Гиперсоциальность в воспитании ребенка

13 типов воспитания, которые искалечат психику ребенка

13 типов воспитания, которые искалечат психику ребенка

Продолжение рода – главная эволюционная задача человечества. Инстинктивно мы все стремимся к воссозданию себе подобных, чтобы род продолжался в новом поколении. Несмотря на природный инстинкт, развитие цивилизации, ее усовершенствование, комфорт жизни человека зависит не только от количества людей, но и качества.

Человек живет, совершает поступки, мыслит по определенному шаблону, заложенному предыдущим поколением.

По этой причине изучение стилей воспитания в семье, причин и последствий внедрения каждой так важно. И не только в рамках конкретной семьи, но и в масштабах страны, человечества в целом.

Воспитание ребенка – это инвестиция. Вкладывая в свое чадо чувства, время, материальные ресурсы, родители стремятся получить хорошего, правильного человека, который будет счастливым.

Несмотря на искреннее желание лучшего, взрослые совершают массу педагогических ошибок, которые коверкают внутрисемейные отношения и взрослую жизнь ребенка.

Каждая семья несет в себе определенный тип воспитания детей. Большинство схем передается из поколения в поколение, поэтому определить модель поведения ребенка в будущем легко.

  • Отсутствует интерес к жизни малыша;
  • Ребенка не обнимают, не целуют, нет тактильного контакта;
  • Малыш предоставлен сам себе, о нем не заботятся;
  • Проблемы и трудности решает сам;
  • Не тратится время на игры, разговоры, совместный отдых;
  • Взрослые не владеют информацией о ребенке: любимый цвет, мечты, страхи, достижения.
  1. Формирование комплекса ненужности;
  2. Неуверенность в себе;
  3. Замкнутость;
  4. Тревожность и страх перед будущим;
  5. Потребность доказывать окружающим свою значимость и существование, часто деструктивными методами: конфликтность, агрессивность;
  6. Уход от одиночества и обесцененности в мир иллюзий: наркотики, алкоголь, игромания;
  7. Сложности в построении отношений с людьми: уход от ответственности, принятия решений, неспособность поддерживать и сочувствовать другим или позиция «делаю, что хочу, и вы мне не указ».

  • Время только для ребенка, когда взрослые играют только с малышом, не отвлекаясь на другие дела;
  • Искренний интерес к жизни: как дела в школе, какие друзья и почему, проблемы и тревоги, необходимая помощь или совет;
  • Говорить о теплых чувствах к ребенку каждый день и обнимать (прикасаться) как можно чаще;
  • Не отмахиваться от вопросов или проблем, не смеяться над незначительными, с вашей точки зрения;
  • Хвалить и подбадривать, создавая ощущение значимости и успешности;
  • Составить список четких правил и регламентов для ребенка (распорядок дня, обязанности по дому и т.д.). Это формирует дисциплинированность и ответственность.

Нехватка времени, усталость, проблемы и взрослые конфликты – это не оправдание, а лишь указание на то, что нужно принимать решение и расставить верно приоритеты. Ваши проблемы рано или поздно решатся, а последствия гипопротекции будут сопровождать ребенка всю жизнь.

Гиперопекаемый тип воспитания характеризуется позицией взрослых “ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”. Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной. Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него.

  • Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;
  • Безответственность: решения принимаются взрослыми, значит, ответственность на них;
  • Неумению себя обслуживать: убирать, стирать, гладить;
  • Неспособность к состраданию: ребенок привык к учету только его интересов, а не других;
  • Неумение принимать альтернативу и слышать отказ.

Человеку, гиперопекаемому родителями, проблематично жить самостоятельно, строить отношения и свершать карьерные прорывы, так как навыком преодоления, целеустремленности, уверенности в себе нет.

  1. Прежде всего, понять, что ребенок – это личность, которая рано или поздно останется без вас. Задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы научить его справляться со своей жизнью самостоятельно.
  2. Распределите обязанности: каждый член семьи должен что-то делать по хозяйству, в том числе и ваше дитя. Это формирует ответственность и снимает вопрос об исключительности позиции ребенка в семье.
  3. Давайте возможность делать самостоятельно то, что можно по возрасту: застелить постель, собирать игрушки, делать уроки или сходить в магазин. Именно самостоятельные действия формируют уверенность в своих силах и стремление делать больше;
  4. Не контролируйте каждый шаг. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них.

Займитесь своей жизнью. Гиперопека возникает по причине отсутствия собственной жизни взрослого. Проявите интерес к чему-то еще помимо ребенка. Таким образом вы дадите больше свободы ему и себя наполните чем-то увлекательным. Так вы научите его любви к себе.

Чрезмерная опека – это признак недостатка любви взрослого к самому себе. Мы неосознанно делаем для других то, чего нам не хватает. Задумайтесь и начните себя опекать: радовать, заниматься хобби, уехать в отпуск, сесть на диету, ходить в кино. Это позволит родителям жить интересно и не превратить ребенка в инфантила, с которым никто не захочет общаться.

Характеризуется отношениями с ребенком сквозь призму силы, часто физической. Семейная система четко регламентирована: взрослые могут применять жестокость к маленьким и это нормально.

  1. Поведение ребенка всегда оценивается: хорошо или плохо. За хорошее поведение как бонус не наказывают, за плохое – наказывают в обязательном порядке и с особой изощренностью.
  2. Разнообразие мер наказания и воздействия: унижения, высмеивание, физическое воздействие.
  3. Отсутствие возможности перечить родителям и отстаивать свою точку зрения.
  4. Срывы детской агрессии на тех, кто слабее: животные, «козел отпущения» в классе и т.д.

Такой тип воспитания уходит корнями в травматический опыт самих взрослых. Если к ним относились в детстве так же, тогда злость и обида затаились, теперь выходят на ребенка.

Даже если в силу возраста дитя не может дать сдачи, то непременно ответит, если не взрослому, то обществу:

  • Неумением сдерживать и контролировать свои чувства;
  • замкнутостью, обособленностью или враждебностью;
  • безинициативностью;
  • отсутствием навыком коммуникации и социальной адаптивностью: тревога перед наказанием не дает возможности раскрыться, выразить мысль, отстоять себя вне физического воздействия.
  • Насилию над ребенком нет оправданий в виде уровня его вины перед взрослым. Что бы малыш не натворил, выберите конструктивный способ наказания;
  • Нет сил сдерживаться – выйдите из помещения и нагрузите себя физической работой: отожмитесь, попрыгайте, приседайте. Отвлекитесь до тех пор, пока негатива по отношению к ребенку не останется. Так вы сможете правильно оценить ситуацию;
  • Осмотритесь вокруг: есть семьи, где нет жестокого обращения с детьми, и они счастливы. Пообщайтесь с такими, читайте о них, смотрите шоу и учитесь воспитывать по-другому;
  • Если случилось, что не сдержались и ударили – искренне попросите прощения, ибо оправданий поступку нет. Так вы учите ребенка тому, что бывают ошибки и можно прощать;

Избавьтесь от привычки оценивать поведение ребенка: есть поступок, а есть последствия. И что хорошо и полезно для взрослого, таким может не являться для малыша.

Нежелание меняться в таких семьях приводит к воспроизведению жестокости в будущем. Малыш искренне не понимает, почему к нему так относятся. Непонимание вызывает злость и обиду, которую взрослому не предъявишь. Человек растет с ней пока не появляются свои дети, на которых потом можно сбросить собственные эмоции.

Источник:
13 типов воспитания, которые искалечат психику ребенка
Разновидности деструктивного воспитания. Как оно проявляется. Чем грозит ребенку. Советы родителям, как исправить ситуацию.
http://evrikak.ru/info/tipy-vospitaniya-kotoryie-iskalechat-psihiku-rebenka/

Неправильное воспитание — источник неврозов детей

Зачастую неправильное воспитание, основанное на излишней родительской любви, без осознания родителями закономерностей психического развития — становиться источником неврозов детей.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психоаналитика Олега Матвеева, желаю Вам психического здоровья.

Рассмотрим основные проблемы неправильного воспитания детей — источники неврозов

Первая группа источников неврозов детей при неправильном воспитании

Характер — это эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, тревожная мнительность. Такие родители настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, ожидая от него то, в чем они сами оказались личностно несостоятельными; при этом родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.

К этой же группе факторов можно отнести большое количество взрослых, прямо или косвенно принимающих участие в воспитании, которые нередко заменяют собой родителей. В эту группу следует включить односторонний характер воспитания. Здесь речь идет о доминировании матери и бабушки в воспитании. Подобная ситуация особенно неблагоприятна для личностного развития мальчиков.

Инверсия воспитательных ролей также неблагоприятно сказывается на детях, особенно в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.

Вторая группа источника неврозов при неправильном воспитании детей

Преобладание чрезмерной рациональности в воспитании ребенка в виде большого количества моральных предписаний, требований и запретов, его «заорганизованность», формальность в ущерб детской непосредственности.

Результатом рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как вести себя в новой ситуации, боятся выразить свои чувства и сделать что-то не так, как нужно. Сюда же относится недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, так называемое бесполое воспитание, нивелирование психологических особенностей формирования личности мальчика (девочки).

Третья группа источника неврозов у ребенка при неправильном воспитании

  • Непринятие в отношениях с детьми. Обычно это ситуация, когда ребенок «не тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создает проблемы, омрачает существование и мешает профессиональной карьере.
  • Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений.
  • Неравномерность воспитания включает в себя главным образом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы.
  • Непоследовательность воспитания препятствует формированию устойчивого «Я» у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.
  • Несогласованность воспитания — социально-психологическая характеристика, обусловленная доминированием в нем одного из взрослых и наличием конфликтной структуры семейных отношений и трудностью сочетания установок родителей.

По данным многих авторов, сходство взглядов на воспитание связано с удовлетворенностью семейными отношениями, отсутствием напряженных отношений у родителей, их взаимопониманием и сходством характеров.

Четвертая группа источника неврозов детей при неправильном воспитании

Неблагоприятные личностные изменения у родителей влияющие на детские неврозы:

  • Тревожность в отношениях с детьми — следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния. В целом, тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие детей, сопровождаясь снижением у них активности и уверенности в себе.
  • Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмоционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это крик, ругань, угрозы в отношении детей.

Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как срывы. При этом отсутствие изменений в поведении детей порождает чувство безысходности и отчаяния, что рано или поздно приводит вновь к критическому моменту.

  • Гиперсоциальность, как и тревожность и аффективность, в отношениях с детьми составляют наиболее типичную триаду отклонений в воспитании детей с неврозами.
  • Доминантность, или властность, в отношениях детей означает безапелляционность, категоричность и директивность суждений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания.
  • Недоверие к детям, их возможностям, собственному опыту — это, как правило, субъективно сформулированное мнение родителей о неспособности детей к самостоятельным действиям.
  • Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подразумевает недостаток эмоционально-теплых и непосредственных чувств к детям. Эмоциональная тупость может быть также обусловлена интровертированными чертами личности родителей.
  • Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье.

    Противоречивость отношений родителей является выраженным психогенным фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей.

    Пятая группа источника неврозов у детей, неправильное воспитание

    • Забота. Это ведущий фактор воспитания. В этом случае невротические проявления у детей чаще вызывает гиперопека со стороны кого-либо из родителей. Как правило, повышенный уровень заботы нужен не столько детям, сколько родителям.

    Забота о детях восполняет нереализованную потребность родителей в привязанности и любви.

    Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей : а) во всем контролировать детей, проверяя каждый шаг; б) следить за их попытками сделать что-либо по-своему; в) ограничивать активность и самостоятельность; г) предписывать образ действий; д) часто запрещать; е) ругать за малейшие промахи и недостатки; ж) прибегать к различным санкциям.

  • Обучение. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению — привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Здесь встречается чрезмерно ранняя рационализация чувств и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны скорее соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.
  • Интенсивность воспитательных мероприятий. Она выражается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей. Это создает у них непосильную нервно-психическую нагрузку с ведущим первосигнальным (бессознательно) типом восприятия.
  • Неправильное воспитание ребенка — источник неврозов детей: выводы

    Охарактеризованные наиболее типичные случаи неправильного воспитания и указанные модели, приводящие к неврозам детей, следует рассматривать как случаи, нуждающиеся в обязательной коррекционной работе психолога с родителями.

    Источник:
    Неправильное воспитание — источник неврозов детей
    Родителям полезно знать, что неправильное воспитание это источник неврозов детей
    http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/roditelyam/nepravilnoe-vospitanie-istochnik-nevrozov-detejj/

    Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь

    Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь

    Пока одни родители неторопливо ходят с детьми по магазину, другие пытаются унять свое визжащее и скандалящее дитя, хватающее с полок все подряд и демонстрирующее ошибки воспитания. Пока одни родители в переполненном автобусе устраиваются с ребенком у поручня, другие краснеют за орущее на весь салон чадо, требующее найти ему сиденье, и непременно у окна.

    Когда дети из-за неправильного воспитания ведут себя шумно и агрессивно в общественных местах, мешая окружающим, — что делают в это время их родители? Одергивают ребенка, делают вид, что ничего не происходит, или идут у маленького шантажиста на поводу — выполняют его прихоти, лишь бы только успокоился: возраст такой, характер сложный, что ж поделать…

    А ведь дело не в возрасте. И тем более не в характере — он у дошкольника еще формируется. Ребенок ведет себя так, как ему позволяют взрослые. И проблемы не исчезнут сами собой, наоборот — из невоспитанных детей вырастают невоспитанные взрослые.

    Все шансы потерпеть фиаско и испортить чаду жизнь имеют те, кто совершает следующие ошибки семейного воспитания и не старается в будущем их предупредить:

    В животном мире такое невозможно, почему же люди не следуют мудрым законам природы? В стае главный — вожак, и его воля для всех — закон. Что делает детеныш в стае? Так же беспрекословно подчиняется вожаку, как и остальные члены стаи, но при этом его берегут, заботятся о нем, учат.

    А если бы детенышу позволили командовать? Это означало бы полную несостоятельность вожака, его позорное фиаско.

    Когда взрослые в воспитании идут по пути наименьшего сопротивления, закрывая глаза на непослушание ребенка, потакая капризам, они растят эгоиста (эгоцентричный тип воспитания). Человек с детства привыкает получать желаемое, не считаясь с потребностями других. Будучи уверенным, что мир вертится вокруг него одного, человек сталкивается со множеством проблем и конфликтов во взрослой жизни, ему сложно контактировать с людьми. А его родители зачастую тщетно ждут ответной заботы по отношению к себе в старости…

    Кстати, ошибки родительского воспитания зачастую являются причиной следующих невротических расстройств у ребенка:

    • кошмарные сны
    • энурез в ночное время
    • повышенная возбудимость

    И если проблема не будет решена в детстве, то, став взрослым, такой человек может испытывать тревожность. Беда многих не умеющих жить взрослой жизнью — алкоголизм, наркомания и другие зависимости.

    «Ум не прежде бороды приходит», «Яйцо курицу не учит» — в вопросе семейной иерархии наши предки придерживались однозначной позиции, и строгость ставили во главу угла. Многие сегодня считают неприятие неправильным воспитанием, но есть и такие, кто традиционно придерживается мнения, что ребенок не является полноценным членом семьи, не имеет права голоса, от него требуют беспрекословного повиновения.

    Проблема в том, что постоянно указывая чаду на его несостоятельность в возрасте, недостаток знаний и умений, подавляя его волю, родители препятствуют развитию эмоционально-волевой сферы малыша. Проще говоря, растят подкаблучника или бунтаря — тут уж как получится.

    Такой ребенок не умеет учиться на ошибках, наоборот, он боится сделать ошибку. Боится взять ответственность. Может уйти в себя, стать молчуном, будучи уверенным, что его никто не понимает, а его мнение не содержит ничего ценного. Самооценка очень низкая, и даже достигая определенных высот в жизни, он будет страдать от комплексов и сомневаться в себе и своих способностях.

    Возможен противоположный вариант: ты ему говоришь одно, а он специально делает наперекор, ты ему слово, а он тебе десять. Демонстративное непослушание и желание делать все на зло, даже в ущерб своим интересам.

    Многие сильно удивятся, но это не отпрыска надо вести к психологу, а родителей. Бунт — одна из попыток бесправного ребенка доказать свою значимость в семье. Он делает это как умеет…

    Неприятие ребенка может происходить как по причине традиционных ошибок воспитания, передающихся из поколения в поколение («отец меня так воспитывал, и я буду так воспитывать»), так и из-за несбывшихся ожиданий (к примеру, ждали мальчика, а родилась девочка, или рождение малыша помешало карьере, личной жизни и т.д.).

    Родительский перфекционизм — тяжкое бремя для дитяти. Типичный пример такой ошибки: с малолетства ребенку внушают необходимость быть лучшим (умным, красивым, опрятным, послушным, примерным, добросовестным и т.д.), и ему приходится подавлять свои желания и эмоции, чтобы заслужить похвалу, оправдать ожидания. Программируя маленького члена семьи на исключительно правильное поведение, взрослые, вполне вероятно, растят закомплексованного зануду. А ведь он будет страдать от этого. Зная, что не имеет права подвести, что должен быть примером во всем, он всю жизнь будет ставить завышенные планки и, даже достигнув больше других, не удовлетворится результатом…

    Такой тип неправильного воспитания называется гиперсоциальным.

    Пример: мама, выросшая в бедной семье, тяжелым трудом обеспечила себе достойную жизнь. Не имея возможности в свое время получить хорошее образование и престижную работу, она стремится воплотить свои мечты в дочери. Девочке постоянно напоминают, какой тяжелой была молодость матери, и как много она сделала для того, чтобы дочь могла выучиться и занять достойное место в обществе. По сути, она должна заслужить уважение матери.

    И ребенок старается изо всех сил. Родительница гордится своим чадом, видя «прекрасные результаты» своего воспитания. И ей невдомек, что на самом деле главной мотивацией дочери является страх не оправдать ожидания…

    Какие правила соблюдать, чтобы избежать типичных ошибок гиперсоциального воспитания?

    • Не стыдите и не упрекайте ребенка при посторонних за то, что он не оправдал ваших ожиданий.
    • Фразы типа «Я тебя не люблю», «Ты плохой», «Узнаю, что куришь — выгоню из дома» не произносите никогда. Плохим может быть поступок, но не ребенок в целом. И угрожая отвержением, отлучением от семьи, вы только увеличиваете пропасть между вами.
    • Требования к сыну или дочери должны быть соизмеримы с его (ее) возрастом и возможностями.
    • Ребенок не обязан оправдывать все ожидания взрослых, а взрослые не имеют права самоутверждаться за счет ребенка.

    Если ребенок поздний, или болезненный, или единственный, то родители зачастую инстинктивно окружают его чрезмерной заботой, стремясь уберечь от всего на свете, постоянно беспокоясь о его благополучии. Это тревожно-мнительный тип воспитания детей, и он тоже неправильный.

    Дети в таких семьях вырастают безвольными, нерешительными, обидчивыми и неуверенными в себе.

    В славянской культуре наказания детей не считаются запретными, другое дело, как наказывать. Родители разделились на два лагеря: одни убеждены, что в доме ремень должен висеть на видном месте, другие отрицают любое физическое воздействие на младших членов семьи.

    В то же время сторонники воспитания без физических наказаний могут позволить себе кричать на ребенка, угрожать, лишать его компьютера, прогулок с друзьями или карманных денег. А ведь это тоже насилие, и неизвестно, какое хуже…

    Наказание — это способ дополнительной мотивации через ограничения в чем-либо. А не способ выпустить пар. Или выместить злость. Или отомстить за неоправданные ожидания. Наказывая ребенка таким образом, вы лишь научите его врать и изворачиваться.

    Малыш должен усвоить, что наказание — это последствия его же неправильных действий. Ослушался и не убрал за собой игрушки — логично, если не смог найти потом любимую машинку. И вместо того чтобы пойти с ней играть на улицу, полчаса в слезах искал ее по всей комнате. Если родители правильно расставят акценты в этой ситуации, то ребенок усвоит причинно-следственные связи и сделает выводы.

    То же касается и походов в магазин: «Сегодня мы можем купить тебе только одну игрушку. Потому что нам нужно купить еще вот такие продукты. И от того, что ты будешь капризничать, денег в кошельке у мамы не прибавится. Наоборот, мама будет сердиться — ведь ты вел себя некрасиво, мешал окружающим, и тогда в наказание можешь вообще остаться без игрушки».

    Источник:
    Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь
    Семейное воспитание: основные типы неправильного воспитания детей и правила, которые помогут избежать типичных ошибок. Можно ли наказывать ребенка?
    http://24health.by/pochemu-detenysh-ne-komanduet-staej-ili-kak-nepravilnym-vospitanie-ne-isportit-rebenku-zhizn/

    Семейное воспитание как фактор, обусловливающий невротическое развитие личности ребенка

    Семейное воспитание как фактор, обусловливающий невротическое развитие личности ребенка

    Анализ психолого-педагогических работ показывает, что преобладающим типом воспитания при невротических расстройствах у детей являются гиперопека и ограничивающий контроль. Обоим родителям свойственны завышенные, не соответствующие реальным возможностям детей требования, наряду с их непоследовательностью и противоречивостью. У детей с невротическими расстройствами неудовлетворенными часто оказываются потребности в индивидуально-адекватной заботе и любви, самораскрытии, выявлении своего «я», эмоциональном и двигательном самовыражении.

    Сквозной линией в отношении к детям является их неприятие родителями, как правило, на бессознательном уровне либо отсутствие положительных чувств и любви со стороны одного или обоих родителей.

    Исследовалось 100 семей, включающих детей и подростков с невротическими расстройствами. Выявлены следующие социально-психологические закономерности:

    1) Семья невротика большей частью представляет собой иерархизированную группу с фиксированным доминированием одного из ее членов в виде постоянного стремления к личному влиянию и власти. Таким лицом в семье преимущественно была мать. Схема доминирования в системе семейных отношений (иерархия типа звезды) представлена так:

    ОТЕЦ « МАТЬ » РЕБЕНОК

    2) Доминирование распространялось и на сферы жизни и воспитания детей. Отец в целях устранения от конфликтного напряжения в отношениях с матерью был вынужден согласовывать свои функции воспитания только через нее. Мать преломляла эти воздействия, видоизменяла или полностью их блокировала соответственно своим чертам личности и стилю доминирования, то есть обнаруживала преимущественно авторитарный тип лидерства. Схема доминирования в системе воспитательных воздействий в семье (цепная иерархия) в виде:

    3) Если же каждый взрослый член семьи пытался проводить свою стратегию воспитания детей вне зависимости от сложившейся структуры доминирования, то это приводило к конфликтной обстановке и к уменьшению чувства принадлежности к семье и фрустрациям у детей. Схема взаимоотношений в семье в данной ситуации (циклическая иерархия):

    Существует риск повышения нервности у единственных детей ввиду ее непроизвольной передачи со стороны взрослых в семье. Выделяется понятие «невроз материнства», когда материнская забота затемняет рассудок; в страхе мать не имеет покоя ни днем, ни ночью. Например, она не решается искупать ребенка, боится простудить или недокормить, считает своего совершенно здорового ребенка больным и без конца обращается к врачам и др.

    Можно систематизировать несколько групп факторов, отражающих специфику воспитания детей с невротическими расстройствами.

    Наличие большого количества неразрешимых проблем воспитания или неспособность родителей справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей:

    «Выделяются следующие психологические типы, или образы матерей, имеющих детей с неврозами:

    “Царевна Несмеяна”. Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно, но, что называется, «без души» и учета реальных обстоятельств.

    “Снежная Королева”. Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считает ошибки заблуждениями, недостаткипороками, а любую критику в свой адресзлым умыслом.

    “Спящая Красавица”. Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, самовлюбленная натура, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.

    “Унтер Пришибеев”. Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя.

    “Суматошная” мать”. Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, из ничего создает проблемы и на них же бурно реагирует.

    “Наседка”. Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых трудностей.

    “Вечный ребенок”. По-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детейобузой, себяжертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство.

    Приведенные психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга психологические образы или тенденции в отношении матерей к детям» [15].

    Преобладание рационального аспекта в воспитании в виде большого количества моральных предписаний и требований. Родители много учат, наставляют, советуют, объясняют, проверяют, но забывают поиграть с детьми, не дают им возможность побыть собой и эмоционально отреагировать на свои чувства и желания. Следствием рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей.

    Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, неблагоприятного действия резкого обращения, чрезмерного давления и семейных конфликтов. Неприятие в отношениях с детьми рассматривается как в плане недостаточного учета их индивидуальных особенностей, в том числе темперамента, пола и характера, так и нежеланности ребенка, несоответствия его пола ожидаемому. Отмечается несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным психофизиологическим возможностям детей, в том числе ритму развития, темпу протекания психических процессов, а также особенностям формирования характера и личности. Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив. Во многом это проявление гиперсоциальных, доминантных и паранойяльных черт личности родителей.

    Неравномерность воспитания включает в себя главным образом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток его в последующие годы. А также чрезмерное влияние одного из взрослых на ребенка при недостаточном влиянии со стороны другого.

    Неблагоприятные личностные изменения родителей.

    Интенсивность воспитательных мероприятий выражается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей, «обязывания» их думать и поступать определенным, раз и навсегда заданным, способом.

    Помимо вышеприведенных факторов, отражающих специфику воспитания в семьях детей с невротическими расстройствами, интересным представляется и возрастной фактор, указывающий на преобладание нейротизма у обоих родителей в возрасте 25—30 и 45—50 лет, что представляет для детей наибольшую стрессовую ситуацию.

    Источник:
    Семейное воспитание как фактор, обусловливающий невротическое развитие личности ребенка
    Семейное воспитание как фактор, обусловливающий невротическое развитие личности ребенка Анализ психолого-педагогических работ показывает, что преобладающим типом воспитания при невротических
    http://ozlib.com/813498/psihologiya/semeynoe_vospitanie_faktor_obuslovlivayuschiy_nevroticheskoe_razvitie_lichnosti_rebenka

    Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

    «Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

    Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но “не замечают” его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать.

    Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: Аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования — с родительской беспомощностью.

    Уважаемые родители, описанные в этих статьях ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания:

    эгоцентрическое воспитание или все для ребенка;

    воспитание без любви;

    Кого заинтересовала данная тема, и вы нашли в своем поведении что-то проблемное, я могу вам предложить некоторые советы педагога-психолога Ольги Анисимович. На этом наше собрание подошло к завершения. Благодарю всех за внимание.

    Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного

    Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих.

    Часто встречающийся аргумент “меня так воспитывали” не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети “передают” своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы – взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!

    Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.

    Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите (см статью “Ласковое воспитание”).

    Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.

    Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.

    Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том, что в магазине Вам нахамили! Дети итак очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим “воспитанием”, разберитесь со своими внутренними проблемами. В этом Вам может помочь семейный психолог либо человек, который Вас понимает.

    Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом “нельзя”.

    Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.

    Предоставьте ребенку больше свободы: он вполне может сам помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок в школе и т.д.

    Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого – сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными должны быть не только действия, но и мысли!

    Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие – улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, “сильную” маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.

    Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в “дочки-матери” наоборот, где Вы – дочь, а ребенок – мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.

    Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его (“он еще маленький, не понимает”), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но Вы должны быть непреклонны.

    Часто скрываемые родителями от детей чувства (горе, тревога, растерянность, нежность и т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило, это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой “маской” скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.

    Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно “выговариваете”, ругаете его – ищите причины неприятия малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас – первый шаг к ее решению.

    Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека (“Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…”).

    Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.

    Новые приключения Буратино в стране Дураков

    Форма: театрализованное представление.

    Цель: способствовать формированию у детей и родителей знаний о правах и обязанностях ребенка.

    1. Закрепить знания детей и родителей о праве на образование, защиту и свободу ребенка;

    2. Развить творческие способности детей.

    Добрый вечер, уважаемые взрослые. Сегодня, мы для вас приготовили сказку.

    Итак, Буратино с друзьями стали давать представления в своем новом театре. А днем они ходили заниматься в школу. Буратино уже научился читать, а Мальвина, как вы догадались, была круглой отличницей и примером для всех учеников.

    Карабас сбежал из Тарабарского королевства, но не далеко… Вы помните о Стране Дураков, куда однажды попал Буратино? Так вот, именно там и поселился Карабас. Он набрал для своего театра новых кукол. Это было не сложно – ведь в той стране было так много нищих, что некоторые люди соглашались стать подобием куклы, лишь бы получить на ужин тарелку жидкого мутного супа.

    Однажды к Буратино в его театр приковылял старый, ободранный Петрушка и рассказал, как тяжело живется куклам в театре Карабаса. Хозяин делал с ними что хотел, а у них …

    — послушай, неужели у них совсем нет никаких ПРАВ? – удивлялся рассказу Буратино. – В Тарабарском давно запрещено заставлять кукол выступать больше чем один раз в три дня… куклы должны получать плату за труд, чтобы они могли купить себе книжки, одежду, домик, еду…

    — Да что там куклы! – Петрушка безнадежно махнул рукой. — Разве ты не слышал, что в Стране Дураков даже дети и те не имеют никаких прав.

    Этого Буратино стерпеть уже не мог.

    Как это может быть? Вот в нашем королевстве …

    -Не веришь – так пойдем, и увидишь сам, — устало сказал Петрушка.

    Утром следующего дня друзья отправились в поход в Страну Дураков.

    Несмотря что уже наступил день и в Тарабарском королевстве все дети пошли в школу, в Стране Дураков множество детей слонялось по улицам. Они были одеты в старую, рваную одежду, рылись в помойке и сидели на мостовых города.

    Почему вы не в школе и не дома? – спросил Буратино.

    А зачем ходить в школу? Не ты ли сам, Буратино, променял свою Азбуку на билет в театр? Но у нас и Азбуки нет. Так что мы живем свободно.

    Что же это за свобода?

    — Нас ни кто не ругает, не заставляет чистить зубы … Ты помнишь, как тебе не нравилось, когда тебя Мальвина учила хорошим манерам? А нас никто не учит и не мучит …

    Кто же вам сказал, что это очень хорошо?

    — У нас есть хорошие друзья – лиса Алиса и кот Базилио. Мы как можем помогаем этим несчастным, ведь он слепец, а она сильно хромает. Мы делимся с ними корочками хлеба, которые находим, а они учат нас жить.

    — Нечего сказать, хороших учителей вы себе нашли! Да вам известно, что в вашем королевстве вас совершенно не уважают? Что никто не соблюдает ваши ПРАВА?

    — Какие такие у нас, маленьких и слабых, могут быть пава? В нашем городе у взрослых и сильных-то прав нет.

    И очень плохо, что нет. Завтра мы с друзьями на главной площади устроим грандиозное представление. Оно будет называться ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

    Но мы не сможем купить билет на твое представление, Буратино.

    Оно будет совершенно бесплатным! Только приходите обязательно на главную площадь.

    Буратино пошел домой. Они с Пьеро, Арлекином, Мальвиной и другими куклами собрались на срочный совет. Долго горячо о чем-то говорили. А на следующий день…

    В страну Дураков въехала празднично украшенная повозка бродячего театра. За прошедший вечер с помощью папы Карло Буратино удалось взять у Джузеппе на время представления телегу, и они с друзьями превратили ее в настоящий передвижной балаган. Лошадь была чисто вымыта, и грива ее заплетена Мальвиной в тридцать три косички. Правил повозкой гордый Артемон. При въезде в город Арлекин затрубил в фанфары, созывая жителей королевства:

    Почтеннейшая публика! Сегодня состоится незабываемое представление под названием ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Собирайтесь скорее!

    Площадь начала заполняться грязными и оборванными детьми с угрюмыми лицами.

    Не хотим ходить в школу! Долой учение! Свободу от грамоты! – закричали некоторые из них.

    Учиться, получать образование – Вот в этом и есть настоящая свобода. У каждого из вас есть право на образование. Каждый имеет право ходить в школу. Почему же вы этим правом не пользуетесь? Знаете ли вы, сколько интересных книжек, замечательных сказок и историй, правдивых рассказов о жизни в океане и под землей можно узнать из книг?

    И Буратино начал показывать теневой театр.

    Это осьминог. У него целых восемь щупалец, он живет в глубине океана. А это – чудо – мама кенгуру. Она носит своего детеныша в специальной сумке на животе … А это рыбка — конек.

    Детвора на площади зашумела.

    Мы знаем кто такой конек. Это животное, которое запрягают в телегу!

    Да, а есть и такая рыбка. Она носит своих мальков во рту, прячет их от врагов … А кто заботится о вас?

    Никто мы и сами живем.

    Вы имеете право на защиту и свободу. О вас обязаны, заботится ваши родители, ваши учителя, все взрослые вашей страны. Неужели вы об этом не знаете?

    Тут поднялся невообразимый шум.

    И что, они должны нас корить? И одевать? И покупать игрушки? И читать нам книжки?

    Да конечно, обязаны.

    Тут события приняли неожиданный поворот. Из толпы выступил особенно худой, но долговязый мальчишка и прокричал:

    Пошли к главе города! Пусть немедленно выполняет свои обязанности, если у нас есть права, о которых говорит Буратино!

    И вся толпа двинулась к городской управе.

    Губернатор страны Дураков перепугался не на шутку. Сколько лет он сидел в своем большом и уютном кресле, в теплом кабинете с плотными гардинами на окнах – и никогда никто не тревожил его своими проблемами. Все считали. Что у него и без них дел по горло.

    Он спрятался за плотными шторами и приказал разведать, что хотят дети.

    Ваше благородие, дети хотят соблюдения своих прав, — доложил главный разведчик.

    Каких прав? – неподдельно изумился губернатор. – Дети – они и есть дети. Мелюзга, которая болтается под ногами. Какие у них могут быть права?

    Вы не совсем правы, – осторожно заметил главный разведчик, который по долгу службы выписывал и читал газеты соседних королевств и знал, что во всех них уже давно подписано общее соглашение, утверждающее, что у каждого человека есть определенные права, в том числе и у ребенка.

    И какие у них есть права? – осведомился губернатор.

    У них есть право на образование, на питание, право иметь дом и одежду, право на защиту, есть право на отдых … на заботу …

    Ерунда! Кто это будет о них заботиться?

    Все, вся страна, правительство, т.е. Вы, господин губернатор… Все взрослые обязаны заботится о детях. Во всяком случае, в других королевствах дело обстоит именно так. Если родители не заботятся о своем ребенке, этим занимаются добровольно учителя, врачи, другие граждане, которые любят детей… Ни один ребенок не может быть брошенным.

    Вот это новости… И что же ты предлагаешь делать?

    Может быть, попробовать исполнить для начала что-нибудь из того, что они требуют? А то ведь столько шуму – не заснешь …

    С этим губернатор не мог не согласиться. И согласился. А потому вышел на балкон, принял величественный вид и произнес речь:

    Дети! Отныне каждый из вас может прийти в школу и получить бесплатно все нужные учебники. Учителя помогут вам выучить то, что вы не выучили, потому что болтались до сих пор на улице. Завтра у портного вы сможете выбрать для себя одежду – кому она нужна. А сегодня вечером каждый может получить тарелку горячего супа совершенно бесплатно у ворот страны.

    Маленькая девочка вдруг жалобно пискнула «А у меня болит живот». Главный разведчик пришел на помощь:

    Приходи в лечебницу. Доктор посмотрит каждого из вас бесплатно и даст лекарства, если они вам нужны… Только не забывайте помыться и причесаться.

    Толпа детей загудела.

    Где же помыться и причесаться, если у многих из нас дома нет?!

    У нас давно не заселен голубой особняк. Завтра мы привезем туда кровати, столы, стулья – и вы сможете жить там, если ваши родители не соскучатся без вас и не захотят забрать домой.

    Дети стали расходиться, обсуждая новости в их жизни. На опустевшей площади остался один мальчик. Он от рождения хромал. В театре Карабаса он работал марионеткой. Этот мальчик не мог ходить так быстро как остальные.

    Подожди. Тебе нужны костыли и специальная физкультура, — сказал ему Буратино. – Приходи к нам в театр – цирковые гуттаперчевые куклы будут заниматься с тобой. Тебе будет легче ходить.

    Я бы рад, — голос мальчика звучал тихо, как шелест осенней листвы. – но я должен работать: меня накажут дома, если я не принесу хотя бы несколько грошей после очередного выступления в театре Карабаса …

    Ни Карабас, ни твои собственные родители не имеют права эксплуатировать тебя! И ты не должен приносить деньги! Это о тебе должны заботиться. Подумай о своем будущем… Пойдем с нами в театр.

    А на прощание Буратино расклеил по всему городу написанные крупными буквами слова Соглашения о правах всех детей. [20, С. 30-34]

    Таким образом, хотелось бы подвести итог нашей сказке: если не хочешь жить в стране дураков, знай и соблюдай права человека.

    Источник:
    Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»
    Size: 2.2 Mb.; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 2 категории детский сад №5
    http://ist.na5bal.ru/pravo/16936/index.html?page=13

    COMMENTS