Гибкость родительской позиции в воспитании ребенка

Виды родительских установок

Тендерные различия в семейной социализации детей. Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками

Понимание факторов формирования половой идентичности в детском возрасте поможет дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек, предотвратить нарушения процесса половой идентификации, феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин, предупредить педагогические ошибки в воспитании детей. При изучении этой проблемы становится важным осознание главных новообразований на каждом возрастном этапе формирования половой идентичности. Актуальными становятся задачи исследования динамики формирования половой идентичности и факторов, которые оказывают влияние на ее развитие.

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия–антипатия, уважение–пренебрежение, близость–дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Источник:
Виды родительских установок
Тендерные различия в семейной социализации детей. Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками Понимание факторов формирования половой идентичности в детском возрасте
http://studopedia.su/15_7401_vidi-roditelskih-ustanovok-roditelskaya-pozitsiya.html

Гибкость родительской позиции в воспитании ребенка

Гибкость родительской позиции в воспитании ребенка

Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Вспомним, что главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям: адекватности, гибкости и прогностичности. Следовательно, можно сделать вывод, что адекватная родительская позиция – это наиболее близкая объективной оценки психических, возрастных и характерологических особенностей ребенка и построение воспитания на основе такой оценки. При неадекватной родительской позиции родитель как бы не видит своего ребенка, не различает его реальных и приписываемых качеств, что обуславливает безответственное, непоследовательное, неуверенное отношение родителей к воспитательной практике.

К деструктивным родительским позициям можно отнести чрезмерный уровень опеки в воспитании, недостаточность или чрезмерность требований-запретов, установку на минимальность санкций, применяемых по отношению к ребенку в сочетании с воспитательной неуверенностью и тревогой за его жизнь, здоровье и успешность. Деструктивные родительские позиции характеризуются несбалансированностью содержания общения.

Одной из наиболее частой причины нарушения родительской позиции являются личностные проблемы родителя, например: 1) воспитательная неуверенность; 2) родительская тревога за жизнь и здоровье ребенка; 3) предпочтения женских качеств в воспитании; 4) расширение сферы родительских чувств; 5) проекция на ребенка собственных нежелательных качеств.

Источник:
Гибкость родительской позиции в воспитании ребенка
Гибкость родительской позиции в воспитании ребенка Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных направлений личностного развития взрослого человека.
http://www.sites.google.com/site/otnoseniaroditelej/8

Гибкость родительской позиции в воспитании ребенка

4.2. Родительская позиция как система отношений родителя*

Таким образом, отношение — это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием.

Категория отношения может рассматриваться и как готовность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект-объект», «субъект-субъект». Субъект-субъектные отношения включают не только отношения человека с другим человеком, но и отношение к самому себе, т. е. самоотношение. В свою очередь, субъект-объектные отношения — это все отношения личности к действительности, исключая отношения между людьми и самоотношение.

Согласно концепции отношений В. Н. Мясищева, ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющих собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения [104; с.35 — 39].

Позиция личности означает, в сущности, интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. В. Н. Мясищев выделил три области проявления этих отношений: явления природы (мир вещей); люди и общественные явления; сам субъект — личность.

Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер по-

* В этом параграфе использованы материалы диссертационного исследования С.С.Жигалина, выполненного под нашим руководством [60].

веденческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека так или иначе связаны с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче.

Отталкиваясь отданных положений, можно трактовать родительскую позицию как систему отношений личности родителя к особому роду деятельности — воспитанию детей.

Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских позиций (установок), которая, по сути, отражает тип родительского отношения, предложена О. Коннер (табл. 32).

Таблица 32 Типология родительских позиций (О. Коннер, 1937) Тип позиции Характерные словесные выражения Способ поведения с ребенком Влияние на развитие ребенка Принятие и любовь Ребенок — центр моих интересов Нежность, занятия с ребенком Чувство близости, нормальное развитие личности Явное отвержение Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться Невнимательность, жестокость, избегание контактов Агрессивность, преступность и эмоциональная неразвитость личности Излишняя требовательность Не хочу ребенка такого, какой он есть Критика, отсутствие похвал, придирчивость Фрустрация, неуверенность в себе Чрезмерная опека Все сделаю для моего ребенка, посвящаю ему свою жизнь Чрезмерные поблажки или ограничения свободы Инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности 225

Родительская позиция в данной таблице сформулирована в форме характерных для родителя словесных конструктов и способов поведения.

Е. Шеффер и Р. Белл (1965) вкладывают в понятие «установка» помимо отношения к ребенку отношение к семейной роли (мужа — отца — хозяина, жены — матери — хозяйки дома). Они выделяют четыре фактора, характеризующие родительские установки: авторитарность, демократичность, опеку и супружеские отношения [цит. по НО].

Е. Е. Ромицына (1999) исследовала восприятие воспитательной практики родителей глазами самих подростков. Она взяла за основу положения Е. Шеффера и Р. Белла (1965) о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие — эмоциональное отвержение», «психологический контроль — психологическая автономия», «скрытый контроль — открытый контроль». Специфика этого подхода заключается в том, что исследуются все три компонента родительских позиций, в частности, поведенческий, который реализуется в воспитательной практике родителей. Кроме того, оценка факторов производится самими детьми-подросткам и дифференцированно (отец-мать). Е. Е. Ромицыной выделено пять основных родительских позиций по отношению к подросткам: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность и непоследовательность [140 ].

А. С. Спиваковская (1981) рассматривает родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Она полагает, что как совокупность установок, родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Автор характеризует родительские позиции по следующим параметрам (А. С. Спиваковская, 2000):

• Адекватность — степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соот-

ношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятия образа ребенка. Таким образом, параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.

• Динамичность — степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Динамичность может проявляться:

а) в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка, либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;

б) в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;

в) в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Таким образом, параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций.

• Прогностичность — способность родителей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способности к построению дальнейшего взаимодействия с ним.

Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, т. е. описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми, т. е. поведенческий компонент родительской позиции.

Эмоциональный компонент проявляется по всем трем параметрам (адекватность, динамичность, прогностичность) родительской позиции. Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии: родители —дети [158].

С точки зрения Т. В. Архиреевой (1990), родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, т. е. в тех или иных способах воздействий и характере обращения с ребенком. Она выделила три основных фактора, характеризующих родительские позиции: «гиперопека — отсутствие родительской опеки», «отсутствие демократичности в отношениях с ребенком — демократичность», «диктат в воспитании — отказ от авторитарности [12].

А. А. Чекалина (1991) указывает, что родительские позиции — система родительских установок, определяющих стратегию и тактику родительского поведения. В свою очередь родительские установки определяются автором как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации [181].

Т. В. Брагина (2000) определяет родительскую позицию как характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку и выделяет шесть типов позиций (табл. 33) [36].

Таблица 33 Виды родительских позиций по Т. В. Брагиной Полярная позиция Промежуточная позиция Полярная позиция Чрезмерная эмоциональная дистанция между родителями и детьми Эмоционально уравновешенное отношение к детям Излишняя концентрация внимания на детях Доминирование по отношению к детям Позиция независимого руководства родителей Излишняя уступчивость по отношению к детям Родительская позиция может быть осознаваемой, когда есть отношения и взаимодействие с ребенком, отрефлексированные родителем, и неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинены влиянию неосознаваемой мотивации родителя (Е. А. Савина, 2001) [143].

Резюмируя содержание составляющих родительских позиций, М. О. Ермихина (2004) отмечает следующее. Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позициях и относительно взаимодействия родители — дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком [59].

Типичная родительская позиция — это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью. В противоположность ему ребенок — физически слаб, неопытен, полностью зависим. Идеальный вариант родительской позиции, к которому должны стремиться супруги — это равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания (А. С. Спиваковская, 2000) [158].В большинстве случаев внимание исследователей направлено на изучение неблагоприятных родительских позиций, складывающихся в функционально несостоятельных семьях и имеющих негативные последствия для формирования личности подростков (А. В. Желтова, 2002):

попустительско-снисходительная позиция; демонстративная позиция; жестко-авторитарная позиция; увещевательная позиция; отстраненно-равнодушная позиция; потакающая позиция; непоследовательная позиция.

В зарубежной психологии существует четыре теоретических подхода, в рамках которых исследуются родительские установки (Е. А. Савина, 2003). В первом подходе родительские установки отождествляются с каузальными атрибуциями, которые опосредуют родительское поведение [143].

Происхождение атрибуций связано с конкретной практикой воспитания ребенка и с историей жизни самого родителя. Причинное объяснение детского поведения родителями обусловливает конкретные воспитательные практики (Dix & Gruesec, 1985).

Родительские установки рассматриваются в русле ииформаци-онио-процессуального подхода. Согласно этой модели родительские представления рассматриваются как медиатор, который фильтрует опыт взаимодействия с ребенком и затем результирует в определенные родительские стратегии (Mills, Rubin, 1990). Rubin & Mills утверждают, что изменения в родительских представлениях зависят от увеличивающегося знания родителями детских характеристик. По мере взросления ребенка матери становятся все менее заинтересованы в дополнительной информации, их поведение чаще всего опирается на те представления, которые сформировались в

первые годы жизни ребенка. Таким образом, установки остаются достаточно стабильными во времени.

Третий подход, в рамках которого изучаются родительские установки, это конструктивистский подход. В отличие от предыдущих, здесь родительские установки рассматриваются как начальная точка для взаимодействия родителя и ребенка.

Наконец, четвертый подход, транзактный, подчеркивает роль культуры как источника родительских установок и представлений (Palacios, 1990). J. Palacios, в частности, выделил традиционный, современный и парадоксальный типы в зависимости от образа жизни родителей. Традиционный наблюдается для сельских жителей, для которых характерны пессимистические ожидания и минимальная вера в возможность влиять на развитие ребенка. Для современного городского типа родителей характерна вера в возможность влиять на развитие ребенка. Родители парадоксального типа не рассматривают себя в качестве главной фигуры в развитии ребенка, а верят в детерминизм среды.

Втранзактном подходе культура рассматривается в качестве регулирующего контекста в семейной системе. Семейные ритуалы и традиции образуют семейный культурный код, который регулирует взаимодействие между членами семьи. Родительские установки рассматриваются как часть семейного кода (Samcrorff & Fiese, 1992). Согласно транзактному подходу родительские установки рассматриваются как достаточно статичные феномены, мало открытые для изменений.

Большинство зарубежных исследователей (Rubin & Mills, Rubin, 1990; Samcrorff & Fiese, 1992) указывают на относительную статичность родительских позиций в их трактовке как системы установок. Тем не менее эмпирические данные об эффективных родителях подростков указывают на динамичность их родительских позиций по отношению к ребенку (Т. Gordon, 1993, R. & D. Bayard, 1996).

Анализ теоретических работ показывает, что термины: родительская позиция, представления, установки, отношение, воспита-

ние употребляются как синонимы, а это представляется не совсем корректным и указывает на отсутствие исследований, посвященных определению сущностных характеристик данного психологического феномена. Тенденция трактовки родительских позиций на основе категории отношения является устойчивой. Однако в каждом из подходов отражается какой-то один тип отношений родителя. С нашей точки зрения родительская позиция может быть рассмотрена как целостная система отношений родителя.

Родительская позиция — это система отношений родителя (отца, матери): к своему ребенку, себе как родителю (отцу, матери), родительской роли, родительству в целом и к воспитательной практике. Она обусловливает совокупность родительских установок и мотивов, которыми родители руководствуется в воспитании ребенка; систему целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание, и тем самым определяет характер воспитательной практики в семье.

Отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как: счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери; способствующее их самореализации.

Отношение к родительской (отцовской, материнской) роли проявляется в принятии, отвержении, либо амбивалентном отношении как к своей роли, так и роли другого родителя; адекватном принятии собственной родительской роли (отца или матери), при этом важно не только принятие собственной роли, но и роли партнера. Непринятие роли отца приводит к изменению родительской позиции матери. Сначала она становится неустойчивой в плане социально-ролевой адекватности, а затем перверсивной. Подобный механизм срабатывает и у отцов.

Отношение к себе как родителю, как показало наше исследование, во многом совпадает с личностным отношением. В этом случае чаще всего проявляются такие дихотомии, как уверенный-неуверенный, уступчивый-доминантный, добросердечный-требовательный, доверчивый-недоверчивый.

Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, либо

отстранение равнодушным. Возможен вариант противоречивого отношения родителей к своему ребенку, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей и многими другими факторами.

Отношение к воспитательной практике проявляется в ответственности или безответственности родителей; последовательности или непоследовательности их воспитательных воздействий на ребенка; в их воспитательной уверенности или неуверенности.

Согласно теоретическим положениям системного подхода и накопленным эмпирическим фактам, очевидно, что все виды отношений родителя, трансформируются в родительскую позицию как систему отношений, в которой изменение любого элемента приводит к изменению других элементов и системы в целом. Другими словами, если меняется отношение к ребенку, то это отражается на отношении к родительской роли, родительству, воспитательной практике, себе как родителю и т. п. При изменении родительских позиций подвергаются трансформации все другие отношения родителя. На основании критериев отношений родителя можно представить типологию родительских позиций родителей подростков (табл. 34).

В таком случае адекватная родительская позиция будет характеризоваться эмоционально уравновешенным отношением отца и матери к подростку и принятием ими дифференцированных родительских ролей. Родители этой категории воспринимают роди-тельство как счастливое, приносящее радость, гордость за своих детей. Они характеризуют себя как уверенного, добросердечного, доверяющего ребенку, но требовательного родителя. Этот тип позиции обусловливает ответственное, последовательное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике.

Неадекватные родительские позиции находятся на противоположных полюсах — потакающая и отстраненная. Кроме того, у части родителей позиция несформирована. Она может носить противоречивый характер — неустойчивая позиция. Ее главными признаками является противоречивое отношение к ребенку; амбивалентность в принятии роли одним или обоими родителями; неуверенность родителя; амбивалентное отношение к родитель-ству как приносящему радость и счастье и требующему больших усилий по саморазвитию, самоизменению. Этот тип позиции обусловливает безответственное, непоследовательное, неуверенное отношение родителей к воспитательной практике.

Потакающая родительская позиция характеризует неуверенного, добросердечного, уступчивого, недоверяющего ребенку родителя; она связана с гипертрофией родительской роли, приводит к излишней концентрации внимания на ребенке. Такие родители определяют родительство как тяжелое, приносящее неприятности. Этот тип позиции также обусловливает безответственное, непоследовательное, неуверенное отношение родителей к воспитательной практике.

Излишне требовательная родительская позиция связана с концентрацией внимания на ребенке, .гипертрофией родительской роли, восприятием родительства как сферы самоутверждения, недоверчивостью, доминантностью, излишней требовательностью родителей. Этот тип позиции обусловливает повышенную моральную ответственность, последовательное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике, которую они считают правильной.

Отстраненная родительская позиция обнаруживает себя в равнодушном отношении к ребенку; доминантности и недоверчиво-

сти родителя; отвержении родительской роли. Родителям свойственно рассматривать родительство как требующее саморазвития или слишком больших изменений в себе. Этот тип позиции обусловливает последовательно безответственное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике.

Последний тип неадекватной родительской позиции связан с путаницей ролей отца и матери, тенденцией к доминированию, излишней концентрацией на ребенке одного и неуверенностью, отстраненностью другого родителя. Этот тип позиции мы назвали перверсивный, он обусловливает непоследовательное, безответственное уверенное у одного родителя и неуверенное у другого родителя отношение к воспитательной практике.

На наш взгляд, адекватная родительская позиция обусловлена целями развития личности подростка и родителей, самореализации в родительстве. Ее ведущими мотивами являются: сохранение отношений с ребенком и другим родителем, помощь, сотрудничество. Главная ценность — личность. Родительская установка может быть выражена формулой «Вместе мы можем и должны . Воспитательная практика семьи характеризуется позитивным настроем.

Потакающая родительская позиция обусловлена целями сохранения отношений с ребенком и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее ведущими мотивами являются мотивы страха, избегания неудач, конкуренции с другим родителем, консолидации с ребенком, мотивы помощи. Личность ребенка является сверхценностью для родителя при низкой ценности его собственного «Я». Родительская установка может быть выражена формулой «Родитель должен, ребенок сам не может. ». Воспитательная практика семьи характеризуется гиперпротекцией, ин-фантилизацией ребенка.

Отстраненная родительская позиция обусловлена конкурирующими целями: гиперсоциализации ребенка и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее главные мотивы — это мотивы конкуренции родителей между собой, превосходства родителей над ребенком. Имеет место конкуренция ценностей: низкая ценность ребенка и сверхценность родителей. Родительская установка может быть выражена формулой «Ребенок должен и может. ». Воспитательная практика семьи характеризуется автономностью детей.

Неустойчивая родительская позиция обусловлена конкурирующими целями: гиперсоциализацией ребенка и самоутверждением отца и/или матери через родительство. Ее ведущие мотивы: избегание неприятностей и компенсация собственных недостатков. Наблюдается сверхценность родителя при низкой ценности ребенка. Родительская установка может быть выражена формулой «Родитель и ребенок должны, но не всегда могут. ». Воспитательная практика семьи характеризуется непоследовательностью.

Перверсивная родительская позиция обусловлена целью самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее главные мотивы: конкуренция родителей между собой, власть, избегание неудач. Имеет место конкуренция ценностей: низкая ценность ребенка и одного из родителей, сверхценность другого родителя. Родительская установка может быть выражена формулой «Ребенок должен, один родитель не может, другой родитель обязан. ». Воспитательная практика семьи характеризуется враждебностью.

Итак, родительская позиция может быть рассмотрена как система отношений родителя, которая обусловливает характер воспитательной практики в семье. В качестве этих отношений выступают: отношения родителя (отца, матери) к своему ребенку, себе как родителю (отцу, матери) и родительству в целом.

Как система отношений родительские позиции включают также совокупность родительских установок и мотивов, которыми он руководствуется в воспитании ребенка — это система целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание.

На основе критериев отношения можно выделить одну адекватную и пять неадекватных родительских позиций (потакающая, излишне требовательная, отстраненная, неустойчивая и перверсивная).

Различные типы родительских позиций как системы отношений родителя обусловлены определенными родительскими целями, ценностями, установками и мотивами. В свою очередь они придают воспитательной практике семьи специфичный характер. Таким образом, родительская семья является важнейшим фактором социализации и развития личности ребенка. Она обладает определенными механизмами влияния на подрастающую личность. Влияние семьи зависит от ее воспитательного потенциала и других объективных и субъективных факторов. При этом родительские позиции в семейном воспитании выполняют регулятивную функцию.

Источник:
Гибкость родительской позиции в воспитании ребенка
4.2. Родительская позиция как система отношений родителя*: Понятие «отношение» выступает базовой категорией психологической науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, т. е. взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. Отношение как бы эмоционально … — —
http://scibook.net/psihologiya-semeynaya/roditelskaya-pozitsiya-kak-sistema-otnosheniy-19180.html

Нарушения в детско-родительских отношениях

Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания — изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций.

К числу наиболее часто встречающихся нарушений в детско-родительских отношениях относятся следующие:
Отвергающая позиция. Родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.

Позиция уклонения. Эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

Позиция доминирования по отношению к детям. Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.

Отвергающе-принуждаюгцая позиция. Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

В описании этих ролей видно, что ребенок выступает скорее как средство, используемое родителями для решения проблем отношений.

Рассмотрим еще две классификации нарушений в детско-родительских отношениях.

Так, например, А. С. Спиваковская выделяет восемь типов семей с такими отношениями.

Внешне спокойная семья. В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако за благополучным «фасадом» скрываются сильно подавляемые в течение длительного времени чувства друг к другу.

«Вулканическая» семья. В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и нежно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Хотят того родители или нет, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.

Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы.

Семья-«крепость». Для такого типа характерна ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ограничений.

В семьях по типу «крепости» любовь ребенка все более приобретает условный характер, он любим когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Подобная семейная атмосфера и типы воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции и поведение в виде упрямства и негативизма. Семья по типу «крепости» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей, окружения и собственным опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению нервной системы, создает повышенный риск невротического заболевания.

Семья-«театр». В таких семьях стабильность удерживается путем специфического «театрализованного» образа жизни. Отношения в такой семье всегда строятся на игре и эффекте. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает сильную потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, а также остро ощущает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает самого ребенка от ощущения, что родителям не до него, что выполнение отцом и матерью своих родительских обязанностей — формальная необходимость, навязываемая социальными нормами.

В «театрализованном» образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность.

Семъя-«третийлишний». Возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов, стиль их составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. В таких семьях у часто возникают опасения за жизнь о здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, плохо адаптируются в детских коллективах.

«кумиром». Возникает тогда, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает нарушению семейной группы. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви. Требование признания любой ценой порождает демонстративность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями несправедливости и жестокости окружающих.

Семья-«маскарад». Порождается несогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир предстает перед ребенком разным, порой с противоречивыми сторонами. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность при гиперопеке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки.

М. И. Буянов предлагает следующую классификацию типов воспитания, деформирующих характер ребенка.

Воспитание по типу «Золушки», когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему завышенные требования, не ему ласки и теплоты. Дети вырастают нерешительными, пугливыми, неспособными за себя постоять. Вместо того чтобы активно относиться к жизни, некоторые из них уходят в мир фантазий.

Воспитание по типу «кумира» семьи. В таких случаях выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Дети растут капризными, упрямыми.

Гиперопека — особый вид воспитания, при котором ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают нерешительными, слабовольными.

Воспитание по типу «гипоопека», когда ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо и что такое плохо».

Источник:
Нарушения в детско-родительских отношениях
Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания — изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские
http://psyera.ru/5002/narusheniya-v-detsko-roditelskih-otnosheniyah

Понятие и типы детско-родительских отношений

Статья просмотрена: 34071 раз

Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. ? 2014. ? №2. ? С. 704-707. ? URL https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения: 11.03.2019).

В данной статье рассмотрены понятия и типы детско – родительских отношений. Особое внимание уделяется типам семейного воспитания. Проанализированы характерные особенности взаимоотношений родителей и детей. Статья предназначена для родителей и педагогов.

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите.

Стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности. Адекватность родительской позиции определяется, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире. Гибкость родительской позиции, можно рассматривать, как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция, должна быть не только изменчивой, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требования независимости воспитания.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно. Роль определяется, как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи [5].

Наиболее типичны четыре роли: «любимчик», «беби», «козел отпущения», «примиритель».

Первая роль, «любимчик», возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «бэби» с очень ограниченными правами. Третья роль, «козел отпущения», возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходит на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

В. Н. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб»; «ребенок как оружие» в борьбе с супругом» ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью); «ребенок-любовник» (одинокая мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах любви).

А. С. Спиваковская отмечает, что некоторые авторы пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.

1. Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок – центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.

2. Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним [3].

В исследованиях А. Т. Шмелева и Т. М. Афанасьева, внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение. Ими были выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность:

1. Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой.

2. Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения [6].

Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведения родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая – поведенческий. Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания:

1. теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

2. теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы;

3. холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;

4. холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка [2].

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд в 1970-х г.г. типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, или демократический и попустительский.

Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать неуправляемым. При данном стиле семейного воспитания, отношения исключают душевную близость с детьми.

Демократический стиль – («авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины.

Попустительский стиль («либеральный», «снисходительный», «гипоопека») – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми [1].

Позднее были выделены и другие стили семейного воспитания, такие как:

1. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

2. Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова и Е. В. Зырянова приводят описанные разными исследователями стили семейного воспитания: варианты названий одного и того же или очень близких стилей воспитания.

1. Демократический (разумная любовь; принимающе – авторитарный; ценностное отношение с высокой рефлексией). При данном стиле семейного воспитания, эмоциональная близость с ребенком проявляется, как принятие, тепло и любовь. Требования к ребенку справедливые, с обоснованием запретов. Контроль осуществляется на основе заботы. Модель общения с ребенком – личностно-ориентированная. Тип личностного развития ребенка оптимальный (чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение);

2. Авторитарный (автократический; диктат), эмоциональная близость с ребенком чаще отсутствует, хотя и не исключается. Требования к ребенку жесткие, без объяснения причин. Контроль жесткий, некорректный, наказания. Модель общения с ребенком – дисциплинарная, постоянные окрики и угрозы. Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка), агрессивный (ребенок превращается в терана, подобно родителю), лицемерный.

3. Гиперопека (гиперпротекция, доминирующая гиперопека; «жизнь за ребенка») – проявляется излишняя забота за ребенком. Требования к нему отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях. Контроль за ребенком тотальный, порой чрезмерный. Родители стремятся к тесному эмоциональному контакту. Ребенок вырастает несамостоятельным, зависит от родителей, эгоцентричен, усиливаются астенические черты.

4. Гиперопека (потворствующая гиперопека; «кумир семьи») – при рассматриваемом стиле семейного воспитания, наблюдается обожание и любование ребенком. Какие-либо требования отсутствуют, контроль за ребенком слабый, вседозволенность. Модель общения – «жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей и прихотей ребенка).

5. Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) – высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием. Родители чрезмерно озабоченны будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами. При таком стиле семейного воспитания, ребенок вырастает тревожным и мнительным.

6. Анархический (потворствующий; либерально – попустительский) – требования к ребенку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ним «заискивающая» (некретиччное отношение). Ребенок вырастает эгоистичным, приспособленцем.

7. Гипопротекция (безнадзорность; мирное сосуществование) – проявляется безразличие к ребенку, отсутствие к нему тепла. Требования и контроль за ребенком отсутствуют. Родители не вмешиваются в жизнь ребенка. Он вырастает непредсказуемым, гипертимным, асоциотивным.

8. Эмоциональное отвержение (отчужденный; «золушка»; «маленький неудачник») – эмоциональная близость с ребенком отсутствует. Наблюдаются высокие требования к ребенку. Наказания жестокие, строгие. Родители не контактируют с ребенком, он вырастает мечтательным, жестоким. У ребенка возникают трудности в общении; невротические расстройства.

9. Жестокое обращение (агрессивный) – требования к ребенку отсутствуют, контроль жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои. Модель общения с ребенком, враждебная. Он вырастает эгоистичным, жестоким [3].

«В реальной жизни, – замечает В. С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. По ее мнению, в семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку» [4].

Исследование влияния различных стилей руководства на развитие личности детей и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает демократический и авторитетный стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.

Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей. Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [2].

1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М. : изд. «Политической литературы», 1987г

2. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. 180 с.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. -208 с.

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.

5. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

6. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). – М.: Знание, 1986. – 96с.

Источник:
Понятие и типы детско-родительских отношений
В данной статье рассмотрены понятия и типы детско – родительских отношений. Особое внимание уделяется типам семейного воспитания. Проанализированы характерные особенности взаимоотношений родителей и детей. Статья предназначена для родителей и педагогов.
http://moluch.ru/archive/61/9043/

Стили родительского воспитания (полезная информация для тех, у кого есть дети)

Стили родительского воспитания (полезная информация для тех, у кого есть дети)

От автора: Как быть достаточно хорошим родителем? Как сделать своего ребёнка счастливым, гармоничным, самодостаточным? — это те вопросы, которые тревожат родителей всего мира.

Источник: всемирная сеть интернет

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям:
-адекватности
-гибкости
-прогностичности

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность, знать и учитывать его возможности и склонности.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая» позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность — ориентируется на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Выделяются 4 типа воспитания:
Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля)
Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля)
Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля)
Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

По параметру «интенсивность» эмоционального контакта родителей по отношению к детям, стили воспитания: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
По параметру «контроль»: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный
По последовательности воспитания: последовательность – непоследовательность
По параметру эмоциональной устойчивости: устойчивое воспитание — неустойчивость.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, «ограничительство», аффективная неустойчивость со стороны родителей может привести к развитию у ребенка фобий. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию «истерического невроза». Выраженное «ограничительство» – к «неврозу навязчивых состояний».

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них:
уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

Типы негармоничного семейного воспитания:

потворствующая гиперпротекция;
доминирующая гиперпротекция;
повышенная моральная ответственность;
эмоциональное отвержение ребенка;
жестокое обращение;
гипопротекция

Причины использования родителями негармоничных стилей весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то проблема ( чаще всего неосознаваемая), неудовлетворенные потребности. Родитель пытается разрешить личностную проблему, используя свою роль в воспитании ребенка.

Признаки родительской гиперопеки

  • ребенок окружается избыточным вниманием;
  • стремление защищать свое чадо даже в отсутствие реальной опасности;
  • желание «привязать» ребенка к себе, сделать его зависимым от своих эмоций и чувств, обязать поступать так, как комфортно родителям;
  • ребенок избавлен от необходимости участия в разрешении проблемных ситуаций, следовательно, у него отсутствуют должные навыки и формируется неспособность к адекватной оценке ситуации;
  • развитие у ребенка так называемой выученной беспомощности – реакции на малейшее препятствие, как на непреодолимое.

    Выделяют два основных типа гиперпротекции: потворствующую и доминирующую.

    Потворствующая гиперпротекция проявляется в модели детско-родительских отношений «ребенок – центр семьи». Чаще всего такую гиперопеку проявляют матери-одиночки, выливая на чадо весь неизрасходованный потенциал любви. Такому ребенку с раннего детства все разрешается, его черты идеализируются, способности многократно преувеличиваются.

    У такого ребенка высокий уровень притязаний, стремление к лидерству, которое, однако, он чаще всего не может реализовать в детском коллективе. Все его потребности и амбиции с успехом удовлетворяются в рамках лишь отдельно взятой семьи, а невозможность построить аналогичную модель отношений с окружающими воспринимается очень болезненно. Таким образом формируется истероидный тип личности, требующий демонстрации и признания, в подростковом возрасте это может вылиться в попытки суицида, по большей части также показные.

    Такая модель детско-родительских отношений является результатом либерального, попустительского стиля воспитания, когда разрешается все, но при этом гиперопека и избыток заботы тяготит ребенка.

    При такой модели внутрисемейных отношений ребенок напрочь лишен воли. Ему запрещают проявлять инициативу, накладывая все новые запреты, ограничивают деятельность, самостоятельность, внушают мысли о полной несостоятельности. Ребенок постоянно находится в рамках жесткого контроля и под постоянным психологическим давлением. Его умения и возможности сознательно занижаются и нивелируются, якобы в целях безопасности. В результате ребенок действительно не в состоянии выполнять элементарную деятельность, характерную для его возраста, считая, что он «еще маленький» и все равно сделает все не так. Такой тип детско-родительских отношений развивается в семьях, где родители избрали для себя авторитарный стиль воспитания. Их слово – закон, они являются неоспоримым авторитетом.

    Особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

    Такое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

    Повышенная моральная ответственность

    Как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

    Взаимоотношение родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание.

    И ещё, Вы можете самостоятельно, при помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

    Источник:
    Стили родительского воспитания (полезная информация для тех, у кого есть дети)
    Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительско …
    http://www.b17.ru/blog/10952/

  • COMMENTS