Формирование положительных взаимоотношений между детьми

Тема 4

Тема 4. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методы изучения взаимоотношений

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации взаимоотношений детей: наблюдения, беседы, эксперимент. Наиболее распространенными в настоящее время являются различные варианты социометрического метода (Впервые этот метод предложен социопсихологом Д. Морено (США). В СССР этот метод разработан и использован Я. Л. Коломинским), широко используемого в советской дошкольной педагогике (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, Л. В. Артемова, Н. А. Бойченко, Т. А. Владимирова и др.). Социометрический метод позволяет дать количественную оценку взаимоотношений в группе и тем самым сделать данные наблюдения более объективными.

Одним из вариантов социометрического метода является ситуация «выбора в действии» (Я- Л. Коломинский). Такой выбор дети могут делать в процессе подвижных и ролевых игр, а также в специально созданной ситуации. Правила игры ставят ребенка перед выбором из числа ровесников одного — трех наиболее близких ему по интересам и личным склонностям. На основе его исследователь затем выводит социограмму группы.

Методика «одномоментных срезов структуры дошкольного коллектива» (Т. А. Репина) позволяет фиксировать все имеющиеся в определенные моменты времени детские объединения (малые группы) и детей, играющих в одиночку. На основании полученных данных определяются некоторые особенности общения детей и положение каждого в отдельности ребенка в группе сверстников.

Л. В. Артемова предлагает методику «временных срезов состояния взаимодействий» через 10-минутный интервал. Наблюдая за детьми, воспитатель каждые 10 мин, поименно записывает детей, которые объединяются в группы, и фиксирует их действия, а также тех, кто в данный момент ни с кем не общается. Таким образом можно зафиксировать состав и длительность существования всех игровых группировок. Здесь же регистрируются изменения, которые происходят в составе групп на протяжении наблюдения. Проанализировав по разным параметрам полученные данные, воспитатель может сделать выводы о разнообразии взаимоотношений между детьми.

Указанные методы позволяют выявить внешнюю картину детских взаимоотношений, однако их содержательная сторона фиксируется недостаточно. Между тем не менее важно знать, на какой основе дети вступают в контакт, что является основополагающим в формировании положительных взаимоотношений, почему та или иная группировка сравнительно скоро распалась и т. д. Поэтому большинство исследователей отдают предпочтение длительным систематическим наблюдениям за детьми, играющими группами, а также за группой в целом. Это позволяет установить связь между уровнем взаимоотношений и уровнем деятельности, на фоне и в процессе которой формируются детские взаимоотношения.

Наблюдения лучше проводить в часы, отводимые для самостоятельной деятельности детей в групповой комнате и на прогулке, а именно: с 7 ч до 8 ч, с 9 ч 45 мин до 11 ч 35 мин и с 16 ч 30 мин до 17 ч 50 мин. При этом возможно фиксировать факты поведения, свидетельствующие об отсутствии или наличии контактов между детьми, характер использования свободного времени (занят ли ребенок игрой, трудом, наблюдениями или бесцельно проводит время, переходя с места на место, не проявляя при этом заинтересованности игрой других детей), а также уровень взаимодействий детей.

Длительные наблюдения дают возможность установить общий характер взаимоотношений детей в группе в тот или иной отрезок времени. С этой целью наблюдения лучше вести одновременно двум-трем лицам с подробной регистрацией поведения каждого дошкольника. Записи затем сверяют, заносят в дневник и на их основе составляют характеристику деятельности группы за соответствующий промежуток времени. Метод длительного наблюдения позволяет получить наиболее объективные данные, установить отдельные относительно постоянные по своему составу ежедневные объединения детей в играх, а также характерные игры в данных группах.

В методике наблюдений особое внимание следует уделить изучению содержания речевого общения детей. По высказываниям ребят часто можно судить об их моральных представлениях, отношении к поступкам сверстников, оценке фактов. Содержание, форма, тон, количество высказываний являются косвенными показателями интеллектуальной и моральной сущности личности. Высказывания детей в процессе совместной деятельности создают определенную эмоциональную и нравственную атмосферу, через их желания и советы, указания и комментарии осуществляется взаимовлияние друг на друга (Л. В. Артемова).

Регулярно с целью возможно более точного отображения изучаемых явлений (при отсутствии совершенных технических средств, например теле- кинокамеры) необходимо вести подробные протокольные, записи, наблюдая за отдельными детьми в течение нескольких часов.

Приведем пример записи наблюдений за деятельностью и поведением Димы Б. (возраст 3 г. 7 мес.)

Дима пришел в группу в 7 ч 28 мин. Поздоровался и сразу направился к столу, за которым сидели и рисовали девочки. Постоял возле них 1 мин, затем побежал к шкафу с игрушками. Вначале взял одну машину, подержал ее и положил, потом взял другую машину, пошел к группе детей, играющих во «врача». Постоял около них 4 мин, отошел, через 3 мин снова возвратился к ним.

До 8 ч 10 мин, т. е. в течение 42 мин, Дима так ничем и не занялся. Он переходил от одной группы детей к другой, наблюдал в течение 3 — 4 мин за их игрой и уходил.

После занятия, на прогулке, Дима побегал по площадке, вошел в ракету, посмотрел в иллюминатор, затем обежал вокруг нее. Эта деятельность длилась 10 мин. На вопрос «Во что ты играешь?» не ответил. Потом Дима включился в хоровод, но уже через 2 мин вышел из него. Побегал по площадке за Леной К., пока Лена не упала и не заплакала. Дима даже не остановился, побежал к песочнице и т. д.


Своевременная помощь играющим со стороны педагога стимулирует развитие совместных игр

Вопросы могут быть следующие: «С кем ты чаще всего играешь?» (Для выявления постоянных партнеров в играх.) «Почему ты с ним играешь?» (Для определения мотивов общения детей.) «С кем ты еще хотел бы играть?» (Для установления желательных объединений детей в играющих группировках.)

Подобные беседы помогают выяснить склонности ребенка к общению с отдельными детьми, что выражается в реальном или только в желаемом плане (ребенок хочет играть с товарищем, но тот отказывается).


Своевременная помощь играющим со стороны педагога стимулирует развитие соместных игр

Метод беседы может быть, однако, приемлем только в работе с детьми старшего дошкольного возраста, когда взаимоотношения становятся более устойчивыми и осознанными, а уровень развития речи, мышления позволяет им достаточно точно выразить собственные переживания, чувства. У детей же младшего дошкольного возраста гораздо труднее определить характер и уровень взаимоотношений с помощью опроса. Дети четвертого, а иногда и пятого года жизни могут назвать своим другом ребенка, с которым они только что (и возможно впервые) играли, а .иногда они называют ребенка, который в настоящий момент находится поблизости.

Когда к тому или иному ребенку четвертого и частично пятого года жизни обращаются с вопросом: «С кем из детей своей группы ты больше всего хотел бы играть (сидеть за столом, ходить в паре и др.)?», он понятие «хотел бы» не может достаточно осмыслить. В каждом таком случае ребенок называет детей, с которыми уже сидел за столом, ходил в паре или только что играл. Таким образом, в ответах часто констатируется лишь существующее положение, дети еще не умеют отвлечься от этой действительности и, мысленно оценивая достоинства и недостатки товарищей, выбирать из них лучших.

Путем бесед удается также выяснить знание детьми некоторых правил поведения. В беседе можно определить, какие правила знают дети, нарушают ли правила сами и как помогают другим соблюдать их (За основу взята методика В. Г. Нечаевой.).

Для уточнения данных, полученных в результате наблюдений и бесед, а также для более объективной характеристики взаимоотношений, существующих между детьми, используются задания и отдельные поручения. Например, на музыкальном занятии проводится игра «Выбери себе пару». В часы свободных игр дети получают задания: организовать игру (на пятом году жизни), сделать постройку, убрать оставшиеся игрушки и др.- и им предлагается выбрать помощника по своему усмотрению.

Такие игры позволяют выявить симпатии у детей друг к другу, авторитетность тех или иных, обособленность и т. д. Раскрыть причины, порождающие хорошие или плохие отношения в коллективе, этот прием не позволяет, но он дает возможность определить методы педагогического руководства ими.

Методом анкетирования можно изучить нравственный опыт, полученный ребенком в семье. В анкету включаются вопросы, на которые должны ответить родители: сколько детей в вашей семье? Есть ли друг у вашего ребенка? Как часто вы приглашаете товарищей вашего ребенка к себе домой? В какие игры любит играть ваш ребенок? С кем из членов семьи чаще всего он играет дома? Ответы родителей на вопросы анкеты дают дополнительную информацию об условиях и средствах воспитания ребенка в семье и, в частности, о причинах определенного уровня его отношений в группе сверстников. Учет особенностей социального семейного опыта помогает педагогу выбрать наиболее приемлемые приемы и методы коррекции в воспитании ребенка.

Использование различных методов в совокупности позволяет выявить объективную картину детских взаимоотношений в группе. На основании полученных данных можно определить уровень взаимоотношений у отдельных подгрупп детей. Однако авторы работ по проблеме детских взаимоотношений уровень этих отношений классифицируют различно.

Критерии определения взаимоотношений детей

Начальным этапом в формировании детских является изучение их характера и содержания в конкретной группе.

Для этого прежде всего необходимо четко выделить показатели (критерии), по которым воспитатель может ориентироваться. Таких показателей немного, но они должны с наибольшей полнотой отражать сущность отношений между детьми: в них должны отражаться как форма, так и содержание общения, стремление и умение поддерживать контакты со сверстниками.

Начали игру 7 девочек: Наташа, Люда, Света, Оля, Марина, Ира и Оля. Инициатор и организатор игры — Наташа:

— Я — мама, вы — мои дочки. Идите гуляйте, я обед буду варить. Не трогайте ничего! Я буду обед варить!

Она отталкивает детей от стола. Сама начинает заниматься хозяйством. Достаточно высокий уровень представлений и игровых навыков позволяет ей одновременно варить обед, кормить детей, звонить по телефону.

— Не мешайте мне работать! Уходите все, слышите, дети?!

Наташа грубо отталкивает детей от стола, берет трубку и звонит по телефону. Разговаривает грубо, кричит в трубку. Дети смеются, она еще громче начинает кричать.

Подошел Женя с мясорубкой в руках. Начинает крутить мясорубку, делает фарш. Наташа отбирает у него мясорубку. Женя молча отходит.

Через 5 мин после начала игры остается трое играющих: Оля, Света, Наташа.

— Дайте мне половник! Не знаете, да? Да не трогайте вы ничего! Андрюша принес еще один столовый прибор, отдает Наташе. Она взяла, но спасибо не сказала.

— Наташа, у вас очень много игрушек, они вам мешают. Отнесите половину на место.

Наташа молчит, недовольно смотрит. Воспитатель, сделав замечание, отходит. Игра продолжается.

— Я — гость! Я к вам в гости пришел. Наташа толкает его:

— Ты мне мешаешь! Я еще не приготовила! Я потом позову. Снова подходит воспитатель. Она привела Иру — новенькую девочку.

— Наташа, Ира хочет с вами играть, возьмите ее. Воспитатель уходит, Наташа показывает Ире игрушки:

— Смотри, это у нас плита, это холодильник, посуда. Только ты ничего не трогай, просто смотри.

Подошла Света с весами. Наташа тут же отняла их и поставила возле себя, хотя они ей явно не нужны. Света и Люда молча наблюдают за работой Наташи. Ира подает Наташе рыбочистку. Наташа берет, улыбается, но опять не благодарит.

Света молча берет телефон, хочет позвонить. Наташа ей говорит:

— Не трогай, дочка, поломаешь.- Телефон не дала.

Стол завален игрушками, они падают со стола. Дети подходят, стоят, наблюдают, отходят.

Через 22 мин за Наташей приходит мама. Наташа уходит домой, оставив вместо себя Люду:

— Теперь ты будешь мамой.

Люда сразу берет телефон, звонит: «Алло, Алло!» Потом смотрит по сторонам, молчит, кладет трубку.

Света, Ира, Люда и Оля трудятся на кухне. Стало тесно, дети мешают друг другу, спорят. Подошел воспитатель:

— Ну, чего вы расшумелись? Ира и Света, идите за другой стол. Возьмите себе игрушки и идите, а Люда с Олей будут здесь играть.

Еще через 3 мин все дети разошлись, оставив игрушки на столе. В общей сложности игра длилась 25 мин.

Из данного примера видно, что хотя взаимодействия в игре были достаточно высокими по длительности и количеству играющих, но по нравственному содержанию они оказались на низком уровне. Наташа умело развивала сюжет игры, но с детьми была резка, эгоистична. Действия детей не были подчинены основным правилам взаимоотношений в коллективе.

Формирование положительных взаимоотношений осуществляется прежде всего в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников (См.: Нечаева В. Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения.- В кн.: Нравственное воспитание дошкольников. М., 1972, с. 62.) содействует становлению начал коллективных отношений, проявляющихся прежде всего в дружной совместной игре (в согласованности действий), в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п.

Л. В. Артемовой выделены 5 уровней детских взаимоотношений в зависимости от их соответствия правилам поведения (См.: Артемова Л. В. Нравственное воспитание дошкольников. Киев, 1974, с. 95 — 98 (на укр. яз.).). Приведенная характеристика позволяет проследить процесс взаимовлияния детей в коллективе, значение правил в воспитании организованного поведения каждого ребенка. Л. В. Артемова. считает, что для того, чтобы повысить взаимовлияние детей друг на друга, необходимо предоставлять им большую самостоятельность в использовании норм и правил поведения. При комплектовании игровых группировок воспитатель должен учитывать уровень социального развития ребенка, место его в системе межличностных отношений, степень его популярности среди сверстников.

На наш взгляд, при определении уровней детских взаимоотношений только с ориентировкой на усвоение правил поведения недостаточно учитывается внутренняя позиция ребенка: его потребность в общении, мотивы, чувства, воля. В процессе же взаимоотношений эти качества личности часто определяют круг и устойчивость контактов, положение ребенка в коллективе.

Итак, на уровень взаимоотношений оказывает влияние целый комплекс нравственно-волевой воспитанности ребенка, где особое внимание придается воспитанию моральных чувств, общественных мотивов, навыков и привычек. При таком подходе основными показателями будут: 1) взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре); 2) умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; 3) знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь); 4) проявление нравственных чувств (сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками и др.).

Следует при этом отметить, что для характеристики взаимоотношений детей четвертого и пятого года жизни могут быть выделены одни и те же критерии, отличающиеся, однако, по качеству. Так, для детей четвертого года жизни это попытки проявить заботу, оказать помощь товарищу, для детей пятого года жизни -привычка проявлять заботу, оказывать помощь. Если уровень овладения игровой деятельностью для ребенка четвертого года это в основном умение не мешать товарищу, выбрать роль для себя, организовать собственную деятельность, то для детей пятого года это умение организовать совместную игру, распределить роли и др. В усвоении детьми четвертого и пятого года жизни правил поведения также обнаруживается качественное различие, заключающееся в устойчивости и осознанности поведения с опорой на правило.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте сущность основных методов изучения детских взаимоотношений: наблюдения, беседы, эксперимент и др.

2. Изучите статью Т. А. Репиной «Об одной методике изучения общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками» (в кн.: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания. М., 1970). Охарактеризуйте особенности методики «одномоментных срезов».

3. На основании имеющихся образцов разработайте методику, приемлемую для апробации в конкретной группе четвертого года жизни.

4. С помощью разработанной вами методики изучите особенности взаимоотношений детей в группе четвертого года жизни.

Источник:
Тема 4
Тема 4. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методы изучения взаимоотношений В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st005.shtml

Тема 6

Тема 6. Формирование положительных взаимоотношений между детьми

Тема 6. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Слайд 8 из презентации «Социальное развитие дошкольника в парциальных программах для ДОУ»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Социальное развитие дошкольника в парциальных программах для ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 136 КБ.

«Взаимоотношения между организмами» — Задание. Тип урока: обобщение ранее изученного материала. Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами? Комменсализм. Технология обучения в сотрудничестве. Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений? Технология развития критического мышления.

«Формирование здорового образа жизни» — Физическая подготовленность учащихся. Реализация дополнительных образовательных программ. Заболеваемость учащихся. Оценка эффективности. Объект исследования: Создание здоровье- сберегающей Инфраструктуры. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; Образовательные стандарты нового поколения.

«Формирование личностных компетенций» — Материалы, размещенные на образовательных сайтах. Современные технологии, используемые в ходе реализации проекта: Привлечение краеведческого материала. Информационная. Повышение уровня мотивации к изучаемым предметам. Формируемые составляющие личностной компетенции. Формирование личностной компетенции на уроках истории и обществознания.

«Положительные и отрицательные числа» — Числа, отличающиеся друг от друга только знаком, называются противоположными. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 6 класс. Небольшие недочеты, есть над чем работать. Заполните пропуски. Сумма отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых. Дома: Повторить правила сложения и вычитания; № 1109 (2 столбик); № 1111.

«Формирование универсальных учебных действий» — Логические универсальные действия: Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся. Виды универсальных учебных действий: Гражданская идентичность. Структура гражданской идентичности. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

«Формирование личности» — Производство. Пересмотр подхода к образовательным технологиям. Инновационные образовательные технологии. Шаг 4. Формирование Личности в системе опережающего инновационного технического образования. Шаг 5. Механизмы эффективного взаимодействия. Личностно-ориентированный. Безотлагательный переход от «интеллектуального сырья» к «промышленному полуфабрикату».

Источник:
Тема 6
Содержание: Тема 6. Формирование положительных взаимоотношений между детьми., Слайд: 8, Презентация: Социальное развитие дошкольника в парциальных программах для ДОУ.ppt, Тема: Программы в ДОУ, Урок: Дошкольное образование
http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/sotsialnoe-razvitie-doshkolnika-v-partsialnykh-programmakh-dlja-dou-65050/tema-6.-formirovanie-polozhitelnykh-vzaimootnoshenij-mezhdu-detmi-8.html

Формирование положительных взаимоотношений между детьми

Формирование положительных взаимоотношений между детьми

Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста

Забродина А.В. ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Г.Чебоксары Научный руководитель: к.п. н. Порфенова О.В.

С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими.

Отношение – это позиция личности ко всему, что её окружает и к самому себе. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Смысл? Взаимоотношение – отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу» (В. В. Богословский). Между общением, с одной стороны, и отношениям — взаимоотношением с другой, существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. Взаимоотношение служит своеобразным содержанием общения (В. В. Богословский).

Взаимоотношениями в психологии обозначают сложную систему отношений, которые складываются между людьми. Взаимоотношения людей представляют собой особого рода внутреннюю преднастройку, установку, с позиции которой они подходят к общению друг с другом (Р. С. Немов).

Взаимоотношения – личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности (Е. И. Щербакова).

В.И. Мясищев дает следующее определение этих отношений: «Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания».

Отношение к людям является решающим в процессе формирования личности и носит характер взаимоотношений. Личность проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми и формируется под влиянием этого общения.

Деятельность и поведение, пишет В.И. Мясищев, одной и той же личности в каждый момент определяются его отношениями к различным сторонам действительности, отношениями, вытекающими в свою очередь из истории развития личности. Отношение человека к себе самому связано с его отношением к другим людям и их отношением к нему. Рассуждая, таким образом, В.И. Мясищев в типологии характеров первостепенное значение придает особенностям взаимоотношения человека с другими людьми. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительными и отрицательными характером.

М.И. Лисиной так же рассматривались проблемы взаимоотношений. В контексте деятельностного подхода к общению, взаимоотношения понимались ею как продукт или результат коммуникативной деятельности. Взаимоотношения и общение неразрывно связаны: отношения возникают в общении и отражают его особенности, а за тем оказывают влияние на протекание общения. Взаимоотношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально-переживаемых связей между членами контактной группы (Т. А. Репина). Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями.

Как видим, в отечественной психологии разные авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «взаимоотношения». Общение, отношение, взаимоотношения не отделимы друг от друга.

В.И. Мясищев отмечает, что отношения индивида к людям, как правило, являются и взаимоотношениями: будучи членами одной группы, участвуя в совместной деятельности, люди не могут так или иначе не относится друг к другу; взаимоотношения – это чувства, направленные на других людей. Взаимоотношения, как эмоциональный феномен, проявляются не только в общении и поведении людей, но и в переживаниях членов группы.

Для многих психологов и педагогов типично употреблять понятия взаимоотношения и взаимодействия как тождественные. Например, Е.В. Субботский предмет своего сравнительного исследования взаимодействия маленького ребенка со взрослым и со сверстником обозначает и как отношение партнерства. С.Г. Якобсон при изучении ею совместной деятельности детей дошкольного возраста понимает под взаимоотношениями «… такое взаимодействие партеров, когда один из них оказывает на другого то или иное непосредственное социальное воздействие, направленное на то, чтобы побудить этого другого совершил какое-то действие и ответ другого на это воздействие».

Пытаясь разобраться в отношениях возникающих между детьми детского сада, Т.А. Репина и др. выдвинули три ведущих критерия для их классификации: эмоциональный; оценочный; функциональный.

По эмоциональному критерию все отношения ребенка к сверстникам разделяются ими на 3 типа: симпатии, безразличия и неприязни.

По оценочному критерию. Самооценка, определяющая, эти отношения, чрезвычайно сложное образование, либо многообразные качества ребенка воспринимаются как положительные или отрицательные, с одной стороны, а с другой – от особенностей ценностных ориентаций, этих эталонов, из которых исходит оценивающий.

По третьему типу, то известно, отношения делятся на официальные и неофициальные (деловые и личностные) (Я. Л. Коломинский).

Люди вступают друг с другом во множество различных видов взаимоотношений. Немов Р.С. выделяет следующие: личные и деловые; эмоциональные и рациональные; официальные и неофициальные; координационные и субординации.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов. Личными называются взаимоотношения, которые возникают между людьми как личностями, то есть как существами, обладающими определёнными индивидуальными психологическими особенностями. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть положительными и отрицательными и включают в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. Кроме определённой эмоциональной окрашенности личные взаимоотношения людей личные субъективный характер, выражают собой сугубо индивидуальное, личное отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми.

Совершенно другое содержание вкладывается в понятие «деловые взаимоотношения». Эти взаимоотношения основаны на ответственности людей за выполняемую ими работу. Деловые отношения, могут быть хорошими и плохими и зависят от ролей выполняемых людьми в совместной деятельности.

Эмоциональными называются взаимоотношения, которые основаны на эмоциях, проявляемых одним человеком в отношении другого человека.

Рациональные взаимоотношения – это такие, которые, во-первых, строятся на разумных расчетах и выводах, во-вторых, исходят из реальной пользы, которую один человек может принести другому человеку.

Официальные – это взаимоотношения между людьми, которые поддерживаются в соответствии с какими-либо правовыми нормативными актами. В официальные отношения люди вступают по должности.

Неофициальные — это такие взаимоотношения между людьми, которые складываются между ними помимо должностных, деловых взаимоотношений, в которых они обязаны находиться друг с другом.

Координационные – взаимоотношения между людьми, в которые они вступают как вполне равноправные, независимые люди, которые лишь согласуют, координируют свои действия, но не зависят друг от друга.

Субординационные – это взаимоотношения между людьми, имеющими различный статус, занимающими различное положение в обществе.

Таким образом, проблемой взаимоотношений занимались такие ученые М.И. Лисина, В.И. Мясищев, Р.С. Немов и др. Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве. В работах Н.М. Щелованова, Н.А. Аксариной отмечается проявление эмоциональных реакций на взрослого, что служит основой развития социальных контактов

В работе М.И. Лисина, выдвигается положение о том, что первые детские взаимоотношения, вызываемые потребностью ребенка в общении, хотя и строятся на основе взаимных симпатий между многими детьми, но уже очень рано в 3 года жизни приобретают избирательный характер.

Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности. Наряду с этим психолого-педагогические исследования (В. Г. Нечаевой, Я.М Коломенского, И.И. Аржановой) убеждают в том, что стихийные взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка, гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположенных качеств «…не сразу заметил в группе беду — чрезмерно активного, агрессивно общительного ребенка, хозяина запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего эгоиста. Как будто играют дружно, дитя не жалуется…». Так и складываются взаимоотношения.

Считая дошкольную группу генетически ранней ступенью социальной организации людей, Я.Л. Коломинский подчеркивает, что далеко не всем детям хорошо дышится в среде сверстников, не все встречают здесь благоприятный эмоциональный климат. В группе если несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе. С другой стороны, есть дети, находящиеся в подчинение у первых. Это вредно отражается на развитии личности и тех и других.

«Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, — отмечала А.П. Усова, — является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых общество может складываться и развиваться даже на ранних ступенях общественного развития детей. Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то своё место в этом обществе».

Важно, чтобы взаимодействия дошкольников были благоприятными. Характер взаимодействий детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились – в группе (Я. Л. Коломинский, А.Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовать игры, общительные, веселые, дружелюбные.

Р.М. Римбург, рассматривает товарищеские дружеские отношения как непременное условие складывания коллектива и коллективных взаимоотношений. Автор, отмечает, что первейшее требование, предъявляемое в детском саду – умение дружно жить со всеми детьми.

Немаловажную роль играет то обстоятельство, что взаимоотношения дошкольников сверстников осуществляется в основном в игре – ведущей деятельности в этом возрасте. Д.В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного воспитания, обращает внимание на чрезвычайно важный факт: совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умение согласовывать действия со сверстниками, ещё не означает наличия истинно дружеских чувств и отношений. Лишь кропотливая педагогическая работа с отдельными детьми – представителями разных групп (по характеру индивидуальных проявлений), в частности влияние ребенка посредством положительного содержания игры и роли, делает его игровую деятельность, его поведение целенаправленным, имеющим нравственный характер (проявление в игре симпатии, заботы о сверстнике и т. п.).

Такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин доказывали, что игра возникает не самопроизвольно, а под влиянием социального окружения в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

Предложенная А.П. Усовой система обучения на занятиях повлияла на уровень детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности — труда, учения подчеркивала А.П. Усова, можно повлиять на развитие личности ребенка. Влияние сюжетно-ролевых, дидактических игр на нравственное воспитание изучались Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской. В работах Л.В. Артемовой особенности взаимоотношений рассматривались в ежедневном общении. Важным направлением в исследованиях является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста (продуктивной, игровой) и влияние ее на их межличностные отношения. Этому вопросу посвящены работы Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевского, Т.А. Репиной и Л.П. Бухтиаровой. Положительные взаимоотношения у детей возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей (исследование Р.Л. Кричевского).

Исследование В.Г. Нечаевой имело своей задачей выяснить значение поведения в формировании взаимоотношений в играх, на основе усвоения детьми общих норм. Несмотря на то, что отечественной дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в области изучения взаимоотношений между детьми, но многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными.

Проблема формирования детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов не только в нашей стране, но и за рубежом. В последние годы ей посвящено много исследований ученых: Р. Пфютце, И. Хоппе, Д. Новач, Е. Петрова, П. Собади и т.д. проблема рассматриваются в плане изучения различных видов детской деятельности, прежде всего игровой.

Р. Пфютце рассматривает детские взаимоотношения как цели и как процесс воспитания. Р. Пфютце считает, что дружеские отношения среди детей достигаются только при наличии играющего коллектива. В руководстве играми она идет от формирования у ребенка умения понимать сверстника, не мешать другому. Большое внимание Р. Пфютце уделяет ролям, взятым детьми в игре, установленным правилами поведения в игровой деятельности.

Английский ученый Д. Мей изучала детские взаимоотношения. Она изучала только стихийно складывающиеся отношения в группе детей 2-4 лет. Автор отмечает, что эти отношения индивидуальны и разнообразны: одни дети сразу становятся лидерами в группе, проявляя упорство, агрессию; другие приспосабливаются к лидерам, третьи стремятся к уединению и т.д.

По мнению Д. Мей, «хотя взрослые несут ответственность за детей, но они не могут устанавливать нормы поведения в коллективе», не направляют, не руководят складывающимися взаимоотношениями. Воспитатели лишь создают возможность для «самовыражения» в зависимости от ступени развития ребенка. В целом теоретически посылки Д. Мей сводятся к тому, что она не видит педагогических просчетов в воспитании и все недостатки в поведении пытается объяснить индивидуальными особенностями детей, их способностями к адаптации в среде сверстников.

Таким образом, изучение взаимоотношений в детских объединениях приобретает особое значение и для успешного руководства развитием положительных взаимоотношений: педагогу необходимо знать их особенности.

Источник:
Формирование положительных взаимоотношений между детьми
Забродина А.В. ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Г.Чебоксары Научный руководитель: к.п. н. Порфенова О.В. С самого рождения человек вступает в
http://doshkolnik.ru/pedagogika/17733.html

Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности

Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности

Накопление практического опыта участия в коллективной деятельности меняет характер взаимоотношений детей: они становятся требовательнее к самим себе и к товарищам, овладевают умением оказывать друг другу помощь при выполнении заданий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности»

Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности.

З.М.Богуславская, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова отмечают, что одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека. Совместная деятельность детей способствует формированию нравственных, коллективистических качеств, позитивно влияет на формирование положительных отношений между сверстниками.

Именно поэтому в последнее время мой интерес к феномену детского сотрудничества значительно возрос, а формирование положительных отношений между сверстниками через организацию совместной деятельности стали главной целью в моей работе.

Для осуществления цели я составила следующий план работы:

1. Наблюдение и диагностика с целью:

— изучения положения каждого ребенка в обществе сверстников;

— определения наличия навыков сотрудничества у детей группы;

2. Работа с детьми:

— игры, направленные на формирование навыков сотрудничества и гуманных отношений между сверстниками;

3. Разработка и реализация сценариев совместной деятельности.

Свою работу я начала с анализа групповой ситуации. Для этого использовала следующую форму анализа:

1. Какова атмосфера в моей группе?

(не достаточно благоприятная)

2. Почему я так думаю?

( много конфликтных ситуаций, обид, жалоб между детьми)

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

(сочувствие, желание помощь, любознательность)

4. Какие аспекты атмосферы я оцениваю как отрицательные?

(неумение уступать друг другу, хвастовство, жестокость, сквернословие)

Специфика нашего детского сада вносит в мою работу по организации совместной деятельности определенные сложности. Из разных детских садов (всего на 1-2 года) приходят дети, как правило, не имеющие опыта делового взаимодействия. Отсутствие такого опыта приводит обычно к установлению такого типа взаимодействия, как конкуренция или доминирование. Дети не замечают действий и слов партнера, соответственно не возникает и согласования действий. Совершаемое «открытие» дети приписывают себе даже в том случае, если оно принадлежит сверстнику. При командных формах соревнований или конкурсов, дети, зачастую отвечают на вопросы, адресованные команде-противнику, тем самым, проявляя непонимание сути командного взаимодействия и сотрудничества.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя. Поэтому я решила начать свою работу с игр, обучающих способам установления контакта с партнером, помогающих детям научиться слышать и понимать друг друга. Хорошим примером такой игры, стал традиционный и даже подзабытый «Глухой телефон». В этой игре я решила использовать фразы: «Ты мне нравишься», «Давай с тобой договоримся», «Мы с тобой друзья» и другие фразы, которые можно использовать в совместной деятельности. Эту игру я проводила в подгруппах по 3-4 человека. Приятно было наблюдать, как дети вместе радуются, когда понимают, что правильно передали фразу друг другу. Интересно было видеть и то, как ведут себя партнеры, если допустили ошибку.

Опыт показал, что умение договариваться хорошо формируется в игре «Цветные камешки». Объединяя детей в пары, я предлагала им договориться о том, какую фигуру или картинку они будут вместе строить, какого цвета камешки будут использовать. Похожая игра «Дорисуй». Я рисовала детям «закорючку» и предлагала паре договориться, на что это похоже и вместе дорисовать ее до какого-нибудь образа. «Царь – картошка». В ней дети учились принимать общее решение по тому, какое действие они будут вместе выполнять.

Объединяться в подгруппы помогли научиться игры «Разрезные картинки», «Цветные автомобили», «Я по улице иду, друга я себе найду. Раз-два, вот компания моя», «Снежинки, летите!».

Все эти и другие, похожие игры помогли мне в формировании у детей навыков сотрудничества, а также сплотили детский коллектив, сделали отношения в нем доброжелательными и благотворными. За время проведения этих игр мы с детьми прошли 3 этапа обучения сотрудничеству.

Этапы обучения сотрудничеству:

1 этап (младший дошкольный возраст): обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

Оптимальный на этом этапе вид деятельности — продуктивный: аппликация, конструирование, лепка. Содержание деятельности должно быть хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.

2 этап (средний дошкольный возраст): обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

По-прежнему оптимальной является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, а так же — организация детского труда. Форма совместной деятельности — совместно-последовательная, в микрогруппах по 2 — 3 человека.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Детские объединения создаются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микрогруппах из 3 – 4 человек.

4 этап (старший дошкольный возраст (6 – 7 лет): самостоятельное использование детьми способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

Далее, я провела совместную деятельность «Посадка семян», объединив детей в микрогруппы по 3 человека, по принципу нехватки материала, форма организации совместно последовательная. (1-делает лунку, 2-поливает, 3-садит семя и закапывает его). И эта СД нам удалась. Постепенно усложняя способы объединения детей, я стараюсь сформировать у них практический опыт поведения в совместной деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и радостью как от своих, так и от общих достижений, что приводит к формированию у детей настойчивости, старательности, доброжелательности, выдержки. У дошкольников воспитывается чувство ответственности друг перед другом за качество своей работы, формируется потребность в сотрудничестве.

Накопление практического опыта участия в коллективной деятельности меняет характер взаимоотношений детей: они становятся требовательнее к самим себе и к товарищам, овладевают умением оказывать друг другу помощь при выполнении заданий.

И в заключении: использование совместной деятельности в формировании доброжелательных отношений между сверстниками в моей группе дали положительные результаты. Дети стали более дружными, добрыми, снизилась агрессивность, научились самостоятельно разрешать конфликты. А моя работа в этом направлении продолжается.

Источник:
Формирование положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками через организацию совместной деятельности
Накопление практического опыта участия в коллективной деятельности меняет характер взаимоотношений детей: они становятся требовательнее к самим себе и к товарищ
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/formirovaniie-polozhitiel-nykh-vzaimootnoshienii-miezhdu-starshimi-doshkol-nikami-chieriez-orghanizatsiiu-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti

COMMENTS