Характер взаимоотношений это

Взаимоотношения и их характер

Создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы. Оптимальные межличностные и межгрупповые связи, способствующие слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального, нравственного потенциала каждой личности коллектива.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Влияние характера на межличностные отношения

2. Свойства характера

3. Личность и характер человека

Размещено на Allbest.ru

Размещено на Allbest.ru

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия — как основного звена народного хозяйства. Рынок поставил организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу организаций.

В связи с этим развитие социальной среды организации, вопросы управления персоналом занимают немаловажную роль. Эту среду образует сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что, так или иначе, определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через посредство труда в данной организации. коллектив межличностные межгруповые работа

Одна из главных задач социального развития организации это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.

Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, безусловно, выполняют дестабилизирующую роль в коллективе. Вопросам управления персоналом, в частности, стратегии управления конфликтами в коллективе посвящена моя работа.

1. Влияние характера на межличностные отношения

Характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. Характер — это своего рода стержень человека. В нем сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания. Характер человека имеет оценочное значение. Это значит, что он затрагивает интересы других людей, существенно сказывается на их настроении, самочувствии и потому ценится в другом человеке.

К характеру относятся не все относительно устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке, а только те, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности.

Характер может выражаться как в целях, которые человек перед собой ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет. Он проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. От преобладающего акцента в понимании сущности характера мотивационной (содержательной) или инструментальной основы объясняется различие психологических подходов в рассмотрении характера.

Именно такое различение содержательной и операциональной сторон позволяет говорить о существовании «хороших» личностей с «плохим» характером и наоборот, поскольку качество инструментальной стороны личности может заведомо расходиться с ее содержательным аспектом. Характер человека — и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты и свойства характера.

Так называемое несходство характеров, личностное неприятие сотрудников друг другом, может сказываться на эффективности служебной деятельности, приводя к серьезным конфликтам. Порой психологические различия столь велики, что мешают ее осуществлению. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости.

Совместимость характеров — процесс сложный и многофакторный. Как правило, требуется определенное различие, несходство характеров, что делает возможным их «взаимодополняемость» («властный характер» — «склонный к подчинению»), такая пара людей более совместима, чем люди с похожим, одинаково «властным» характером. Но есть качества характера, которые требуют подобия, а их несовпадения часто вызывают конфликт («аккуратный» и «неряшливый», «честный» и «лживый» малосовместимы).

В целом, для обеспечения совместимости с другими людьми требуется три основных качества характера:

1) способность критически относиться к себе,

2) терпимость к другим,

3) доверие к другим.Размещено на Allbest.ru

Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он психологически несовместим с другими людьми и всегда несет с собой тень конфликта. Если люди слишком различаются между собой по типам психологических предпочтений и не осознают, не учитывают этого, то возникновение конфликтов очень вероятно, даже если у людей нет антагонистических интересов.

В механизме формирования характера отчетливо выступает с одной стороны — отношение субъекта к существенным целям и условиям своей жизни, а с другой — способы действия, стиль поведения.

2. Свойства характера

Среди свойств характера, выражающих отношение человека к различным сторонам действительности, принято различать:

а) черты, выражающие отношение человека к другим людям (доброта, чуткость, благородство, вежливость, отзывчивость, гуманность, общительность и т.д.). По отношению человека к другим людям различают характеры замкнутые и общительные. Вместе с тем замкнутый характер может быть следствием как безразличия к другим людям, так и большой и сосредоточенной внутренней жизни. Так же и общительность у одних людей может быть широкой и поверхностной, у других — более узкая и более глубокая, сугубо избирательная;

б) черты, отражающие отношение к вещам, продуктам деятельности (аккуратность — небрежность, практичность — непрактичность, расчетливость — щедрость — скупость, добросовестность — халатность и др.); в) черты характера, выражающие отношение человека к себе (самообладание — несдержанность, чувство собственного достоинства (самоуважение) — самоуничижение, высокомерие — скромность, самоуверенность — достоинство, самолюбие, гордость, тщеславие, эгоистичность, неприхотливость и др.);

г) черты, отражающие отношение человека к труду (активность — пассивность, ответственность — безответственность, деловитость, инициативность, исполнительность, организованность, предприимчивость, старательность, самостоятельность, трудолюбие, усердие и т.д.).

Как устойчивое целостное образование, характер человека формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни человека, который включает определенный образ действий в единстве с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий всегда исходит из определенных потребностей и мотивов, включает определенный образ мыслей, чувств и побуждений.

Следовательно, в число существенных, устойчивых свойств человека, черт его характера входят также интеллектуальные (рациональные) и эмоциональные свойства. Они составляют типичные, характерные свойства рационального и эмоционального отношения субъекта к миру, другим людям и к себе, характерные способы осмысления и преобразования действительности. Так, рассудительность, благоразумие, легкомыслие, будучи особенностями мыслительной деятельности, являются в то же время и чертами характера субъекта.

Наиболее ярко взаимосвязь характера с другими психическими образованиями проявляется на примере воли. Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость. Способность личности преодолевать свой характер со временем тоже может стать чертой характера и залогом гармонии между ценностными ориентациями и мотивами личности и совокупностью «характерных» для человека приемов и форм поведения и эмоционального реагирования.

В случае отсутствия у человека единой «линии поведения», слабой воли и подверженности влиянию других людей говорят о его бесхарактерности. Бесхарактерность — образное понятие, применяемое для подчеркивания аморфности личности, отсутствия целостности и стабильности в поступках, деятельности, подверженности внешним влияниям других людей, дефицитом воли.

Можно выделить основные критерии, в соответствии с которыми черты личности могут быть отнесены к свойствам характера:

Черты личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

В структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные темпераментом:

экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

3. Личность и характер человека

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. От других черт личности характер отличается, прежде всего, своей устойчивостью и более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки человека могут изменяться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчив.

Исключение составляют только последствия тяжелых заболеваний, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми может меняться характер человека. Некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов.Размещено на Allbest.ru

Одной из черт характера человека является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя, и он становится центром собственных интересов. Интроверт — тип личности, активность которого по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью.

Среди свойств характера принято различать общие и частные. Общие свойства характера фактически перекрывают свойства темперамента, так как распространяют свое действие на столь же широкую сферу поведенческих проявлений. Частные свойства характера распространяются на частные, более узкие ситуации. Некоторые авторы не различают свойства темперамента и общие свойства характера, считая их проявлением одной и той же психологической реальности. Однако свойства характера целесообразно отличать от свойств темперамента хотя бы потому, что они в гораздо большей степени отражают стиль сознательной, волевой регуляции поведения и определяют поступки, за которые человек несет прямую моральную и юридическую ответственность.

Наиболее широко признанной классификацией общих черт характера является так называемая «Большая пятерка» свойств:

1. Самоуверенность — неуверенность.

2. Согласие, дружелюбие — враждебность.

3. Сознательность — импульсивность.

4. Эмоциональная стабильность — тревожность.

5. Интеллектуальная гибкость — ригидность.

Если факторы 1 и 4 в большей мере можно связать со свойствами темперамента, то факторы 2, 3 и 5 являются собственно факторами характера как такового.

Такая черта характера, как «экстраверсия — интроверсия» является производной от первого фактора, а именно: общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди массы несовпадающих типологий и классификаций частных (ситуационно зависимых) факторов характера (Р. Кэттелл, X. Гоф, Дж. Гилфорд, Д. Джэксон, А.Е. Личко, А.Г. Шмелев) можно отметить факторы, имеющие несомненное значение в психологической практике:

Доминантность (лидерство) — подчиненность.

Тревожная ранимость — спокойная безмятежность.

Источник:
Взаимоотношения и их характер
Создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы. Оптимальные межличностные и межгрупповые связи, способствующие слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального, нравственного потенциала каждой личности коллектива.
http://revolution.allbest.ru/psychology/00351399_0.html

Виды взаимоотношений

Можно говорить о следующих видах межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функции отношений.

Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. В структуре личности можно выделить несколько уровней проявления ее характеристик: обще-видовые, социокультурные, психологические, индивидуальные. Социокультурными можно считать национальность, социальный статус, профессию, образование, политическую и религиозную принадлежность и т.п. К психологическим характеристикам личности относятся ее интеллект, мотивация, характер, темперамент и т.п. К индивидуальным относится все индивидуально неповторимое, обусловленное своеобразием жизненного пути человека.

Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.

Второй критерий – степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую – отношения знакомства.

Третий критерий – различие функций (целей, назначения) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.

Дополнительными критериями для различения межличностных отношений можно считать: дистанцию между партнерами, продолжительность и частоту контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта.

Каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише, предъявляет требования к частоте и длительности встреч.

Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Отношения дружбы характеризуются очень высокой избирательностью, если они правильно оцениваются. Возможна переоценка отношений одним из партнеров, и на этой почве возникают недоразумения. Недооценка дружеских отношений может привести к их распаду.

Дружеские отношения принято разделять на инструментальные и эмоционально-исповедальные. Единая профессия, род занятий, совпадение интересов, совместная или просто взаимосвязанная работа, учеба скорее приведут к образованию инструментальной дружбы. Инструментальная дружба основана на взаимной помощи в тех или иных жизненных обстоятельствах. Эти отношения близки к товарищеским, по отличаются от них тем, что цели дружеских инструментальных отношений могут не выходить за пределы личной выгоды каждого из партнеров. Эмоционально исповедальные дружеские отношения строятся при условии взаимной симпатии, эмоциональной привязанности и доверчивости.

  • • высокой доверительностью между партнерами, взаимораскрытием внутреннего мира (доверие тайн, мечтаний, интимных переживаний, скрываемых черт личности, фактов биографии);
  • • снятием социальной внешней маски поведения (возможность быть самим собой);
  • • понижением самоконтроля и раскованностью в контакте («когда не боишься, что тебя не так поймут, неверно оценят твой поступок»);
  • • преобладанием положительного оценочного отношения партнеров (отсутствие осуждения, насмешки, неприятия).

Для понимания существа дружбы, товарищества необходимо знать их антиподы: вражду, товарищество. Для некоторых видов межличностных отношений в реальной жизни можно обнаружить такие противоположности: дружба – вражда, товарищество – соперничество, родные – чужие. Однако некоторые виды взаимоотношений не имеют антиподов, и их негативные формы неспецифичны. Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства, супружества. Разрыв таких отношений выражается в полном исчезновении отношений, переходе в другой вид (знакомство в приятельство) или превращении в негативную форму другого вида отношений (вражда, соперничество).

Полнота анализа межличностных отношений требует исследования негативных форм. Негативной формой дружеских взаимоотношений является вражда. Вражда предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезориентация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.

Основной функцией деструктивных отношений являются культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число входящих в группировку лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт не вовлечена вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Проявление данного вида отношений – взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей, поиск объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность.

Каждое из описанных взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это даст основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Источник:
Виды взаимоотношений
Можно говорить о следующих видах межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Данная классификация
http://studme.org/92117/psihologiya/vidy_vzaimootnosheniy

Влияние личностных качеств родителей на характер взаимоотношений в семье

Влияние личностных качеств родителей на характер взаимоотношений в семье

  • Шегай Анель Канатовна , магистр, старший преподаватель
  • Таликова Галия Тюляковна , магистр, старший преподаватель
  • Академия «Болашак», Караганда, Казахстан
  • СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ
  • ВЗИМООТНОШЕНИЕ В СЕМЬЕ
  • РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

При рассмотрении взаимоотношений в семье необходимо изучение стилей родительского отношения к детям.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия [1].

В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского поведения Дианы Боумринд, которой следуют многие авторы. Крайг Г. составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из четырех стилей на основе исследований Д.Боумринд, Маккоби и Мартин. Авторы базировались на фиксации двух факторов воздействия на ребенка в семье — родительского контроля и родительской теплоты.

Понятие «родительский контроль» имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающееся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль — это попытка влиять на деятельность ребенка.

Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.

Выделяемые авторами стили поведения варьируют на основе соотношения данных параметров (степени контроля и теплоты).

Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми.

Д. Боумрин в цикле исследований попытался преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Д. Боумринд выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.

Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей [2].

Д. Боумринд подчеркивает, что у авторитарных родителей дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам [2, 26]. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. А на самом деле авторитета нет, есть боязнь. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав.

Стиль взаимоотношений взрослых с детьми оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания — воспитания взаимоотношениями. Происходит это, главным образом потому, что именно в общении со взрослыми дети более всего усваивают все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, которые свою очередь определяет их психический склад [3].

Следующая классификация, которую мы рассмотрим, была предложена Е.Т. Соколовой. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации [4], она выделила следующие стили отношений «мать — ребенок»: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношений в общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности [5].

Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи. Под влиянием общения с собственным ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, мама изменяется в своих психологических качествах, ее внутренний мир заметно трансформируется.

Другим стилем отношений «мать — ребенок» является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом.

Родителям следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и родителями в любом возрасте.

Следующим стилем отношений «мать-ребенок» является соперничество. При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.

Последний стиль отношений, который был предложен Е.Т. Соколовой, является псевдосотрудничество. При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм [6].

Если обратиться к взглядам А. Болдуина, то он выделил два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддаются внешнему контролю. Дети отличаются также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Помимо рассмотренных классификаций стилей родительских отношений выделяются также следующие стили родительского воспитания: предпочтение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК). Все эти стили негативно влияют на формирование личности ребенка, как в полной, так и в неполной семье.

Учитывая выше сказанное можно выделить 10 типов семей [7]:

  1. Воспитательно-сильные, воспитательная обстановка близка к оптимальной.
  2. Воспитательно-устойчивые, создают в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.
  3. Воспитательно-неустойчивые. Характерна неправильная позиция родителей (например гиперопека), которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.
  4. Воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними. Родители не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами. Уступив свое влияние обществу сверстников.

Остальные типы являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными.

  1. Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой.
  2. Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой.
  3. Маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.
  4. Правонарушительские.
  5. Преступные.
  6. Психически отягощенные.

В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типа личности ребенка [8].

Стиль общения с ребенком репродуктивен, он во многом задается семейными традициями. Матери воспроизводят тот стиль воспитания, какой был свойствен их собственному детству, нередко повторяют стиль своих матерей. Характерологические особенности родителей являются одной из существенных детерминант родительского отношения. Родительское отношение полностью определяет стиль воспитания ребенка и оценку ребенка родителем.

  1. Головнева О. Родительский практикум. // Школьный психолог – 2006. — №10 – С.23-32.
  2. Листратенко Н. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка. // Социальная педагогика – 2006. — №2 – С.88-92.
  3. В.С.Собкин, Е.М.Марич Ценностные ориентации родителей детей-дошкольников. // Вопросы психологии – 2002. №6 – С.3-6.
  4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 152с.
  5. Матейчек З. Родители и дети: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1992. – 319с.
  6. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, — Ярославль: Академия развития, 2006. – 160с.
  7. Садирова Г.Т. Дети, лишенные ласки и нежности, отстают в интеллектуальном развитии // Социальный педагог – 2010. — №5 – С.59-60.
  8. Султанбаева Л.У. Роль родителей в развитии личности ребенка. // Социальный педагог – 2010. — №5 – С.39-42.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник:
Влияние личностных качеств родителей на характер взаимоотношений в семье
В статье рассматриваются вопросы влияния личностных качеств родителей на характер взаимоотношений в семье, стили родительского отношения к детям, параметры изменения родительского поведения. Подробно описывается понятие родительский контроль и два стиля практики родительского воспитания.
http://novainfo.ru/article/15346

Межличностные отношения: виды и особенности

Ни одна сфера жизни не обходится без взаимодействия с людьми. Виды межличностных отношений проявляются в различных областях деятельности индивида, а также непосредственно влияют практически на все сферы его жизни. Общение является главной составляющей человеческой жизнедеятельности. И от качества межличностных связей напрямую зависит и уровень жизни человека, и его психоэмоциональное душевное состояние. Ведь невозможно жить в гармонии, если в доме постоянно происходят ссоры с близкими людьми, в отношениях с друзьями возникает недопонимание, а на работе царит неблагоприятная атмосфера в коллективе. Поэтому для разностороннего развития личности и успешной организацией собственной жизни крайне важно обладать налаженной коммуникативной функцией.

«Самые важные встречи устраивают души, еще прежде, чем встретятся телесные оболочки.
Как правило, эти встречи происходят в тот миг, когда мы доходим до предела, когда испытываем потребность умереть и возродиться. Встречи ждут нас — но как часто мы сами уклоняемся от них! И когда мы приходим в отчаяние, поняв, что нам нечего терять, или наоборот — чересчур радуемся жизни, проявляется неизведанное и наша галактика меняет орбиту»

Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку. Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом. Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.

А какие же вообще существуют виды межличностных отношений? Как добиться гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми? И какие существуют методы по развитию качества общения? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

Основной целью социальных связей между людьми является установка контакта с целью поделиться эмоциями, получить определенную выгоду, применить свои когнитивные способности, получить новые знания и опыт, а также ожидается получение поддержки со стороны оппонента. Все виды межличностных отношений должны базироваться на обоюдном доверии и понимании.

«Непонимание всегда вызывает агрессию. Степень агрессивности, наверное, может быть мерой непонимания».

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей. Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.

«Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой».

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей:

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

«Отношения без ответственности и ее осознания, это всего лишь увлечение, или еще хуже – привычка. Ответственность не может показать, совместимы вы или нет, но она может показать значимость ваших отношений, ну а дальше уже решать вам».

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационными называются отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

РОЛЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

«Все в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог».

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

  1. Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
  2. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
  3. Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
  4. Избавьтесь от слов – паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
  5. Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

«Единтсвенное время в жизни человека, когда он объективно зависим и когда его можно считать заложником – это его детство и зависимость от родителей. Длится это сравнительно недолго. В остальных случаях пребывания в отношениях есть выбор взрослого человека».

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

Источник:
Межличностные отношения: виды и особенности
Виды межличностных отношений проявляются в различных областях деятельности индивида, а также непосредственно влияют практически на все сферы его жизни. Поэтому для разностороннего развития личности и успешной организацией собственной жизни крайне важно обладать налаженной коммуникативной функцией.
http://zazama.ru/otnosheniya/mezhlichnostnye-otnosheniya-vidy-i-osobennosti.html

Характер взаимоотношений в общине и дети

Открытость семейной жизни в деревне, благодаря которой многие события семейного характера становились достоянием всех, способствовала саморегулированию поведения сельчан, заботе о собственной репутации.

Так как мнение мира для крестьянина значило очень много, он оберегал свою честь, стремился составлять о себе доброе мнение, старался так трудиться, чтобы не прослыть лентяем и мотом. Старался не идти на обман, на плутовство, на ложь, т.е. сам заботился о собственной репутации. Иначе становился объектом язвительных насмешек, получал обидные прозвища, закреплявшиеся за семьей на долгие годы.

Наблюдая за поведением взрослых, ребенок с детства также был почтителен со старшими и потому в деревнях старики и больные чаще всего оказывались окруженными заботой и спокойно доживали свой век.

Община считала себя обязанной проявлять заботу об одиноких стариках и детях-сиротах, определяя родственников, которым отдавала их на попечение. Могло быть и так, что каждая семья брала их к себе по очереди на определенный общиной срок, если не оказывалось родственников. Могли отдать сирот в состоятельные семьи и наблюдать за тем, как относятся к ним приемные родители. Так дети получали уроки милосердия, видели на практике, как можно проявить его, и сами совершали милосердные поступки.

Отметим еще одну характерную черту народного сознания — особое проявление человеколюбия. Огромное число нищих и погорельцев издавна ходило с сумой за милостыней но селам и деревням, ведь недороды и пожары были нередкими на Руси. И в отношении к нищим проявлялось чувство, которое В.О. Ключевский назвал нищелюбием, особым проявлением человеколюбия. Целительная сила милостыни состояла не только в том, чтобы утереть слезы страдальцу, но и в том, чтобы самому пострадать с ним, пережить чувство человеколюбия. «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину. «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

Отсюда и утвердился взгляд на милостыню как на средство собственного духовного совершенства, как на один из главных способов нравственного самовоспитания народа. Любить ближнего — это значило накормить голодного, напоить жаждущего, утешить несчастного и обогреть его сочувствием.

Ежедневная, тысячерукая сострадательная милостыня смягчала человеческие сердца, приучая любить других людей, вызывала жалость и стремление облегчить участь страдающих. Это была постоянная школа человеколюбия, источником которого было сострадание, а целью — облегчение страдания и уничтожение нищеты. (Заметим при этом, что нерасчетливая благотворительность вскормила ремесло нищенства, стала источником праздности и человеческих пороков, примером которых стало множество тунеядцев, наводнивших городские мостовые и церковные паперти.)

Из поколения в поколение передавалось сострадательное отношение к нуждающимся; ведь в такое положение мог попасть любой человек. Нередко бывало, что из-за того, что пала лошадь, сгорело сено, урожай на корню побил град, семейство оказывалось в нужде, и тогда старик с мальчиком, взяв суму, отправлялись по миру за милостыней, переходя из избы в избу, из деревни в деревню. Встречали страдальцев обычно с сочувствием и всячески старались обласкать и ободрить их.

Последним куском хлеба делились даже небогатые крестьяне. А женщины, слушая рассказы путников об их страданиях, сочувствуя, бывало обливались слезами. Странников оставляли ночевать, если время шло к ночи: «Куда ты пойдешь на ночь глядя, ночуй — ночлега с собой не носят, вот вместе поужинаешь с нами, обночуешься, а утром и пойдешь с Богом». В редком доме отказывали прохожим, разве что побоится женщина, оставшаяся дома одна или те, у которых самим-то нечего было есть.

Эта атмосфера сострадательности, готовности помочь любому, оказавшемуся в нужде, являлась для ребенка важным условием его нравственного становления. Так общество неосознанно подавало детям определенные образцы нравственного поведения.

Отметим еще одну сторону общественных взаимоотношений.

Благополучие семьи зависело во многом не только от общего климата, от трудолюбия ее членов, но и от объективных обстоятельств: непогоды и неурожая, несчастных случаев, болезней (поэтому всегда в деревне имелись люди бедные, бездомные, увечные, сироты). Общее отношение общины к ним было сострадательным, жалостливым; но были, особенно часто среди богатых крестьян, и люди равнодушные к чужому горю, о чем нам повествуют сказки, поговорки, пословицы.

Взаимовыручка, взаимопомощь, взаимные услуги отличали многие соседские отношения: ведь добрые соседи могли прежде всех помочь в тяжелую пору облегчить жизнь. Дети не только наблюдали такие отношения, но сами вступали в них. Заболела одинокая соседка — мать отсылает своих дочек к ней: отнести пищу, прибрать в избе, истопить печь. Приходит и сама, поит больную отваром из целебных трав, сочувственно выслушивает ее жалобы и утешает.

Приходили соседи на выручку, если у кого-то случался пожар: принимали к себе погорельцев на житье, помогали одеждой и вещами, хотя у самих-то всего этого было немного.

Доброе соседство выражалось и в том, что широко бытовала готовность делиться друг с другом своими запасами: так, перед Пасхой с теми, у кого не было коровы, делились запасами творога, а осенью угощали яблоками тех, у кого не было своих. Пользовались взаимно инвентарем, утварью. Приглядеть за маленькими детьми, если нужно было отлучиться, тоже просили соседей, часто это поручалось соседской девочке постарше. Обращались друг к другу по хозяйственным делам: починить косу, подправить плетень, помочь погрузить бревна и т.п. Отказов в помощи не бывало, доброе соседство и ценилось, прежде всего, готовностью к взаимовыручке.

Возникающие конфликты соседи старались разрешить мирно. Случалось, например, сосед по полю заезжал за межу и сеял на чужой полосе. Конфликт могли погасить так: виновный по обоюдному согласию уступал хозяину полосы часть посева, а могли договориться и так: «Ты посеял на моей полосе, я посею на твоей; сколько ты семян посеял на моей полосе, я отдам тебе, но работа твоя уж должна пропасть даром, потому что сам залез на чужую полосу».

Многочисленные житейские случаи подавали детям пример добрососедских взаимоотношений, милосердия и сострадания. Ребенок был не сторонним наблюдателем поведения взрослых, но вовлекался родителями и обществом в совершение нравственных поступков.

В свою очередь, родителям общество вменяло в обязанность воспитание детей в духе нравственности. Особо следовало заботиться о воспитании девушки, для которой незапятнанная честь считалась важнейшим достоинством. Потеря невинности до брака считалась большим грехом, а беременность девушки — высшей степенью позора и бесчестья. Поэтому обществом осуждались добрачные связи, а к девушке переступившей порог нравственных требований, относились с пренебрежением, и ей трудно было рассчитывать на замужество, «порченая девка» могла быть сосватана только бедняку или вдовцу. Девушку могли обвинить в грехе, прибегая при этом к таким способам: вымазать дегтем ворота, поднять ей подол, подрезать косу. Ворота, вымазанные дегтем, — это позор для всей семьи, после этого девушку высмеивали, оскорбляли, презирали.

Но если обвинение было ложно, девушка могла снять с себя позор, обратившись к сходу. Тогда на сходе, где обязаны были присутствовать все

парни, она выходила перед всеми и вызывала оскорбителя: «Кто меня обесчестил, выходи ко мне и обвиняй меня!» Девушка удалялась с женщиной, которую заранее назначали, она осматривала ее и о результатах объявляла всем, Если обвинение было напрасным, участники сходки кланялись ей со словами: «Прости нас, ради Бога, ты не виновата». А она в свою очередь кланялась обществу: «Благодарим вас покорно за мое оправдание». После сходки оскорбления в адрес девушки порицались и с обидчика брался штраф, а родственники девушки расправлялись с ним по-своему со всеобщего одобрения.

Все эти этические нормы демонстрировались перед детьми постоянно, и они усваивали их, ориентируясь на пример родителей, старших братьев и сестер. Такие наглядные уроки дополнялись различными назидательными историями, как будто происходившими на самом деле.

Отметим и еще одну особенность общинного быта — ответственность за всех детей села или деревни.

Каждый ребенок находился под приглядом любого взрослого, оказавшегося рядом, ему приходили на помощь, ободряли, оберегали. Но при нарушении общепринятых норм поведения строго спрашивали с ребенка, могли сделать ему замечание, отчитать, разъяснить, как нужно вести себя. Любой старший, остановив расшалившегося подростка, спрашивал его: «Ты чей будешь?» И так как в деревне все взрослые были известны друг другу, этот строгий вопрос останавливал мальчишку, он понимал, что своим поведением вредит репутации своей семьи. «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом» — поучает пословица.

С самого детства ребенок находился в атмосфере всеобщего порицания безнравственных поступков и приучался к соблюдению норм поведения. Так, в соответствии с христианской заповедью «не укради» греховным считалось посягательство на чужую собственность. Чтобы ребенок запомнил это правило, принято было маленьких детей сечь на меже, чтобы знали, где свое, где чужое.

Обычно двери в селах не запирались на замки и запоры, так как редкими были случаи воровства, если же оно случалось, вся деревня занималась поисками вора. Если его ловили, устраивали самосуд, иногда избивая провинившегося до полусмерти. А не обнаружив вора, считали, что он все равно будет наказан Богом. С малолетства ребенок усваивал эти нравственные уроки. «Воровское стяжание не пойдет впрок». «Как вору ни воровать, а петли не миновать». Но тут же и горькая примета: «Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют».

Обществом порицалась леность, которую легко было увидеть у юноши и девушки на общественных работах, когда всем миром помогали возвести дом, сложить печь, дожать полосу во время жатвы; или на работе в своем хозяйстве и даже на посиделках: здесь и можно было подметить сноровку, умение работать быстро и хорошо или, наоборот, прослыть неумехой, ленивой. Язвительные шутки слышались в адрес последних, они не только получали обидные прозвища, но зарабатывали неважную репутацию, что сказывалось и на замужестве и женитьбе. Ведь трудолюбие было одним из главных требований к будущим женихам или невестам.

С малолетства девочка знала, что ее будущее зависит и от нее самой: если она расторопна, умеет работать, то будет в семье уважаема. «Веретеном оденусь, сохой укроюсь» — так выражалось и отношение к результатам своего труда. Рукоделие девушки было видно всем: это вязаные носки и рукавицы, шерсть для которых она пряла сама, наряды, сшитые и расшитые ею. Если у девушки к 15 годам было мало наткано полотна, в глазах общества она могла прослыть ленивой, «неряхой», что считалось позорным.

Неопрятность, нечистоплотность девицы вызывали такое же порицание и осуждение, ведь они свидетельствовали о лени. Поэтому еще маленькую девочку запугивали: «Если плохо подметать пол, муж будет рябой», «Если сметать со стола рукой, муж будет лысым» и т.п.

Отрок, юноша — будущий глава семьи, и его пригодность для этой роли также оценивалась обществом по готовности к труду, способности содержать благодаря ему жену, детей и престарелых родители. К 18 годам парень считался полноценным крестьянином, если мог пахать и сеять — это самое сложное и ответственное дело, — мог заготовить сено для скота, построить дом, умел столярничать и многое другое. Он уже понимал, что «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится». К этому времени у юношей появлялась тяга к степенности, они старались усвоить манеру разговора мужиков.

Но если парень ленив, то и на этот случай есть примета: «Если холостой много спит, наспит кривоглазую жену». И правда, кто из родителей захочет отдать дочь за ленивого?

О достоинствах и недостатках молодых людей было известно всему селу, поэтому людская молва и ее мнение оказывали на юношество большое воздействие.

Не только уроки доброты преподносила общественная жизнь ребенку, он наблюдал и случаи жестокости: таким бывало обращение некоторых мужей со своими женами, родителей с детьми, немало было примеров общественного неравенства и жестокого, бездушного отношения богатых к бедным, которым приходилось унижаться, заискивать перед богатыми.

Таких случаев немало представлено в русской классической литературе, а в фольклоре отражено и отношение народа к ним. Видимо, неслучайными персонажами сказок стали злые мачехи и богатые мужики, нерадивые и плутоватые старшие сыновья и т.п.

Какие из этих разных примеров оказывались для ребенка наиболее важными, зависело во многом от общей атмосферы семьи, но важным являлось и собственное отношение подростка, юноши к ним. Можно предположить, что вся система организованных и неорганизованных воспитательных воздействий сочеталась с процессом самовоспитания, роль которого в становлении личности в условиях жизни крестьянской общины становилась исключительно значимой. Большой опыт собственной практической деятельности во всех сферах жизни — труде, общественных делах, развлечениях, играх — оказывался решающим фактором самовоспитания.

Источник:
Характер взаимоотношений в общине и дети
Открытость семейной жизни в деревне, благодаря которой многие события семейного характера становились достоянием всех, способствовала саморегулированию поведения сельчан, заботе о собственной
http://vuzlit.ru/577563/harakter_vzaimootnosheniy_obschine_deti

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]