Характер внутрисемейных отношений пример

Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений

Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений

2.2. Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений.

Опытно-экспериментальная работа проходила в средней общеобразовательной школе №15 г.Мытищи М.О., во 2 «В» классе, учитель – Челпаченко Г.Н. Количество учащихся в классе – 24 чел., трое детей воспитываются в неполных семьях матерями, остальные имеют обоих родителей.

Испытуемые: 24 чел., 13 девочек и 11 мальчиков.

Анализ рисунка семьи помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации:

б) Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неясно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках детей можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестра(6 случаев). Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

Анализ процесса рисования дал богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Был момент, когда некоторые дети отговаривались тем, что они не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально(2 случая). Успокоив их, было сказано, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также прикрывание рукой нарисованное может свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Большинство детей начали свой рисунок с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся(14 детей). Возникали паузы перед тем, как ребенок начинал рисовать одну из фигур(8 детей). Это говорит об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях могло прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения задания лучше не вступать в разговор.

Кинетический рисунок семьи

Анализ детских рисунков дал возможность предположительно разделить семьи испытуемых детей на 5 основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений:

1 – благоприятная семейная ситуация

2 – тревожность в семье

3 – конфликтность в семье

4 – чувство неполноценности в семейной ситуации

5 – враждебность в семейной ситуации

Рисунки с уравновешенными доверительными отношениями отражали следующие признаки:

общая деятельность всех членов семьи,

преобладание людей на рисунке,

изображение всех членов семьи,

отсутствие изолированных членов семьи,

хорошее качество линий,

адекватное распределение людей на листе.

Таких рисунков было7 (29%). Они набрали по 8 баллов из максимальных 10 – это высокий уровень.

Рисунки, отражающие тревожность, отличались:

линией основания – пол,

линией над рисунком,

линиями с сильным нажимом,

преувеличенным вниманием к деталям,

двойными или прерывистыми линиями.

Таких рисунков было 5 (21%). Три рисунка – 8 баллов – это высокий уровень тревожности, два рисунка – по 4, средний уровень.

Конфликтность в семье выражалась в:

стирании отдельных фигур,

отсутствие основных частей тела у некоторых фигур,

выделение отдельных фигур,

неадекватная величина отдельных фигур,

отсутствие на рисунке некоторых членов семьи,

человек, стоящий спиной.

Таких рисунков было 7 (29%). Пять рисунков – 10 баллов – это высокий уровень. Два рисунка – 5 баллов – это низкий уровень.

Чувство неполноценности в семейной ситуации отражалось в рисунках так:

автор рисунка непропорционально маленький,

расположение фигур на нижней части листа,

линия слабая, прерывистая,

изоляция автора от других,

автор стоит спиной.

Таких рисунков было 4 (17%). Один рисунок – 8 баллов – это высокий уровень; один рисунок – 6 баллов – это средний уровень; два рисунка – 3 балла – это низкий уровень.

Враждебность в семейной ситуации:

одна фигура на другом листе или другой стороне листа,

агрессивная позиция фигуры,

обратный профиль, руки раскинуты в стороны,

Такой был один рисунок (4%), он набрал 3 балла – это средний уровень.

Данное исследование позволило определить состояние внутрисемейных отношений. Анализ результатов исследования показал, что в большинстве семей имеются трудности в семейном воспитании (17 рисунков свидетельствуют об этом – это 70% опрошенных). Для подтверждения предположения мы провели анкетирование и тестирование родителей и детей.

В исследовании принимали участие 24 родителя, более активными оказались мамы – 19 человека и 5 пап.

Вопросники, тесты и анкетирование для родителей позволяют установить типы родителей как воспитателей, использовать при их разбивке по группам критерии, которые применяются для характеристики стиля взаимоотношений между взрослыми и ребенком. В соответствии со стилем взаимоотношений было выделено три типа:

Типы родителей как воспитателей

Авторитарными мы посчитали родителей, которые согласились с такими высказываниями: «Физическое наказание – лекарство для ребенка», «Не обязательно отвечать на все вопросы ребенка», «Ребенок должен беспрекословно подчиняться родителям», «Дети не владеют умением самостоятельно рассуждать», «Страх рождает любовь».

Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы следующего характера: «строго накажу», «ни в коем случае не позволю», «попытаюсь поймать». На вопрос: «Часто ли вы ребенку навязываете свои мысли?» ответили: «Конечно, наставляю его на истинный путь». На вопрос: «Вы идеальный родитель?» ответили: «Думаю, я близок к идеалу»

В тесте «Какие Вы родители?» такие родители получили от1 до 4 баллов.

При анкетировании они используют такие методы наиболее часто, как приказание, требование; запрещение без объяснения, физическое наказание и считают, что эти методы положительно влияют на ребенка. Поощряют такие родители деньгами и покупками.

Таких родителей по всем методикам получилось 9 (37,5%).

К родителям гуманно-сотруднического стиля мы отнесли тех, которые предпочли ответы следующего характера: «С любым желанием ребенка нужно считаться так же, как с желанием взрослого», «Ребенок должен не бояться, а уважать родителей», «К сердцу каждого ребенка можно подобрать ключи», «Существуют трудновоспитуемые, но и они поддаются воспитанию».

Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы следующего характера: «окажу ему помощь», «не дам понять ему в ту же минуту, что мне известно об этом». На вопрос: «Какое качество родителя наиболее ценно?» ответили: «Умение включиться в дела ребенка».

В тесте «Какие Вы родители?» эти родители получили от 9 до 14 баллов.

При анкетировании они наиболее часто используют такие методы, как беседы с ребенком; советы, разъяснения, как надо поступать. Поощряют одобрением хорошего поступка всем семейным коллективом.

Таких родителей по всем методикам получилось 8 (33%).

Такие взаимоотношения взрослых и детей в любом случае подразумевают уважение к личности ребенка, проявление доброжелательности и внимания к нему, подчеркнутое доверие к нравственным силам и потенциальным возможностям ребенка.

Сравнительно труднее оказалось выделить тип либеральных родителей, поскольку в отдельных случаях их ответы совпадали с ответами гуманных родителей, а в других радикально от них отличались. В основном же для данного типа родителей характерны ответы следующего содержания: «С каждым желанием ребенка нужно считаться». Там, где демократ отвечает: «Окажу ему помощь», а авторитарист избирает «строгое наказание», либерал «не придает этому никакого значения». На вопрос: «Часто ли вы навязываете ребенку свои мысли?» Он отвечает: «Разумеется, я делаю все, что необходимо для моего ребенка».

В тесте «Какие Вы родители?» такие родители получили от 6 до 8 баллов.

При анкетировании они то используют методы разъяснения, то физическое наказание; то беседуют с ребенком, то запрещают без объяснений. Конечно же, такие методы работают с перебоями, как утверждают испытуемые. Поощряют покупками.

Таких родителей оказалось 7 (29%).

Выделению типов родителей способствовало анкетирование, проведенное среди детей. У детей школьного возраста уже есть определенный запас морального опыта, который, в соответствии с тем, в какой семейной ситуации растет ребенок, может быть показателем наличия положительных или отрицательных взаимоотношений в семье.

Типы родителей как воспитателей

Сравнение анкет родителей и их детей позволило установить наличие связей между стилем воспитания в семье и определенными качествами личности ребенка. Дети авторитаристов, в основном отвечали так: «Я боюсь родителей», «Когда мне трудно, родители не догадываются об этом», «Мама (папа) любят давать указания, приказывать», «Мои родители требуют беспрекословного подчинения», «Мои родители считают, что я ни на что не способен».

Таких детей было 10 (42%).

Дети гуманных родителей отвечают: «Я уважаю родителей», «Люблю рассуждать вместе с родителями», «В семье ко мне относятся с уважением», «Люблю бывать дома», «Родители мне доверяют», «Я и мама (папа) без слов понимаем друг друга».

Таких детей было 6 (25%).

Ответы детей либералов свидетельствуют, что они растут в атмосфере бесконтрольности: «Я гуляю там, где захочется», «Родители уверены в моих способностях», «Если я попрошу, они все для меня сделают».

Таких детей получилось 8 (33%).

Благоприятные условия для формирования трудновоспитуемости создаются как в авторитарных, так и в либеральных семьях: насколько авторитаристы чрезмерно строги и подавляют отношения ребенка, настолько либералы создают ребенку ситуацию нецелесообразной свободы и бесконтрольности действий.

Родитель-либерал может быть авторитаристом в воспитании, воспитатели такого типа путают между собой настоящий авторитет родителей и ложный авторитет. Они думают, что завоюют авторитет у ребенка, если заставят его подчиниться своим требованиям. Настоящий же родительский авторитет существует в семье, если дети уважают родителей и, поскольку родители являются примером для детей, чрезвычайно важны требования, предъявляемые родителями к самим себе.

В семье, где налажено педагогически оправданное, правильное отношение к воспитаннику, в воспитании не возникает трудностей и, если все же трудновоспитуемость имеет место, следует искать причины ее возникновения в другом месте (причиной могут служить психофизические качества ребенка, внесемейные обстоятельства).

На условия возникновения явления трудновоспитуемости в авторитарных и либеральных семьях указывают выявившиеся в ответах детей отношения к семье и родителям. Так, например, ответ, данный на один из пунктов вопросника: »Мне не хочется идти домой», сам по себе отражает сформулированное в нем отношение к родителям в семье, но, когда фраза будет продолжена, допустим, следующим образом: «Потому, что я не люблю, когда родители вмешиваются в мои дела», или «Так как они контролируют каждый мой шаг», — это будет свидетельствовать о ярко выраженном отрицательном отношении ребенка к семье и родителям. Сигнал о том, что требуется уделять особое внимание ребенку и применять соответствующие меры педагогического воздействия.

Иной вывод можно сделать из детских высказываний: »Мои родители требуют беспрекословного подчинения», «Я гуляю там, где захочется», «мои родители любят угрожать и наказывать». Подобные ответы указывают на недоброжелательные отношения между родителями и детьми. В то же время можно заключить, что в данном случае родители не пытаются в мотивах поведения ребенка, чем способствуют формированию конфликтных взаимоотношений, взаимному отчуждению детей и родителей. В рамках этого случая имеют место и такие семейные ситуации, которые представляют собой одну из предпосылок трудновоспитуемости: незаметное на первый взгляд непонимание между родителями и детьми в дальнейшем становится глухой стеной между ними, и вынуждает детей искать вне семьи тех, кто их поймет.

Так как, к сожалению, не все родители и дети написали свои фамилии, не удается пофамильно сопоставить мнения о стиле воспитания родителей и их детей, соответственно.

Из таблицы №2 видно, что авторитаристы — на первом месте, а либералы – на третьем; из таблицы №3 видно, что авторитаристы – на первом месте, либералы – на втором.

Но по тем данным, которые у нас получились, можно сказать, что первая часть нашей гипотезы частично подтвердилась: в большинстве семей — авторитарный стиль воспитания.

Мы провели сравнительный анализ между стилем воспитания и характером внутрисемейных отношений:

Сравнительный анализ между стилем воспитания и характером внутрисемейных отношений

Источник:
Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений
Читать тему online: Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений по предмету Психология. Размер: 87.44 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/49101/2

Анкета «Характер внутрисемейных отношений»

Инструкция: Оцени свои отношения с родными в баллах. 2 балла — всегда, 1 — иногда, 0 — никогда.

Инструкция. В каждом вопросе выберите ответ «а», «б», «в» или «г», который больше подходит вашему ребенку.

1. Когда он играет.

а) он ничего не слышит и не видит, его не дозовешься;

б) он разбрасывает игрушки по всей комнате, играет сразу в несколько игр;

в) его интерес быстро меняется. Он не останавливается надолго ни на одной игре, ни на одной игрушке;

г) он мне непонятен, я не знаю, что его привлекает, какие игры или игрушки ему интересны.

2. Бывает, что он подсказывает мне, где находится потерявшаяся вещь.

3. Ребенок рассказывает вам содержание пропущенной вами части в очередном сериале.

б) да, как и я ему;

в) да, рассказывает, но я все равно не смотрю эти сериалы;

г) нет, наши интересы к сериалам не совпадают.

4. Ребенок уходил от вас (терялся) в возрасте 3—5 лет, но.

а) возвращался сам;

б) возвращался с помощью милиции, чужих людей;

в) такого у нас не случалось;

5. Если ваш ребенок засиделся вечером допоздна (за книгой, у телевизора и т. п.), то утром он просыпается .

а) не очень довольный, но без капризов и быстро;

б) очень трудно, с долгими уговорами;

в) не стоит и будить, пусть лучше останется дома;

г) в своей постоянной манере — долго, тяжело. Лучше не обращать на это внимания.

6. Ваш поход, поездка на дачу, за город, прогулка по городу затянулись, и ваш ребенок.

а) не подает виду, что устал, всячески демонстрирует бодрое настроение;

б) резко впадает в подавленное настроение;

в) начинает хныкать, плакать. Лучше его никуда не брать;

г) никак не реагирует на это или же не понимает, устал он или нет.

7. Ваш ребенок помогает вам в выполнении тяжелой работы (несет пакеты с продуктами, передвигает мебель и др.).

8. Ваш ребенок чувствует сонливость, вернувшись из детсада, школы, с занятий музыкой или спортом .

9. Ваш ребенок в случае «разборки» с детьми дает сдачу.

а) очень редко и не торопится это делать;

10. Ваш ребенок сочувствует вам в минуты переживаний.

г) мои переживания не должны задевать ребенка.

11. Ваш ребенок выполняет работу «мужскую» и «женскую» .

а) с равным удовольствием;

б) и ту и другую равно без энтузиазма;

в) выполняет только «женскую» или только «мужскую»;

г) ребенок имеет свои дела, а домашнюю работу есть, кому выполнить, и без него.

12. Ваш ребенок переносит боль.

б) с легким хныканьем;

в) очень болезненно;

г) не пришлось видеть.

13. Ваш ребенок реагирует на проигрыш .

а) остро, бурно, но продолжает играть;

б) уходит, но пытается вернуться в игру еще раз;

в) сразу бросает игру;

г) не знаю, как он реагирует на проигрыш.

а) стремится к интересной игре в компании, независимо от того, знакомые там дети или незнакомые;

б) играет только с хорошо знакомыми детьми;

в) любит играть один;

г) играет и со знакомыми, и с незнакомыми, и один.

15. В ответ на ваши замечания о плохих результатах его работы ваш ребенок.

а) глубоко переживает;

б) бывает, что огорчается;

в) не огорчается никогда;

г) не знаю, как реагирует.

Обработка и интерпретация результатов

Отметьте на листе бумаги выбранные пункты ответов. Содержание каждого из пунктов характеризует наличие или степень выраженности той или иной психологической черты вашего ребенка, важной для его развития в нашем сложном социальном мире. Посмотрите описание психологических черт вашего ребенка, наличие которых подразумевают выбранные вами ответы.

Ответы по пункту «а»:

  1. глубокое внимание и целеустремленность;
  2. наблюдательность и надежность;
  1. осмысленность и информативность;
  2. самостоятельность и осведомленность;
  3. ответственность;
  4. сила духа;
  5. социальная чуткость;
  6. хороший потенциал энергии;

9) социальная доброжелательность;

  1. эмоциональная содержательность и потенциальная способность стать на место другого человека;
  2. разносторонность;
  3. воля, эмоциональная сдержанность;
  4. высокая побудительная активность в достижении успеха и цели;

14) общительность, рискованность, инициативность;

11) еще лучше — с удовольствием бы;

Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника КДС».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с |ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех.

В опроснике нет «правильных» и «неправильных» утверждений. Отвечайте, как есть на самом деле, как вы думаете. Помните, Вы отвечаете о члене Вашей семьи, который доставляет Вам больше всего хлопот:

Источник:
Анкета «Характер внутрисемейных отношений»
Данный сборник дидактических материалов направлен на формирование у педагогов-психологов, работающих с дисфункциональной семьей, целостного представления о данном типе семей как среде формирования социально-проблемной личности
http://zodorov.ru/novikova-svetlana-vladimirovna-pedagog-psiholog-zamestitele-di.html?page=20

Презентация на тему: Внутрисемейное отношение и эмоциональное состояние ребенка

Презентация на тему:
Внутрисемейное отношение и эмоциональное состояние ребенка

Родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

В нутрисемейные отношения и эмоциональное состояние ребёнка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример тому Себастьян Брант

Цель : выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями Задачи : актуализировать значение влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка; ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, его проводником является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям Внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка Острый недостаток ласки в семье является причиной повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости, замкнутости у детей У таких детей проявляется неуверенность, низкая самооценка и низкий уровень саморегуляции

Семья – это… Социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна

Семейное воспитание Это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному

Задача семьи создать максимальные условия для роста и разв ития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Функции родителей для сохранения положительного эмоционального статуса ребенка создание оптимальных условий для роста и развития ребенка удовлетворение естественных потребностей обеспечение безопасности обеспечение адаптации к жизни воспитание ребенка

Семья – это основа чувства безопасности Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений Нужно беречь ребенка от семейных разборок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у него повысится успеваемость, улучшится здоровье, психическая уравновешенность, он избавится от страхов, он будет сопереживать другим людям

В семье формируются модели родительского поведения Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители .

Семья — место приобретения жизненного опыта Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме этого, с детьми важно много беседовать Дети , жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены

Семья – это место формирования поведения ребенка Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя

Психическое здоровье и нездоровье ребенка непосредственно связаны со стилем родительского воспитания, которое зависит от характера взаимоотношений в семье

Детский врач-психотерапевт А. И. Захаров выделил следующие стили семейного воспитания: Демократический стиль воспитания. Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в самостоятельность ребенка и готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате этого дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, хорошим физическим развитием Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности. При данном стиле воспитания родители берут на себя ответственность, контролируют деятельность своего ребенка, наказывают его по первому же наговору Смешанный стиль воспитания. Дети характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией

Также особый интерес вызывают изучение неправильных типов воспитания, которые могут привести к формированию различных неврозов. А. И. Захаров выделил три типа неправильного семейного воспитания: « Первый тип – неприятие. Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку своего типа поведения Второй тип – гиперсоциализирующий . Этому типу характерно тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка и его статусу среди сверстников Третий тип – эгоцентрический. Характеризуются как чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи»

О сновными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу

Нормальная семейная атмосфера характеризуется как: Осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни своего ребенка, помощь и поддержка ему в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи; Организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, привлечение к труду; В организации семейного досуга, т. е. участие в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, чтение книг, посещении театра и кино; Взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института. Однако возможности ученых в исследованиях ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно замкнутую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. В то же время следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания а так же характер системы отношений «родители – ребенок».

Подведем итоги: Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом: Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения Родители являются источником необходимого жизненного опыта Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Итак, родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

Л. Б. Шнейдер пишет что: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия.

Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей. Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. «Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития ». Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.

Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб.

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо.

Родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и.

Конспект родительского собрания в младшей группе ДОУТема: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.Цель: выявление .

Презентация на тему «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка».

Источник:
Презентация на тему: Внутрисемейное отношение и эмоциональное состояние ребенка
Родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/04/19/vnutrisemeynoe-otnoshenie-i-emotsionalnoe-sostoyanie

Характер внутрисемейных отношений пример

Внутрисемейные отношения являются основным элементом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи.

Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности.

Степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Сравнительные исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в таких семьях значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации отношений.

Воспитание ребенка во многом зависит и от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. Им свойственно более адекватное осознание «Я – образа» (самого себя в системе межличностных отношений), его целостность, развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Следовательно, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.

Источник:
Характер внутрисемейных отношений пример
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-псих
http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26125-vnutrisemeynye-otnosheniya-v-semeynom-vospitanii.html

COMMENTS