детьми распределены конвенционально, так как мать может любить одного из детей и пренебрегать другим, к примеру, или дети могут не подчиняться авторитету родителей.

Семья является еще одной важной сферой жизни человека, в которой имеет мес то постоянное и тесное общение и в которой складываются своеобразные межлич ностные отношения. Ведь брак определяется как юридически закрепленные се мейные отношения между мужчиной и женщиной, которые проявляются на фоне постоянного общения их друг с другом. Заключение брака предполагает взятие на себя определенных обязательств во взаимоотношениях друг с другом. Семейные отношения начинаются с выбора супруга и расширяются и усложняются по мере роста семьи и необходимости воспитания детей.

Считается, что при выборе партнера женщины проявляют себя более разборчи выми, чем мужчины. Несмотря на имеющееся между ними сходство в наиболее желательных чертах характера (сговорчивость и открытость для нового опыта, интеллект), все же как мужчины, так и женщины смотрят на своих избранников разными глазами. Мужчина в глазах женщины воспринимается прежде всего как зрелая личность. Она ценит в мужчине прежде всего ум, культуру, интеллигент ность, доброту, порядочность. А. Г. Харчев (1979) задал замужним женщинам во прос: «Что вы больше всего ценили в своем муже до вступления в брак?» Ответы были такими: ум (64%), серьезность (58%), любовь к работе (46%), силу и муже ственность, а также веселый нрав (по 44%), общественный почет, уважение к нему других (40%).

Возможно, тем, кто разделяет веру в таинственное происхождение романтической любви, это утверждение покажется слишком примитивным, но социологам известно, что большинство людей находят свою «вторую половину» среди соседей, коллег или одноклассников (Bossard, 1932; Burr, 1973; Clarke, 1952; Katz, Hill, 1958).

Майерс Д., 2004, с. 500.

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 367

Мужчину же прежде всего привлекает в женщине природное начало: ее внеш ность, фигура, походка и т. д. Вследствие этого нередки случаи, когда умные, об разованные мужчины влюбляются в недалеких и красивых «пустышек», вроде «людоедки Эллочки», жены инженера Щукина из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

По данным социологических опросов, проведенных в нашей стране в 80х гг. ХХ в., материальную обеспеченность как мотив брака назвали всего 3,1% женщин, тогда как общность взглядов, интересов — около 30, любовь — около 50% (В. Т. Ли совский, 1986).

О. В. Митина и В. Ф. Петренко (2000) выявили брачные предпочтения россий ских и американских женщин (рис. 19.1).

Наиболее предпочтительным для российских женщин (в основном это были москвички) является брак с человеком более высокого социального статуса или с простым человеком, хорошим хозяином, живущим «земными» проблемами. За этими выборами, отмечают авторы, просматривается желание найти в браке без опасность, стабильность, гарантированный уровень жизни. Для американок наи более предпочтителен мужбизнесмен, хотя велика доля женщин, хотевших иметь мужа более высокого социального статуса.

Не всем удается найти спутника жизни с неотразимой внешностью. Так как же люди ищут свою вторую половину? Если судить по результатам исследования, проведенного Бернардом Мар_ стейном (Murstein, 1986), мы склонны выбирать тех, кто не более и не менее привлекателен, чем мы сами. Результаты нескольких исследований свидетельствуют о тесной корреляции между внешней привлекательностью супругов, влюбленных и даже членов одного и того же клуба (Feingold, 1988). Люди склонны выбирать в друзья, а особенно в супруги, тех, кто соот_ ветствует им не только по уровню интеллекта, но и по уровню привлекательности.

Эксперименты подтверждают факт существования этого феномена соответствия. Вы_ бирая, к кому подойти с предложением знакомства, и зная, что в ответ может услышать и «да», и «нет», человек обычно выбирает того, чья физическая привлекательность примерно соответствует его собственной (Bersheid et al., 1971; Huston, 1973; Stroebe et al., 1971). Хо_ рошее соответствие физических данных также может быть и основой для хороших отноше_ ний — к этому выводу пришел Грегори Уайт (White, 1980) на основании опроса влюбленных пар… Спустя 9 месяцев после опроса оказалось, что наиболее гармоничные из них (с точки зрения физической привлекательности) связывает еще более сильное чувство.

Майерс Д., 2004, с. 506–507.

Существенным моментом, затрудняющим женщинам вступление в брак, явля ется их высокий уровень образования и зарплаты. Сказывается то обстоятельство, что некоторые мужчины начинают ощущать свою неполноценность и чувствуют себя некомфортно с женщинами более образованными, особенно с теми, кто име ет ученую степень (Л. А. Коростылева, 2000). В то же время более низкий образо вательный уровень женщины мужчину не смущает. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень образования у мужчин, вступивших в брак, значительно выше, чем у женщин. То же можно сказать и в отношении зарплаты женщин: среди всту пивших в брак мужчин их зарплата чаще более высокая, чем у женщин.

Рис. 19.1.Брачные предпочтения российских и американских женщинВопросы: 1 — выйти замуж за человека более высокого социального статуса; 2 — выйти замуж за простого человека, хорошего хозяина, живущего «земными»

проблемами; 3 — выйти замуж за человека другой национальности; 4 — выйти замуж за любимого человека с очень низкими доходами без перспективы их увеличить; 5 — выйти замуж за бизнесмена; 6 — выйти замуж за человека, посвятившего свою жизнь науке; 7 — выйти замуж за человека искусства (музыканта, поэта, артиста); 8 — выйти замуж за иностранца и уехать жить за границу; 9 — выйти замуж за военнослужащего; 10 — выйти замуж за политического деятеля; 11 — выйти замуж за рабочего; 12 — находиться на содержании у состоятельного мужчины; 13 — выйти замуж за «звезду» (спорта,

эстрады, кино); 14 — выйти замуж без любви, по расчету; 15 — выйти замуж за фермера; 16 — выйти замуж за человека другой расы; 17 — не выходить замуж, полагая, что лучше прожить жизнь одной; 18 — выйти замуж за глубоко религиозного человека; 19 — выйти замуж за представителя криминальных структур

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 369

Психологическая характеристика межличностных отношений подростка в семье и в школе

1. Пожалуйста введите слова с картинки:

. Межличностные отношения подростков

. Подросток в школьном классе

.1 Диагностика межличностных отношений в классе

.2 Влечения подростков как механизм формирования психологических проблем в области межличностных отношений в школьном коллективе

. Подросток и семья

.1 Положение подростка в семье и отношения с родителями

.2 Типы конфликтов между подростками и родителями и способы их преодоления

.3 Исследование стилей воспитания подростка в семье

Межличностные отношения подростка в школьном коллективе и положение в семье связаны с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива и семьи, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей подростков, отношения к подросткам родителей.

Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива подростков. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой — возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.

Межличностные отношения подростков в классе и семье — это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива подростков. Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций, норм и символов.

Цель данной работы — психологический анализ межличностных отношений подростка в семье и школьном классе.

Задачами данной работы являются:

1.Рассмотреть теоретические основы межличностных отношений подростков в школьном классе.

2.Рассмотреть теоретические основы межличностных отношений подростков в семье.

1.Особенности межличностных влечений могут служить предпосылками психологических проблем межличностных отношений подростков, а через работу с влечениями имеется возможность корректировать эти проблемы.

2.Межличностные отношения в классе подростков устойчивы и разные методы исследования коллектива подростков покажут одинаковые результаты.

Объект исследования: школьный коллектив и семья подростка.

Предмет исследования: категории и составляющие межличностных отношений подростка в школьном классе и семье.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав и заключения

1. Межличностные отношения подростков

Одна из главных тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психо-сексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-либо групп

Источник:
Межличностные отношения в семье
Исследование межличностных отношений в семье. Межличностные отношения в семье. Межличностные отношения и общение в семье. Психологическая характеристика
http://lovewithyou.ru/krizis-v-semejnyx-otnosheniyax/mezhlichnostnye-otnosheniya-v-seme/

Типы семьи, отношения в семье

Классифицировать семьи можно по разным признакам:

— по количеству детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная;

— по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая;

— по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей;

— с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками;

— с двумя и более брачными парами с детьми или без детей и т.д., прочие семьи;

— по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные;

— по семейному быту: семейному укладу: семья «отдушина» семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

— по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

— по семейному стажу: молодожены, молодая, ждущая ребенка, среднего супружеского возраста, старший супружеский возраст, пожилые супруги;

— по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

— по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (проживающая в труднодоступных местах или на Крайнем Севере);

— по типу потребительского поведения: наивно потребительский, физиологический, интеллектуальный, с высоким уровнем расходов на покупку книг, зрелищных мероприятий и т.д.

— по особым условиям семейной жизни; студенческая и т.д.

Бездетные семьи — если в течение десяти лет супружеской жизни в семье нет детей, обычно бывают поздние браки, около 1% не хотят вообще иметь детей. Однодетные — довольно многочисленны, больше отрицательных, чем положительных сторон в воспитании единственного ребенка: мало играет со сверстниками, хуже развиваются эмоциональные качества, слишком многое прощается, все дозволяют, ощущает себя центром внимания, быстро привыкает к своей особой роли и не чувствует необходимости заботиться о других — вырастает безответственным, эгоистичным, несамостоятельным, безвольным, может обладать не самой лучшей комбинацией родительских генов.

Малодетные семьи наиболее типичны, присущие однодетным семьям недостатки во многом устраняются при появлении второго ребенка, несколько повышается стабильность брака. Многодетные семьи — встречаются не так часто. Многодетной становится с появлением третьего ребенка, разводы довольно редки, семьи отличаются большей сплоченностью.

Неполные семьи — без одного из супругов с детьми, большей частью возникают после распада семьи. Весь жизненный уклад сильно отличается от уклада других семей. Около 50% несовершеннолетних правонарушителей живут в неполных семьях. Вместе с тем выросшие в неполных семьях обладают большой самостоятельностью и более развитыми «человеческими» качествами — понятливостью, отзывчивостью, эмоциональностью, обычно раньше начинают работать, раньше вступают в жизнь.

Отдельные, простые или нуклеарные семьи — преобладающая форма среди всех семей. «Нуклеарная» — ядро, т.е. главная часть, основа, отдельно от родителей и родственников живущая супружеская пара с детьми или без. Это способствует самовыражению, проявлению способностей, личных качеств супругов, и качеств не только положительных.

Расширенные, сложные семьи или семьи нескольких поколений. Быт, как правило, хорошо налажен. Молодой паре легче воспитывать детей, больше свободного времени. Межпоколенное общение в них пока еще остается одной из проблем.

Эгалитарные семьи — в которых нет одного главы семьи и совместные решения в семье принимают оба супруга. Вопрос «власти» — один из самых сложных вопросов — в эгалитарных семьях практически не возникает. Этому помогает усвоенный по отношению друг к другу и к семейной жизни принцип или девиз «не считаться», т.е. меньше обращать внимание на то, кто сделал больше, кто меньше.

Авторитарные семьи (или авторитарный тип семейных отношений) – семьи, в которых глава семьи один. По данным обследований, главой каждой шестой семьи является муж, а каждой восьмой — жена. Иногда «борьба за власть» в семье у молодых супругов обостряется настолько, что вся семейная жизнь превращается в сплошную ссору на тему, «кто кого должен слушать, кто что должен делать, какая жена — и какой муж должны быть, чтобы семья была хорошая». Такие семьи долго не существуют.

Семья — отдушина — достоинство такой семьи состоит в том, что она дает человеку общение, моральную и эмоциональную поддержку. Для такой семьи характерна чуткость, доверительное общение, откровенность; в ней человек может рассчитывать на понимание, если даже не всегда прав.

Семьи по образцу хозяйственно-бытовой ячейки — когда основными качествами семьянина считается помощь и участие в домашних делах, где основное внимание уделяется организации бытового комфорта, чистоте, порядку, здоровью, питанию, правильному режиму и отдыху.

Детоцентрические семьи — основой семейной жизни, центром интересов и забот считают детей, их воспитание и развитие, здоровье и образование.

Семья типа дискуссионного клуба или спортивной команды — ситуация спора, спортивного соревнования наиболее полно соответствует и реализует их интересы. Супругам в них незнакомо однообразие жизни, у них постоянно новые планы, много путешествуют, много видят, умеют, знают.

Социально-гомогенные (однородные) семьи — имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов. Атмосфера спокойная, доброжелательная, но и активность семейной жизни невысока, чаще семьи – «двуглавые».

Социально-гетерогенные (разнородные) семьи — объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации, устойчивость брака во многом определяется позициями супругов. Характерно отсутствие общих интересов, нестабильность, браки большей частью проблемные. Ревность — одна из главных причин конфликтности. Вместе с тем семьи активны, супруги стремятся занять более высокое социальное положение, проявляется авторитарный тип отношений — выделяется один глава семьи.

Молодая семья — счастье в семейной жизни зависит не только от чувства: нужны доброта, уступчивость, заботливость, тактичность, внимание к близким и родственникам и не только к своим, а и супруга. Проявляется феномен открытия в другом более сложного человека. После чего начинается самое трудное для образа жизни, приспособление к привычкам своей «половины», к совершенно новому стилю жизни. Нет человека без недостатков, однако трудно отделить их от достоинств, и ненароком можно уничтожить и те и другие.

Семья, ждущая ребенка, подчиняет всю свою жизнь интересам будущего ребенка. Многие данные говорят о том, что основы психики, темперамента, характера будущего ребенка во многом зависят от того, в каких условиях находилась; мать, какое настроение преобладало у нее во время беременности и насколько появление ребенка было желанным. Ребенок приносит в дом ощущение радости, гордости; само его существование создает атмосферу, усложняет и обогащает взаимоотношения супругов.

Семья среднего супружеского возраста представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Одна из проблем — рутина семейной жизни, однообразие, т.к. уже выработался стереотип в отношениях, что упрощает, но и обедняет совместную жизнь — выход в разнообразии семейного времяпрепровождения.

Благополучные семьи характерны тем, что супруги и другие члены семьи высоко оценивают друг друга, недостатки обладают свойством обращаться в достоинства, конфликтов практически нет, возникающие разногласия ссорами назвать трудно — супруги, скорее, договариваются, как сделать лучше, чтобы решить трудные или непонятные вопросы. Образуются и сохраняются собственные традиции и ритуалы, делающие семейную жизнь более интересной

Устойчивые семьи — семьи, которых конфликты и развод не касаются — практически имеют те же особенности, что и благополучные семьи.

Социально-неблагополучные семьи — семьи с низким культурным уровнем и употреблением алкоголя или другими вредными привычками, в том числе наркотики, атмосфера этих семей порождает «трудных» детей.

Проблемные семьи — отсутствие взаимности у супругов и неумение сотрудничать, мнения супругов по многим вопросам рассогласованы, интересы не совпадают.

Конфликтные семьи — выделяются наличием психологической несовместимости у супругов или членов семей, непосредственным поводом для конфликта может служить что угодно — не так что-то сделал, сказал, не обратил внимания, не помог и т.д.

Студенческие семьи — семьи, в которых оба супруга обучаются в вузе. Часто не имеют собственного жилья, достаточных средств для жизни, но вместе с тем они наиболее сплоченные, активные, эмоциональные, готовые воспринять все новое и очень отзывчивы ко всему новому.

«Дистантные» семьи — жизнь в них большей частью проходит для каждого из супругов отдельно из-за специфики профессии одного или обоих брачных партнеров (моряки, геологи, военные, артисты, спортсмены и т.д.). Острота, свежесть чувств характерны для таких семей. В них нередка атмосфера непрекращающегося «медового месяца». В то же время они могут быть неустойчивыми.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие семьи как социального института. Проанализировать определение семьи, данное А.Г. Харчевым.

2. Из многообразия типов семей выбрать один и раскрыть содержание и специфику работы социального педагога с данным типом семей.

3. Каковы основные функции семьи?

4. Каков цикл семьи?

5. Каковы конфликты в семье и три выхода из них?

6. Каковы проблемы современной семьи?

1. Социальный институт семьи и брака. Сущность, структура и основные функции семьи.

2. Типология семейных структур.

3. Проблемы современной семьи и поиск их решения. Семья в процессе модернизации Российского общества.

Источник:
Типы семьи, отношения в семье
Классифицировать семьи можно по разным признакам: — по количеству детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная; — по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная
http://infopedia.su/13xff6d.html

COMMENTS