Изучение межличностных отношений в семье

Диагностика межличностных отношений в семье

Одним из важнейших направлений в деятельности практического психолога является работа с семьей (суп­ругами, родителями и детьми). Характер, акцентуация, страхи, неврозы, интересы личности — все это заклады­вается в семье. Поэтому диагностика семейных отноше­ний очень важна.

В отечественной психологии существуют два направ­ления в диагностике семейных отношений. Первое — это сбор информации о супружеских отношениях, вто­рое — о родительско-детских.

Собрать информацию о супругах, определить атмо­сферу в семье поможет тест-опросник удовлетвореннос­ти браком (ОУБ) В. В. Столина. Состоит он из 24 утвер­ждений, показывающих отношение обследуемого к са­мому себе.

Тест-опросник уловлетворенности браком Инструкция

Внимательно читайте каждое утверждение и выби­райте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «труд­но сказать», «затрудняюсь ответить» ит. д.

Текст опросника

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопони­мание и остроту восприятия другого человека:

2. Ваши супружеские отношения приносят вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

Рабочая книга практического психолога

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4. Если бы вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере вашего суп­руга (вашей супруги);

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:

б) трудно сказать;

6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с се­мейной жизнью ваших друзей и знакомых, вам ка­жется:

а) что вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, без близкого человекаслиш­ком дорогая цена за полную самостоятельность:

б) трудно сказать;

8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманывает­ся в своих ожиданиях относительно брака:

б) трудно сказать;

10. Только множество различных обстоятельств ме­шает подумать вам о разводе:

б) не могу сказать;

11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга) рядом с вами:

б) трудно сказать;

13. К сожалению, недостатки вашего супруга (суп­руги) часто перевешивают его достоинства:

б) затрудняюсь сказать;

14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в вас самих.

15. Чувства, с которыми вы. вступали в брак:

б) трудно сказать;

16. Брак притупляет творческие возможности че­ловека:

б) трудно сказать;

Рабочая книга практического психолога

17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обла­дает такими достоинствами, которые компенсиру­ют его недостатки:

б) нечто среднее;

18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит бла­гополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

б) трудно сказать;

19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто де­лает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

б) трудно сказать;

20. Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:

б) трудно сказать;

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:

б) трудно сказать;

22. Неправы те, кто считает, что именно в семье чело­век меньше всего может рассчитывать на уважение:

б) трудно сказать;

23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:

б) трудно сказать;

24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

б) трудно сказать;

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведен­ными — 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удов­летворенности браком.

Диагностику родительско-детских отношений лучше начать с психологического анализа биографических дан­ных. Можно, с целью получения дополнительной инфор­мации, провести беседу с ребенком, используя проектив­ные методики, спросить его, например, с кем он живет. Обычно на первое место ребенок ставит наиболее авто­ритетного для него родителя.

Если кого-либо из взрослых он вообще забыл назвать, скорее всего, у них напряженные отношения.

Вопрос о том, кого бы ребенок изображал, играя в се­мью, даст возможность оценить, есть ли проблемы в от­ношениях с родителями и с кем конкретно. Так, дети обычно выбирают роль родителя того же пола, обнару­живая тем самым необходимость подражания. Если выбирается роль родителя противоположного пола или роль самого себя, это диагностирует проблему.

Характер отношений с родителями помогает понять рисунок семьи. Ребенка просят изобразить свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты. Дают ему стандартный лист, карандаш, ластик, цветные карандаши.

Рабочая книга практического психолога

Обращать внимание надо на стирание, поправки, вре­мя вырисовывания каждого члена семьи и очередность появления каждого на рисунке.

Когда рисунок закончен, следует сравнить реальную семью с нарисованной. Если семья изображена в полном составе — это признак эмоционального благополучия се­мьи, особенно благоприятна обстановка в семье, где все члены семьи на рисунке держаться за руки. В случае эмо­циональных конфликтов в семье, агрессии, ребенок пропу­стит наименее эмоционально привлекательного члена се­мьи. На вопрос, почему именно его не нарисовал, даст от­вет защитного характера, например, «не хватило места».

Случай, когда на рисунке вообще нет людей, связан­ных с семьей, можно расценивать как отверженность, аутизм, тревожность.

Если ребенок не рисует себя, это обозначает разобщен­ность с семьей. Рисунок самого себя, без кого-либо, идет от наличия истерических черт характера (особенно если ребенок украшает себя множеством деталей, аксессуаров).

Вариант, когда на рисунке ребенок увеличивает со­став семьи, можно объяснить тем, что он хочет иметь брата или сестру либо символически разрушить семью в знак мести родителям за ненужность им.

Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться большой паузой перед его изображе­нием, недорисованностью каких-либо деталей, частей тела.

Наиболее значимый персонаж рисуется первым, про­должительное время, он — большого размера, тщатель­но детализирован.

Фон, на котором изображена семья, тоже важен. Так, все то, что касается холода (лед, вода, звезды, холодиль­ник) — символ депрессивного настроения. А цветы и бабочки на рисунке говорят о спокойствии и безмятеж­ности. Символы агрессии: детская кроватка, барабан, клетка, ножницы, ножи, оружие. Символы угрозы: мет­ла, выбивалка для одежды, пылесос, поезд, большие зда­ния, машины.

А теперь несколько слов о цвете карандаша, который предпочтет ребенок. О наличии эмоциональных проблем предупреждает использование зеленого, коричневого, черного, серого цветов. «Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждаются в материнской ласке, Коричневый цвет используют дети со слабым здоровь­ем, с семейными неурядицами, принадлежащие к асоци­альной группе, пережившие драматические события (эмиграцию, эвакуацию), а также умственно неполноцен­ные. Предпочтение черного цвета в детском рисунке свидетельствует о стрессе, перевернувшем жизнь ребен­ка. Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям. Выбор этого цвета го­ворит об отгороженности ребенка от коллектива.

Родительское отношение к своему ребенку принято диагностировать тестами. Наиболее известными являет­ся методика Е. Шеффера и Р. Белла. Предназначена она, прежде всего для матерей. Состоит из 115 утверждений, касающихся разных сторон жизни семьи (отношение матери к своей семейной роли, ее отношение к ребенку: эмоциональный контакт или разобщенность, наличие или отсутствие чрезмерной опеки). Отвечающий должен вы­разить полное (неполное) согласие или несогласие с ут­верждением. Подсчитывают баллы и распределяют их по шкалам при помощи ключа. Каждое утверждение относится к определенной шкале. Шкал — 23.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли описывается с помощью 5-ми признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, L3,17,19, 23:

ограниченность интересов женщины рамками семьи,

«заботами исключительно о семье (3);

— ощущение самопожертвования в роли матери (5);

— семейные конфликты (7);

— сверхавторитет родителей (11);

— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

Рабочая книга практического психолога

— «безучастность» мужа, его невключенность в дела се­мьи (17);

— доминирование матери (19);

— зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состо­ит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14,15,21);

— побуждение словесных проявлений вербализа­цией (1);

— партнерские отношения (14);

— развитие активности ребенка (15);

— уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3-х признаков, их номера по опросному листу 8, 9,16):

— раздражительность, вспыльчивость (8);

— суровость, излишняя строгость (9);

— уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описыва­ется 8-ю признаками, их номера по опросному листу

2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

— чрезмерная забота, установление отношений зави­симости (2);

— преодоление сопротивления, подавление воли (4);

— создание безопасности, опасение обидеть (6);

— исключение внесемейных влияний (10);

— подавление агрессивности (12);

— подавление сексуальности (18);

— чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

— стремление ускорить развитие ребенка (22).

При обработке результатов выбор А оценивают в 4 бал­ла, выбор а — в 3 балла, б — 2 балла, Б — в 1 балл.

Подсчитывают общую сумму баллов по шкалам. Мак­симальная выраженность признака — 20, минималь­ная — 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно — 8, 7, 6, 5 — низкие.

Опросник измерения родительских установок и ре­акций Е. Шеффера

Осебе сообщите:

Количество и возраст детей_________________

/. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. АабБ

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семьясамое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. АабБ

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них слишком много. АабБ

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. АабБ

Рабочая книга практического психолога

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить ро­дителей за строгое воспитание.

9. Пребывание с ребенком целый день может довес­ти до нервного истощения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независи­мо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяй­ствомчувство, что нелегко освободиться от сво­их обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нуж­ным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласится с тем, что ребенок на­ябедничал, он будет это делать постоянно. АабБ

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и деть­ми, все происходило бы менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем ду­мают дети.

21. Если бы родители больше интересовались дела­ми своих детей, дети были бы лучше и счастливее. Ааб Б

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиолотческими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой материоставаться одной в первые годы воспитания ребенка. АабБ

24. Надо способствовать тому, чтобы дети выска­зывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. АабБ

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. АабБ

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявле­ния рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

Рабочая книга практического психолога

30. Супруги должны время от времени ругаться, что­бы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

32. Матери часто настолько бывают замучены при­сутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. АабБ

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей боль­ше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы раз­решать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности мень­ше умений и способностей (могла бы, но. ). АабБ

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достиже­нии цели, могут встретиться с неудачами. АабБ

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка ос­тавить в покое и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики ви­дели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самосто­ятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть тайн от своих роди­телей.

44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а выим, то многие вопросы можно ре­шить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благо­творно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все труд­ности, связанные с уходом за ребенком и его воспи­танием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возмож­ность их свободно высказывать.

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. АабБ

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

Рабочая книга практического психолога

51. Очень мало женщин получает благодарность де­тей за труд, затраченный на их воспитание. АабБ

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, все­гда есть разногласия, которые вызывают раздражение. АабБ

54. Дети, которым внушили уважение к нормам по­ведения, становятся хорошими, устойчивыми и ува­жаемыми людьми.

55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спо­койной.

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

57. Дети должны знать, что нет людей более муд­рых, чем их родители.

58 Нет оправдания ребенку, который бьет другого

59. Молодые матери страдают по поводу своего за­ключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосаб­ливатьсяплохой метод воспитания.

61. Родители должны научить детей найти заня­тие и не терять свободного времени.

62. Дети мучают своих родителей мелкими пробле­мами, если с самого начала к этому привыкнут. АабБ

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. АабБ

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям. АабБ

65. Планировать должна только мать, так как толь­ко она знает, как положено вести хозяйство. АабБ

66. Внимательная мать должна знать, о чем дума­ет ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживани­ях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном раз­витии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научаются разрешать свои проблемы. АабБ

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. АабБ

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

Рабочая книга практического психолога

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации. АабБ

72. Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, кото­рой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодар­ны своей матери за труд, вложенный в них. АабБ

75. Большинство матерей опасаются мучить ребен­ка, давая ему мелкие поручения.

76. В семейной жизни существует много вопросов, ко­торые нельзя решить путем спокойного обсуждения. АабБ

77. Большинство детей должны воспитываться бо­лее строго, чем это происходит на самом деле. АабБ

78. Воспитание детейэто тяжелая работа. АабБ

79. Дети не должны сомневаться в способе мышле­ния их родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать роди­телей.

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети зани­мались боксом и борьбой, так как это может при­вести к серьезным нарушениям тела и другим про­блемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

83. Родители должны считать детей равноправны­ми по отношению к себе во всех вопросах жизни. АабБ

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он нахо­дится на правильном пути и будет счастлив. АабБ

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в по­кое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспита­нии детей являются сексуальные проблемы. АабБ

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

89. Так как ребенокчасть матери, она имеет пра­во знать все о его жизни.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы. АабБ

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами.

Рабочая книга практического психолога

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ре­бенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. АабБ

95. Для хорошей матери достаточно общения с соб­ственной семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собствен­ных детей.

98. Самая главная забота материблагополучие и безопасность ребенка.

99. Естественно, что двое людей с противополож­ными взглядами в супружестве ссорятся. АабБ

100. Воспитание детей в строгой дисциплине дела­ет их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные. АабБ

102. Ребенок никогда не должен слушать критиче­ские замечания о своих родителях.

103. Первая обязанность детей — доверие по отно­шению к родителям.

104. Родители, как правило, предпочитают спокой­ных детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя несчастной, по­тому что знает, что многие вещи, которые ей хоте­лось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересо­вать родителей своими проблемами.

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах. АабБ

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить се­мейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тай­ных мыслей ребенка.

Рабочая книга практического психолога

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче дове­ряет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большо­го чувства ответственности по отношению к детям. АабБ

Источник:
Диагностика межличностных отношений в семье
Одним из важнейших направлений в деятельности практического психолога является работа с семьей (суп­ругами, родителями и детьми). Характер, акцентуация, страхи, неврозы, интересы личности — все это
http://infopedia.su/18×4335.html

Диагностика межличностных отношений в семье

Одним из важнейших направлений в деятельности практического психолога является работа с семьей (суп­ругами, родителями и детьми). Характер, акцентуация, страхи, неврозы, интересы личности– все это закладывается в семье. Поэтому диагностика семейных отноше­ний очень важна.

В отечественной психологии существуют два направ­ления в диагностике семейных отношений. Первое – это сбор информации о супружеских отношениях, вто­рое – о родительско-детских.

Собрать информацию о супругах, определить атмо­сферу в семье поможет тест-опросник удовлетвореннос­ти браком (ОУБ) В. В. Столина. Состоит он из 24 утвер­ждений, показывающих отношение обследуемого к са­мому себе.

Тест-опросник удовлетворенности браком

Инструкция

Внимательно читайте каждое утверждение и выби­райте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «труд­но сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.

Текст опросника

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопони­мание и остроту восприятия другого человека:

2. Ваши супружеские отношения приносят вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4. Если бы вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере вашего суп­руга (вашей супруги);

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:

6) трудно сказать;

6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с се­мейной жизнью ваших друзей и знакомых, вам ка­жется:

а) что вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, без близкого человека – слиш­ком дорогая цена за полную самостоятельность:

б) трудно сказать;

8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманывает­ся в своих ожиданиях относительно брака:

б) трудно сказать;

10. Только множество различных обстоятельств ме­шает подумать вам о разводе:

б) не могу сказать;

11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга) рядом с вами:

б) трудно сказать;

13. К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства;

б) затрудняюсь сказать;

14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в вас самих.

15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:

б) трудно сказать;

16. Брак притупляет творческие возможности че­ловека:

6) трудно сказать;

17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обла­дает такими достоинствами, которые компенсиру­ют его недостатки:

б) нечто среднее;

18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит бла­гополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

б) трудно сказать;

19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто де­лает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

6) трудно сказать;

20. Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:

6) трудно сказать;

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:

б) трудно сказать;

22. Неправы те, кто считает, что именно в семье чело­век меньше всего может рассчитывать на уважение:

б) трудно сказать;

23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:

б) трудно сказать;

24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

6) трудно сказать;

Ключ

1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) – то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведен­ными – 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удов­летворенности браком.

Диагностику родительско-детских отношений лучше начать с психологического анализа биографических дан­ных. Можно, с целью получения дополнительной инфор­мации, провести беседу с ребенком, используя проектив­ные методики, спросить его, например, с кем он живет. Обычно на первое место ребенок ставит наиболее авто­ритетного для него родителя.

Если кого-либо из взрослых он вообще забыл назвать, скорее всего, у них напряженные отношения.

Вопрос о том, кого бы ребенок изображал, играя в се­мью, даст возможность оценить, есть ли проблемы в от­ношениях с родителями и с кем конкретно. Так, дети обычно выбирают роль родителя того же пола, обнару­живая тем самым необходимость подражания. Если выбирается роль родителя противоположного пола или роль самого себя, это диагностирует проблему.

Характер отношений с родителями помогает понять рисунок семьи. Ребенка просят изобразить свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты. Дают ему стандартный лист, карандаш, ластик, цветные карандаши.

Обращать внимание надо на стирание, поправки, вре­мя вырисовывания каждого члена семьи и очередность появления каждого на рисунке.

Когда рисунок закончен, следует сравнить реальную семью с нарисованной. Если семья изображена в полном составе – это признак эмоционального благополучия се­мьи, особенно благоприятна обстановка в семье, где все члены семьи на рисунке держаться за руки. В случае эмоциональных конфликтов в семье, агрессии, ребенок пропу­стит наименее эмоционально привлекательного члена се­мьи. На вопрос, почему именно его не нарисовал, даст от­вет защитного характера, например, «не хватило места».

Случай, когда на рисунке вообще нет людей, связан­ных с семьей, можно расценивать как отверженность, аутизм, тревожность.

Если ребенок не рисует себя, это обозначает разобщен­ность с семьей. Рисунок самого себя, без кого-либо, идет от наличия истерических черт характера (особенно если ребенок украшает себя множеством деталей, аксессуаров).

Вариант, когда на рисунке ребенок увеличивает со­став семьи, можно объяснить тем, что он хочет иметь брата или сестру либо символически разрушить семью в знак мести родителям за ненужность им.

Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться большой паузой перед его изображе­нием, недорисованностью каких-либо деталей, частей тела.

Наиболее значимый персонаж рисуется первым, про­должительное время, он – большого размера, тщатель­но детализирован.

Фон, на котором изображена семья, тоже важен. Так, все то, что касается холода (лед, вода, звезды, холодиль­ник) – символ депрессивного настроения. А цветы и бабочки на рисунке говорят о спокойствии и безмятеж­ности. Символы агрессии: детская кроватка, барабан, клетка, ножницы, ножи, оружие. Символы угрозы: мет­ла, выбивалка для одежды, пылесос, поезд, большие зда­ния, машины.

А теперь несколько слов о цвете карандаша, который предпочтет ребенок. О наличии эмоциональных проблем предупреждает использование зеленого, коричневого, черного, серого цветов. «3еленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждаются в материнской ласке, Коричневый цвет используют дети со слабым здоровь­ем, с семейными неурядицами, принадлежащие к асоци­альной группе, пережившие драматические события (эмиграцию, эвакуацию), а также умственно неполноцен­ные. Предпочтение черного цвета в детском рисунке свидетельствует о стрессе, перевернувшем жизнь ребен­ка. Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям. Выбор этого цвета го­ворит об отгороженности ребенка от коллектива.

Родительское отношение к своему ребенку принято диагностировать тестами. Наиболее известными являет­ся методика Е. Шеффера и Р. Белла. Предназначена она, прежде всего для матерей. Состоит из 115 утверждений, касающихся разных сторон жизни семьи (отношение матери к своей семейной роли, ее отношение к ребенку: эмоциональный контакт или разобщенность, наличие или отсутствие чрезмерной опеки). Отвечающий должен вы­разить полное (неполное) согласие или несогласие с ут­верждением. Подсчитывают баллы и распределяют их по шкалам при помощи ключа. Каждое утверждение относится к определенной шкале. Шкал — 23.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли описывается с помощью 8-ми признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 23:

— ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

— ощущение самопожертвования в роли матери (5);

— семейные конфликты (7);

— сверхавторитет родителей (11);

— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

— «безучастность» мужа, его невключенность в дела се­мьи (17);

— доминирование матери (19);

— зависимость и несамостоятельность матери (23).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник:
Диагностика межличностных отношений в семье
Одним из важнейших направлений в деятельности практического психолога является работа с семьей (суп­ругами, родителями и детьми). Характер, акцентуация, страхи, неврозы, интересы личности– все это
http://cyberpedia.su/3×1724.html

Изучение межличностных отношений в семье

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Но прежде, выясним, как определяется понятие «межличностные отношения». В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения» [18, с. 231].

В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать межличностные отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик [18, с. 32]:

— на основании объекта: диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.;

— на основании задач, решаемых исследователем: выявления групповой сплоченности, совместимости и т.д.;

— на основании структурных особенностей используемых методик: опросники, проективные методики, социометрия и т.д.;

— на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений: методики субъективных предпочтений и др.

Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:

1) диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы — социометрический тест Дж. Морено, а также ряд его модификаций — например, аутосоциометрические методики. Называя методологические недостатки этой группы, авторы отмечают следующее: «…сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния процесса психической защиты… может кардинально измениться…»;

2) методики косвенной оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение. Среди недостатков — неразработанность и узость даваемой информации;

3) методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна, более зависима от психологической теории, которой руководствуется исследователь;

4) диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы — «Калифорнийский психологический опросник личности (СРI) и методику Т. Лири;

5) методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик — проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, о себе в них, об его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются «большим удельным весом» субъективизма в интерпретации данных.

Подробнее рассмотрим методику Т. Лири (Методика диагностики межличностных отношений). Опросник разработан Т. Лири в 1957 г. и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, бази-руется на представлении о важной роли оценок и мне-ния значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реа-лизуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличност-ного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Автор методики выделил следующие варианты межличностного взаимодействия [5, с. 263]:

Преобладание данного типа свидетельствует о том, что человек обладает следующими характеристиками: властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.

2. Независимый — доминирующий. Характеристики данного типа взаимодействия: стремление быть над всеми, самовлюбленность, расчетливость, заносчивость, хвастливость.

3. Агрессивный. Выраженность этого типа межличностного взаимодействия говорит о том, что человек проявляет чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.

4. Недоверчивый — скептический, данный тип характеризует человека как замкнутого, скрытного, обидчивого, недоверчивого к окружающим, испытывающего трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения.

5. Покорно-застенчивый тип проявляется в покорности, склонности к самоуничижению, слабовольности, склонности уступать всем и во всем, всегда ставить себя на последнее место и осуждать себя, приписывать себе вину, стремлении найти себе опору в ком-либо более сильном.

6. Зависимый тип говорит о том, что человек очень неуверен в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.

7. Сотрудничающий тип склонен к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внима-ние и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

8. Человек с альтруистическим типом имеет следующую характеристику: ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отноше-ние к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия показал следующее:

Проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родитель-ской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом.

Источник:
Изучение межличностных отношений в семье
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Но прежде, выясним, как определяется
http://psy.bobrodobro.ru/2512

Статья на тему: Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей

Статья на тему:
Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей.

Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка — это стабильность семейной среды.

Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей

МКОУ «Верхнемамонская СОШ

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка — это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья — родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.

Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности. Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности.

Межличностные отношения — психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии — антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.

Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.

Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений — родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей. Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.

Для формирования собственного «я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.

Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи.

К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.

Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара — отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление — существенная общественно-воспитательная проблема.

Источник:
Статья на тему: Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей
Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка — это стабильность семейной среды.
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2012/01/13/mezhlichnostnye-otnosheniya-v-seme-i-ikh-vliyanie-na

COMMENTS