Формирование взаимоотношений в семье

Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка

Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка

Ребенок может занимать в семье несколько позиций по отношению к различным членам семьи.

Позиция ребенка в семье при условии наличия у ребенка братьев и сестер нередко определяется порядком рождения детей и разницей в возрасте между ними.

Особенности первого ребенка в семье. Первый ребенок получает с самого рождения больше заботы и внимания со стороны взрослых, чем последующие дети, и до рождения второго ребенка воспитывается как единственный. Рождение последующих детей сопровождается резким уменьшением заботы и внимания к первому ребенку. А.Адлер описывает положение первенца при рожде­нии второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона» [2]. Это нередко усиливает, обостряет потребность старшего ребенка в любви и уважении на всю дальнейшую жизнь [8].

В отношении первого ребенка родители проявляют больше тревожности и неуверенности, чем в отношении последующих детей, что порождает повышенный уровень тревожности у старших детей.

Старшего ребенка родители часто ставят в пример младшим, и в связи с этим, испытывая повышенную потребность в любви и уважении, старший ребенок стремится к достижению успехов в учебе, в дальнейшем – в работе и т.д. «По Тоумену, … он (старший ребенок) очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали его любить больше, чем новорожденного. Ро­дители неосознанно усиливают эту тенденцию, говоря старшему, что он больше и умнее, и ожидая от него помощи. Вследствие этого стар­шие дети часто обладают многими родительскими качествами: они умеют быть воспитателями, способны брать на себя ответственность и играть роль лидера. У них отмечается упор на высокие достижения, добросовестность и неприятие критики. Чувство ответственности в семье часто может быть тяжелым бременем и приводить к тревожно­сти, так как первенец не смеет ошибиться, расстроить родителей» [2, с.266-267].

В отношениях с другими детьми дошкольного возраста старшие сиблинги склонны доминировать. По мере взросления младших детей, приобретения ими самостоятельности отношения становятся равными [6].

Особенности второго ребенка в семье. Родители, как правило, уделяют меньше заботы и внимания второму ребенку в сравнении с первым, т.к. после рождения второго ребенка им необходимо распределять заботу и внимание между двумя детьми. С другой стороны, имея опыт ухода и воспитания первого ребенка, родители менее тревожны и более уверены в отношении второго ребенка.

По мнению А.Адлера, второй ребенок, ориентируясь на старшего сиблинга, «вырастает соперничающим и честолюбивым, так как его стиль жизни – стремление доказать, что он лучше старшего брата или старшей сестры» [2, с.271]. «Догоняя» старшего ребенка, второй ребенок нередко развивается быстрее, чем его сверстники, не имеющие старших сиблингов.

В двухдетной семье второй ребенок обладает особенностями младшего (см.ниже). Если же второй ребенок является средним ребенком в семье, т.е. если в семье трое детей или более, то ему достается наименьшее количество внимания и заботы родителей. Кроме того, «среднему ребенку в семье приходится во многом слож­нее других, так как он вынужден соревноваться как со старшим – бо­лее умелым, сильным, так и с младшим – более беспомощным и зави­симым. Р. Ричарсон отмечает, что средний ребенок в своем поведении может колебаться между попытками походить на старшего и попыт­ками снова вернуться к роли опекаемого младенца, в результате он не имеет твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности» [2, с.271].

В то же время средний ребенок, выполняя наибольшее число ролей в семье (младший по отношению к старшему, старший по отношению к младшему и т.п.), находится в условиях, наиболее способствующих развитию гибкости поведения и общения. Поэтому нередко по умению ладить с окружающими людьми средний ребенок опережает старших и младших сиблингов.

Особенности младшего ребенка в семье. Младший ребенок, в отличие от всех предыдущих, не испытывает психологической травмы, связанной с рождением последующего ребенка и соответствующей утратой большей части внимания и заботы родителей. «Для всей семьи он – малыш, и неко­торые даже в зрелом возрасте продолжают казаться маленькими. Се­мья обычно уделяет ему внимание и «после детства». Несомненно то, что по отношению к младшим детям предъявляется меньше требова­ний, особенно если есть сиблинг того же пола. Ему прощается гораздо больше, чем старшему, который в сходном возрасте обычно считается уже «большим» [2, с.273].

Низкие требования к младшим детям в семье нередко приводят к тому, что у младших детей недостаточно вырабатывается самодисциплина и самостоятельность. Кроме того, стремление младшего ребенка определить и упрочить свою индивидуальность иногда приводит к тому, что младшие дети ведут себя противоположным образом в сравнении со старшими. Поэтому, если для старших детей обычно характерна серьезность и прилежность, то младшие дети могут утверждать свою индивидуальность, проявляя легкомысленность и небрежность [2].

Большую роль в развитии личности ребенка играет разница в возрасте между сиблингами.

Если длительность интервала между рождением первого и второго ребенка составляет до двух лет (дети-погодки), то особенности старшего и младшего ребенка у обоих будут выражены слабо, т.к. старшему в силу возраста в таких случаях не приходится осуществлять опеку над младшим.

Если разница в возрасте между сиблингами составляет 4-5 лет, то к старшему ребенку в связи с рождением младшего предъявляются повышенные требования со стороны родителей в отношении самостоятельности и заботы о младшем. Старший ребенок при этом быстро взрослеет, но у него может проявляться ревность, зависть к младшему или внутрен­няя агрессивность по отношению к нему [2].

При разнице в возрасте между старшим и младшим ребенком более пяти лет рождение младшего ребенка не является уже столь выраженным травматическим переживанием для младшего: «у первенца уже есть свое место вне семьи и хорошо сформированная идентичность, поэтому он оказывается менее ущемленным» [2, с.266].

Если длительность интервала между рождением детей составляет около 10 лет, то первенец в течение длительного времени воспитывается как единственный ребенок, семья вкладывает в его воспитание множество сил, что способствует его максимальному развитию. К моменту рождения второго сиблинга старший имеет свои интересы, свой круг общения и т.п. и может оказаться индифферентен к младшему. Однако нередко повышенная занятость родителей на работе приводит к тому что при такой разнице в возрасте старшему сиблингу приходится осуществлять большую часть деятельности по уходу за младшим. В таких случаях старший ребенок резко взрослеет, особенности старшего ребенка формируются у него в чрезмерной форме, и это неблагоприятно сказывается на его дальнейшем развитии, т.к. гармоничное развитие предполагает плавное и последовательное прохождение всех стадий взросления.

Если разница в возрасте между сиблингами составляет более 14 лет, то старший ребенок в таких случаях вырастает как единственный. По отношению к младшему он играет роль скорее еще одного родителя, чем сиблинга. Взаимодействие между сиблингами в таких случаях лишено позиции «на равных» [2].

Взаимоотношения между детьми в семье могут строиться по двум основным типам: кооперации (объединения) и конкуренции (противостояния). При этом чем больше детей в семье, тем реже встречается конкуренция между ними. Вероятность конкуренции тем выше, чем более жесткие требования предъявляют родители к детям и чем больше различий проявляют родители в отношении к детям [8].

Взаимоотношения между сиблингами оказывают существенное влияние на развитие личности детей: «Близкие, теплые отношения способствуют разви­тию желательных черт и усвоению желательных форм поведения, включая ролевое поведение, навыки общения, социальную сензитивность, склонность к сотрудниче­ству и понимание социальных норм и ролей. Один из меха­низмов развития навыков ролевого поведения – споры между сиблингами. Они во многом отличаются от споров ребенка с родителями и связаны с развитием способ­ности встать на позицию другого. … С дру­гой стороны, негативные отношения с сиблингами у 3-4-летних детей связаны с антисоциальным поведением 5 лет спустя. Еще одно из преимуществ сиблингов – то, они утешают друг друга в период неудач. … сиблинги поддерживают друг друга в трудных ситуациях, таких как болезнь матери, проблемы в школе и т.п.» [6, с.409-410].

Взаимоотношения между сиблингами регулируются родителями. В то же время супружеские отношения между родителями в системе взаимоотношений в семье не только играют самостоятельную роль, но и по степени значимости перевешивают все другие отношения (отношения между сиблингами и отношения между родителями и детьми) [8].

Супружеские отношения между родителями являются своего рода фоном, на котором осуществляются все другие семейные отношения, и влияют на развитие ребенка в двух основных направлениях:

  • Создают ту эмоциональную, психологическую и духовную среду, в которую погружен ребенок и которая является для него исходной средой развития;
  • Служат той средой, из которой ребенок узнает нормы и черпает образцы норм, ценностей, поведения и отношений [8].

Усвоение ребенком ценностей и образцов поведения осуществляется преимущественно на неосознаваемом уровне: «Ребенок усваивает образцы поведения взрослых, хотят они этого или нет. Причем, чем более авторитетен взрослый для ребенка, тем больше он ему подражает. … На подражание влияет также эмоциональный заряд, который несут поступки взрослых. Чем эмоциональнее формы поведения, тем сильнее они воздействуют на ребенка и тем больше он стремиться подражать им. Причем, для ребенка не важно, какие это формы поведения, позитивные или негативные» [8, с.25].

Наиболее опасны для развития ребенка конфликтные отношения между родителями. При этом наиболее деструктивное влияние на развитие ребенка оказывают скрытые конфликты между супругами, которые значительно более разрушительны для эмоционального благополучия семейной среды, чем эпизодические открытые конфликты. Скрытые конфликты между супругами ощущаются ребенком и приводят к возникновению у него психического напряжения, тревожности и дискомфорта. Противоречие между внешним благополучием и внутренней конфликтностью семейной среды нарушает гармонию развития ребенка и воспитывает в нем такие качества, как неискренность, лживость, двуличие или эмоциональную холодность, жесткость [8].

Однако в каждом индивидуальном случае переживания детей, связанные с разводом родителей, различаются в зависимости от следующих основных факторов, связанных с разводом родителей [5]:

Наиболее трудным периодом для родителей является первый год после развода. Переживания, испытываемые родителями в этот период, отражаются на их взаимоотношениях с детьми: «у ро­дителей … падает самооценка, наблюдаются чувства тревоги, подавленности, гнева, одиночества, беспомощности, ощущение собственной несостоя­тельности в близких значимых отношениях. … не­давно разведенные были менее нежны, более строги, реже высказывали требова­ние зрелого поведения, хуже общались, были непоследовательны в использовании дисциплинарных методов и менее способны контролировать детей» [6, с.412].

Несмотря на неблагоприятные последствия развода родителей для ребенка, «ста­бильная семья с одним из родителей предпочтительнее сохранения ради детей кон­фликтных супружеских отношений … у детей, родители кото­рых впоследствии развелись, поведенческие проблемы наблюдаются еще до раз­вода. Супружеский конфликт связан с поведенческими нарушениями у детей, по­скольку он зачастую приводит к ухудшению родительского поведения, ослабле­нию контроля и отвержению» [6, с.413]. Таким образом, ребенку лучше жить в неполной, чем в конфликтной семье.

Повторное вступление в брак родителя, с которым проживает ребенок, обычно оказывает благотворное влияние на родителя, вступившего в брак и, соответственно, на его взаимоотношения с ребенком: «Вновь вышедшие замуж матери обычно более счастливы и благополучны, чем одинокие, и в связи с уменьшением рабочей нагрузки, финан­совых забот и чувства одиночества могут уделять своим детям больше внимания и сил. Так, повторно вступившие в брак матери лучше, чем одинокие, следят за сво­ими детьми, в большей мере интеллектуально развивают ребенка и более экспрес­сивны, особенно с сыновьями» [6, с.414]. Однако данная закономерность распространяется только на те случаи, когда повторный брак является благополучным.

Психологическое состояние ребенка в новой семье зависит так же от его отношения к родному родителю, на замену которого приходит отчим или мачеха: «Многие дети приветствуют появление новых пап или мам, однако для других процесс привыкания проходит очень болезненно. Такой брак означает крушение надежд на воссоедине­ние родителей, поэтому часто ребенок отвергает все попытки отчима или мачехи требовать соблюдения дисциплины или завоевать его любовь. Дети могут испыты­вать тягу к ушедшим отцу или матери или же чувствовать себя виноватыми перед ними, если будут проявлять любовь к тем, кто пришел им на смену. Они могут рев­новать к отчиму или мачехе и беспокоиться, что мать или отец забудут про них, увлеченные новым спутником жизни. У многих детей возникает проблема приспо­собления к жизни со сводными братьями и сестрами» [5, с.520-521].

Многое зависит так же от отношения нового, неродного родителя к ребенку, которое, в свою очередь, связано с его личностными особенностями, интересом к ребенку, используемыми методами воспитания и т.п. [6].

Таким образом, взаимоотношения родителей ребенка между собой относятся к числу важнейших факторов, влияющих на развитие ребенка.

Источник:
Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка
Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка: порядка рождения детей, разницы в возрасте, супружеских отношений, развода родителей и вступления в новый брак
http://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/semeynoe-vospitanie/vliyanie-vzaimootnosheniy-v-seme-na-rebyonka/

Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком Текст научной статьи по специальности — Психология

Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Романова Елена Васильевна, Щербакова Анна Сергеевна

Благополучие брака и удовлетворенность отношениями в нем зависят от многих факторов, и в первую очередь от того опыта, который человек получает в семье в детстве. Модель отношений, воспринимаемая ребенком в родительской семье, будь то принятие, уважение и искренность или отвержение, конфликтность, унижение и несправедливость, личностные качества родителей имеют большое значение для последующего выбора брачного партнера и выстраивания отношений с супругом в собственной семье. Как люди с разной удовлетворенностью браком воспринимали своих родителей, их отношения друг с другом и отношение к ним самим и находит ли этот опыт отражение в отношениях с собственным супругом вот основные вопросы, ответы на которые пытались найти авторы представленного в данной статье исследования.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Романова Елена Васильевна, Щербакова Анна Сергеевна,

Influence of the relationship in parental family on establishing marriage relationship and getting satisfaction with marriage

The success of marriage and satisfaction with it will depend on many factors, primarily, from the experience that a person gains in the family as a child. Model of relationships perceived by the child in the parental family, whether it is acceptance, respect and sincerity, or rejection, confl ictness, humiliation and injustice, and personal qualities of the parents are of great importance for the subsequent choice of marriage partner and building a relationship with spouse in his/her own family. How did people with different satisfaction with the marriage perceive their parents, their relationship and the relationship to them and is this experience reflected in the relationship with their own spouses these are basic questions that the authors were trying to answer through the research presented in this article.

Текст научной работы на тему «Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком»

?Е. В. Романова, А. С. Щербакова

ВЛИЯНИЕ ОПЫТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ

Личность человека формируется под непрерывным влиянием множества факторов, важнейшими из которых являются семья и тот опыт, который человек в ней получает. Значение влияния семьи на развитие человека нельзя переоценить, поэтому в наше время так много работ посвящены изучению ее характеристик и их воздействия на психический мир человека. Опыт, полученный в родительской семье, особенно на ранних этапах развития, является значимой основой не только для становления характера, формирования привязанностей и мировоззрения, установок и ценностных ориентаций личности, но и для построения супружеских отношений. Он определяет качество и стабильность брака.

Изучая направленность и тематику работ, посвященных семье, можно обнаружить ряд исследований, раскрывающих особенности образа семьи у детей и взрослых. В результате определения связи между родительским поведением и осмыслением ребенком себя и отношения к нему родителей была создана типология восприятия родителей ребенком [1]. Многие исследователи считают, что существует связь субъективного видения человеком картины семьи и себя в ней с особенностями развития и формирования его представлений о себе [2, 3]. Есть данные о том, что субъективный образ родительской семьи формируется на основании сочетания образов взаимоотношений родителей с ребенком и родителей между собой [4].

Существуют интересные работы, ориентированные на исследование образа брачного партнера. С. В. Ковалев [5] отмечает, что, согласно мнениям юношей и девушек, качества предпочитаемого партнера по общению сильно отличаются от качеств будущего брачного партнера. То, что наиболее значимо в личности идеального супруга, не является для них решающим при выборе партнера для общения. Аналогичные исследования были проведены Т. В. Андреевой и ее коллегами [6]. По мнению Р. Скиннера, люди выбирают друг друга неосознанно, опираясь на сходство семейной истории [7]. Н. Н. Нарицын выделил ряд критериев, характеризующих представление о потенциальном брачном партнере, среди которых родительский сценарий, первые навыки общения, полученные в семье, детском саду или школе, первые эротические впечатления, а также определенные генетические признаки, которые являются положительными, по мнению человека [8].

Многие исследования были посвящены изучению удовлетворенности браком. В них представлены факторы, влияющие на переживание человеком удовлетворенности отношениями в браке. С. И. Голод провел анализ взаимосвязи мотивов вступления в брак и удовлетворенности браком, а также выделил факторы удовлетворенности как для супругов в целом, так и специфичные для каждого пола в пределах первого десятилетия совместной супружеской жизни [9, 10]. Р. А. Льюис и Г. Б. Спенсер составили классификацию факторов по трем группам: добрачные, социальные и экономические,

© Е. В. Романова, А. С. Щербакова, 2011

Таким образом, наблюдается недостаток работ, раскрывающих взаимосвязь всех этих характеристик — представлений членов семьи, особенностей образов родительской семьи у детей и самих взрослых и образа брачного партнера — с особенностями построения отношений в собственной семье и удовлетворенностью браком. Результаты нашего исследования отражают значимость отношений в родительской семье для построения успешных и полноценных супружеских отношений в собственной семье, которые являются основой удовлетворенности и эмоционального благополучия, а также необходимым фактором для формирования психологически здоровой личности.

Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи субъективных образов родительской семьи и брачного партнера с удовлетворенностью браком. Нами была выдвинута гипотеза о том, что если отношения с родителями были принимающими, теплыми и уважительными, то наиболее вероятно, что отношения испытуемых с брачными партнерами также будут основаны на принятии, уважении и доброжелательности, что способствует большей удовлетворенности браком. В качестве инструментария использовались методики, направленные на изучение субъективных переживаний детства и образа родительской семьи (анкета «Мое детство», методика для оценки личностных качеств родителей, построенная по методу семантического диф-

ференциала в соответствии с факторами Р. Кеттелла, методика «Защитные комплексы», разработанная Е. В. Романовой и М. В. Галимзяновой); методики, направленные на изучение субъективного образа брачного партнера (анкета «Мои отношения», методика для оценки качеств партнера, построенная с применением метода семантического дифференциала в соответствии с факторами Р. Кеттелла); методики для изучения удовлетворенности браком (тест «Измерение уровня удовлетворенности супругов браком» Г. И. Лаки); методика МЛО Р. Кеттелла (форма С) для изучения личностных особенностей испытуемых.

В исследовании приняли участие 30 пар, состоящих в официальном браке, в возрасте от 20 до 50 лет. Средний возраст испытуемых составил 29,9 лет, а длительность отношений в парах варьировала от 1 до 22 лет (средняя продолжительность отношений по выборке — 7,6 лет).

Полученные в исследовании данные позволили выявить взаимосвязь степени удовлетворенности браком и характеристик отношений родителей испытуемых как между собой, так и с самими испытуемыми в детстве. Респонденты, оценившие отношения между родителями как бесконфликтные и основанные на любви, а отношения в семье в целом как принимающие и способствующие проявлению эмоций, имеют высокие показатели удовлетворенности браком (р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Источник:
Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком Текст научной статьи по специальности — Психология
Благополучие брака и удовлетворенность отношениями в нем зависят от многих факторов, и в первую очередь от того опыта, который человек получает в семье в детстве. Модель отношений, воспринимаемая ребенком в родительской семье, будь то принятие, уважение и искренность или отвержение, конфликтность, унижение и несправедливость, личностные качества родителей имеют большое значение для последующего выбора брачного партнера и выстраивания отношений с супругом в собственной семье. Как люди с разной удовлетворенностью браком воспринимали своих родителей, их отношения друг с другом и отношение к ним самим и находит ли этот опыт отражение в отношениях с собственным супругом вот основные вопросы, ответы на которые пытались найти авторы представленного в данной статье исследования.
http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-opyta-vzaimootnosheniy-v-roditelskoy-semie-na-formirovanie-supruzheskih-otnosheniy-i-udovletvorennost-brakom

Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

I. Роль, цель и задачи семьи в процессе развития личности. ………. 5

II. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании

1. Классификация типов семейных отношений ………………………………7

2. Классификация стилей воспитания …………………………………………9

3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка,

формирование его личностных особенностей ………………………..……. 10

III. Возможные ошибки семейного воспитания ……………………………. 15

1. Воспитание и потребность в эмоциональном контакте …………… ……..15

2. Воспитание и потребность смысла жизни ………………………………. 15

3. Воспитание и потребность достижения …………………………………. 16

4. Воспитание как реализация определенной системы ……………………. 17

5. Воспитание как формирование определенных качеств ………………….. 17

IV. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье ……. 19

Что такое семья? В первую очередь, семья — это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю и чувства детей. От того, каковы здесь традиции, ценности, взаимоотношения, зависит многое. С заботой родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе и много другое. Поэтому необходимо изучать вопрос зависимости развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Семейное воспитание — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная — усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи [БСЭ]. Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, где под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и формирование его будущего характера.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

К сожалению, в большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Решению этого вопроса и будет посвящена данная работа.

Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания.

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

Главное в воспитании маленького человека — достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

По данным исследований, семья отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволяет вывести определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности.

«Взаимная любовь родителей, гармония или дисгармония их духовного мира, сексуальной жизни, все те позитивные или отрицательные чувства и страсти, в окружении которых протекает жизнь двух людей, определяют и отношение к ребенку, его место в семье, в структуре межличностных связей.»[6 с.7]

Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. А если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать не хорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.

Поэтому первая задача родителей — ежедневными положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.

Подытоживая эти хорошо известные воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:

— влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

— в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут;

-семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;

— семья обеспечивает преемственность традиций;

-важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, будущего семьянина и законопослушного члена общества;

— существенное влияние семья оказывает и на выбор профессии.

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

Классификация типов семейных отношений

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Поскольку в каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В связи с этим, выделяют четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей, может порождаться тактикой « невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей, как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем, такой вариант может встречаться как в неустроенных семьях, так и в благополучных.

Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает подчинение межличностных отношений в семье общим целям и задачам в совместной деятельности ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество и где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с просьбой и получить помощь, обретает особое качество, становиться группой высокого уровня развития — коллективом.

2.2 Классификация стилей воспитания

Большое значение в формировании самооценки ребенка, имеет стиль семейного воспитания, т.е. принятые в семье ценности.

Психологи выделяют три стиля семейного воспитания:

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и хотят стать такими же.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном стиле отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных и мстительных.

Источник:
Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx I. Роль, цель и задачи семьи
http://referat911.ru/Pedagogika/osnovy-formirovaniya-garmonichnyh-vzaimootnoshenij-v/135202-2080685-place1.html

Формирование взаимоотношений в семье

Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.

Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека -все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности. [2]

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность.

Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности.

Методика М. Рокича
Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х — 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность Рокич определяет как «устойчивое убеждение в том, что о .

Особенности памяти умственно отсталых школьников
И. М. Сеченов писал — что память — это краеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной сис .

Практическая часть
В качестве методов исследования использовалась шкала ситуативной (реактивной) тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптирована Ю.Л. Ханиным) и личностная шкала проявления тревоги (тревожности) Д. Тейлора (адаптирована Т.А. Немчиным) [2], а также метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам Э.Г. Эйдемиллер .

Источник:
Формирование взаимоотношений в семье
Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой
http://www.psyhologymaster.ru/plms-696-1.html

COMMENTS