Эмоциональные отношения в семье

Детский апперцептивный тест

Детский апперцептивный тест. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е.Бене — Е.Антони

Детский апперцептивный тест считается методом «исследования личности посредством изучения динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных раздражителей» [Руководство к тесту КАТ, 1993, с. 4 ]. Однако среди картинок, которые предъявляют ребенку, есть такие, которые касаются проблем конкуренции и соперничества в отношениях между братьями и сестрами, отношений с родителями, отношений к родителям как супругам и проч. Именно поэтому авторы теста считают, что КАТ способен открыть динамику межличностных отношений, побудительных моментов, тревоги в родительско-детских отношениях и приемы защиты от нее.

КАТ может быть клинически полезен в определении того, какие динамические факторы характеризуют поведение ребенка в группе, в школе, в детском саду или же дома. Стандартный набор методики КАТ содержит 10 картинок, на которых изображены различные звери в самых разных ситуациях (10 дополнительных картинок были созданы для получения информации о детских проблемах, не затрагивавшихся в основном наборе). Кроме того, существуют варианты картинок методик КАТ и КАТ-дополнение с персонажами в виде животных и схематично изображенных людей (детей и взрослых), что сближает эту методику с межличностной методикой. Ситуации в этих двух вариантах наборов картинок совершенно аналогичны друг другу.

Существует подробное руководство по проведению теста. Что касается межличностных отношений ребенка, то психолог имеет возможность оценить:

  1. степень, в которой межличностные отношения соответствуют важнейшим мотивам личности;
  2. степень, в которой настоящие взаимоотношения способны приспосабливаться к новым целям;
  3. степень, в которой ребенок воспринимает окружение как отдельное и независимое от него самого или как то, что является его непосредственной частью;
  4. степень, в которой он может поддерживать отношения с другими субъектами в течение длительного периода времени и проявлять к ним терпимость, несмотря на физические и прочие недостатки последних либо идущие от них беспокойство или даже враждебность.

Наиболее полное руководство по интерпретации детских рассказов по картинкам КАТ можно найти в книге Н. С. Бурлаковой и В. И. Олешкевича [Бурлакова Н.С., Олешкевич В. И., 2001]. Как всякая проективная методика, КАТ достоин специального курса обучения и может быть рекомендован к использованию только специально подготовленными психологами-консультантами и психотерапевтами.

Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е.Бене — Е.Антони

Методика Е.Бене —Е.Антони [Бене Е., 1999] направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе. Кроме того, посредством методики выявляются типы психологических защит, используемые ребенком.

Методика имеет две формы, представленные в методическом руководстве [Бене, 1999]:

  1. для дошкольников и младших школьников;
  2. для подростков.

Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 мин. Методика очень проста в обработке. В настоящем практикуме мы остановимся только на самых важных моментах этой методики и интересном варианте ее модификации.

Несмотря на множество имеющихся сегодня тестов, пригодных для психологической оценки ребенка, существует потребность в тесте, который мог бы адекватно и надежно показать направленность и силу чувств ребенка по отношению к различным членам его семьи и его оценку ответного отношения к нему.

Ж.Пиаже, обсуждая генезис концепции семьи у ребенка, показал, что с изменением возраста идеи семьи значительно меняются. В соответствии с теорией Ж. Пиаже система взаимоотношений — это частный аспект «логики отношений», которой ребенок может овладеть только с 8-летнего возраста. До этого его только сбивает с толку огромное количество ролей, исполняемых одним и тем же человеком, который может одновременно быть отцом, братом, музеем и сыном. Малыш может считать членом семьи квартиранта, но не считать отца, мать или братьев, если они не живут с ним. Сироты стремятся к тому, чтобы дополнить свои семьи. Запущенные и отверженные дети имеют тенденцию воспринимать свои семьи как «романтические». Единственный в семье ребенок может включать в семейный круг воображаемых приятелей.

На следующем этапе дети начинают дифференцировать семейный круг от других лиц, живущих в доме, и от различных фантастических фигур. И наконец, они способны охватить всю систему семейных взаимоотношений и их собственные роли в этой системе.

Ребенок, таким образом, по-разному воспринимает свою семью на различных этапах развития, по-разному оценивает свои взаимоотношения в ней. Предложить ребенку проведение теста необходимо таким образом, чтобы он мог (по эмоциональным ощущениям или логическим причинам) включить в семейный круг или исключить из него важных лиц, так что созданная им в тестовой ситуации семейная группа необязательно соответствовала бы его реальной семье.

Полученное различие между идеей семьи, выраженной ребенком, и его семьей дает психологу дополнительную информацию о Домашней эмоциональной жизни ребенка. Эмоциональный фон, играющий главную роль в интерперсональных отношениях ребенка, включает сильные переживания любви или ненависти, «сексуального или агрессивного» в широком смысле этих слов, более слабые переживания типа «нравится/не нравится», «приятно/неприятно» и реакцию ревности и соперничества. Тест также включает переживания ребенка, направленные на себя, «аутоэротические» или «аутоагрессивные», и механизмы защиты от осознания направленных на него чувств. Переживания старших детей различаются более тонко, чем чувства младших. У маленьких детей переживание чего-либо или любовь к кому-либо, неприязнь или сильная ненависть легко перетекают из одного в другое.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:

  1. двух видов положительного отношения : слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
  2. двух видов отрицательного отношения : слабого и сильного. Слабые чувства связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
  3. родительского потакания , выражающегося высказываниями типа «Этого члена семьи мама слишком балует»;
  4. родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «Мама беспокоится, что этот человек может простудиться».

Все эти пункты, кроме касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств:

  1. чувства исходят от ребенка и направляются другим людям;
  2. ребенок ощущает себя объектом чувств других.

Примером первой категории будет: «Я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «Этот человек любит крепко обнимать меня».

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

  1. положительные чувства , которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
  2. отрицательные чувства , которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
  3. зависимость от других.

Тестовый материал призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Ребенку предлагаются фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожденных детей, что позволяет ему создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включена еще одна важная фигурка: для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура «Никто».

Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Текст опросника (Форма для старших детей)

Разные области чувств операционализированы разным количеством вопросов, поэтому некоторых номеров вопросов в перечне нет. Пункты, которые выражают положительные и отрицательные чувства ребенка, наиболее подходящи, чтобы быть использованными не только относительно других людей, но также относительно себя, для этого указанные области содержат больше вопросов, чем другие.

Источник:
Детский апперцептивный тест
Детский апперцептивный тест считается методом «исследования личности посредством изучения динамической значимости индивидуальных различий в восприятии
http://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/587-detskij-apperceptivnyj-test-detskij-test.html

Эмоциональная зависимость в семье

Эмоциональная зависимость в семье — явление, прочно вошедшее в жизнь, благодаря тому, что глубоко неосознаваемое и способное прикрыться любым симптомом, практически никогда не предъявляется как проблема. Например, при обращении к психологу, родители могут жаловаться на раздражающую их несамостоятельность взрослого ребенка. Эмоционально зависимая от супруга женщина может пожаловаться на глубокую депрессию. Эмоциональная зависимость супругов, родителей от детей или взрослых детей от родителей — состояние нездоровой привязанности к близкому человеку, основанное на эмоциональном слиянии с ним. Существует множество признаков, отличающих семьи, в которых присутствуют эмоционально зависимые отношения, но основной признак таких отношений — страдание.

Хотелось бы подробнее остановиться на одном из продуктов тотального контроля — тандеме неуспешных в жизни взрослых детей и безотказных родителей. Безотказные родители, между делом, могут упрекать своих детей в неуспешности и нереализованности, но не перестают питать их инфантильность. Дети, в свою очередь, осознают (реже нет), что они составляют смысл жизни для родителей и пользуются их привязанностью для обеспечения себе необходимого имиджа беспомощного ребенка. На первый взгляд, «идиллическая картина» в действительности является семейной драмой и приносит невероятные страдания всем ее участникам. Что касается отношений супругов, то эмоционально со-зависимые отношения наблюдаются в основном в «неравных браках», например, в семьях, где один из супругов финансово зависим от другого и не имеет потенциальной возможности обеспечить себя.

Американский психолог гуманистической школы Эверетт Шостром в своей книге «Человек-манипулятор» пишет: «Так, едва начав ходить, младенец вскоре обучается мило лопотать, плакать или демонстрировать вспышки раздражения, чтобы добиваться желаемого. Окружение как поощряет его в этом, так и обучает все новым тонкостям искусства манипулирования. Поэтому не удивительно, что, достигая подросткового возраста, он в совершенстве осваивает трусливые приемы управляющего обольщения. Тем более что за примерами далеко ходить не надо. Некоторые трюки он перенимает у отца, который разыгрывает роль ответственного родителя, часть — от матери, которая отчаянно манипулирует, пытаясь удержаться за тесемки фартука».

Манипуляция и ответ на нее, без преувеличения, являются основой зарождения и поддержания эмоционально со-зависимых отношений в семье. В предисловии к книге Э. Шострома «Человек-манипулятор» американский психолог Фредерик Перлз отмечает, что манипуляторы — это лица, которые с помощью определенных поддающихся распознаванию самоубийственных приемов эксплуатируют, используют и контролируют себя и других людей, словно неодушевленные предметы, «вещи». Эмоциональная зависимость в семье как раз предполагает, что объект зависимости, его жизнь и чувства воспринимаются как вещи, которые можно использовать ради достижения своих целей.

Если перечисленные признаки обнаруживаются в Вашей семейной ситуации, с большой вероятностью можно говорить о наличии эмоциональной зависимости в семье. Прежде всего, необходимо взять на себя ответственность за происходящее и признать факт наличия эмоциональной зависимости в семейной системе. Положить начало изменениям может любой из участников замкнутого круга созависимых отношений. «Патриотам своей личности» не стоит бояться менять модель отношений, построенную на обесценивании себя, страдании, бесконечном манипулировании и временном утешении иллюзией обладания и контроля. Необходимо отметить, что обретение эмоциональной ответственности и реалистичного взгляда на семейную ситуацию с большей степенью вероятности произойдет при участии профессионального психолога.

В завершении можно сказать, что в семье, так или иначе, все эмоционально зависимы друг от друга. Так, например, в характере человека могут преобладать те или иные тенденции, что вовсе не говорит о патологии характера, а только лишь о его направленности. Если тенденция к эмоционально созависимым отношениям осознается членами семьи и прорабатывается с участием психолога, можно говорить о большей вероятности успеха в восстановлении и поддержании здоровых продуктивных отношений в семье в противовес угнетающим и деструктивным созависимым отношениям патологического характера.

Источник:
Эмоциональная зависимость в семье
Не смотря на то, что зависимость может принимать различные формы, механизмы формирования зависимости и зависимого поведения, как правило, запускаемые в раннем д …
http://www.b17.ru/article/emotional_addiction_in_family_relations/

Эмоциональное отношение в семье

Эмоциональное отношение в семье — раздел Психология, Особенности суицидального поведения Эмоциональное Отношение В Семье. Наиболее Важной Частью Внутри Cемейных Взаим.

Эмоциональное отношение в семье. Наиболее важной частью внутри cемейных взаимоотношений является эмоциональное общение — обмен эмоциями, включающий три основных компонента когнитивный — восприятие эмоций и чувств партнерами по интеракции субъективный — переживание межличностных отношений экспрессивный — вербальное и невербальное выражение эмоций по отношению к партнеру.

Американский психоаналитик Л. Вюрсмер 8 в отличие от Э. Берна и В. Буриана полагает, что патологию семейного общения, нельзя свести к какому-нибудь одному фактору, и выделяет четыре основных нарушения эмоционального общения, и соответственно четыре разновидности семьи, где имеют место нарушения общения детей и родителей.

К первой относятся семьи с травматизацией детей. Люди, испытавшие насилие в детском возрасте, могут затем идентифицировать себя либо с агрессором, либо с жертвой. Вторая разновидность семьи — навязчивая. В ней родители навязывают себя ребенку, они навязчиво контролируют его поведение, что вызывает у него стыд и злобу.

Ребенок чувствует, что старшим не до него и что они с удовольствием бы от него отделались.

Все это сопровождается скрытым эмоциональным отвержением. Такой ребенок, научившись избегать подобного контроля, начинает тайно жить своей жизнью.

Доминирующая гиперпротекция — мелочный контроль, чрезмерная опека, целая система запретов и бдительное наблюдение, иногда превращающееся в слежку. Невозмож-ность принимать собственные решения пугает человека, создает у него впечатление, что ему ничего нельзя, а другим все можно. Гиперпротекция не дает возможности учиться на собственном опыте, пользоваться свободой и, конечно, не приучает к самостоятельности. У типологически сильных подростков гиперпротекция доминирующего типа вызывает бурный протест и желание немедленно освободиться от власти родителей.

Поведенчески это может выражаться бунтом, разрывом отношений с семьей и фактически уходом туда, где все можно. Кроме того, неумеренное властолюбие родителей в конечном итоге ведет к психопатическому развитию личности таких подростков. Потворствующая гиперпротекция в своем крайнем проявлении выглядит как воспитание ребенка по типу кумир семьи. Это — чрезмерное покровительство родителей со стремлением освободить свое чадо от малейших трудностей и неприятных обязанностей в сочетании с восхищением мнимыми талантами и преувеличением реальных способностей сына или дочери.

Ребенок с раннего детства живет в атмосфере обожания, восторгов и похвал, что приводит к эгоцентризму, постоянному желанию быть в центре внимания, а все желаемое получать без труда. Рано или поздно такое воспитание приводит к кризисным ситуациям, так как желание быть постоянно на виду, лидировать формируют высокий уровень притязаний, в то время как навыки систематического труда, упорство в достижении цели, умение постоять за свои интересы, руководить другими не сформированы.

Эмоциональное отвержение ребенка родителями приводит к тому, что дети ощущают себя обузой для родителей. Ситуация усугубляется, когда рядом есть любимый родителями брат или сестра. Это так называемое воспитание по типу Золушки. Иногда встречается и скрытое эмоциональное отвержение, когда мать или отец даже сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, и искренне возмущаются, если им указывают на это. Разумом и волей они подавляют эти эмоции как недостойные и даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы и внимания.

Однако ребенок постоянно чувствует свою отверженность. Жестокость может проявляться в виде суровой расправы за мелкие проступки либо в том, что на детях просто срывают зло. В таких семьях царит душевное безразличие друг к другу, и каждый заботится только о самом себе, может рассчитывать только на самого себя, не ожидая поддержки или участия от других.

Аналогичная система взаимоотношений может культивироваться и в закрытых учреждениях для подростков 10 с.136 . 1.3

Источник:
Эмоциональное отношение в семье
Эмоциональное отношение в семье Психология Особенности суицидального поведения. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/1sl55/p5/

Эмоциональные отношения в семье

Под эмоциональными связями нами понимается установление внутренней привязанности, основанной на понимании и уважении к индивидуальности личности, ее интересам, нуждам и проблемам. Если такие связи не установились, то отношения нельзя назвать полноценными.

Подобные неполноценные отношения чаще всего основаны на потреблении . Зачастую они прикрыты самообманом, оставляя уверенность, что якобы все в порядке, нормально, так и должно быть. Многие люди создают целые теории для оправдания потребительского отношения к другим и даже тиражируют их.

Однако маскировка под внешнее благополучие не приносит счастья. При непонимании и игнорировании интересов другого человека у последнего рождается чувство, что он лишь средство для достижения определенных целей или удовлетворения потребностей и не является ценностью как личность . Такие отношения со временем приносят горькое разочарование в моральных качествах партнера и истребляют желание по отношению к нему.

Не лишним будет взглянуть на себя, есть ли в вас внутренняя готовность что-то отдавать партнеру: свое время, внимание, быть отзывчивым, чутким и способным оказывать моральную поддержку, проявлять знаки любви и уметь слушать. Если таковой нет, а потребность в длительных и глубоких отношениях существует, то встает вопрос переориентации себя в русло не только своих потребностей, но и интересов партнера. Стремление к нахождению баланса утверждается в системе ценностей человека и становится одним из главных приоритетов в жизни для построения полноценных отношений.

Отметим, что к установлению эмоциональных связей склонны более глубокие люди. Настрой на познание друг друга, в свою очередь, способствует взрослению. Ведь не секрет, что вырастая телом, многие не обретают эмоциональной зрелости.

Мужчинам окунуться во внутренний мир партнера труднее, им больше присуще избегание эмоциональных проблем, вытеснение. Порою собственные переживания у них загнаны далеко в подсознание и запечатаны там сургучными печатями. При этом последствия травмирующего опыта могут проявляться в негативных поведенческих реакциях и вызывать иные дискомфортные состояния. Мудрая женщина способна помочь аккуратно разблокировать подсознание, прежде выразив готовность выслушать, когда партнер будет готов. Затем, проявляя интуицию и бережное сочувствие, она может способствовать процессу самоосмысления, одновременно открывая собеседнику свой внутренний мир, рассказывая о своих похожих чувствах в конкретной ситуации. Главное избежать назидательности и превосходства при общении, а в особенности осуждения.

Так постепенно рождается взаимопонимание, и устанавливается эмоциональная связь, скрепляющая отношения. Человек начинает осознавать, что он не одинок в своих переживаниях, что партнер, да и другие люди тоже, испытывают или испытывали подобное, а главное – что его понимает близкий человек. Уверенность в понимании приносит спокойствие и чувство защищенности , ведь в периоды эмоциональных кризисов люди часто думают, что они какие-то не такие и что у других все проще и лучше.

Отметим, что желание понимать и сочувствовать — это акт доброй воли, и мы также вправе ожидать взаимности в этом вопросе от партнера .

Понятно, что на этом пути можно как найти сокровище, так и наткнуться на чудовище, и о себе узнать много интересного и иногда нелицеприятного. Это очень тонкий, творческий и избирательный процесс, поэтому шаги в таком направлении делаются зачастую очень осторожные.

Открывать для себя внутренний мир человека, познавать его интересно, таинственно и незабываемо, но порой непросто – можно струсить и сбежать или начать относиться к процессу формально. Если смел, воздастся новыми открытиями и чувствами. Есть подтвержденный веками опыт, что, найдя истинного союзника в жизни, человек становится увереннее и сильнее , приобретая любовь, а также уважение и счастье.

Один из периодов, после которого считается, что происходит угасание связи между партнерами – три года. Как полагают, это связано с сексуальным влечением. При установлении глубокой эмоциональной связи между партнерами происходит переход на другой уровень эмоциональной привязанности , закрепляется ценность личности партнера, доверие открывает новые краски в том числе и в сексуальных отношениях. Наступает период более зрелых взаимоотношений, основанных на раскрытии и развитии друг друга .

Партнерам очень важно научиться не только слушать, но и слышать друг друга. Не надо думать, что сказанное — особенно неоднократно — малозначимо или простая болтовня. Прислушиваясь, можно понять корни многих личных и взаимных проблем друг друга. Разговор по душам поможет разъяснить недоразумения, найти совместные решения, сделать выводы, которые будут способствовать развитию ваших взаимоотношений в позитивном русле.

Источник:
Эмоциональные отношения в семье
Под эмоциональными связями нами понимается установление внутренней привязанности, основанной на понимании и уважении к индивидуальности личности, ее интересам, нуждам и проблемам. Если такие связи не установились, то отношения нельзя назвать полноценными. Подобные неполноценные отношения чаще всего основаны на потреблении. Зачастую они прикрыты самообманом, оставляя уверенность, что якобы все в порядке, нормально, так и должно быть. Многие люди создают целые теории для оправдания потребительского отношения к другим и даже тиражируют их.
http://milsoul.ru/otnoshenie-semya-deti/emotsionalnye-svyazi-v-otnosheniyakh

COMMENTS