Гармоничная семья и ее характеристики

Гармоничная семья и ее характеристики

4. Семья – дисгармоничный союз

Одним из подходов к определению проблемной семьи являются работы известного отечественного психолога А. Спиваковской. Она выделяет особые типы так называемых « дисгармоничных семейных союзов », подчеркивая, что сложность обретения супружеской и родительской гармонии заключается в том, что каждая из психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, содержит внутреннюю конфликтность и противоречие.

А.С. Спиваковская называет семь законов, которым подчиняются супружеские отношения в семье. Осуществление этих законов (знание супругами выделенных ниже закономерностей) позволяет создавать в семье благоприятную атмосферу и обеспечивать правильное воспитание ребенка. Следует отметить, что термин «закон» здесь употребляется не в строго широком толковании.

Закон первый: соединение

Данный закон предполагает, что само объединение в браке мужчины и женщины несет в себе потенциальный конфликт. Под конфликтом понимается ситуация, когда при взаимодействии друг с другом супруги находятся в разных позициях в силу своего добрачного опыта и разницей в усилиях, которые прилагаются в реализации целей объединения на разных этапах совместной жизни. Попытка объединения неизбежно наталкивается на изначальную разъединенность и различия между мужчиной и женщиной. Данная проблема решается, если супруги не склонны рассматривать обязательные трудности как следствие собственной несостоятельности или упрямства партнера.

Закон второй: слияние и граница

При создании семейной общности возникает противоречие между двумя потребностями: в слиянии и сохранении собственной отдельности (границы). Гармоничные семейные отношения предполагают динамическое равновесие, являющееся результатом борьбы противоречивых тенденций: усилий по сплочению семейной группы и стремлением к сохранению индивидуальной автономии. Семейная структура может разрушиться, если потребность одного из супругов в слиянии или отдельности не находит своего удовлетворения.

Закон третий: взаимодополнительность

Стабильность и гармония семейных отношений обеспечивается взаимодополнением личностных черт (так называемая «комплиментарность»). Предполагается, что союз супругов с полярными чертами характера более стабилен (например склонность к подчинению у одного и стремление к лидерству у другого).

Закон четвертый: соотнесение целей и планов

В гармоничном семейном союзе личностные цели супругов согласованны, жизненные планы непротиворечивы. В дисгармоничной семье один из супругов может отказаться от собственного плана во имя интересов семьи, и это не может не вызвать отрицательные эмоции, усталость и потерю радости от семейной жизни.

Закон пятый: узнавание

Смысл данного закона состоит в том, что в семейном контакте для достижения гармонии необходимо инициировать (постоянно вырабатывать) желание узнавания близкого человека. Утверждение о том, что мы кого-то знаем до конца, ошибочно и неконструктивно.

Закон шестой: понимание и принятие

Гармоничная семья позволяет общаться «без маски». Человек может находить в семейном кругу понимание, уверенность, что другие хотят его понять. Если семейная атмосфера становится таковой, что каждый член семьи вынужден менять рабочую «маску» на домашнюю, то общение становится неискренним, неестественным и вызывает эмоциональное напряжение.

Закон седьмой: эмоциональная зрелость и чувство ответственности

Под эмоциональной зрелостью понимается способность любить другого, готовность к эмоциональной отдаче (превалирование «даю» над «беру»). Эмоционально незрелые люди часто требуют больше любви для себя, нежели дают ее другим, чувствуя при этом себя обиженными и недолюбленными. Ответственное поведение противостоит спонтанности и непосредственной эмоциональности, выполняя функции упорядочивания и организации форм поведения в семье. Предполагается, что в стабильной, гармоничной семье, независимо от актуального эмоционального состояния супругов, сохраняется забота о другом человеке.

Таким образом, автор приходит к выводу, что дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья действительно превращается в некий театр, где каждый вынужден играть навязанную, «чуждую», но предписанную семейным союзом роль.

На основании нарушения законов семейной гармонии автором выделены восемь типов дисгармоничных союзов, которые получили своеобразные метафорические названия.

1. « Внешне спокойная семья ». Это семья, в которой не принято предъявлять друг другу искренние чувства. Чувство ответственности настолько превалирует над спонтанностью отношений, что негативные чувства существуют в подавленном, глубоко запрятанном виде. Отношения упорядочены. Обязанности выполняются педантично. Длительное блокирование эмоций приводит к состоянию депрессии, тоски, скуки.

2. « Вулканическая семья ». В этом типе семьи эмоциональная непосредственность и спонтанность преобладают над чувством ответственности. Отношения в семье изменчивы и открыты, супруги часто выясняют отношения (сходятся, расходятся, скандалят, чтобы после ссоры пылко признаваться в любви до гроба). В такой семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, так как бурные ссоры между родителями воспринимаются ими как трагедия, угрожающая стабильности детского мира.

5. « Семья-театр ». Такие семьи удерживают стабильность семейных отношений за счет специфического, демонстративного, «театрализованного» образа жизни. Эмоции бурные, но неглубокие, многое делается «напоказ». Например, посторонним людям демонстрируется любовь к ребенку (ее внешние проявления). Но дети при этом остро чувствуют, что родителям не до них. В такого рода семьях один из родителей испытывает потребность в признании, постоянном внимании, любовании. Отсутствие подлинной близости, демонстрация мнимых достоинств формируют в детях эгоцентризм.

6. Семья « третий лишний ». В данном случае речь идет о семьях, где родительство бессознательно воспринимается как помеха супружеским отношениям. Стиль детско-родительских отношений формируется по типу скрытого неприятия. В таких семьях дети испытывают чувство собственной неполноценности при сильной эмоциональной зависимости от родителей (они с трудом переносят разлуку с родителями, с трудом приспосабливаются к новым группам).

7. « Семья с кумиром ». В таких семьях воспитание ребенка является главным фактором, скрепляющим семью. Забота о ребенке объединяет супругов, так как они переносят нереализованные в супружеском контакте чувства на ребенка. Ребенок становится центром семьи, объектом гиперопеки, повышенного внимания. Все желания ребенка незамедлительно выполняются. У родителей, приносящих себя в жертву потребностям ребенка, существует бессознательное желание препятствовать взрослению ребенка, сохраняя и поддерживая его инфантильные проявления. Воспитываясь в семье такого типа, дети становятся пассивными, несамостоятельными. При столкновении с внесемейным окружением эти дети требуют к себе повышенного внимания и, не получая его, приписывают окружению жестокость и несправедливость.

8. « Семья-маскарад ». Для семьи данного типа характерна рассогласованность жизненных целей и планов супругов. Каждый из родителей предъявляет ребенку различные требования, противоречащие друг другу. Мир семьи представляется ребенком как чередование и мелькание разных масок (маска строгого, гиперопекающего отца сменяется маской всепрощающей матери). Такое «мелькание» вызывает чувство тревожности и расщепления самооценки у ребенка.

Источник:
Гармоничная семья и ее характеристики
4. Семья – дисгармоничный союз Одним из подходов к определению проблемной семьи являются работы известного отечественного психолога А. Спиваковской. Она выделяет особые типы так называемых «
http://psy.wikireading.ru/30704

Гармоничные и дисгармоничные семьи, их особенности

К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяют ся базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла. Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей.

На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия се мейных подсистем Д. Олсон выделяет несколько типов дисфункцио нальных структур семьи:

•несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;

•коалиционная семья, основой стабилизации которой является припи сывание патологизирующей роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в таком случае важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;

•дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;

•семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ро лей. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.

А.Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характе ризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конку ренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанно стей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, пред ставляющих собой последовательность нарастания дисфункциональное семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструкто-генная, распадающаяся и распавшаяся. Еще одним особым вариантом дис гармоничной семьи является ригидная псевдосолидарная семья.

Собственно негармоничную семью отличает «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти—подчинения; эмоциональная за­висимость и несимметричность эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудниче ства, партнерства, взаимопомощи. Важной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: од ни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, ограничивая их личностный рост.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 35 | Нарушение авторских прав

Источник:
Гармоничные и дисгармоничные семьи, их особенности
К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяют ся базовые потребности членов семьи и не реализуются основные
http://lektsii.net/3-36607.html

Гармоничные отношения в семье

Когда люди принимают решение вступить в брак, то они лелеют надежду на счастливую семейную жизнь с о своим избранником (избранницей). Обещая друг другу быть рядом и в горе и в радости, б удущие супруги надеются на то, что рядом будет не только близкий человек, способный понять и принять, но и помощник и опор а.

Сталкиваясь с реалиями семейной жизни, человек обнаруживает, что реальность не совпадает с ожиданием и вместо помощи, поддержки, понимания и т.п. он получил массу претензий, требований и проблем. Надежда на гармоничные отношения в семье быстро улетучивается.

С упруги начинают искать виноватых в несбывшихся надеждах. Как правило виноватым оказывается горячо любимы й до свадьбы супруг, не сумевший создать комфортную атмосферу в семье. Редко кто ищет причины в себе самом.

Вступая в брак люди думают, что самое главное дело – это создать семью, а дальше она уже сама будет жить и развиваться, принося радость и счастье. Не обладая знаниями в области психологии, позволяющими понять психику партнера и особенности взаимоотношений, человек, как слепой котенок, пытается решить сложный ребус под названием «семейная жизнь». Кому-то удается справиться с задачей, выстроить гармоничные отношения в семье и сохранить брак, а кому-то нет. В результате любовь трансформируется в раздражение и ненависть, не оставляя шансов для сохранения семьи.

Находя виновного в своей половин к е, супруг и начина ю т заниматься перевоспитанием друг друга , чтобы сделать партнера более удобным для себя.

Но в семье не бывает так, что одном плохо, а другому хорошо. Когда супруги начинают оказывать друг на друга воздействия, то встречаются с противодействием друг друга. Начинаются взаимные претензии, выискивание друг в друге недостатков, выяснение отношений. В результате появляются обиды и раздражение, которые расшатывают или разрушают брак.

Такая семейная атмосфера не только не служит тихой обителью, где человек чувствуете себя спокойно и комфортно, но она еще и создает почву для различных заболеваний и расстройств.

Создание крепкой и гармоничной семьи — это длительный процесс, который требует труда обоих супругов, если у них есть желание сохранить брак. Это нескончаемый процесс, процесс, в ходе которого Вы постоянно открывает новые аспекты взаимодействия. Стоит только расслабиться, как трудности во взаимоотношения х возвращаются вновь.

Счастливый брак — это результат усилий обоих супругов. В основе счастливого брака лежит любовь, которая требует к себе бережного отношения.

Многие женятся по любви, но не все способны сохранить её. Для того, чтобы ч то- то построить, нужны не только строительные материалы, но и знания в области строительства. Можно говорить о взаимной любви, когда у партнеров есть уверенность в том, что супруг нужен тебе и ты нужен ему.

Чтобы построить гармоничные супружеские отношения необходимо изменить свой стереотип отношени я к супружеской жизни.

Жизнь и судьба человека зависит о его поступков и восприятия мира. На взаимоотношения с другими людьми оказывает влияние характер и личностные особенности человека . Очень важно как человек относится к окружающим людям, ведь не зря говорится, «относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Это означает то, что Ваш супруг будет вести себя с Вами так, как Вы будете вести себя с ним.

Женщинам и мужчинам трудно понять психологию друг друга, и нет совершенно никакого смысла мериться друг с другом умом, силой или способностями, у каждого они уникальны. Это все равно, как сравнивать лошадь и лису, они совершенно разные, но каждый имеет свои уникальные способности.

Не нужно стараться переделывать друг друга, лучше использовать достоинств а партнера для достижения совместной цели, которой является создание гармоничной семьи.

Причинами семейных конфликтов является отсутствие между супругами взаимопонимания, игнорирование интересов другого и акцентирование внимания на недостатк ах партнера. К потере взаимопонимания приводят взаимные упреки и претензии, даже если они обоснованы.

От супруга можно добиться г ораздо большего не претензиями, а хорошим отношением, приятными словами и даже комплиментами. Прежде чем предъявлять требования к супругу, задумайтесь, насколько идеальны Вы сами, если нет, то почему Вы считаете, что Ваш партнер должен быть идеальным?

Не пытайтесь своими действиями изменить супруга, подходите разумно к возникающим вопросам, чтобы Ваш и решения приносили пользу вам обоим и всей вашей семье.

В браке очень важно понимать где нужно настаивать на своем, а где стоит отступить. Если Вы чего то хотите, то вместо форсирования событий , используйте убедительные доводы. Мужчины хорошо понимают доводы, построенные на логике. Для того чтобы убедить женщину необходимо обращаться к ее чувствам и здравому смыслу.

Вселяйте в супруга уверенность в его способностях, а не обесценивайте их, и тогда Ваш партнер будет стремится вверх, а не падать вниз. Говорите партнеру о том, что он лучше всех и о своей вере в его успех в любом начинании . Да и может ли быть иначе, ведь выбрали Вы его именно потому, что он лучше всех. Говорите супругу, что не только любите его, но и гордитесь им.

Даже самого замечательного человека можно сделать неудачником, если постоянно упрекать его и предъявлять претензии, и даже неудачника можно сделать успешным человеком, если верить в него и говорить о его достоинствах.

Любой нормальный человек желает, чтобы им гордились, восхищались и ценили его. Каждому человеку важна поддержка и уважение членов его семьи. Принимайте своего супруга со всеми его достоинствами и недостатками и в ответ он так же будет принимать Вас.

Не считайте себя всегда правым, ведь мы люди и нам свойственно ошибаться. Мудрый человек отличается от глупца тем, что всегда сомневается в своей правоте, давая себе возможность выслушать аргументы другого.

Любите друг друга, заботьтесь друг о друге, уважайте друг друга, учитывайте ваши отличия друг от друга, отдавайте, прежде чем взять и ваш семейный союз будет долгим и гармоничным.

Источник:
Гармоничные отношения в семье
Гармоничные отношения в семье. В браке очень важно понимать где нужно настаивать на своем, а где стоит отступить. Если Вы чего то хотите, то вместо форсирования событий, используйте убедительные доводы.
http://psihologanalitik.ru/psihologiya/garmonichnye-otnosheniya-v-seme

Дела семейные

Какую семью можно назвать счастливой? Наверное, ту, в которой муж и жена находят общий язык по всем вопросам, чувствуют ответственность друг за друга и сумели сохранить любовь, уважение и дружеские чувства.

Супружеские пары, прожившие вместе долгое время и претендующие на право называться гармоничной, счастливой семьей, знают точно, что все, вышеперечисленное само собой не получается, а, напротив, потребует большого труда, терпения, совместных усилий. А также очень важно желание искать компромисс и пути для понимания, а не обострять противоречия и не поддаваться обидам и приступам ложного самолюбия.

Вы хотите иметь счастливую семью? Тогда вам нужно научиться ссориться. Да-да, именно так! Мир и понимание царит не в тех семьях, в которых не ссорятся (такого просто не бывает), а в тех, где умеют ссориться правильно, не скатываясь на оскорбления и мелочные придирки. Послушайтесь советов специалистов по семейной психологии. Советы психологов просты и действенны, важно только научиться следовать им и не позволять негативным эмоциям брать верх над здравым смыслом.

Итак, что же поможет вам сохранять мир и благополучие в семейных отношениях? Если вы в ссоре, соберитесь с силами и не подливайте масла в огонь, а наоборот, старайтесь загнать ссору в угол. И еще, не ссорьтесь в спальне или на кухне – иначе эти помещения будут у вас ассоциироваться с негативными эмоциями.

Никогда не кричите, тем более, не начинайте выяснять отношения с порога. Потерпите, и, если есть необходимость выяснить отношения, сделайте это не с наскока, не торопясь. Тогда у вас пройдет первое сильное раздражение, и свои претензии вы сможете высказать более спокойно и так же, не заводясь, выслушать аргументы противоположной стороны.

Не ложитесь спать, не помирившись! Многие пары знают, что мириться лучше всего в постели. Тогда утром вам многое из прошедшей ссоры покажется незначительным и не заслуживающим внимания.

И еще, в пылу ссоры не забывайте обо всем том хорошем, что было у вас в отношениях: о счастливых днях, приятных моментах, о ваших теплых чувствах, о любви и уважении.

Всегда помните, что вырвавшиеся грубые оскорбительные слова никуда не денутся, а останутся в памяти – и вашей, и вашего супруга, и вам придется с этим жить дальше. А потому старайтесь не находиться в шорах и видеть только обиды. И вообще, постарайтесь вести ссору так, чтобы на одну вашу колкость приходилось несколько приятных слов.

Психологи вывели признаки гармоничной и негармоничной семьи. Подумайте, сравните определения специалистов и свои ощущения от ваших семейных отношений. И если вы хотите достичь гармонии, ищите способ исправить существующее положение дел.

Признаки гармоничной семьи

* Все члены семьи общаются между собой, умеют слушать друг друга

* в спорах учитывается мнение каждого члена семьи

* ответственность и обязанности разделяются между всеми ее членами

* члены семьи поддерживают друг друга, умеют распределять и выполнять обязанности другого в случае изменения ситуации (командировка, болезнь)

* каждый ее член верит в себя, доверяет другим

* в семье учат уважать других людей, их различия во вкусах

* семья имеет свои традиции, дети знают своих предков, свои корни

* ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни

* уделяется внимание духовной жизни

* уделяется время развлечениям

* поощряется совместный прием пищи

* поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы)

* ее члены создают условия для своего личностного роста

* ее члены не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.

Признаки негармоничной семьи

* Когда один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой слишком зависимое положение, причем интересы одних членов семьи удовлетворяются в ущерб другим

* когда отсутствует способность ее членов к взаимопониманию, солидарность в решении жизненных проблем, отсутствие взаимности в эмоциональных привязанностях

* когда семья живет в условиях обострившихся конфликтных ситуаций, высок риск ухода одного из супругов из семьи,

* псевдосолидарная семья характеризуется жесткой регламентацией всей семейной жизни, отсутствием двусторонней эмоциональной теплоты.

Хорошо бы, если второй список в вашей семье совсем отсутствовал!

Источник:
Дела семейные
Какую семью можно назвать счастливой? Наверное, ту, в которой муж и жена находят общий язык по всем вопросам, чувствуют ответственность друг за друга и сумели сохранить любовь, уважение и дружеские чувства.
http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2009-09-22-44249.html

Отдельные признаки гармоничной семьи: 1

9. Ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.

10. Уделяется внимание духовной жизни. 11. Уделяется время развлечениям. 12. Поощряется совместный прием пищи. 13. Поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы). 14. Ее члены создают условия для своего личностного роста. 15. Ее члены не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.

Дисфункциональная семья — семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов.

Принципиальный вопрос семейной психотерапии заключается не в том, как избавиться от симптома, а в том, что произойдет, если он исчезнет; дискуссия переносится с обсуждения проблемы, кто является носителем симптома, что его вызывает и как от него избавиться, на проблему, как без него будет функционировать семья и какую цену ей придется заплатить за его исчезновение.

Концепция гомеостаза должна учитываться при любом вмешательстве в семью. Полезно знать, до какой степени аспекты семейной жизни изменились и какие картины предыдущих семейных взаимоотношений поддерживаются, что влияет на развитие личности ребенка и что может возникнуть в результате последующей семейной реорганизации. Дисфункциональные семьи часто пытаются сохранять статус-кво, несмотря на попытки психотерапевта стимулировать изменения.

Системные нарушения могут проявляться в нескольких формах. «Нормативные временные сдвиги» или «горизонтальные (нормативные) стрессоры» отражают движение между стадиями жизненного цикла семьи. Они включают начало семейной жизни, рождение ребенка, смену профессии, уход детей из дома и др. Симптоматическое поведение возникает при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

«Системные сдвиги» включают менее выраженные изменения во внутреннем балансе взаимоотношений внутри системы. Они могут провоцироваться транзиторными стадиями или возникать независимо. Транзиторную стадию иллюстрирует факт решения домохозяйки вернуться на работу, когда дети выросли. Этот поступок может нарушить стабильность в супружеской подсистеме, приводя семью к кризису. Независимый сдвиг возможен и в случае смерти матери мужа, контролировавшей его, тогда супруг начнет эмоционально «выпадать» из брака, находя интересы во внебрачной среде.

«Системная травма» — непредсказуемые жизненные события, такие как смерть одного из членов семьи, физическая болезнь или внезапное завершение карьеры. Эффект подобных событий может быть разрушительным для семьи, несмотря на ее попытки к ним приспособиться.

Накопление генетических и дисфункциональных стереотипов взаимодействия из поколения в поколение (патологизирующее семейное наследование) относится к вертикальным стрессорам.

В отечественной литературе в семейной психотерапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис): 1) диагностический (семейный диагноз), 2) ликвидация семейного конфликта, 3) реконструктивный, 4) поддерживающий. Важно помнить, что этапность в проведении семейной психотерапии определяется конкретным дисфункциональным семейным контекстом и направлением психотерапии.

шпаргалка Психология семьи

4. Переменные семьи.
— среда расселения и ближайшее социальное окружение;
— состав и родственная структура семьи;
— жилище и внутренняя обстановка;
— индивидуальные характеристики членов семьи;
— происхождение, социальное перемещение, миграция;
— ролевое поведение;
— воспитание, образцы поведения;
— предшествующий брачный опыт супруг;
— объём и структура семейного взаимодействия;
— структура родственной связи;
— успешность брачно-семейных отношений;
— модели проверки до и после разводной ситуации.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

12. Характеристика добрачного и предбрачного периода, их функции

13. Добрачные факторы риска.
— отсутствие братьев и сестер у мужа и жены;
— неустойчивость отношений до брака;
— отрицательное отношение родителей к браку;
— слишком короткий или слишком длительный период знакомства;
— неоптимальные мотивы вступления в брак (все кроме любви);
— добрачная беременность;
— наличие друзей противоположного пола;
+ наличие высшего образования у мажа;
+ сходные черты характера;
+ наличие ролевых ожиданий;
+ наличие общих друзей;
+ согласие родителей.

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность)
В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:
• установление взаимосвязи (критерий – легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);
• самораскрытие – возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;
• формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);
• реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии)
Представители ролевой теории (Парсонс Т. Бейлз Р. Харбер Б. Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

      Мотивация на брак. Причины вступления в брак.

Конструктивные: любовь, создание семьи ради семьи.
Неконструктивные: по расчету, возраст, на зло, совет родителей, боязнь одиночества, освобождение от комплекса неполноценности, интимная удача.
3 группы мотивов брака:
1. Мотивация на сам брак.
2. Определенный брак (иностранец, бизнесмен)
3. Мотивация на определенного человека.

Ловушка жалости. На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа.
Сексуальный комфорт. Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония – основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.
Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь.
Подведем итоги. Формирование супружеской пары – сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами. Хорошо если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь.

Источник:
Отдельные признаки гармоничной семьи: 1
9. Ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни. 10. Уделяется внимание духовной жизни. 11. Уделяется время развлечениям. 12. Поощряется совместный прием пищи. 13. Поощряется
http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/25635-otdelnye-priznaki-garmonichnoj-semi-1

Психология семьи

Члены гармоничной семьи поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь).

В гармоничной семье каждый ее член верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим.

В гармоничной семье учат уважать других людей, их различия во вкусах, уважают вкусы, выбор друзей, время провождение подростка.

В гармоничной семье ее члены обладают общей системой ценностей, знают свои права.

В гармоничной семье существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни.

В гармоничной семье коалиции между ее членами динамичны и изменчивы.

В гармоничной семье ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.

В гармоничной семье уделяется внимание духовной жизни.

В гармоничной семье уделяется время развлечениям.

В гармоничной семье поощряется совместный прием пищи.

В гармоничной семье поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы).

В гармоничной семье ее члены создают условия для своего личностного роста.

В гармоничной семье ее члены не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.

Признаки дисгармоничной семьи

С.А. Кулаков определяет дисгармоничные семьи как ригидные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системам вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще — ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание (нервно-психическое расстройство). Он становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые сложившиеся взаимоотношения между членами семьи.

Дисгармоничные семьи, в которых есть «носитель дезадаптивного поведения» могут проявляться несколькими способами:

— они игнорируют проблему на системном уровне, отказываются разделять ответственность за симптом;

— закрытые внешние границы дисгармоничных семей ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем, и тем самым блокируют рост и развитие самой семейной системы. Диффузные границы между подсистемами стимулируют процесс «хронической беспомощности» у всех членов семьи;

— блокирование негативных интеракций между членами семьи в дисгармоничных семьях создает ситуацию перенапряжения, носитель симптома непроизвольно » оттягивает» энергию на себя.

Нарушения поведения — верный маркер семейной дисфункции.

Девиантное поведение помогает сохранять семейный гомеостаз («позитивная трактовка симптома»), иногда служит способом примирить разводящихся родителей. Ребенок с нарушением поведения, особенно подросток, подкрепляет родительскую потребность в контроле. Нередко кризис, создаваемый ребенком — единственный способ испытать эмоции в семье.

9. Типологии современной семьи

Различают следующие типы семей:

1) По семейному стажу выделяют:

— семью, ждущую ребенка;

— семью среднего супружеского возраста.

2) По количеству детей выделяют:

— малодетную семью (2 или 3 ребенка);

— многодетную семью (5 и более детей).

— неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате развода, либо при рождении ребенка у одинокой матери;

— простая нуклеарная. Ее образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников;

— сложная семья (расширенная). Если под одной крышей проживают три поколения: пара родоначальников (или один из них), взрослые, дети и внуки, речь идет о сложной семье. Возможна комбинация семьи сложной и неполной.

Другой тип семьи — семья кризисная, находящаяся ниже черта бедности и имеющая в силу этого серьезные проблемы, связанные с физическим выживанием, супружескими отношениями и воспитанием, детей. Такие семьи нуждаются в безусловной помощи, но сложность в том, чтобы правильно определить оптимальные формы ее оказания. Говоря о нравственном выживании (сохранении семьи, теплых отношений, между супругами, родителями и детьми), то, видимо, приходиться надеяться можно на средства массовой информации, в основном на телевидение, радио, книги, т.к. индивидуальная помощь — психотерапия, семейные консультации и т.п. — платная, таким семьям не по карману.

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

12. Характеристика добрачного и предбрачного периода, их функции

Период ухаживания, строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака. Для того чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:

  • научиться устанавливать близкие интимные отношения;
  • научиться ритуалу ухаживания, т. е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;
  • освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;
  • определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим для них является какой-либо иной способ проживания жизни.

Функции предбарчного периода:

— накопление совместных переживаний и впечатлений;

— узнавание друг друга, уточнение/проверка принятого решения;

— знакомство с родителями;

— проверка сексуальной совместимости;

Проектирование семейной жизни.

13. Добрачные факторы риска.

— отсутствие братьев и сестер у мужа и жены;

— неустойчивость отношений до брака;

— отрицательное отношение родителей к браку;

— слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

— неоптимальные мотивы вступления в брак (все кроме любви);

— наличие друзей противоположного пола;

+ наличие высшего образования у мажа;

+ сходные черты характера;

+ наличие ролевых ожиданий;

+ наличие общих друзей;

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Психоаналитическая теория. Дети испытывают влечение к родителю противоположного пола (эдипов комплекс). Бессознательно и М и Ж могут переносить любовь испытываемую к родителю на своих супругов.

Теория комплиментарных потребностей. Привлекательным для М и Ж оказывается партнер, обладающий чертами, которых у них нет.

Теория «стимул – ценность – роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

• на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

• брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров.

Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) – ценность (сходство взглядов) – роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям)

Теория «Фильтров» (взаимозаполнение). Выбор партнера происходит после последоветельного прохождения нескольких фильтров предпологаемым кандидатом. Фильтры: местожительство, гомогамия (из ряда партнеров выбирают 1го схожим по ряду признаков), ценностно – ориентировочное единство, потребностно – мотивационный принцип совпадение базовых потребностей.

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность)

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:

• установление взаимосвязи (критерий – легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);

• самораскрытие – возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

• формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);

• реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии)

Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

    1. Мотивация на брак. Причины вступления в брак.

Конструктивные: любовь, создание семьи ради семьи.

Неконструктивные: по расчету, возраст, на зло, совет родителей, боязнь одиночества, освобождение от комплекса неполноценности, интимная удача.

Источник:
Психология семьи
Члены гармоничной семьи поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь). В гармоничной семье каждый ее член
http://turboreferat.ru/psychology/psihologiya-semi/137745-701716-page2.html

COMMENTS