Характеристика традиционной семьи

ТЕМА 7

ТЕМА 7. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Семейная традиционная культура связана с таким социокультурным феноменом как семья. Она рассматривается в контексте культуры определенной эпохи, общества, народа (Н.И. Костомаров, Ю.В. Бромлей, В.И. Брудный, Г.Н. Волков и др.). Данный феномен раскрывается через традиции и обычаи семьи, идеалы, взгляды, идеи, установки воспитательных действий взрослых членов семьи, общества (Ю.А. Рудь, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков и др.).

В исследованиях Г.Н. Волкова убедительно показано, что семейная народная культура выступает показателем материальной, духовной культуры общества, творчества народных масс.

По мнению И.С. Кона, А.В. Мудрика и др. семья выступает одним из институтов социализации ребенка. Указывая на сильные стороны семейной народной педагогики (стабильность, надежность, эффективность), И.С. Кон предупреждает о невозможности абсолютизирования семейного традиционного воспитания. По его мнению, традиционное воспитание органически связано с наличным образом жизни, типом хозяйственной деятельности и социальными отношениями. Оно рассчитано на повторение и воспроизводство ранее созданных образцов поведения, структур сознания, установок и т.д. Семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие социально-культурные представления человека.

Парадигма семейной традиционной культуры складывалась веками и отражала народную культуру, черты семейной народной педагогики. В исследованиях авторов называются следующие черты этой народной культуры:

Семья — это естественное природное окружение. К.Д. Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, старших сестер. Эти люди близки ребенку по своей природе, родству. «Без большого корня древа не бывает» — гласит народная мудрость. По праву таким корнем для ребенка является семья с её микроклиматом, традициями, обычаями. Поэтому одной из важнейших забот народной семейной традиционной культуры является подготовка детей к семейной жизни. Народная педагогика не мыслит воспитание детей в семье, подготовку детей к семейной жизни без таких элементов, как традиции, обычаи, обряды.

Семейные традиции — это свойственная народной культуре модель, «передаваемая из поколения в поколение и сохраняющаяся силой общественного мнения» (Г.П. Блинов). Семейные традиции отражают систему ценностей народа и представляют собой форму закрепления наиболее общих действий, норм и принципов общественного поведения».

Обычаи определяются как повторяющиеся, привычные способы поведения людей в быту и семье и другие действия, отражающие особенности жизни народа. Исследователи М. Забелин, В.П. Исаенко, Г.Н.Волков подчеркивают, что многие обычаи зарождались и передавались от старших к младшим.

Составляющим элементом народной семейной традиционной культуры является обряд. В.И. Брудный считает, что обрядность есть определенная форма отражения обычаев и традиций. Автор выделяет следующие признаки обрядности:

  • — обрядность как совокупность символических действий по поводу событий (как природных, так и общественных, а также компонентов в виде праздников, церемоний, ритуалов;
  • — преемственность, т.е. способность переходить от одного поколения к другому, в чем проявляется конкретика связи;
  • — национальный и общечеловеческий характер, в обрядности любого народа больше общего, сходного, нежели особого, различного, т.к. обычаи и традиции одного народа в той или иной степени присущи духовному складу другого народа;
  • — обрядность основывается на силе общественного мнения, отражает нравственные представления народа в целом.

В литературе содержаться различные классификации обрядов. Так В.И. Трудный делит обряды на производственные и семейно-бытовые, указывая многообразие причин их возникновения (пространственные, трудности и опасности, морально-этические). Исторически наиболее устойчивой формой обрядов автор считает семейно-бытовые, т.к. в них наиболее полно сохранились народные традиции, уходящие вглубь веков. В их прочности сказалась незыблемость семейного строя, стабильность семьи. Аналогичное отношение к семейным народным традициям находим у Н.Н. Поддъякова, определяющие эти традиции «основным фундаментом семьи».

Для семейных традиций, обычаев и обрядов свойственно:

Таким образом, характеризуя семейную традиционную культуру народов, можно сделать следующие выводы:

  • — у каждого народа сформировался свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, закрепленных в различных формах народного творчества;
  • — семья имеет свой уклад, свои традиции, обычаи, праздники, обряды, посредством которых народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, национальный характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений;
  • — содержание семейной традиционной культуры богато и разнообразно, часть его может быть адаптирована к освоению детьми дошкольного возраста и служить основой развития их интересов к познанию окружающего.

Вопросы для самопроверки и задания:

  • 1. Охарактеризуйте понятие «семейная традиционная культура народа».
  • 2. Подберите из литературы примеры, иллюстрирующие типичные черты народной семейной традиционной культуры.
  • 3. Сконструируйте «этический кодекс» семьи одного из народов. Опишите семейные традиции народа (на выбор).
  • 4. Составьте альбом фольклорных жанровых форм, используемых в семейном воспитании одного из народов.

Источник:
ТЕМА 7
ТЕМА 7. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Семейная традиционная культура связана с таким социокультурным феноменом как семья. Она рассматривается в контексте культуры
http://ozlib.com/840674/psihologiya/harakteristika_narodnoy_semeynoy_traditsionnoy_kultury

Традиционная и современная семья

Семья? — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что

«…сейчас глава семьи — не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потому можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном — роль лидера принадлежит мужчине.

Современная семья значительно отличается от традиционной своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось количество больших семей; в большинстве семей воспитывается только один ребенок). В то же время, в современной семье, так же как и в традиционной, наиболее важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает мама. Итак, в современной семья в некоторой степени продолжает отражать культурные традиции предков по вопросу социализации детей, но изменяется в соответствии с современными социально-культурными тенденциями;

В современной многодетной семье сокращена внешняя поддержка со стороны родственников. Родители нередко оказываются один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье. Детей тогда рождалось немало, но и взрослых было достаточно. Имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватья-кумовья, а также бездетные тетушки.

Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи

— семья стала меньше по численности;

— современная семья менее стабильна;

— уменьшилось число семей, где глава муж;

— семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

— значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

Традиционная семья организована так, чтобы сохранить образ жизни старшего поколения, повторить родителей в детях. Дети здесь — объект социализации, задача которой состоит в том, чтобы «вписать» их в четко заданные рамки существующих ролей, норм и ценностей.

В чем особенности современной семьи?

Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.

Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.

Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран — это явление естественное.

Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Бывает и иначе.

Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.

В нашей стране широко распространены семьи — коммуны, так называемые «шведские» семьи, а также — гомосексуальные семьи.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Источник:
Традиционная и современная семья
Семья? — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
http://works.doklad.ru/view/rTipuYKBAzI.html

Традиционная и современная семья

Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Анализ развития института семьи на современном этапе, прогнозирование будущего семейных отношений. Ведущие отличия традиционной семьи от современной. Значение и последствия нуклеаризации семей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Глава I. Трансформация семьи в современном обществе

Глава II. Отличия традиционной семьи от современной

Список использованной литературы

Актуальность данной темы обусловлена следующим.

Как известно, семья — это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передаче социального опыта, накопленного предшественниками. В то же время, семья — это самостоятельный мир. Она, подобно всем другим общественным явлениям, представляет собой “живую единораздельную и целостную историческую систему” (А.Ф.Лосев).

В истории науки существует давняя традиция, связанная с теоретическим изучением семьи, насчитывающая не одну тысячу лет (начиная с Конфуция, Платона, Аристотеля).

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью. Семья — способ физического и духовного бытия человека, выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.

Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель данных свыше функций. Семья — активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность, арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. С этой точки зрения социология семьи — это фокусировка внимания на организации деятельности социальной системы по смене поколений в постоянном круговороте бытия.

Социология семьи рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей — семьи. Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы.

Семья — многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру. А.Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью социальная необходимость, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак — легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — С. 65. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Поэтому можно заключить, что семья это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей.

Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду определённую пространственную локализацию семьи — жилище, дом; собственность — экономическую основу семьи; общесемейную деятельность родителей и детей; некую общекультурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства: семья придает своим членам известное своеобразие.

В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Далее в работе мы рассмотрим типы и функции семьи, её развитие и современное состояние.

Таким образом, цель данной работы исследовать институт семьи — его прошлое и будущее. Соответственно цели определены и задачи:

рассмотреть происхождение семьи и ее эволюцию в традиционном обществе, в том числе, типы и функции семьи;

рассмотреть развитие института семьи на современном этапе, рассмотреть будущее семьи.

Глава I. Трансформация семьи в современном обществе

Центральная проблема социологии семьи — это проблема изменений современной семьи, изменений, начавшихся при капитализме и продолжающихся при социализме в условиях НТР. Основными факторами, причинами этих исторических изменений современной семьи являются индустриальная урбанизация и эволюция социально-экономических отношений, культуры.

Индустриальная урбанизация означает стремительный рост городов как центров наиболее эффективного производства, использования рабочей силы, как мест концентрации населения, культурных богатств, науки, организаций, профессий, инженерных и конечных стадий производства и центров управления экономическим и социальным развитием.

Индустриальная урбанизация разрушает экономический и социальный строй патриархально-феодального образа жизни, в частности сельскую и городские сословные общины, — «отношения личной зависимости», по определению К. Маркса.

Как необходимое условие индивидуальной мобильности в межпоколенном, биографическом и географическом смыслах вместо большой семьи возникает малая супружеская нуклеарная семья.

Концентрация населения в городах делает невозможным сохранение большой семьи не только по профессионально-экономическим требованиям, но и вследствие остроты жилищной проблемы в городах. Достаточно вспомнить, что большую часть рабочей силы Петербурга XIX века составляли люди, живущие отдельно от семьи, работавшие и служившие в столице в порядке отхожего промысла, сезонного или многолетнего найма. Именно они заполняли ночлежки, общежития и доходные дома.

В городе невозможно территориальное сосредоточение широкого родственного круга, здесь возникает раздельное проживание взрослых родственников разных поколений — иначе говоря, наиболее активно идет процесс нуклеаризации семьи. Он проявляется во все более раннем отделении молодежи от родительской семьи в связи со службой в армии, самостоятельным выбором профиля и уровня образования и места работы, профессий, а с другой стороны, и это основной процесс, в неолокальности при вступлении в брак или следующем вскоре после брака разделении брачных пар разных поколений. В городе закрепляется устойчивое разделение мест работы, учебы и местожительства, мест восстановления здоровья и мест долговременного отдыха (образ жизни приобретает мультилокальный характер). Это меняет требования к жилому фонду города, к социальной инфраструктуре в целом и обостряет и без того острые проблемы.

Темпы экстенсивного роста экономики в городах много выше темпов естественного воспроизводства населения на протяжении всего периода быстрой индустриализации производства.

Нуклеаризация семьи сопровождается малодетностью семей, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Другой ряд предпосылок малодетности формируется в связи с изменением внутренней структуры нуклеарной семьи. Обобщенно совокупность внутрисемейных изменений можно охарактеризовать как процесс индивидуализации семейных ролей. Его суть составляет изменение статуса личности и социально-культурной основы внутрисемейной организации.

Как наиболее яркая внешняя особенность изменения семьи в крупных городах, стремительная нуклеаризации на первый взгляд не означает ничего более чем превращение группы супруги — родители — дети (несовершеннолетние) в модальный, а затем и полностью доминирующий тип домохозяйства. Между тем, нуклеаризация означает многообразные позитивные и негативные структурные следствия, имеющие социальное и лично-групповое значение для населения больших городов. В условиях равенства мужчины и женщины в сфере труда (облегчаемого распространением общего и специального образования для обоих полов, гарантируемого социального обеспечения, здравоохранения и коммунального обслуживания) нуклеаризация автоматически ведет к снижению многодетности семей как условия реализации этого равенства Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000..

В период экстенсивного экономического роста в городах только с помощью миграции можно обеспечить растущую потребность в новой рабочей силе, ибо как темпы естественного процесса репродукции оказываются слишком низкими, так и все белее продолжительный процесс получения образования новыми поколениями слишком медленным. Вступающие в сферу труда не замещают выходящих на пенсию высококвалифицированных работников. Мигранты начинают в экономической системе города с рабочих мест неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Индивидуальная мобильность в профессии и между профессиями становится необходимостью также и по этой причине.

Индивидуализация семейных ролей является наиболее мощной внутренней тенденцией изменения семьи в городе. Ослабление структурных связей нуклеарного домохозяйства с системой родства, самостоятельность профессионального статуса супругов и статуса детей в системе образования и профессиональной подготовки делают основные социальные интересы членов семьи индивидуальными по способу проявления и внесемейными, социально-профессиональными и непосредственно общественными по содержанию.

Индивид приобретает умеренную свободу от обязательства перед другими членами семьи в досуге и почти неограниченную свободу общения за пределами семьи, в местах своих постоянных занятий — работы, учебы, транспортных перемещений и т.п. Именно в этих местах, а не в семье, чаще всего завязываются знакомства в предбрачный период. Учеба и работа все более становятся способом реализации способностей и стремлений личности, направленным на актуальные социальные потребности, и постепенно теряют свое значение как механизм сохранения преемственности социального положения данной семьи.

Подобным же образом индивидуализируются и связи семьи и инфраструктуры города: социальная инфраструктура — индивид — семья. Экономической основой такого положения является самостоятельность индивида в сфере труда или образования или самостоятельность его как носителя определенного уровня благосостояния (потребительских и культурных интересов, дохода, жилищных условий и т.п.) в отношении к инфраструктуре. Индивидуализация внешних социальных функций и свойств членов семьи кажется само собой разумеющейся, между тем она по сути своей является новым качеством. Свойства индивида впервые становятся более стабильными, чем свойства его семьи.

Глава II. Отличия традиционной семьи от современной

Нуклеаризация семей уменьшает структурное разнообразие типов жилища в городе, средние размеры квартиры, но увеличивает число домохозяйств и тем самым обостряет жилищный вопрос.

Внутри семьи индивидуализация ролей преобразует весь семейный строй. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

Индивидуализация семейных ролей ведет к сильной тенденции к симметрии мужских и женских моделей поведения в семье, к совместности или взаимозамещению членов семьи в выполнении многих семейных обязанностей. Это требует реорганизации разделения труда» семье, переопределения особенностей мужской и женской субкультуры в обществе, установления новых границ качественного своеобразия половой психологии, социальных, возможностей ограничений для мужчин и женщин. Прежняя ценностная структура свойств мужского и женского характера, стиля поведения постепенно приобретает новый вид. Основа такой перестройки — это переход от «иерархической логики» аргументации различия между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка, подростка или старика.

Индивидуализация досуга более характерна для отношений родители — дети. Что касается супружеских отношений, то здесь она сталкивается с нормой совместности любых важных внутрисемейных дел и мероприятий. Во всяком случае отпуск и выходные дни до сих пор рассматриваются, как совместное времяпровождение, так что индивидуализируются лишь отдельные элементы досуга (хобби, культурные интересы, творчество, общение вне семьи).

Тенденцию индивидуализации жилого пространства членов семей, которая вне всяких сомнений связана с обеспечением необходимых условий для стабильного утверждения и развертывания интересов, склонностей и способностей личности, сохранением жилой среды в соответствии с ее вкусами и потребностями, не следует смешивать с рядом внешне похожих на нее тенденций. Как упоминалось, в городе распространяются домохозяйства одиночек или лиц, живущих отдельно от семьи, а также групповых жилых ячеек и комплексов (общежитии, домов для малосемейных, интернатов, гостиниц и т.п.). Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

С одной стороны, проживание в одиночку; рассматривается, как правило, в качестве временного и вынужденного для человека этапа его жизненного цикла (следствие условий работы, учебы и т.п.). С другой стороны, эта псевдо индивидуализация способа проживания в городе есть негативное проявление трудностей формирования или сохранения семьи, обострение проблемы одиночества в добрачном юношестве, в бракоспособных возрастах, а также в престарелом возрасте. Стремление жить с близкими универсально для всех групп городского населения, поскольку отношения с близкими — безусловная положительная ценность благополучия образа жизни в целом.

Другая тенденция — это летний отдых детей отдельно от родителей: в пионерлагерях, на турбазах, детских дачах и т.п. Облегчая, как и проживание учащейся молодежи ПТУ, техникумов и вузов в общежитиях, формирование социальной и психологической самостоятельности детей, укрепляя их связи со сверстниками, раздельный отдых детей и родителей в определенной мере не соответствует всем стремлениям членов семьи. Широкий успех семейных форм отдыха в последние годы, поддержанный постановлениями правительства об их развитии, свидетельствует об этом.

Разумеется, ни у кого нет сомнений в социальной роли детей в демографическом воспроизводстве, в огромном потенциале молодежи как одного из самых мобильных, активных, ценных факторов развития социализма. Но какова же социальная функция детей для родителей? Верно, при большом числе детей, родители получают пособия, дополнительное жилье, приобретают права на льготы из общественных фондов потребления. Но эти меры лишь компенси-руют частично тяготы многодетных родителей, не ликвидируя их полностью. Взрослые дети помогают своим родителям или содержат их в старости, хотя это случается теперь все реже и реже. Функция заботы о пенсионерах обобществляется.

В традиционной семье дети были нужны родителям как рабочая сила, как гарантия устойчивости социального положения семьи, как средство обеспечения в старости. В современной семье дети становятся для родителей средством развития собственной личности, приобщения к сфере образования, моды, новых привычек поведения и потребления, источником сведений о новых профессиях и книгах, культурных событиях и социальных возможностях.

Различие семьи как социального института и малой первичной социальной группы, собственный опыт взаимодействия которой создает облик конкретной семьи, должно быть дополнено пониманием значения индивидуальных свойств и особенностей для историй конкретной семейной группы и ее структуры.

традиционная семья современная

Основные выводы по работе следующие.

Говоря о семье, мы должны выделить два ее разных типа: традиционную и современную. Традиционная семья лежит в основе структурирования родовых и этнических социальных систем и отличается развитостью сложных внутрисемейных и межсемейных отношений, создающих устойчивую структуру общества (рода, этноса, клана). Как общественная организация, лежащая в основе этно-родовых систем, изначально семья является мощным структурным образованием, особым организмом, определяющим своими связями и напряжениями мотивы поведения людей, схемы распределения продуктов и результатов деятельности и даже ранних форм производства.

Традиционная семья — это образование, включающее не только супругов и их детей, но также братьев, сестер, дедушек и бабушек, а также множество других родственников, для определения которых в народной культуре существует множество терминов. Это, по сути дела, целостный родовой ствол или клан, образованный множеством людей и включенный в общую этническую систему. Традиционная семья, организовывая общество сложной и многоуровневой системой родственных связей, является энергетической системой, подчиняющей себе как потоки общественной жизни, так и формы психологической жизни человека. Начиная с ранних детских сказок и родовых мифов, человек усваивал ценности и правила семейной жизни, принимал их как неоспоримую логику своей жизнедеятельности.

Совсем иное образование — это современная городская семья, состоящая только из родителей и детей или вообще из одного или двух человек. Современный тип семьи — это локальные семейные системы, включенные в действующие формы государственной и профессиональной деятельности. Они отличаются от традиционной семьи, прежде всего, разрушенностью стабильных межсемейных родовых отношений.

Современная городская семья включена в формы деятельности и производства, которые сами уже не включены в ее структуру семьи. Профессиональные деятельности создают свои особые пространства взаимоотношений, где люди действуют как участники этих новых форм производства жизни, общаются и создают семьи. Современные семьи формируются в ритмах городской жизни как ее малые элементы, но сами семьи не определяют своей глобальной структурой и напряжениями логику организации общей деятельности. Общество и производство лишь включают в себя семью.

Список использованной литературы

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ, 1996.

Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. С. 34. — с. 30-40.

Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина (русский период деятельности). — Самара: Социологический центр “Социо”, 1992.

Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социол. исслед. 2003. № 7.

Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2004.

Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений. Автореферат докторской дисс. — СПб, 2003.

Рябова Г.Б. Семьеведение. Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. 171 с.

Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000.

Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. — 108 с.

Размещено на www.allbest.

Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 26.06.2015

Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Изменение функций в нуклеарной семье. Современное состояние семьи в рф. Кризис или эволюция. Будущее семьи.

курсовая работа [56,3 K], добавлен 07.08.2007

Анализ эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений, процесс нуклеаризации. Развод как «нормальное явление», его причины. Неполные семьи с одни родителем, уклоняющееся материнство, новые формы семьи. Рост обедневших семей и его последствия.

презентация [220,2 K], добавлен 05.04.2014

Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

курсовая работа [449,4 K], добавлен 01.02.2013

Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 27.09.2014

Трансформация института семьи на протяжении столетий и его состояние на современном этапе. Изменения в социальной структуре общества, приведшие к уменьшению роли в нем семьи, последствия такого положения. Негативные проявления в современной семье.

реферат [23,5 K], добавлен 14.07.2009

Теоретический анализ значимости института семьи для различных групп людей. Характеристика типов семьи. Особенности и методы соответствия между запросом к типу семьи и реализацией. Социальные проблемы современной семьи. Семья в демографической ситуации.

контрольная работа [34,2 K], добавлен 26.04.2010

Трансформация семьи как социального института. Виды и категории семьи в Российской Федерации. Классические и современные формы семьи. Типы семейной структуры. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе.

курсовая работа [83,3 K], добавлен 12.06.2012

Понятие семьи, ее функции и история изучения. Основные подходы в современной отечественной социологии. Эволюция семьи и брака. Особенности пути от традиционной семьи к современной. Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России.

курсовая работа [61,0 K], добавлен 17.01.2011

Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.

презентация [3,9 M], добавлен 24.05.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник:
Традиционная и современная семья
Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Анализ развития института семьи на современном этапе, прогнозирование будущего семейных отношений. Ведущие отличия традиционной семьи от современной. Значение и последствия нуклеаризации семей.
http://revolution.allbest.ru/sociology/00232892_0.html

Традиционная семья, ее сущность и особенности

Семья — один из наиболее древних социальных институтов, в котором заложено организующее начало воспитательной деятельности общества. В семье отражается социальный характер окружающей среды и реализуется задачи формирования гражданских качеств личности. Она является предметом исследования социологов, демографов, этнографов, философов, психологов, педагогов. В государственных документах о семье и семейной политике подчеркивается примат семьи, семейного социума как главной сферы всей социальной политики общества. В соответствии с этим вся социальная политика государства осуществляется на основе принципа первичности личности и семьи по отношению к другим общественным институтам и структурам.

Истари известно, что здоровая и крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества. Разрушение культурных традиций и морально-этических норм брачных отношений весьма болезненно отразились на состоянии семьи как социального института.

Семья всегда находилась и находится в центре внимания общества и государства. Выделяется традиционная семья — это исторически сложившаяся в государстве семья, пользующаяся признанием и уважением. Именно в традиционной семье, скрепленной официальными узами, закладываются основы национальной ментальности и нравственности растущего человека, формируются соответствующие им нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

В традиционной (патриархальной) семье роли и обязанности жестко распределены по нормам, предписанным половыми ролями. Это семья, глава которой мужчина — добытчик, кормилец, женщине в такой семье отведена роль воспитателя. М.Ю. Арутюнян считает, что традиционная семья такая, которой имеет место:

  • • традиционное разделение мужской и женской роли в сфере «вторичных» функций;
  • • выражена система норм распределения, позиции ответственности за семейные функции;
  • • ведущей роли в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей.

Семья является важнейшим социальным институтом человечества, основной ячейкой общества, именно в ней развертывается процесс социализации, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, общества. В последнее время просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи связано с изменениями политического и экономического уклада в стране. Проблема изучения представлений молодежи о своей будущей семье остается весьма актуальной.

Кризисные явления в современной семье (падение брачности; рост разводов, количества неполных, материнских, альтернативных семей; снижение рождаемости; деформации в сфере супружеских, детско-родительских отношений, воспитании детей и т.д.) актуализировали проблему формирования семейных ценностей подрастающего поколения [1, с. 77-81]. Данный факт определил необходимость исследования ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних лет.

Исследования показывают, что семья остается основной ценностью, но характер восприятия семейных отношений меняется. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. В то же время, выделяются признаки семейной дезорганизации среди молодежи, ведущие к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности. В свою очередь, устойчивость семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни. Наличие данной тенденции послужило поводом для изучения мнения старшеклассников и студентов на брак и семью.

Современный социальный заказ школе ставит задачу совершенствование нравственного и гражданского воспитания, существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь. При этом социально-педагогическая работа в условиях общеобразовательного учреждения тесно взаимосвязана с педагогическим процессом обучения, воспитания и развития. Они тесно взаимосвязаны между собой единой целью и взаимообусловлены друг другом. В обучении (учении), воспитании (самовоспитании) и развитии (саморазвитии) старшеклассников происходит формирование психологической готовности к выполнению семейных ролей, прав и обязанностей. У них возникает потребность в создании семьи, рождении и воспитании детей, развитии у себя качеств, необходимых для совместной семейной жизни [2].

Анализ литературы показал, что в ней получили отражение различные вопросы формирования личности в подростковом и юношеском возрасте, воспитания общественной направленности школьников (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, И.С. Кон, И.С. Марьенко, Н.И. Монахов, Г.Н. Филонов и др.), проблемы формирования самостоятельности и потребности в общественно полезной деятельности (К.Д. Радина, Д.И. Фельдштейн).

Социологи А.И. Антонов, Э.К. Васильева, С.В. Дармодёхин, А.Г. Харчев и др. выявили основные тенденции развития института семьи в современных условиях. В этом же направлении ведутся исследования зарубежных авторов Р. Зидера (Германия), Н. Смелзера (США) и др.

На важность подготовки старшеклассников к семейной жизни указывали классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели, прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, в воспитании ответственного отношения к материнству и отцовству.

Рассматривая проблему подготовки молодежи к семейной жизни, Л.В. Мардахаев отмечает, что она «должна быть комплексной в своей основе, так как призвана решить целый ряд очень важных идейно-воспитательных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей. Одновременно с этим необходимо повысить психологические, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни; осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами» [3].

Важным фактором своеобразия семьи выступают, сложившиеся в ней взаимоотношения супругов, а также цели и методы воспитания детей. Заслуживает внимания социализирующее воздействие семьи на детей. Оно во многом зависит от материальных условий семьи, ее состава, образовательного ценза и профессиональной принадлежности родителей, детско-родительских отношений и особенностей взаимовлияния, культуры общения, гражданской позиции родителей и т.д. [4] В региональном аспекте большую роль играют национальные традиции семейного воспитания (Р.Я. Антонова, А.А. Григорьева, А.Е. Сер- гучев, А.А. Пахомов, М.М. Прокопьева и др.).

Социально-педагогический анализ сохранившихся этических традиций семейного воспитания народов показывает, что они, прежде всего, обеспечивают управляемость формированием личности старшеклассника. Это происходит благодаря тому, что в семье:

  • • сохранены народные традиции, определяющие поведение человека;
  • • воспитание детей осуществляется в органическом единстве жизнедеятельности семьи;
  • • отношение к детям исключает физическое наказание и жестокость при уважении к личности ребенка, его собственному мнению, праву на успех и ошибку, что сочетается с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей;
  • • обеспечивается усвоение ребенком культуры, норм поведения, морали в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • • сохранены и являются неписаными законами нормы и правила, вытекающие из таких этических традиций, как культ предков, почитание старших, уважение личности детей, бережное отношение к окружающей природе, любовь к родным местам и др.

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья — оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других — своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на Земле связывают, прежде всего, с семьей: счастливым человеком себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Исследования показывают, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком.

Брак — это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. По мнению А.Г. Харчева, что брак и семья возникли в разные исторические периоды; семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. [6]

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII—IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И.В. Бестужев-Лада), где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его жителей. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Исследование показало, что некоторые сложившиеся традиции могут быть восприняты современной молодой семьей, которые являются общим достоянием. Требуется раннее приобщение детей к обсуждению вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция. Существует много литературы по воспитанию ценностей семьи и семейных взаимоотношениях. От действенности такого воспитания зависит способность молодых людей создать традиционную семью, с уютным, гостеприимным домом, в котором каждый из членов семьи знает, что его ждут дома и стремился туда. В такой семье создаются традиции, которые становятся основой в воспитании детей понимание существа будущей семьи, ее ценностей и особенностей.

  • 1. Быковская Т.Е. Трансформация ценностных ориентаций современной семьи // Духовно-нравственное воспитание в современной России: проблемы, подходы, пути решения: Матер, науч.-практ. межвузов, конф. — М.: МГПУ Инст. пед. и псих, образ., 2010. — С. 77-81.
  • 2. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991.
  • 3. Мардахаев Л.В. Воспитание ребенка в семье // Вопросы воспитания. — 2010. — № 3(4). — С. 15-22.
  • 4. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 13(342).-С. 173-178.
  • 5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издат. Юрайт, 2017.
  • 6. Харчев А. Г., Марковский М. Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.

магистрант 1 курса заочной формы обучения направление подготовки «Психолого-педагогическое», РГСУ

Источник:
Традиционная семья, ее сущность и особенности
Семья — один из наиболее древних социальных институтов, в котором заложено организующее начало воспитательной деятельности общества. В семье отражается социальный характер окружающей среды и
http://bstudy.net/618683/pedagogika/traditsionnaya_semya_suschnost_osobennosti

Традиционная семья в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности — Социология

Традиционная семья в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Гурджиян М.В.

В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе. По результатам исследования сущностных черт традиционной семьи , сопоставления ее принципов и ценностей с особенностями современной семьи автором делается вывод, что традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в российском обществе с учетом традиций и ментальности русского народа и будет положительно воспринята социумом.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Гурджиян М.В.,

The article presents the social and philosophical foundations of the traditional family functioning in the modern Russia. Basing on the study of the typical features of a traditional family , comparison of its principles and values with the features of a modern family, the author concludes that the traditional model of family, updated in accordance with the realities of today, should become a promising model of family relations organization in the Russian society taking into account traditions and mentality of the Russian people, and it will be positively received by the society.

Текст научной работы на тему «Традиционная семья в современном российском обществе»

?УДК 17.023.32(470 + 571) Гурджиян Мадонна Вартановна

аспирант кафедры философии Поволжского государственного технологического университета

ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Gurdzhiyan Madonna Vartanovna

PhD student, Philosophy Department, Volga Region State University of Technology

TRADITIONAL FAMILY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе. По результатам исследования сущностных черт традиционной семьи, сопоставления ее принципов и ценностей с особенностями современной семьи автором делается вывод, что традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в российском обществе с учетом традиций и мен-тальности русского народа и будет положительно воспринята социумом.

традиционная семья, семейные отношения, семейные ценности, кризис семьи, патриархальная семья, духовность, стабильность брака, вера.

The article presents the social and philosophical foundations of the traditional family functioning in the modern Russia. Basing on the study of the typical features of a traditional family, comparison of its principles and values with the features of a modern family, the author concludes that the traditional model of family, updated in accordance with the realities of today, should become a promising model of family relations organization in the Russian society taking into account traditions and mentality of the Russian people, and it will be positively received by the society.

traditional family, family relations, family values, crisis of family, patriarchal family, spirituality, stability of marriage, faith.

Одной из ключевых причин обращения к вопросу о роли традиционной семьи в российском обществе представляется системный кризис семейных ценностей и отношений в современной России. Этот кризис проявляется прежде всего в сокращении числа ежегодно регистрируемых браков на фоне роста числа регистрируемых разводов. Кроме того, кризис семейных отношений отчетливо проявляется в низкой ценности детей в семьях: в 2014 г., по данным Росстата, среднее число рожденных детей составило 1,75, что, очевидно, не обеспечивает простого воспроизводства населения. Причин у данного явления, безусловно, немало, однако нельзя отрицать определенную обусловленность низкой рождаемости характером восприятия современным российским обществом семьи и семейных ценностей.

Приведенные обстоятельства делают вопросы, связанные с изучением роли семьи в современном обществе, восприятия обществом основополагающих семейных ценностей, важным направлением исследования множества наук. С социально-философской точки зрения интерес представляет вопрос о том, какая из моделей семейных отношений характеризуется наибольшей устойчивостью и призвана обеспечивать комплексное социальное развитие в страновом масштабе, преодолеть кризис семейных ценностей в российском обществе. При этом социальную философию в не меньшей степени волнуют вопросы о том, воспринимается ли указанная модель организации семейных отношений обществом положительно, каковы возможности ее пропаганды и популяризации.

Следует отметить, что в России сосуществуют три типа семьи: традиционный (патриархальный), детоцентрический и супружеский. У каждой модели семейных отношений свой пик популярности, этап доминирования. Так, до Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья с доминирующим авторитетом мужчины в доме, с послевоенных лет — детоцентрические семьи, в которых дети представляли центр интересов семьи, благополучия и сохранения брака. Начиная с 90-х гг. формируются супружеские пары, в которых доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества жизни супругов.

В специальной литературе указываются сущностные признаки традиционной семьи. Как отмечает Ю.Е. Коростылева, «традиционная семья — это большая семья, в которой представители не одного поколения проживают в одном доме и занимаются коллективным трудом (общим делом). Традиционная семья основана на патриархальном идеале» [1, с. 31].

Дополнительно подчеркнем, что само по себе понятие «традиционная семья» применительно к поликультурному российскому обществу не является монолитной конструкцией. Российское общество, как на предыдущих исторических этапах развития, так и сегодня, состоит из сотен этносов, исповедующих десятки различных религий, проживающих компактно или рассеянно на разных территориях. В то же время исследования позволяют выделить некоторые общие признаки традиционной семьи для полиэтнического, поликультурного и полирелигиозного российского социума.

В частности, сущностные основы традиционной семьи основаны на патриархальном идеале, а именно уважении к родителям и старшим, служении ближнему, почитании памяти своих предков и семейных святынь, выполнении семейных, профессиональных и гражданских ролей, то есть личность воспринимается и на уровне сознания и моделей поведения. Еще в первой половине XX в. философ Иван Ильин писал о тесной связи личностных и семейных ценностей: «Духовный кризис подрывает семью; если духовность колеблется в семье, она начинает слабеть и вырождаться в человеческих отношениях» [3].

Приведенное описание достаточно ярко характеризует концентрацию в рамках традиционной семьи многочисленных социально-положительных элементов, включая высокие нравственные основы формирования семейных отношений, преемственность поколений и комплексность морально-этического и духовного воспитания в семье. Указанные характеристики пребывают в дефиците в современной российской семье, на что указывают как приведенные выше статистические данные, так и наблюдения многочисленных авторов.

А.В. Ковалева с сожалением констатирует: «В настоящее время традиционная семья в том виде, какой мы знали ее в былые времена, практически полностью ушла в прошлое, сохранив лишь отдаленно напоминающие ее характеристики. Происходящие процессы отражаются на семье как целостной единице, и в частности на семейных отношениях. Семья претерпевает трансформационные процессы семейно-брачных отношений, это изменение структуры и численности семьи, образование новых ценностных ориентаций и новых нормативных семейных кризисов и многое другое. Изменяя свои формы, семья приобретает новые характеристики, отдельные из которых порождают определенные риски в ее благополучии. Данное обстоятельство накладывает отпечаток на жизнеспособность семьи в современном мире» [4, с. 267].

Причины трансформации традиционной семьи в детоцентрическую, а затем в супружескую преимущественно очевидны и достаточно хорошо осмыслены различными исследователями.

Можно сказать, что в основе современной российской семьи лежат не специфические функции семьи, которые имманентно исходят из ее сущности и отражают специфику семьи как социального феномена (воспроизводство, содержание и воспитание детей), а производные, неспецифические ценности и потребности, в частности получать и отдавать любовь и заботу, обеспечивать душевный комфорт. Данное обстоятельство, очевидно, и породило забвение традиционной семьи в современном обществе: для осуществления неспецифических функций семья не требуется в принципе — получать и отдавать любовь и заботу, иметь душевный комфорт, сексуальные отношения, детей, пребывать в общем благополучии с известной степенью успешности можно и вне семьи.

Анализ этих негативных тенденций приводит к выводу о том, что для современного общества именно традиционная семья является единственной моделью семейных отношений, способной преодолеть кризис в данной сфере, существенно повысить значимость и роль семейных ценностей. Примечательно, что исследования выявляют тенденцию к усилению положительного восприятия традиционной семьи и семейных ценностей российским обществом, причем не только той ее частью, которая проживает в религиозной и социокультурной среде с хорошо сохранившимися элементами традиционного уклада семейной жизни [5].

Следовательно, общественное признание требуется именно традиционным семьям, и государство и общество должно оказывать им всемерную поддержку. Речь, безусловно, не идет о насильственном насаждении идеалов традиционной семьи в российском обществе. Здесь надлежит учитывать и светский характер Российского государства, свободу вероисповедания, и определенные черты традиционной семьи, такие как низкая социальная и географическая мобильность, делающие данную модель семейных отношений недостижимым идеалом в текущих общественно-экономических условиях. Наконец, современное общество может оказаться не готовым принять такие черты традиционной семьи, как фактический запрет абортов, выбор супруга по предписанию родителей, жесткое табу на предупреждение и прерывание беременности.

Однако полагаем, что духовность и коллективизм, традиционно присущие русской менталь-ности, должны и могут стать фундаментом возрождения модели традиционной семьи в российском обществе. Организация жизни по принципу многопоколенности семьи с преимущественной ценностью родства, думается, ни в коей мере не противоречит современным правовым и нравственным ориентирам, а в отношении других особенностей традиционной семьи еще предстоит прийти к общественному консенсусу, результатами которого могут быть как трансформация правовых и моральных норм (включая отношение к абортам и разводам), так и гибкость обновленной модели традиционной семьи (допустимость разводов и абортов при определенных условиях, повышение роли женщин в семейном управлении, выход семейного труда за рамки домохозяйства).

Таким образом, традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в современном российском обществе с учетом традиций и ментальности русского народа, призвана обеспечивать комплексное социальное развитие в страновом масштабе, преодолеть кризис семейных ценностей в российском обществе и, очевидно, будет позитивно воспринята социумом.

1. Коростелева Ю.Е. Патриархальный идеал как основа традиционной семьи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 3, № 1. С. 31-33.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. СПб., 2008.

4. Ковалева А.В. Негативные факторы трансформации традиционной семьи в современную // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6, № 1. С. 265-272.

5. Голова А. Социально-экономические механизмы разрушения традиционных семейных отношений // Общество и экономика. 2013. № 9. C. 178-186.

1. Korostelyova, YE 2015, ‘The patriarchal ideal of the traditional family as the basis’, Actual problems of modern science, technology and education, vol. 3, no. 1, p. 31-33.

2. Korostelyova, YE 2015, ‘The patriarchal ideal of the traditional family as the basis’, Actual problems of modern science, technology and education, vol. 3, no. 1, p. 31-33.

3. Ilyin, IA 2008, The path of spiritual renewal, St. Petersburg.

4. Kovaleva, AV 2015, ‘Negative factors of transformation of the traditional family in the modern’, Scientific notes of TOSU, vol. 6, no. 1, p. 265-272.

5. Golova, A 2013, ‘Socio-economic mechanisms of destruction of traditional family relations’, Society and economy, no. 9, p. 178-186.

Источник:
Традиционная семья в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности — Социология
В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе. По результатам исследования сущностных черт традиционной семьи, сопоставления ее принципов и ценностей с особенностями современной семьи автором делается вывод, что традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в российском обществе с учетом традиций и ментальности русского народа и будет положительно воспринята социумом.
http://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-semya-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve

Характеристика традиционной семьи

alexander_nv

Защита традиционных семейных ценностей, защита традиционной семьи. Такие установки часто звучат от лица христианских деятелей различных конфессий: православных, католиков, протестантов. В РПЦ «традиционная семья» — тоже является одним из приоритетов церковной деятельности. Об этом много говорит, в частности, известный священник Дмитрий Смирнов.
“Чтобы из мальчика получился мужчина, семьянин, ответственный за жену и детей и любящий их, он должен расти в многодетной семье, где отец любит и уважает мать, помогает ей воспитывать детей”.
Свящ. Дмитрий Смирнов

Почему же христианские церкви так много говорят об институте семьи? Почему это так важно с точки зрения христианства? Давайте сначала попытаемся разобраться, что такое «традиционная семья», в чем состоит эта «традиционность». На самом деле, термин «традиционная семья», как и многие другие понятия обычно принимающиеся как общепринятые по умолчанию, очень размытый. Попробуем предположить те характеристики, которые однозначно будут отождествляться с традиционной семьей. Это должен быть моногамный гетеросексуальный брак и, что очень важно, многодетный. Последний даже более яркая характеристика традиционной семьи, по-крайней мере в нашей стране.

Защита традиционной семьи подразумевает угрозу таковой. Что же угрожает гетеросексуальному и моногамному браку? Одной из таких угроз, “идущей с Запада”, считаются гомосексуальные союзы. Но насколько на данный момент гомосексуальные союзы являются реальной опасностью замены гетеросексуального брака? Например, статистика по одной из самых либеральных в этом отношении стран Европы — Голландии показывает, что с 2001 по 2015 год количество однополых браков составляет 1,94% от общего количества браков. И кажется, какой-то реальной угрозы для “традиционной семьи” мы тут пока не видим.

Остается рассмотреть следующий пункт, характеризующий «традиционную семью» — многодетность. Тут прослеживается определенная тенденция. В 20 веке среднестатистическая европейская, в частности российская семья, перестали быть многодетными. Если в России еще незадолго до революции для христианской семьи было нормально иметь больше троих детей, а счет иногда доходил до десяти и выше с учетом умерших во младенчестве, то сейчас картина совершенно иная. Поэтому со стороны священнослужителей, православных деятелей очень часто можно услышать призывы к многодетности.

“В многодетных семьях, где всегда есть маленький «ангел» — младенец, гораздо чаще живут радость, умиление, любовь и счастье. В такой семье вырастают уважающие родителей, душевно здоровые, полноценные, веселые дети, умеющие любить, трудиться, думать не только о себе, но и о ближних”.
Свящ. Владимир Воробьев

Большое количество детей в семье стало неким трендом в православном сообществе. Но примерно такая же ситуация и в традиционных протестантских церквах, которые, как правило, придерживаются фундаменталистских взглядов: баптистов, пятидесятников. Можно сказать, что у протестантов все это даже гораздо более серьезно и основательно, чем у православных, потому что имеет, как правило, очень четкое библейской обоснование. Об этом, например, говорится в “Социальной позиции протестантских церквей в России”.

“Творец учредил институт для того, чтобы: сделать человека счастливым через обретение верного друга жизни и партнера в любви, продолжить человеческий род, создать такой домашний очаг, где возможно было бы воплощение принципов Божественного замысла – воспитание детей в почитании Бога и любви к ближним”.

То есть, в целом, как мы видим, для Нового Завета многодетность уже не понимается как особое благословение Божье. А порою и наоборот. Многие святые отцы церкви были безбрачными и воспевали безбрачный путь. Найти оды семейной жизни в святоотеческой литературе гораздо труднее, чем оды девству.

«…желающий быть свободным от мирских уз избегает супружества, как оков, а избежав его, посвящает жизнь свою Богу и дает обет чистоты, чтобы не иметь уже и права возвратиться к браку, но всеми мерами бороться с природою и с сильнейшими ее стремлениями, подвизаясь в соблюдении чистоты».
Свт. Василий Великий.

«… от девственницы апостол требует, чтобы она не ограничивала этой добродетели (девства) чистотою тела, но все свободное время употребляла на служение Богу…; он желает, чтобы девственница не делилась, но всецело посвящала себя духовному и небесному, и пеклась о Господнем. К такой жизни он увещевает и вдову: «Истинная вдовица и одинокая, — говорит, — надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5)».
Свт. Иоанн Златоуст

«Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек, в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда».
Свт. Филарет (Дроздов)

Источник:
Характеристика традиционной семьи
Защита традиционных семейных ценностей, защита традиционной семьи. Такие установки часто звучат от лица христианских деятелей различных конфессий: православных, католиков, протестантов. В РПЦ «традиционная семья» — тоже является одним из приоритетов церковной деятельности. Об этом много говорит, в…
http://alexander-nv.livejournal.com/55246.html

COMMENTS