Характер эмоциональных отношений в семье

Взаимосвязь эмоциональной и ролевой структуры, их влияние на стабильность брака

Взаимосвязь эмоциональной и ролевой структуры, их влияние на стабильность брака

Эмоциональные отношения в семье, динамика эмоциональных отношений в браке. Степень эмоциональной экспрессивности и характер межличностных супружеских отношений. Ролевая структура в отношениях между супругами, стабильность как сущность взаимопонимания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проявления эмоциональной жизни ребенка и восприятие детьми отношений в семье. Феномен детско-родительских отношений. Методы диагностики и способы исследования эмоциональной оценки ребенком межличностных отношений с помощью проекции «Рисунок семьи».

курсовая работа [178,8 K], добавлен 26.06.2014

Взаимопонимание или взаимное непонимание как один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношений, место адекватности в развитии данных отношений. Особенности отношений между супругами, партнерами, товарищами, друзьями.

реферат [18,3 K], добавлен 19.09.2010

Характеристика эмоциональной составляющей супружеских отношений, влияние брака на эмоциональные состояния супругов. Неблагоприятные эмоциональные состояния супругов: психологическая диагностика, эмпирические исследования, причины, способы борьбы с ними.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 17.07.2012

Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака. Методики диагностики межличностных супружеских отношений.

дипломная работа [73,6 K], добавлен 16.03.2007

Типы супружеских отношений и профили брака. Периодизация семейной жизни. Внутрисемейная ролевая структура. Адаптация супругов в семье. Специфика супружеских конфликтов. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

курсовая работа [73,3 K], добавлен 22.02.2010

Проблема изучения межличностных отношений в коллективе. Методика диагностики межличностных отношений по Тимоти Лири. Умеренный тип выраженности отношений (адаптивное поведение) в межличностных отношениях в коллективе. Типы отношения к окружающим.

контрольная работа [88,9 K], добавлен 14.11.2010

Анализ изученности психологической наукой супружеских отношений. Определение понятий конфликта и конфликтности. Особенности конфликтов в семье. История возникновения и современные трактовки понятия эмпатия, ее влияние супругов и конфликтность в семье.

курсовая работа [41,9 K], добавлен 13.09.2010

Влияние установок родителей на стратегию воспитания. Исследование межличностных отношений в семье глазами детей различного возраста по методам Рене Жиля и рисуночной фрустрации Розенцвейга. Характер переживания ребенком детско-родительских отношений.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 10.09.2010

Содержание понятия эмоциональной сферы детей и её характеристики. Особенности общения сверстников в дошкольном образовательном учреждении. Методики исследования межличностных отношений и эмоциональной структуры группы старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [146,0 K], добавлен 27.01.2013

Особенности конфликтов в супружеских семьях: понятие, причины и факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений, психотравмирующие последствия. Исследование влияния уровня эмпатии личности и возраста супругов на степень конфликтности в семье.

дипломная работа [90,3 K], добавлен 23.06.2009

Источник:
Взаимосвязь эмоциональной и ролевой структуры, их влияние на стабильность брака
Эмоциональные отношения в семье, динамика эмоциональных отношений в браке. Степень эмоциональной экспрессивности и характер межличностных супружеских отношений. Ролевая структура в отношениях между супругами, стабильность как сущность взаимопонимания. Семейная психология, курсовая работа
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00073355.html

Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК

Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК. Ч.1

Недавно я принимала участие в качестве спикера в работе он-лайн марафона по работе с метафорическими ассоциативными картами, проводила мастер-класс на тему «Исследование эмоциональных отношений в семье». В этой небольшой статье хочу поделиться основными моментами этого мастер-класса.

Для начала немного теории…

Часть 1. Теоретическая (да простят меня коллеги)))

Удовлетворяющие каждого члена семьи эмоциональные взаимоотношения лежат в основе семейного благополучия. Для общения и взаимоотношений в семьях, которые можно назвать благополучными, характерны доверие, близость, задушевность, высокий уровень взаимной симпатии, рефлексивность, взаимоуважение, моральная и эмоциональная поддержка, принятие и признание членами семьи друг друга. Это касается как супружеских, так и детско-родительских отношений. В парах, удовлетворенных супружеством, по отношению к детям проявляется больше теплоты, взаимопомощи при совместной работе и играх родителей с детьми, используется более эмоциональная и недирективная речь по отношению к детям, меньше конфликтов и в целом более гармоничные взаимоотношения.

Эмоциональное родительское отношение зависит и от условий своего формирования. К этим условиям можно отнести:

Как перинатальный психолог не могу не сказать и о таких условиях становления родительского отношения, как:

  • характер прохождения стадий онтогенеза материнства (Г.Г. Филиппова выделила 6 этапов становления материнства: этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе; игровой этап и взаимодействие со сверстниками; этап няньчания, и т.д., — автор считает, что лишение условий материнства на каждом из этапов оборачивается глубоким искажением материнского чувства к ребенку);
  • мотивация родительства (неадекватные, неконструктивные мотивы иметь ребенка могут стать причиной амбивалентного отношения к ребенку или даже его отвержения):

? мотивы рождения ребенка ради ребенка – это наиболее позитивные мотивы, отражающие психологическую потребность в родительстве (в этом мотиве сочетается и удовольствие от общения с ребенком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности, стремление дать жизнь другому человеку);

? духовные мотивы – мотив развития, самоусовершенствования, желания любить и быть любимой;

? социальные мотивы – женщину в ее родительстве интересует больше всего ее социальный статус, роль или желание собственных родителей иметь внуков, или мужа – иметь сына. Сюда же относится мотив рождения ребенка как уход от своего одиночества или как компенсация своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать способность родить, обрести помощника в старости), а также мотив рождения ребенка вследствие достижения критического для деторождения возраста;

? материальные – мотив получения компенсации от государства, решить жилищные проблемы, мотив рождения ребенка как наследника, средство удачно выйти замуж, а также изменение здоровья в связи с беременностью и родами;

  • психологическая готовность к родительству (общая личностная зрелость, адекватность моделей отцовской и материнской ролей, сформированных в своей семье, зрелость мотивации рождения ребенка, готовность взять на себя ответственность за семью, супруга, детей).

Влияние и сочетание перечисленных условий находят выражение в нескольких вариантах сформировавшегося эмоционального отношения родителя к ребенку.

Безусловное эмоциональное принятие ребенка – мама/папа отделяет личность ребенка от его поведения; если родитель отрицательно оценил или осудил конкретный поступок ребенка, то это не снижает его эмоциональную значимость и ценность его личности для мамы/папы.

При условном эмоциональном принятии родитель любит свою детку за определенные достижения, достоинства, поведение. Ребенку приходится заслуживать родительскую любовь своими успехами, примерным поведением, выполнением всех норм и требований (что провоцирует возникновение у него тревоги и неуверенности, сомнения в своей ценности для родителей и окружающего мира в целом).

Сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви даст двойственное, амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку.

Эмоциональное отношение к ребенку может также быть индифферентным (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия), характеризоваться скрытым (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку) или открытым эмоциональным отвержением ребенка.

В детско-родительских отношениях важной составляющей эмоциональной связи является отношение ребенка к родителям. Эмоциональное отношение ребенка к родителю принято характеризовать через категории любви (так называемая восходящая любовь, то есть та, которая больше получает, чем дает), привязанности (дети привязываются к тем взрослым, которые чувствительны и отзывчивы при взаимодействии с ними и которые опекают их в первые годы жизни), идентификации, и уважения к своим родителям (возникает в возрасте 4-5 лет и бывает двух типов: заслуженное и предписанное).

Чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка во взаимоотношениях с окружающим миром и является необходимым условием его развития. Оно возникает как ответ на положительные эмоциональные взаимоотношения в семье. Нарушение такого отношения (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению всех сфер психического развития ребенка, а также на психоэмоциональное состояние во взрослой жизни.

Исходя из концепции отношений личности В.Н. Мясищева, отношение – это не только и не столько объективная связь личности с ее окружением, сколько ее субъективная оценка собственной позиции в этом окружении. Опираясь на это положение, и подбирались методики диагностики и коррекции эмоциональных отношений в семье, некоторые из которых будут описаны в следующей статье.

Источник:
Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК
Недавно я принимала участие в качестве спикера в работе он-лайн марафона по работе с метафорическими ассоциативными картами, проводила мастер-класс на тему Иссл …
http://www.b17.ru/article/84045/

Особенности эмоциональных отношений в семье

Эмоциональная жизнь наиболее сосредоточена в кругу семьи. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями. Наиболее сильный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, прежде всего близкими.

Эмоциональное отношение это субъективная сторона отражения действительности, то, как ребенок воспринимает и оценивает родителей, полагаясь на собственную систему установок, ориентаций, ожиданий в ходе совместной деятельности и общении. Отражение и восприятие ребенком отношения родителей порождает у ребенка определенные чувства и эмоции, и как следствие этого у него возникает обусловленный эмоциями тот или иной способ взаимодействия с родителями.

В работах Е.О. Смирновой и М.В. Быковой раскрывается сущность родительского отношения к ребёнку дошкольного возраста [50]. Так, ими отмечено, что родители пятилетних детей настроены на признание их интересов, специфически детских видов деятельности, поддержание инициативности ребенка. Об этом свидетельствуют ярко выраженное личностное начало в родительском отношении, ориентация на развитие воли ребенка и гибкий, ситуативный стиль взаимодействия с ним. Вместе с тем этот возраст – период подготовки ребенка к школе, что отражается в повышенной значимости интеллектуального развития. Противоречие между повышенной значимостью творческого самовыражения ребенка и ориентацией на его умственное развитие как главное условие будущих успехов в школе, составляет главную оппозицию личностного и предметного начала в отношении родителей к детям дошкольного возраста.

В цикле исследований В.В. Столин, Е.О.Соколова, А.Я. Варга попытались вычленить совокупность детских черт в дошкольном возрасте, связанных с фактором родительского контроля [49]. Были выделены три группы детей: компетентные, с устойчиво хорошим настроением уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. Избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Незрелые – неуверенные в себе с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях. Они выделили также четыре параметра родительского поведения, отвечающие за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль, когда родители стараются оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия родителей направлены на модификацию у детей проявлений зависимости, агрессивности на развитие игрового поведения детей, а также на более уcпешное усвоение родительских стандартов и норм [45].

Родительские требования побуждают развитие у детей социальной зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные способности, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность

Способы общения с детьми в ходе воспитательного воздействия рассматриваются, когда родители стремятся добиться послушания с помощью убеждения, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам воздействия — жалобам, крику, ругани.

Эмоциональная поддержка, которая крайне важна в дошкольном периоде развития личности ребёнка. Так как, когда родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на физическое и духовное развитие детей.

Учет психологических особенностей личности в профессиональном самоопределении школьников
Уже отмечалось, что в учебном процессе не все явления и возрастные изменения школьников доступны непроизвольному восприятию учителя: состояние заинтересованности, ход его мысли, динамика внимания, способностей. Этот же аспект затрагивает .

Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД
Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД Объектом данного исследования является личность женщины-сотрудника ОВД, которая рассматривается в период активной зрелости. Именно б данный период формируется стра .

Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих .

Источник:
Особенности эмоциональных отношений в семье
Эмоциональная жизнь наиболее сосредоточена в кругу семьи. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими
http://www.psychologyland.ru/fims-94-1.html

Характер эмоциональных отношений в семье

Эмоциональная жизнь наиболее сосредоточена в кругу семьи. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями. Наиболее сильный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, прежде всего близкими. www.transportine.ru

Эмоциональное отношение это субъективная сторона отражения действительности, то, как ребенок воспринимает и оценивает родителей, полагаясь на собственную систему установок, ориентаций, ожиданий в ходе совместной деятельности и общении. Отражение и восприятие ребенком отношения родителей порождает у ребенка определенные чувства и эмоции, и как следствие этого у него возникает обусловленный эмоциями тот или иной способ взаимодействия с родителями.

В работах Е.О. Смирновой и М.В. Быковой раскрывается сущность родительского отношения к ребёнку дошкольного возраста [50]. Так, ими отмечено, что родители пятилетних детей настроены на признание их интересов, специфически детских видов деятельности, поддержание инициативности ребенка. Об этом свидетельствуют ярко выраженное личностное начало в родительском отношении, ориентация на развитие воли ребенка и гибкий, ситуативный стиль взаимодействия с ним. Вместе с тем этот возраст – период подготовки ребенка к школе, что отражается в повышенной значимости интеллектуального развития. Противоречие между повышенной значимостью творческого самовыражения ребенка и ориентацией на его умственное развитие как главное условие будущих успехов в школе, составляет главную оппозицию личностного и предметного начала в отношении родителей к детям дошкольного возраста.

В цикле исследований В.В. Столин, Е.О.Соколова, А.Я. Варга попытались вычленить совокупность детских черт в дошкольном возрасте, связанных с фактором родительского контроля [49]. Были выделены три группы детей: компетентные, с устойчиво хорошим настроением уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. Избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Незрелые – неуверенные в себе с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях. Они выделили также четыре параметра родительского поведения, отвечающие за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль, когда родители стараются оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия родителей направлены на модификацию у детей проявлений зависимости, агрессивности на развитие игрового поведения детей, а также на более уcпешное усвоение родительских стандартов и норм [45].

Родительские требования побуждают развитие у детей социальной зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные способности, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность

Способы общения с детьми в ходе воспитательного воздействия рассматриваются, когда родители стремятся добиться послушания с помощью убеждения, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам воздействия — жалобам, крику, ругани.

Эмоциональная поддержка, которая крайне важна в дошкольном периоде развития личности ребёнка. Так как, когда родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на физическое и духовное развитие детей.

Комплекс черт компетентных родителей соответствует наличию в родительских отношениях четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью их предъявления ребенку.

Зарубежный учёный У. Шобен выявил, что дети с проблемным поведением имеют родителей, которые поддерживают строгую дисциплину и требуют от детей послушания. Другой учёный Д.Уотсон исследовал детей, у которых были любящие, но строгие родители и сравнивал их с другой группой детей, родители которых любили детей и многое им разрешали. Он показал, что предоставление ребенку большей свободы позитивно коррелирует с инициативностью и независимостью детей, их дружелюбием по отношению к людям, лучшей социализацией и кооперацией, высоким уровнем спонтанности, оригинальности и креативности [46].

Варианты исхода межличностного конфликта
Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида. Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого. Второй — затрагивает лишь фор .

Собственно, Общая теория развития личности
От определений терминов перейдем, собственно, к общей теории развития личности . Итак, Фрейд выделил четыре последовательных стадий развития личности: 1. Оральная фаза 2. Анальная фаза 3. Фаллическая фаза 4. Латентный период 5. Генитальная фаза В общую схему развития Фрейд включил латентный период, приходящийся в норме на про .

Игры для релаксации
«Прикосновение» Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмот .

Источник:
Характер эмоциональных отношений в семье
Эмоциональная жизнь наиболее сосредоточена в кругу семьи. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими
http://www.psyhologykey.ru/klogs-661-1.html

Характер эмоциональных связей в семье

Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений

Попытки интерпретации любви как психологической реальности предпринимались в классическом психоанализе (З. Фрейд), неопсихоанализе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследований в связи с проблемой аттракции.

Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мотивации, генезиса.

Итак, любовь может рассматриваться как эмоциональный процесс, имеющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активности субъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику развития, допускающую смену объекта. Любовь выражает мировосприятие личности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и открытости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон).

Любовь в истории человечества проходит сложный путь эволюции и развития [Кон, 1989; Lampert, 1997]. Любовь человека имеет культурно-историческую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров.

Фромм выделяет различные виды любви:

· эротическую — любовь между мужчиной и женщиной;

· братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;

· материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдать;

· любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;

· любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления.

Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви: любовь как обладание и любовь как бытие.

Первый модус — любовь как обладание — характерен для общества потребления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами («я тебя люблю, а ты мне за это…»), становится предметом купли и продажи. Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщины — красоту, хозяйственность, плодовитость и т.д. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока — получить больше, отдать меньше. Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, «всучить», совершить выгодную сделку. «Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», либо вам «недодали».

Второй модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви.

Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, согласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности партнеров и продуктивная личностная направленность. В отношениях бытийной любви каждый из партнеров сохраняет целостность и автономность личности. Парадокс ее состоит в том, что два человека являются единым целым и в то же время каждый остается самим собой. Личность, выступая частью целостности «Мы», утверждает также себя индивидуальностью, активным субъектом в построении «Я—Ты» отношений.

Продуктивная направленность личности в бытийной любви реализуется в том, что, в отличие от любви-обладания, отношения с партнером здесь строятся преимущественно по принципу «отдавать». Отдавая себя в дар другому, человек обогащает другую личность и одновременно подтверждает себе и другим ценность собственной жизни. Способность отдавать, актуализировать и выражать себя в значимом отношении есть высшее проявление духовной силы личности, полноты и радости бытия. Фромм подчеркивает, что способность любить формируется лишь при условии отказа личности от философии потребления, от желания эксплуатировать других и преодоления нарциссизма.

Любая форма зрелой любви, будь то любовь материнская, братская или эротическая, включает ряд общих компонентов, тесно связанных между собой: заботу, ответственность, уважение и знание.

Забота о партнере есть проявление способности отдавать, не связанной, не регламентированной соображениями выгоды и эквивалентности обмена, проявление истинной сути бытийной любви.

Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы). Ответственность не означает присвоения права личности принимать решение за другого, даже если этот другой уступает в опыте, мудрости и образованности; не допускает манипулирования партнером во имя достижения, пусть даже самых высоких, целей.

Уважение партнера предполагает признание его права на выбор собственного жизненного пути и своей судьбы, даже если этот выбор представляется необоснованным; веру в то, что партнер способен осуществить ответственный разумный выбор.

Знание позволяет строить отношения любви с учетом потребностей, интересов и стремлений каждого из партнеров. В основе формирования знания лежит процесс децентрации, развития способности увидеть проблему глазами всех его участников, с учетом различных познавательных перспектив, образно говоря, «влезть в шкуру партнера».

Эротическая любовь, как и другие формы любви, характеризуется исключительностью. Исключительность любви проявляется во всем: в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет и не может быть норм, правил и стандартов. Эта идея Фромма перекликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь выступает как утверждение неповторимости существования другого человека.

Любовь, согласно концепции Фромма, не врожденный дар, а искусство; овладеть им можно лишь в результате практики любви, главным результатом которой становится вера в другого человека, в его возможности, в его личностное развитие. Практика любви предполагает дисциплину как требовательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить настоящим, ощущая жизнь в ее каждом мгновении; терпение и труд над обретением мастерства.

В эпигенетической концепции Э. Эриксона [1995] любовь рассматривается как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости), кристаллизующее в себе позитивные достижения предыдущих стадий развития; как способность, позволяющая разрешить противоречие между осознанием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь понимается как психосоциальное свойство, предоставляющее возможность разделения личностной идентичности в равноправных отношениях и предполагающее сохранение верности партнеру, готовность к самоограничению и альтруизму.

К. Роджерс значительно обогащает наши представления о любви как процессе общения и установления отношений, вводя требование конгруэнтности — внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира, исключающей самообвинение и самозащиту. Конгруэнтная коммуникация, честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером и отрицающая «двойной стандарт» требований и прав для себя и партнера, является основой семейного общения. Одним из наиболее перспективных направлений психологической и психотерапевтической работы с семьей справедливо считается оптимизация общения между супругами, родителями и детьми на основе усвоения принципов и техник конгруэнтного общения.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 32 | Нарушение авторских прав

Источник:
Характер эмоциональных связей в семье
Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений Попытки интерпретации любви как психологической реальности предпринимались в классическом психоанализе
http://lektsii.net/1-40388.html

COMMENTS