Как семья влияет на ребенка

Wellness Blog

Рассказывая взрослым о взаимодействии с ребенком, психологи традиционно говорят о возрастных и гендерных особенностях детей и подростков. В последние годы набирают популярность исследования того, как различаются модели поведения детей в зависимости от их возрастного соотношения с братьями и сестрами. Иногда этот фактор влияет на характер даже больше, чем социальные и экономические условия взросления.

Оценивая собственный родительский опыт, глядя на другие семьи, где растут дети, мы подчас поражаемся, насколько разными могут быть родные братья и сестры — по внешности, характеру, способностям, моделям поведения. Большую часть различий, доверяя генетике, можно объяснить природными данными, с которыми ребенок уже рождается. Но тип поведения? Мы ведь всех любим и воспитываем одинаково, а реагируют на сходные ситуации родные по крови и выросшие в одних и тех же условиях дети совершенно по-разному.

По статистике, большинство российских семей растит одного ребенка. Это дает ему неоспоримые преимущества, но и лишает некоторых возможностей. Единственному малышу достается вся родительская любовь и забота. Взрослые превозносят его способности и готовы восхищаться самыми незначительными успехами. Обязанностями по дому он не слишком обременен — ведь вокруг столько любящих и заботливых людей. Такое спокойное и счастливое детство дарит ребенку уверенность в себе, высокую самооценку, развитие природных способностей.

Однако единственный ребенок может стать и объектом непомерных амбиций взрослых. Все несбывшиеся мечты, нереализованные планы родителей тяжким бременем ложатся на его плечи — а разделить эту ношу не с кем. В результате мальчик вынужден заниматься в футбольной секции лишь из-за того, что папа в его возрасте мечтал стать футболистом. А дочь несостоявшейся актрисы становится участницей бесконечных кастингов для рекламного ролика или детского конкурса на ТВ.

Дети, растущие среди других сиблингов (так на западе называют родных братьев и сестер), часто завидуют единственным детям. Еще бы — тем не приходится сражаться за лучшее место, за право быть первым во всяких удовольствиях, им не нужно охранять от посягательств родни свои вещи и игрушки. Но, лишенные подобной «борьбы» за неотъемлемые права, единственные дети не учатся защищать и отстаивать их. Поэтому когда они попадают в группу ровесников, лишившись ежеминутной родительской опеки (например, в школе), столкновение со сверстниками бывает довольно болезненным: никто тобой не восхищается за просто так, а наоборот, каждый норовит поддразнить и доказать, что он тут главный.

Выросший в окружении только взрослых, ребенок часто обладает серьезностью, ответственностью, независимостью, развитым воображением, любовью к уединению. Он не очень-то привык принимать в расчет других людей, даже тех, к кому относится с любовью и нежностью. Например, молодой человек, выросший без братьев и сестер, счастливо женился, но, возвращаясь с работы, уходил прямиком в свою комнату на полчаса — час, чтобы побыть в одиночестве. Он так поступал до свадьбы и даже не подозревал, что его жена (выросшая, кстати, в многодетной семье) чувствует себя в это время совершенно потерянной и не понимает, что происходит.

Совет. Чтобы единственный ребенок не увлекся ролью центра вселенной, хорошо бы поощрять его желание делиться игрушками и сладостями с другими детьми и даже со взрослым окружением. Ему особенно необходимы понятные правила и рамки, нарушать которые нельзя. Единственный малыш должен иметь право на собственное пространство, но и выполнять некоторые обязанности. Хотя бы по самообслуживанию. Неумение общаться на равных может сыграть с ним злую шутку, поэтому давайте возможность единственному ребенку почаще играть с другим детьми, ссориться и самостоятельно выходить из конфликтов, договариваться, говорить «нет». Часто единственные дети, чувствуя потребность в заботе о ком-то, просят родителей завести собаку или котенка. Возможно, этот вариант покажется вам приемлемым.

Иногда единственный ребенок просит-просит у родителей брата или сестру. И только когда его желание исполняется, понимает, насколько опрометчивым оно было. Ведь из единственного он превратился в старшего. Практически всегда — это травма, ведь родительскую любовь, заботу, прежде принадлежавшую ему одному, теперь приходится делить с беспомощным крикливым существом. Веселья от него никакого, ни поиграть, ни почитать вместе, зато мама, бабушки с ним нянчатся круглые сутки.

Мудрые родители стараются сделать все, чтобы старший не сомневался в их любви. Но младенец требует огромного количества сил, времени, терпения. И старший становится помощником, хотя бы в мелочах. Эта позиция непременно повлияет на его характер. Как правило, старшие дети при разумном поощрении и внимании взрослых довольно спокойно вживаются в образ заботливого опекуна и покровителя. И зачастую сохраняют его в течение долгих лет.

Если только в дело не вмешается конкуренция. Старшему обычно достается больше забот, но это компенсируется его ролью самого разумного, сильного, надежного, умелого из детей. Утешение для самолюбия может быть сведено на нет, если у мальчика появляется младшая сестра, причем с небольшой разницей в возрасте. Поскольку девочки опережают мальчишек в развитии, старшему брату, с одной стороны, все же приходится заботиться о малышке, уступать ей, с другой — выслушивать родительские упреки: «Посмотри, какая умница твоя сестра, хоть и младше, а смогла (выиграла, сделала быстрее, аккуратнее…)».

Еще один, крайне неблагоприятный, вариант: старшая девочка и долгожданный сын. В этом случае на ненаглядного наследника направлены все умильные взоры родни, а сестра страдает от ревности сильнее, чем ее «коллеги» в других семьях.

Совет. Если родители не хотят вырастить из старшего ребенка несчастного ревнивца или вечную няньку для всех нуждающихся, они еще перед появлением в семье новорожденного (и в дальнейшем) помогают ребенку осознать свою роль старшего. А еще планируют специальное время для общения только с ним, несмотря на круговорот забот о младенце. Ведь старший ребенок, обретший новый статус, нуждается в заботе, подарках и внимании больше, чем кто бы то ни было другой в семье.

Это баловень судьбы. По крайне мере, в детстве. Он купается в заботе и умилении взрослых — на зависть старшим сиблингам. И никогда не лишится своих привилегий. Иногда младший (как и единственный) ребенок становится заложником гиперопеки взрослых: постаревшие родители продолжают эмоционально удерживать своего давно выросшего «малютку», в то время как старшие давно разлетелись из семейного гнезда и обустраивают собственную жизнь.

У младшего и единственного вообще много схожих черт: сосредоточенность на себе, уверенность, раскованность, зачастую инфантильность. Ведь взрослые всегда на их стороне. Но младшему, в отличие от единственного ребенка, приходится столкнуться с ревностью старших братьев и сестер. Даже соперничая между собой, они могут вступать в коалицию против него. Поэтому младшие довольно рано учатся искусству дипломатии, а то и манипулирования. Им приходится вырабатывать такую стратегию поведения, которая позволяет оставаться любимчиком у взрослых и не раздражать при этом остальных детей.

Вместе с тем, подрастая, младший обнаруживает, что другие дети в семье уже чего-то достигли, а он, в силу возраста, не дотягивает до их результатов. И тут ребенок пускается во все тяжкие, чтобы доказать миру, что он не хуже прочих, старается продемонстрировать свою независимость и значимость. В этом отчаянном соревновании младшие дети зачастую становятся поклонниками экстремальных видов спорта, радикальных политических идей. Одним словом, бунтарями и любителями острых ощущений.

Совет. Не стоит демонстративно уделять младшему больше внимания, помогать больше, чем ему необходимо. Воспитывая младшего, нужно специально создавать ему пространство для развития самодисциплины и навыка принятия решений. Ведь в семье он всегда «прикрыт» чьей-то заботой и ответственностью.

Источник:
Wellness Blog
Рассказывая взрослым о взаимодействии с ребенком, психологи традиционно говорят о возрастных и гендерных особенностях детей и подростков. В последние годы набирают популярность исследования того, как различаются модели поведения детей в зависимости от их возрастного соотношения с братьями и сестрами. Иногда этот фактор влияет на характер даже больше, чем социальные и экономические условия взросления
http://wellness.co.ua/article/kak-poryadok-rozhdeniya-detej-v-seme-vliyaet-na-ix-xarakter/

Влияние семьи на развитие ребе?нка

Влияние семьи на развитие ребёнка

Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребёнка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.Благополучию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая даёт чувство защищённости, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи:

v Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребёнка. Она даёт ребёнку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

v Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определённым способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённый тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребёнка.

v Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

v Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми.

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ ОКАЗЫВАЮТ РЕШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.

Рассмотрим два из основных типов детско-родительских отношений.

Авторитарный тип

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.

При таком стиле детско-родительских отношений:

v ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;

v у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;

v ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.

В дальнейшем этом может привести к тому, что ребёнок:

v при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей семьёй;

v вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем;

v став взрослым, либо сам приобретёт авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Гиперопекающий тип

Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско-родительских отношений:

v у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;

v они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;

v до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.

В дальнейшем этом может привести к тому, что:

v ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;

v он станет инфантильно-потребительски относиться к миру

Источник:
Влияние семьи на развитие ребе?нка
Влияние семьи на развитие ребёнка Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребёнка. Связь между родителями и детьми относится к
http://sundekor.ru/referat/dlya-studenta/vliianie-semi-na-razvitie-rebenka/

Статья по теме: Влияние семьи на развитие ребенка

Влияние семьи на развитие ребенка

1. Семья как основа чувства безопасности

2. Модели родительского поведения

3. Семья и приобретение жизненного опыта

4. Дисциплина и формирование поведения

5. Общение в семье

Влияние семьи на развитие ребенка

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Семья как основа чувства безопасности

Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

Модели родительского поведения

Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти, это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другими.

Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить , что дети учатся у родителей определенным способом поведения , не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила ( готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как родители.

Семья и приобретение жизненного опыта

Влияние родителей особенно велико потому, что являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того , с детьми важно много беседовать.

Дети , жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящее вокруг перемены.

Дисциплина и формирование поведения

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка . В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5 Общение в семье

Общение в семье позволяет ребенку выработать собственные взгляды, нормы, установки, и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Проблемы детско – родительских отношений и благополучия ребенка в семье

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. Дети в семье — дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующее влияют на ребенка.

Два стиля родительского воспитания.

Демократический – характеризуется следующим: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий – предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Типы воспитательной деятельности их родителей .

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Родители любят и понимают своих детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам . Но такие родители часто проявляют твердость, жесткость.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать , а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишая права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением ребенка — основа их воспитания. Часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля. Развивается чувство вины или страха перед наказанием и , как правило, слабый самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из – за своей постоянной настороженности. Они подозрительны, угрюмы, тревожны.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Родители не склонны контролировать своих детей. Разрешают детям делать все, что им захочется. Чаще нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. А родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка , в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

Воспитание в семье через роли, которые выполняет ребенок .

« Козел отпущения » — Роль возникает в семье, когда супружеские проблемы переходят на ребенка. Он отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

« Любимчик» —- Когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке.

« Беби» —— Ребенок отдален от родителей, он вытесняется из семейной общности, ему предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

« Примеритель » ——Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важное место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

Одна из важнейших функций семьи — благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности.

Влияние родительских установок на развитие детей .

Источник:
Статья по теме: Влияние семьи на развитие ребенка
Влияние   семьи  на  развитие  ребенка 1. Семья  как  основа  чувства  безопасности2. Модели  родительского  поведения3. Семья  и 
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/10/15/vliyanie-semi-na-razvitie-rebenka

COMMENTS