Как родители влияют на воспитание ребенка

Влияние отца на ребенка и формирование его личности

Влияние отца на ребенка и формирование его личности

Автор: admin · Опубликовано 11.01.2018 · Обновлено 20.01.2018

Мать и отец – двое самых близких для ребенка людей и самых значимых для его развития. Долгое время специалисты первостепенную роль в воспитании ребенка признавали за матерью. Недавние исследования детско-родительских отношений показали особое влияние отца на ребенка. Активно задействованный в воспитании папа часто гораздо эффективнее влияет на формирование его личности, чем мама.

Ребенок не может обходиться без родительской любви, так как не способен на первых порах выжить самостоятельно. По сути, любовь родителей означает для маленького беспомощного человека разрешение на жизнь. Если тебя любят, ты обеспечен едой, защитой, заботой, вниманием – ты будешь жить.

Но любовь мамы и папы изначально неодинакова:

  1. Материнская любовь по своей природе безусловна, так как подчиняется инстинкту. Она не требует никаких условий («люблю тебя, потому что ты есть»), в норме проявляется сразу же при появлении малыша на свет и создает основу для его развития. Ребенок только тогда начинает исследовать окружающий мир, когда его базовые биологические потребности удовлетворены.
  2. Отцовская любовь безусловной не является, её ещё надо заслужить, завоевать. Другими словами, это любовь «за что-то». Возникает она у папы не сразу, а созревает в течение первых лет отцовства.

Оба типа любви необходимы ребенку для гармоничного развития, просто родителям отведены разные роли. Мама – это эмоциональность, чувственность, это человек, который поддержит, пожалеет, успокоит. Папа – рационализм, опора и защита, помощь в преодолении трудностей, проводник в неизвестный внесемейный мир.

Отцы, добровольно вовлечённые в воспитательный процесс, в первые годы жизни малышей способствуют их физическому развитию. Мужчины более склонны к физическим забавам и подвижным играм, что стимулирует развитие у деток основных двигательных навыков.

Для успешного влияния отца на ребенка очень важно раннее начало их общения. Изучение реакций годовалых младенцев обнаружило, что дети заботливых пап не так боятся и меньше плачут, оставшись наедине с незнакомыми людьми.

Папы лучше обучают детей практическим действиям с предметами. Они расширяют кругозор, развивают мышление, отдавая предпочтение конструкторам и головоломкам.

Мужчинам в общении с ребенком не свойственно сюсюкать и коверкать слова, поэтому они непроизвольно учат разговаривать чисто и правильно.

До 7-8 лет ребенок осваивает основные бытовые навыки через механизм подражания – делай, как я. Ему важно слышать одобрение родителя – тогда он охотно учится дальше.

Ученые выяснили, что подростки реже конфликтуют и чаще прислушиваются к мнению отцов, если с раннего детства между представителями разных поколений был установлен тесный эмоциональный контакт.

Хороший отец часто более успешный воспитатель, чем любящая мать. Отцовское внимание – существенный фактор развития личности ребенка, так как папы придают большее, чем мамы, значение формированию независимости и проявлению инициативы. Они поощряют двигательную и познавательную активность детей, меньше опекают их, способствуя тем самым развитию творческого потенциала и вырабатыванию самодисциплины.

Имеет значение не только наличие в семье отца, но и стиль отцовского воспитания, зависящий от тех или иных индивидуально-психологических качеств мужчины:

  • силы,
  • уверенности,
  • интеллекта,
  • решительности,
  • твердости,
  • стремления к успеху,
  • сдержанности и т. д.

Из авторитарного, либерального, индифферентного и авторитетного воспитательных стилей наиболее эффективным оказывается последний.

Жестокость, импульсивность, безразличие, тревожность родителя отрицательно действуют на детскую психику. Ученые пришли к интересному факту, что властность отца, тем не менее, позитивно влияет на интеллектуальные показатели ребенка, в то время как властность матери – негативно.

Психологические исследования влияния отца на личность ребёнка показали, что:

  • не настолько важны черты характера отца, насколько содержание сложившихся взаимоотношений с сыном или дочкой. Дети, получающие папину эмоциональную поддержку, его принятие и понимание, чувствуют себя психологически благополучнее;
  • не так важно количество времени, отведенного папой на взаимное общение, как качество совместного времяпровождения и положительная оценка его детьми;
  • отсутствие в неполной семье родного отца может заменить значимый для ребенка мужчина из ближайшего окружения – старший брат, дядя, дедушка, друг семьи.

Отец для своего ребенка – один из первых источников информации о взаимоотношениях с противоположным полом. Это не только родной человек, это – символ мужского начала, образец мужского поведения. Отцы играют особую роль в половой идентификации своих детей – постепенном процессе принятия ими своего биологического пола.

Отцы выполняют социализирующую функцию: они помогают детям усвоить моральные нормы, выражая своё отношение к поступкам или событиям. Чаще всего именно глава семьи определяет рамки поведения, следит за дисциплиной, наказывает или одобряет.

Отец – важнейшая фигура на границе между маленьким миром семьи и обществом в целом. Его задача – взять ребенка за руку, безболезненно «отделить» от мамы и познакомить с окружающим миром за границами семьи, его законами и порядками.

Мальчику отец особенно необходим. В психике детей возраста от 3 до 7-8 лет отчетливо проявляется феномен импритинга – запечатления конкретного образа, «привязывание» к нему и подражание. Сын осваивает свою половую принадлежность, копируя родителя (объект подражания) своего пола. Подсознательно у него складывается определенная модель мужского поведения, которой он в большой степени будет придерживаться во взрослой жизни, желая того или нет. У мальчиков, в отличие от девочек, эталон мужчины не бывает собирательным – он запечатлевается только с одного объекта подражания. Его отсутствие, либо неожиданное исчезновение (в случае смерти), либо прерывание контакта с ним (например, развод) приводит к серьёзным последствиям – нарушению целостности мужского образа, что неизбежно повлияет на личность будущего мужчины.

Влияние отца на сына проявляется и в том, что именно он сможет авторитетно объяснить, как поступают настоящие мальчики. Трудно переоценить роль хорошего отца в становлении типично мужских черт характера – инициативности, направленности на успех, соперничества. Пассивный родитель слабо влияет и на их становление, и на зарождение будущих отцовских чувств у юноши.

Психологами установлена связь между «слабым», недостаточно мужественным отцом (или полным его отсутствием в семье) и агрессивным поведением мальчика. Гипертрофированная враждебность к окружающим может возникнуть как протест против чрезмерной зависимости от матери и попытка освобождения от неё.

Теплые эмоциональные отношения с папой нужны и дочери для формирования у неё образа женщины и уверенности в своей женской привлекательности. Отстраняющийся от общения с дочерью отец провоцирует возникновение у неё тревожности, вызывающих поступков как способа привлечения к себе внимания.

Влияние отца на дочь больше всего проявляется в подростковом и юношеском возрастных периодах. В это время девочка должна получить от папы признание достойной представительницей женского пола в виде одобрения её внешности и способностей.

На подсознательном уровне повзрослевшая дочка будет выбирать себе в партнёры такого же мужчину, как и её отец. Отношения дочери с отцом являются прототипом её отношений с противоположным полом. В неполной семье есть риск формирования у девочки неадекватного отношения к мужскому полу.

Авторитетный отец может повлиять на жизненный выбор дочери – нацеленность на карьеру или семейные ценности.

Правильно воспитанный ребенок, считают современные психологи, после достижения 18 лет должен быть готов уйти из семьи и начать самостоятельную жизнь. Позитивное воспитательное влияние отца на ребенка неоднократно подтверждено психологическими исследованиями – дети в таких семьях эмоционально более благополучны, более самостоятельны, больше уверены в себе, имеют адекватную самооценку и лучшую стрессоустойчивость.

Текст подготовила психолог Павлова И. А.

Источник:
Влияние отца на ребенка и формирование его личности
Исследования детско-родительских отношений показали особое влияние отца на ребенка. Активно задействованный в воспитании папа гораздо эффективнее влияет на
http://ammam.ru/vliyanie-otca-na-rebenka-i-formirovanie-ego-lichnosti/

Как проблемы родителей влияют на личность ребенка и его жизненные сценарии?

Как проблемы родителей влияют на личность ребенка и его жизненные сценарии?

Для каждой мамы самое главное – это физическое и психическое здоровье ее малыша и его счастливое будущее. Но надо помнить, что самое сильное влияние на формирование личности ребенка оказывает именно мать. Своим отношением и жизненными установками она «пишет» его жизненный сценарий. С какими внутренними проблемами стоит разобраться женщине в начале материнства (а желательно и до него), чтобы они не испортили жизнь малышу?

Каждый человек, придя к взрослой жизни, уже имеет определенный «багаж» знаний, умений и переживаний, идущих еще из детства. Иногда оказывается, что прошлый опыт оказал травмирующее воздействие на личность. Причины травмы обычно не осознаются, но активно проявляются в виде разнообразных негативных чувств по отношению к себе и всему миру (чувство вины, неуверенность в себе, ощущение бессмысленности жизни и т. д.).

Воспитывая ребенка, мамы и папы вместе с заботой и любовью невольно внушают ему и свои жизненные установки, отношение к разным сферам жизни, не подозревая, что эти «представления» часто являются причиной их собственных трудностей. Многие нерешенные душевные проблемы родителей передаются их детям – не всегда в том же самом виде, но запуская новое звено в цепочке психологических травм. Неся в себе груз болезненных переживаний прошлого, взрослые, под его влиянием, могут совершать неосознаваемые ошибки воспитания. Можно ли их избежать?

Да, если вы готовы к непростой и глубокой работе над собой. Что же можно обнаружить, заглянув в свое подсознание, и как эти внутренние проблемы проявляются в родительстве?

Почему «окаменевшая» мать травмирует личность ребенка?

Иногда случается, что в жизни женщины произошли печальные события: потеря близкого человека, болезнь, несправедливость… Любая ситуация, ставшая травмирующей, потому что не получила разрешения в нужный момент по причине установок: «Мне нельзя плакать, нужно держаться, чтобы никто не увидел мою слабость», «Ничего, я выдержу, сейчас нельзя раскисать». Но эмоции никуда не уходят, они лишь перестают осознаваться, «консервируются» в теле. Страх, обида, гнев как будто каменеют, нарушая способность чувствовать и понимать чувства других.

Как проявляется с ребенком?

  • Сложность эмоционального контакта с ребенком. Находясь в дисгармонии со своими чувствами, женщине сложно «почувствовать» и самого ребенка. При всем своем желании искренне любить малыша, она больше заботится о его телесном благополучии, безопасности, нежели проявляет нежность. Кроме того, запертые в подсознании переживания периодически прорываются вовне в виде раздражительности, жесткости.
  • Сомнения малыша в своей ценности. Если ребенок ощущает мамину холодность, у него формируется подозрение в собственной ненужности, нелюбимости. Страдает самооценка. Когда нет контакта с матерью, ребенок оказывается неспособным ориентироваться в своих чувствах, желаниях, может начать продолжительно болеть, у него часто развивается тяга к саморазрушению (опасные игры, экстремальный спорт, разного рода зависимости).

Как себе помочь?

Совет психолога
Молодым мамам часто не нравится, когда малыш тянется к кому-то, кроме нее – к бабушке, к няне, к папе. Эта ревность – следствие неуверенности в себе. Не надо сравнивать себя с кем-либо, вы – уникальная личность и мама. Напишите список своих качеств, которыми вы гордитесь, и поверьте в себя.

Неудовлетворенные потребности матери формируют негативный жизненный сценарий у ребенка

Эта психологическая проблема заключается в ощущении недополучения чего-то (неуспешности, недолюбленности, нереализованности и т. д.). Если во внутреннем мире женщины это есть, то ребенок будет восприниматься как способ получения того, чего не хватает.

Как проявляется с ребенком?

  • Ты – часть меня! Например, полученное в детстве травмирующее переживание нехватки любви в родительстве может выразиться в стремлении к симбиозу со своим ребенком, желании жить его жизнью. Впоследствии такая привязанность мамы мешает ему научиться осознавать свои потребности и принимать решения.
  • Чрезмерные требования к ребенку. Все, что хотелось достичь женщине, все ее чаяния обрушиваются на малыша, без оглядки на его склонности. «Ты должен учиться на отлично, чтобы поступить в институт», «Ты будешь знаменитым спортсменом!», «Мне всегда нравилось рисовать, поэтому я записала дочь в изостудию». Ребенок воспринимается как улучшенная копия себя, и проживает не свою жизнь, а «мамину мечту». Так женщина компенсирует свои неудачи, но для ребенка такая позиция чревата постоянным напряжением.

Как себе помочь?

  • Список желаний. Подумайте о том, чего бы хотелось именно вам. Важно, чтобы вы могли осознать собственные потребности и записать их, чтобы не переадресовывать малышу. В тот момент, когда вы захотите навязать что-то ребенку, загляните в свой список, возможно, именно вам стоит заняться реализацией этого занятия.
  • Смещение акцента на ребенка. Заведите себе правило вести дневник наблюдений за развитием ребенка, его предпочтениях, успехах, склонностях. Узнавайте его и учитесь просто быть рядом.

Мамы с повышенной тревожностью всегда полны разнообразных страхов, они могут бояться собак, самолетов, лифтов, врачей, вирусов и т. д.

Как проявляется с ребенком?

  • Тотальный контроль. У мамы постоянно нагнетается внутреннее беспокойство и желание все предусмотреть. Это способствует формированию у нее гиперопекающего стиля воспитания. Ребенок становится заложником маминых комплексов, он становится нерешительным, нередко невротичным.
  • Утомительный перфекционизм. Страх сделать что-то не так, пропустить, выбрать не самое лучшее заставляет молодых мам всегда стремиться к «идеальности». Именно тревожность, привычная с детства и слабо осознаваемая, толкает такую женщину бросить все силы на воспитание малыша «по высшему разряду», с опорой на новые развивающие методики. Постоянная гонка за лучшим и недовольство уже имеющимся мешает радоваться счастливому родительству, практически гарантирует молодой маме невротическое состояние, а ребенку – апатию в подростковом возрасте, нежелание чем-либо заниматься и за что-либо отвечать.

Как себе помочь?

  • Научитесь отделять собственные страхи от жизни ребенка. Обозначьте несколько основных правил для малыша, которые необходимы для его безопасности (например, всегда останавливаться перед дорогой), а в остальных случаях (например, игра малыша в песочнице) применяйте дыхательные упражнения для успокоения.
  • Формирование достижимого идеала. Ставьте перед собой реальные цели, чтобы вам не приходилось постоянно нервничать из-за того, за чем не можете угнаться. Идеальности не существует, поэтому ваша задача – создать свой образ, который будет вам подходить. Удачи!

Источник:
Как проблемы родителей влияют на личность ребенка и его жизненные сценарии?
Как проблемы родителей влияют на личность ребенка и его жизненные сценарии?
http://www.2mm.ru/mama/psiologiya/2275/kak-problemy-roditeley-vliyayut-na-lichnost-rebenka-i-ego-zhiznennye-scenarii

Тема 4

Тема 4. Слова, влияющие на воспитание личности ребенка (Серия о влиянии слов)

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. О.Уайльд

Все мы — в прошлом дети. И мы на себе испытали благотворное влияние добрых слов на нас, а также злых слов гнева и раздражения. И каждый знает, то чувство неуверенности после гневных упреков или приподнятости после слов, сказанных из любви. Потому эта статья очень близко перекликается со всем пережитым каждым из нас.

Но давайте внимательнее разберемся с влиянием слова на воспитание ребенка.

Воспитание детей – это труд. На родителей возложена огромная ответственность вырастить здорового человека и полноценную личность. К большому сожалению, не все справляются с этой задачей хорошо. Мы видим брошенных детей, оставленных и униженных. А те дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях, каждый день слышат в свой адрес слова, разрушающие их изнутри.

Как видим, наши слова – это сильнейшее оружие против нас самих и тех, кого мы больше всего любим. Словом можно причинить боль и изменить судьбу ребенка. Однако, сказанные слова поддержки ребенку могут придать ему уверенности и сил справиться с любыми трудностями.

Как родители влияют на воспитание детей?

Поскольку родители – это самые дорогие и близкие для ребенка люди, то именно они оказывают наибольшее влияние на него. Воспитывая своих детей, я не раз убеждалась в том, что мы должны сдерживать и обуздывать свой язык, который так и хочет сказать что-то ненужное и обидное. Особенно, когда дети провинились или что-то натворили. К сожалению, не всегда получается держать язык за зубами. Язык управляет всем телом и Библия говорит,

«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Иак.3:2

Мы должны стремиться к этому совершенству и в нужный момент уметь обуздать свой непокорный язык.

Я не раз встречала родителей, которые обзывают своих детей плохими словами. Говоря «тупица» или другое оскорбительное слово, родители сеют это семя в своего ребенка. И когда у него что-то не получается, когда со школы он приносит двойки, они ругают его за это, хотя причина вовсе не в нем, а в том, что сеяли родители.

Слово Божье говорит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» Гал.6:7

Дети стараются во всем брать пример с родителей. Они подражают:

  • в словах;
  • в поступках;
  • в поведении;
  • в отношении к другим;
  • в уважении друг друга и старших.

Если семья дружная и любящая, то они и словами и делами проявляют свои чувства друг ко другу. В их семье часто слышно «я люблю тебя», «ты молодец», «у тебя все получится». В христианских семьях детям практически с рождения прививают духовные ценности, ведь духовное воспитание детей очень важно для нашего общества, где царствует ложь, обман, клевета, неуважение.

Почему родителям так важно следить за словами, которые обращены к ребенку?

В 1 Петра 3:10 написано: «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей».

Наши дети – это наше будущее. Родитель, который в словах проявляет к детям злость, неуважение, не сможет увидеть добрых дней, поскольку все сказанное когда-то бумерангом вернется к нему же самому.

Духовно-нравственное воспитание детей

Почему оно так важно для развития личности?

Дело в том, что духовное и нравственное воспитание детей должны идти рука об руку. В младшем возрасте дети впитывают в себя все как губка. То, что говорят им родители, что они вкладывают в своих детей, это и станет в дальнейшем сущностью ребенка.

Негативные слова, сказанные ребенку, влекут за собой:

  • низкую самооценку;
  • одиночество;
  • недоверие к окружающим;
  • отчуждение;
  • непослушание, для привлечения внимания;
  • грубость и неуважение;
  • ощущение, что он нелюбим;

Обдуманные слова, наполненные любовью и добротой, учат ребенка:

  • любить;
  • ценить;
  • уважать;
  • слушаться;
  • ребенок знает, что он не одинок, его любят;

Вот почему так важно следить за тем, что мы говорим, что мы сеем в свое потомство, в свое будущее.

В Библии написано: «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается». (Притч 18:21)

А в Иоан.7:38 сказано: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».

Иначе говоря, наш язык может давать какой-то плод. А будет это вода живая или смертоносный яд – решать вам.

Положительный пример воспитания детей. Добрые слова детям.

Я хочу привести два примера людей, которые в детстве испытывали на себе влияние слов. Вы знаете каждого из них.

Первый — это столп русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин.

Александр Пушкин в детстве

В раннем детстве на него очень повлияла бабушка Марья Алексеевна и всем известная няня Арина Родионовна. Особенно нянюшка, которая представляет из себя тот тип старинного преданного барского слуги, отказавшегося от предложенной ей отпускной за себя и свою родню. Няня была кладезем знаний народной поэзии. Она знала бесчисленное множество сказок, и рассказывала она их очень оригинальным образом. Почти все из народного творчества, были и песен будущий поэт почерпнул от Арины Родионовны.

Уже будучи взрослым, Александр Сергеевич использовал этот опыт и написал свои известные сказки: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне…».

При этом родители Александра Сергеевича, вопреки распространенному мнению, очень благотворно повлияли на сына. (Из-за того, что Пушкин мало писал о детских годах и родителях, и очень много о лицейских и Арине Родионовне, такой стереотип прочно устоялся).

И отец и мать были людьми образованными, хорошо разбирались в литературе и искусстве, и их дом постоянно посещала интеллигенция начала ХIX века. Отец поэта, Сергей Львович тоже писал поэзию, правда, предназначенную для дамских альбомов более, чем для печати.

В их доме часто проводились вечера поэзии, детей с раннего возраста водили на подобные вечера к друзьям семьи. А позже — в московские театры и на гуляния. Именно разговоры родителей об искусстве, истории, спектакли дома, декламации стихов — все это не забивало талант ребенка. А наоборот, развивало творческие способности Алексендра Сергеевича. Известно, что он начал писать стихи с шести лет, а пьесы (их он разыгрывал перед сестрой) с семи-восьми лет.

Александр Сергеевич Пушкин

О благотворном влиянии семьи говорят и слова близкого друга Пушкина — П.А. Вяземского из очерка «Допотопная или допожарная Москва» (1866): «Пушкин был также родовой москвич. Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего, кроме благодати свыше, обязан он был окружающей его атмосфере, благоприятно проникнутой тогдашней московской жизнию. Отец его Сергей Львович был в приятельских сношениях с Карамзиным и Дмитриевым и сам, по тогдашнему обычаю, получил если не ученое, то, по крайней мере, литературное образование. Дядя Александра, Василий Львович, сам был поэт или, пожалуй, любезный стихотворец… Вся эта обстановка должна была благотворно действовать на отрока».

Негативный пример влияния слов. Духовно нравственное воспитание детей.

Среди примеров влияния слов на воспитание личности ребенка — особняком стоит пример Франца Кафки.

Франц Кафка в 5 лет

Он не только всю жизнь прожил под давлением детских впечатлений, но я возьму на себя смелость сказать — под влиянием непрекращающихся в детстве злых упреков и негативных слов отца.

Есть тому доказательство.

В возрасте 36 лет Франц Кафка пытался второй раз жениться. Но внутренние противоречия и резкое осуждение отцом этого поступка повлияли на разрыв помолвки. В порыве чувств, в ноябре 1919 года Франц пишет отцу письмо. Он отправил его матери, но та вернула его сыну с «несколькими успокаивающими словами».

Оно сохранилось и дошло до нас.

Я приведу только некоторые выдержки, самые показательные в вопросе влияния слова на воспитание Франца.

  • Твои методы воспитания в раннем детстве я сейчас, разумеется, не могу точно описать, но я могу их себе приблизительно представить, судя по дальнейшему и по Твоему обращению с Феликсом 6 . Причем тогда все было значительно острее, Ты был моложе и потому энергичнее, необузданнее, непосредственнее, беспечнее, чем теперь, и, кроме того, целиком занят своим магазином, я мог видеть Тебя едва ли раз в день, и потому впечатление Ты производил на меня тем более сильное, что оно никогда не могло измельчиться до привычного.

    Франц Кафка и его отец

  • В конечном счете эти разочарования ребенка не оставались обычными разочарованиями, а, поскольку все было связано с Твоей всеопределяющей личностью, они задевали самую основу его души. Я не мог сохранить смелость, решительность, уверенность, радость по тому или иному поводу, если Ты был против или если можно было просто предположить Твое неодобрение; а предположить его можно было по отношению, пожалуй, почти ко всему, что бы я ни делал.

    Кафка со своей сестрой Оттлой

  • Твоими самыми действенными, во всяком случае для меня, неотразимыми ораторскими средствами воспитания были: брань, угрозы, ирония, злой смех и — как ни странно — самооплакивание. Я не помню, чтобы Ты ругал меня прямо и явно ругательными словами. Да в этом не было и надобности, у Тебя было столько других средств, к тому же в разговорах дома и особенно в магазине ругательства в моем присутствии сыпались и на других в таком количестве, что подростком я бывал иногда почти оглушен ими, у меня не было никаких оснований не относить их к себе, так как люди, которых Ты ругал, были, конечно, не хуже меня и Ты, конечно, бывал ими не более недоволен, чем мною. И здесь тоже опять выступала на свет Твоя загадочная невиновность и непогрешимость, Ты ругался без всякого стеснения, других же Ты порицал за ругань и запрещал ее.

Когда я начинал делать что – то, что Тебе не нравилось, и Ты грозил мне неудачей, благоговение перед Твоим мнением было столь велико, что неудача, пусть даже впоследствии, была неизбежной. Я терял уверенность в собственных действиях. Мною овладевали колебания, сомнения. Чем старше я становился, тем больше накапливалось материала, который Ты мог предъявить мне как доказательство моей ничтожности; постепенно Ты в известном смысле действительно оказывался правым, Я опять – таки остерегаюсь утверждать, что стал таким только из – за Тебя; Ты лишь усилил то, что было во мне заложено, но усилил в большой степени, потому что власть Твоя надо мною была очень велика и всю свою власть Ты пускал в ход.

  • Правда и то, что Ты вряд ли хоть раз по — настоящему побил меня. Но то, как Ты кричал, как наливалось кровью Твое лицо, как торопливо Ты отстегивал подтяжки и вешал их на спинку стула, — все это было для меня даже хуже. Вероятно, такое чувство у приговоренного к повешению. Если его действительно повесят, он умрет, и все кончится. А если ему придется пережить все приготовления к казни и, только когда перед его лицом уже повиснет петля, он узнает, что помилован, он может страдать всю жизнь. Кроме того, из множества случаев, когда я, по Твоему мнению, явно заслуживал порки, но по Твоей милости был пощажен, снова рождалось чувство большой вины. Со всех сторон я оказывался кругом виноват перед Тобой.

О воспитании веры

  • Да и невозможно было втолковать ребенку, из чистого страха необычайно остро за всем наблюдающему, что те пустяки, которые Ты с соответствующим их пустячности равнодушием выполняешь во имя иудаизма, могут иметь более высокий смысл. Для Тебя они имели смысл как маленькие напоминания о прежних временах, и Ты хотел передать их мне, но, поскольку и для Тебя они не имели самостоятельного значения, Ты мог делать это лишь уговорами пли угрозами; с одной стороны, таким путем нельзя было добиться успеха, с другой — моя кажущаяся черствость вызывала в Тебе ярость, поскольку Ты ведь не считал собственную позицию слабой.

О причинах писательства

  • В моих писаниях речь шла о Тебе, я изливал в них свои жалобы, которые не мог излить на Твоей груди. Это было намеренно оттягиваемое прощание с Тобой, которое хотя и было предопределено Тобой, но происходило так, как мне того хотелось. Но как ничтожно все это было! Вообще это заслуживает упоминания лишь потому, что происходило в моей жизни, иначе это попросту осталось бы незамеченным, и еще потому, что оно владело моей жизнью, в детстве — как предчувствие, позже — как надежда, еще позже — зачастую как отчаяние, и оно же — если угодно, опять — таки в Твоем образе — продиктовало мои немногие жалкие решения.

Воспитание личности ребенка. Добрые слова детям. Выводы.

Удивительно в этом письме то, что адресат так его и не получил. Отец так никогда не прочел этих размышлений сына. Зато прочитали миллионы людей после 1919 года, в том числе и вы, и я. Чтобы помнить о том, как сильно слова влияют на воспитание личности ребенка.

Вместо эпилога, лучше закончить Словом Божьим. Тем, как Бог смотрит на детей, доверенных нам.

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах. (Пс. 126:3-4)

Авторы текста: Минзиля Мацейка, Владимир Багненко

Источник:
Тема 4
Важнейшая статья для воспитания детей. Влияние слов на ребенка, слова о воспитании детей в жизни Пушкина и Кафки. Пугающие и вдохновляющие примеры.
http://obodrenie.info/principles/series-about-word/words-affecting-education-of-the-individual-child-series-on-the-impact-of-the-words-part-4/

COMMENTS