Духовные потребности

Духовность и духовные потребности человека

Что такое духовный мир личности. Сущность и основа духовной жизни человека: вера, чувства, потребности, способности, стремления, цели. Интеграция в современную духовную культуру общества. Духовность как стремление преодолеть себя в своем сознании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма

Духовность и духовные потребности человека

Преподаватель: Делова А.Ю.

Предмет: Человек и его потребности

Студентка: Козлова Д. А.

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект этого строительства, прежде всего духовный мир человека.

Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. Здесь пойдет речь о внутреннем, духовном мире человека.

Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалось во многом по путям мифологического освоения жизни. Мифы творила сама первобытная жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитали в себя познавательный опыт древнего человека.

Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так, Платон сравнивал тело с кораблем, а душу с кормчим корабля. Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею о неразделимости души и тела выдвинул Аристотель. Ему же принадлежит мысль о том, что душа человека — первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декарт отмечал: душа связана с телом не как кормчий с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое.

Много позже, в неевропейской философии термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Наряду со словом «душа» сущность духовного мира человека определяли и словом «дух». Английский философ Томас Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово «дух» — это человеческое измерение, человеческий разум или его склонность.

Затем в научный обиход вошло слово духовная жизнь людей, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

В основе духовной жизни сознание. Сознание — эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем.

К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности возможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самосознанию и самосовершенствованию.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его культурная жизнь.

Современная духовная культура общества располагает безграничным разнообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Что должен делать человек? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к блаженству и личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т.д.

Таким образом, диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку почти неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни — к природе, другим людям, к самому себе. Духовная культуру человека не может быть сведена к одной лишь начитанности, эрудиции, хотя и это очень важно.

И все же есть признак духовной культуры личности, который среди прочих критериев играет главенствующую роль, — это готовность человека к самоотдаче и саморазвитию: если «Я для себя», то «зачем Я?».

Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями общечеловеческой культуре, иначе отдавать будет просто нечего.

Античные философы называли внутренний, духовный мир человека «микрокосмом». В отличие от «большого мира» — «космоса», который и окружает и самого человека, и населенную человечеством область Вселенной. «Микрокосм» человека сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу неповторимости своих личных данных, способностей, жизненного пути, своего места в обществе.

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это, прежде всего, потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни. На удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание — фундамент духовной жизни личности, общества.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект.

Интеллект, слово латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других. Отмечают также, что интеллект — это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, так как он личность, способная обладать не только «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти.

Потребности человека разделяются на несколько видов. Американский психолог Маслоу выделил пять основных видов потребностей. Это физиологические, экзистанционные, социальные, престижные и духовные потребности человека. К физиологическим потребностям относятся потребность в пище, дыхании, одежде, жилье, движении. Экзистанционные потребности заключаются в безопасности существования, комфорте, страховании от несчастных случаев и многих других. К социальным потребностям относится общение, взаимоотношения с обществом, забота о других и внимание к себе, участие в совместной деятельности с другими. Престижные потребности заключаются в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценке. На самой верхушке так называемой пирамиды находятся духовные потребности.

Духовные потребности заключают в себе самовыражение человека. Достигнуть духовные потребности можно только минуя все предыдущие. Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность также проявляется в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.

Следует заметить, что как религиозная, так и светская духовность возникают и функционируют на общей почве сознательного стремления к возвышенному как к такой высоте, на которой человек чувствовал бы себя в меньшей зависимости от повседневных нужд и страданий. Но границы и конечные цели подобного возвышения могут быть разными.

Существует такое понятие: «твердость духа». Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложными жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины. Духовность — самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать только собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения ее с ее антиподом — бездуховное. Бездуховность — это сознание, не выходящее за рамки утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, порабощенное вирусом потребительств, удовлетворения биологических потребностей.

Такое сознание присуще людям без высоких жизненных идеалов, ориентирующихся на бессмысленное накопительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, любителям сиюминутного счастья, «прожигателям жизни».

Бездуховность — одна из главных причин потери человеческого в человеке. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Из приведенного анализа феномена духовности следует, что характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек — это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек.

Таким образом, духовность — не просто средоточение функций сознания, она — функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится вырваться из пут материи и выразить себя в духе. Индивидуальное бытие сознания становится духом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь с себе подобными. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей устремленностью к единству.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Давайте поговорим немного о духовных традициях. Мы выросли в ситуации, в которой духовные традиции практически отсутствуют. Знания о духовных традициях пришли к нам в основном из книг, но и они стали доступны недавно. Только некоторые из нас имели возможность встретиться и общаться с живыми носителями традиции, поэтому и возник большой перекос в понимании того, что есть духовное сообщество и что есть сами духовные традиции. Первый критерий, который мы можем ввести для того, чтобы рассматривать любой вариант совокупности данных под названием «духовная традиция», — это сравнение предлагаемых моделей жизни по уровню сложности. Если модель, которая предлагается в качестве духовной жизни, проще, структурно примитивнее, чем жизнь, которой мы все живем, то эту модель сразу можно отнести в разряд «убежища».

Понять, что происходит на равнине, суждено поднявшись на гору, взглянув вниз, на наши повседневные проблемы с более высокого системного уровня знаний.

Сценарий жизни предписан каждому, и главные события нашей драмы должны наступить. Но не обязательно!

Зависит это, прежде всего, от нас самих. Имеющаяся информация позволяет предположить, что судьба каждого человека спланирована на некоторую оптимальную или среднюю составляющую наших духовных сил и способностей. Но кто мешает каждому приложить большие усилия и подняться над этим средним уровнем, и мы не застрахованы от деградации, способной негативно влиять на плановую судьбу, предписанную астрологической «перфокартой», на наше будущее.

1. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. — М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. — 584 с.

2. Основы религиоведения: Учебное пособие. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов. — М.: Высшая школа, 1998. — 480 с.

3. Общая социология: Учебник. / Д.Ж. Маркович. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 432 с.

4. Диалектика духовности. / С. Синицин [Электронный учебник]

Источник:
Духовность и духовные потребности человека
Что такое духовный мир личности. Сущность и основа духовной жизни человека: вера, чувства, потребности, способности, стремления, цели. Интеграция в современную духовную культуру общества. Духовность как стремление преодолеть себя в своем сознании.
http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0a65625b2ad68a4c53b88421206c37_0.html

Духовные потребности

Универсальный русско-немецкий словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «духовные потребности» в других словарях:

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — – потребности человека в духовной культуре. К Д.п. относятся потребности в знаниях об окружающем мире (в науке, просвещении), эстетические потребности (в искусстве, зрелищах), моральные потребности (в дружбе, заботе о людях, исполнении долга).… … Терминологический ювенологический словарь

Духовные потребности — высшие потребности идеального (не материального) характера – эстетические, познавательные, религиозные. К духовным потребностям относятся: стремление к познанию себя и окружающего мира в их взаимосвязи, поиск и реализация смысла своей жизни,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

удовлетворявший духовные потребности — прил., кол во синонимов: 1 • питавшийся (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Потребности — Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия

потребности — нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии особое состояние психики индивида, ощущаемое или… … Энциклопедический словарь

Потребности человека — осознанные или неосознанные условия обеспечения жизнедея­тельности человека или нужда его в объектах и явлениях, без которых он испытывает диском­форт, ухудшающий состояние его здоровья. Потребности человека выступают источником его активности.… … Экология человека

ПОТРЕБНОСТИ — конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов. Неомарксисты (Маркузе) говорят о «лжепотребностях», создаваемых с помощью рекламы. Следует… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ПОТРЕБНОСТИ — ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего… … Демографический энциклопедический словарь

потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… … Большая психологическая энциклопедия

ПОТРЕБНОСТИ — нужда или недостаток в ч. л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. Биологич. П. (в том числе и у человека) обусловлены… … Философская энциклопедия

Потребности — нужда или недостаток в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Биологические П. (в т. ч. и у человека)… … Большая советская энциклопедия

Источник:
Духовные потребности
Универсальный русско-немецкий словарь . Академик.ру . 2011 . Смотреть что такое «духовные потребности» в других словарях: ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — – потребности человека в духовной
http://universal_ru_de.academic.ru/274337/%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Какие потребности человека можно назвать духовными?

Какие потребности человека можно назвать духовными?

Низшие потребности, которые также называются физиологическими, есть у всех живых существ.

У обширной части животных присутствуют и более высокие потребности: нужда в безопасности, в социальных взаимодействиях.

Но только человек имеет духовные потребности, такие как стремление познать себя и мир вокруг, желание достигать успехов в выбранных областях знаний. Духовные потребности человека являются одним из ключевых двигателей развития человеческого общества.

Что такое соционика? Узнайте об этом из нашей статьи.

Потребности — определенные нужды человека или животного, которые необходимо удовлетворять для создания чувства комфорта, уверенности, спокойствия.

Физиологические потребности являются опорой для все остальных, поскольку их недостаточное удовлетворение подрывает жизнедеятельность.

Согласно идеям Абрахама Маслоу, за физиологическими потребностями следуют социальные: необходимость общаться, ощущать общность, быть принятым окружающими, быть любимым и защищенным. И лишь после них идут духовные.

Духовные потребности — наиболее высокие потребности человека, которые можно должным образом удовлетворить только в том случае, если нужды более низшего уровня удовлетворены хотя бы относительно.

Какие бывают? Список духовных потребностей:

  • потребность в познавательной активности;
  • стремление самосовершенствоваться, развиваться;
  • потребность иметь одну или несколько любимых сфер деятельности;
  • необходимость понять смысл собственного существования и четко определить жизненные цели;
  • потребность реализоваться в определенных сферах деятельности, стать значимым, раскрыть свои возможности в полной мере;
  • потребность получать эстетическое удовольствие.

Главные проблемы, препятствующие человеку реализовывать духовные потребности, — это неудовлетворенность более низших нужд, психические и физические заболевания.

При неудовлетворении духовных потребностей человек не умирает, его соматическое состояние здоровья не страдает, а в отдельных случаях это не влияет и на психическое здоровье, особенно если человек имеет различные врожденные либо приобретенные интеллектуальные отклонения.

При этом большинство людей все равно нуждается в удовлетворении духовных потребностей в той или иной мере. Какие потребности можно назвать духовными, что к ним относится?

Даже в каменном веке и ранее люди стремились к познанию окружающего мира, пытались понять, как работает то, что их окружает, как можно объяснить те или иные явления.

Их умозаключения приводили к появлению первых верований и суеверий, поскольку наиболее простой способ объяснить происхождение обыденных для нынешних людей, но совершенно необъяснимых для древних явлений (грозы, огня, дождя) — это связать их с деятельностью потусторонних сил, богов, духов, магии.

Именно благодаря стремлению к познавательной активности человечество находится на нынешней ступени развития и продолжает совершенствоваться.

Эта потребность имеет тесную связь с другими духовными нуждами и является ключом к достижению важных для большинства людей целей.

Как удовлетворить эту потребность?

Каждому человеку важно найти свой путь к познанию и определить, какие сферы ему наиболее интересны.

Кому-то подойдет чтение книг и статей, кому-то — просмотр обучающих роликов, посещение секций, кружков, курсов.

Чтобы информация была должным образом усвоена и принесла пользу, важно регулярно использовать ее для достижения практических целей, совершенствовать навыки.

Эта потребность тесно связана с предыдущей, но не во всех аспектах, поскольку самосовершенствование включает в себя не только развитие, связанное с увеличением объема знаний и количества навыков, но и интеллектуальное (нельзя оценивать ум человека лишь по объему знаний в памяти, есть и другие критерии), физическое, моральное.

Под моральным развитием подразумевается совершенствование своих взглядов на окружающий мир: человек в процессе существования сталкивается с моральными задачами и, решая их, растет духовно, увеличивает силу воли, становится мудрее и доброжелательнее.

Под высоким интеллектом можно подразумевать ряд различных вещей, таких как:

  • умение быстро и правильно принимать решения;
  • способность быстро находить в памяти ответы на нужные вопросы;
  • высокая способность к запоминанию информации;
  • значительная развитость разных видов мышления;
  • умение длительно концентрироваться и быть продуктивным в течение этого времени.
  • И, разумеется, наличие багажа знаний, умений и навыков. Поэтому, говоря об интеллектуальном самосовершенствовании, есть смысл подразумевать нацеленность на развитие всех этих способностей или их части.

    Люди, регулярно занимающиеся различной физической активностью, в среднем более здоровы (за исключением профессиональных спортсменов) и живут дольше.

    Также физическая активность благоприятно влияет на психическое здоровье человека.

    Как удовлетворить эту потребность? Могут помочь удовлетворить нужду в моральном самосовершенствовании качественные книги, фильмы, сериалы, игры.

    Также важно смело идти навстречу трудностям, чтобы получить моральный опыт.

    Чтобы стать сильнее и умнее, важно регулярно уделять время для саморазвития: тренироваться, изучать научные публикации, применять навыки, связанные с активным использованием мышления, на практике и так далее.

    Большинство людей стремятся добиться большего в деятельности, которой занимаются.

    Этой деятельностью может быть как работа, так и хобби.

    Не у всех есть возможность зарабатывать деньги, выполняя ту работу, которая вызывает теплые чувства, поэтому значительная часть людей вынуждена трудиться в сферах, которые им не слишком нравятся.

    В таких случаях потребность реализоваться через работу способна снизиться, и человек может попытаться компенсировать это за счет хобби.

    Реализация важна в плане удовлетворения не только духовных, но и социальных потребностей: если тебя ценят на рабочем месте, у тебя появятся друзья, чувство общности, безопасности.

    В процессе достижения трудовых целей человек самосовершенствуется, получает новые навыки и знания, начинает ощущать собственную значимость, лучше понимает, чего хочет от жизни.

    Как удовлетворить эту потребность? Уделяйте работе столько времени и сил, сколько можете, но при этом следите, чтобы Ваше психическое и физическое здоровье не страдали.

    Старайтесь больше узнать о сфере, в которой работаете, повышайте собственную компетентность, общайтесь с опытными коллегами, развивайте когнитивные способности.

    Стремление находиться в красивых интерьерах, любоваться красотой окружающего мира и общаться с привлекательными с точки зрения общества людьми крайне развито у человека.

    Также эстетические чувства и желание нравиться окружающим толкают людей на коррекцию собственной внешности при помощи косметики, украшений, одежды, физической активности и даже пластических операций.

    У человека, длительное время находящегося в однообразной обстановке, лишенной привлекательных с его точки зрения элементов, увеличивается вероятность развития депрессии.

    Как удовлетворить эту потребность? Наслаждайтесь художественным контентом — фильмами, картинами, посещайте музеи, выставки, изучайте искусство.

    Чаще гуляйте на свежем воздухе и в процессе прогулок присматривайтесь к разным элементам природного мира. Держите свой дом и свое тело в чистоте и порядке.

    Философские вопросы часто терзают людей, особенно тех, которые находятся в кризисных периодах. Время от времени каждый может испытывать потребность переосмыслить собственную жизнь и найти новые цели.

    Это важный процесс, и, если человек не найдет ответы, устраивающие его, у него могут возникать внутренние конфликты, психические заболевания.

    Как удовлетворить эту потребность?

    Важно уметь прислушиваться к себе, анализировать жизненную ситуацию, задавать правильные вопросы в процессе рассуждений.

    Также стоит помнить, что смысл жизни не обязан быть глобальным, любые цели важны и значимы.

    На процесс формирования духовных потребностей влияет ряд факторов, таких как:

    1. Семья. Родители — первые люди, с которыми активно контактирует ребенок. Их представления о нормах, потребностях и ценностях повлияют на него.
    2. Общество. В социуме уже давно сформированы представления о том, какие должны быть ценности у каждого человека.

    Кто-то назовет отдельные из них спорными, однако же влияние общества крайне велико, и большинство людей неосознанно подстраиваются под требования.

  • Друзья, коллеги. Когда человек становится старше, на него начинает влиять более широкий круг людей.

  • Состояние психического и физического здоровья. У серьезно больного человека представления о потребностях могут отличаться от тех, которые присутствуют у здорового. А люди со значительными интеллектуальными дефектами в принципе могут не иметь ярко выраженных духовных потребностей.
  • Образование. Многое зависит от его качества и доступности, а также от компетентности преподавателей и руководства.
  • Духовные потребности начинают формироваться еще в раннем детстве.

    Источник:
    Какие потребности человека можно назвать духовными?
    Основные духовные потребности человека — нужда узнавать новое, накапливать знания, развиваться, получать навыки и умения, наслаждаться красотой окружающего мира.
    http://psyholic.ru/lichnostniy-rost/duhovnye-potrebnosti-cheloveka.html

    Материальные и духовные потребности

    Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально — биологические и матери­ально-социальные. К материально-биологическим отно­сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага­зины, прачечные и т.п.

    К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

    Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

    Духовные потребности — потребности в знаниях, на­строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо­вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

    Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

    Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос­тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко­торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

    Еще в 1947 г. Р. Вудвортс обратил внимание на потребность, которая до того момента игнорировалась, а именно, «желание воспринимать». Он отметил, что для наших взаимоотношений со средой характерен не только свойственный нам мотив видеть и слышать, но «видеть ясно, слышать отчетливо, понимать, что человек видит или слышит в каждый момент времени».

    Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.

    Научное познание направлено на раскрытие объек­тивных законов природы и общества, объяснение и пред­сказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты обобщения,

    В научном познании можно выделить два метода — анализ и синтез. Анализ — реальное, мысленное расчле­нение объекта на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью их всестороннего рассмотрения, изу­чения. С анализом теснейшим образом связан синтез — соединение ранее выделенных частей (признаков, сторон, отношений) объекта в единое целое, это другая сторона анализа.

    Анализ и синтез — простейшие, элементарные приемы познания, лежащие в самой основе человеческого мыш­ления (аналитико-синтетическая деятельность). Вместе с тем они являются универсальными приемами логичес­кой, познавательной деятельности — они органично входят во всякое научное исследование и образуют его первую ста­дию, когда «исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков».

    Существуют несколько видов анализа и разнообразие форм синтеза. Анализ как мысленное (а в эксперименте и реальное) расчленение целого на части. Данный вид анализа предполагает не только фиксацию частей, но и установление отношений между ними. При этом часто анализируемый предмет рассматривается как представи­тель некоторого класса предметов, что позволяет перено­сить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие.

    «Другим видом анализа является анализ об­щих свойств предметов и отношений между ними, когда свойство и отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения». В данном случае эта процедура позволяет свести понятия о наиболее общих свойствах и отношениях к более простым понятиям и свойствам. В науке выделяют и такой вид анализа, как разделение множества классов на подклассы, другими словами — классификация.

    Синтез выступает либо в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, либо как объ­единение конкурирующих теорий. Современная наука представляет собой синтез не только внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами (к примеру, синтез обусловил формирование таких дис­циплин, как биофизика, биохимия, эконометрия и др.). Сегодня происходит процесс интеграции научного знания, приведший к появлению кибернетики, семиотики, теории систем, в которых синтезируется знание о структурных свойствах объектов разных дисциплин.

    Стоит выделить еще такие приемы научного познания, как абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция.

    Абстрагирование — особый прием мышления, за­ключающийся в способности отвлечения от конкретных свойств и отношении изучаемого явления при одновре­менном выделении интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом абстрагирования являются «абстрактные предметы», которыми являются либо от­дельно взятые категории, понятия («дерево», «число», «овощи»), либо система понятий.

    Абстрагирование предполагает замещение свойств, ка­честв и отношений особыми знаками, понятиями, которые и закрепляются в сознании в виде абстракций. К примеру, свойства и качества ели, сосны, березы и т.д. замещаются одним общим понятием «дерево», которое представляет собой абстракцию от конкретных свойств и качеств и в то же время схватывает то общее, что характеризует каждое из них. Тем самым создается основа для их объединения в единый класс.

    Обобщение — приема мышления, в результате ко­торого устанавливаются общие признаки и свойства предметов.

    Процедура обобщения осуществляется поэтапно, от единичных, особенных свойств и качеств, отражаемых в понятии, к более сложным абстракциям. Так, живот­ные, основным средством поддержания жизни которых является питание растительной пищей, объединяются в единый вид, род понятием «травоядные». Более общим по отношению к этому понятию является абстракция «животные», еще более общим — «фауна» и т.д.

    Процесс познания, исследования осуществляется с помощью такого приема, когда на основе имеющихся знаний возможно делать заключения о том, что неизвес­тно, приходя к открытию общих принципов. Иногда, на­против, используя общие принципы, делают заключения о частных явлениях. Такие приемы в научной деятель­ности определяются как «индукция» и «дедукция».

    Индукция — вид обобщения, связанный с предвосхи­щением результатов наблюдений и экспериментов. Основой индукции является опыт, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы. Индукция — это способ рассуждения, когда на ос­нове фактов и их анализа выявляются общие, повторя­ющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.

    На их основе строится умозаключение, опирающе­еся на суждения о единичных фактах и явлениях. Сужде­ние — это вывод, в котором какой-то признак приписыва­ется всему классу. К примеру, изучая свойства воды, спир­тов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Поскольку все они — жидкости, приходят к выводу о том, что все жидкости упруги.

    Однако опыт бесконечен и неполон, а потому выводы индукции зачастую носят проблематичный, вероятност­ный характер, а потому говорить об истинности индук­тивных обобщений или их логической обоснованности недопустимо. Индукция представляет лишь источник предположительных суждений-гипотез, которые затем должны пройти проверку или обоснования более надеж­ными приемами и принципами.

    Дедукция — на основе имеющегося общего знания делаются выводы частного свойства и характера. Часто основой, отправным пунктом дедукции является индук­тивное суждение, таким образом, дедукция дополняет индукцию, расширяя объем общего знания. Но ценность дедукции не столько в том, что она дополняет индукцию, сколько в том, что она способна идти к обобщениям, от­правляясь от гипотез, идей. В этом случае она является отправной точкой зарождения новых теорий.

    Термин «дедукция» употребляется в двух значениях: как синоним слова «вывод» и как родовое обозначение общей теории построения правильных выводов. Суще­ствует целый класс наук, которые принято называть де­дуктивными, поскольку их выводы основаны на общих исходных принципах, постулатах, аксиомах. К ним от­носятся математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.

    Характерной особенностью дедукции является то, что новые истины в ней выводятся из уже имеющегося знания, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу. Это и позволило ученому-философу Нового вре­мени Френсису Бэкону (XVI в.) заявить о том, что дедук­ция является «второстепенным методом», в то время как подлинное знание дает только индукция, поскольку она опирается на опыт. Р. Декарт противопоставил дедукции интуицию, посредством которой, по его мнению, чело­веческий разум «непосредственно усматривает истину», в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опо­средованное» (полученное путем рассуждения) знание. Впоследствии ученые Лейбниц, Вольф выступили в за­щиту дедукции, считая дедуктивные знания «истинными во всех возможных мирах».

    Разрешить спор о предпочтительности того или иного из обсуждаемых методов помогает диалектический под­ход, рассматривающий значение обоих приемов познава­тельно-мыслительной деятельности в единстве, взаимодо­полнении и взаимодействии. Такой подход ярко выражен в следующей позиции ученых конца XIX — начала XX в.: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед созда­ются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом. Из этого», не нужно делать вывод о том, что строгость дедуктивного рассуждения не имеет никакой ценности. На самом деле лишь она мешает воображению впадать в заблуждение, лишь она позволяет после уста­новления индукцией новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и служить ценным противоядием против не в меру разыгравшейся фантазии».

    Художественное познание — особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Художественное познание отличается от позна­ния научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию, тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, что чаще всего и составля­ет основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллекту­ализм и рационализм.

    Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей дей­ствительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обес­печивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

    Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую опреде­ленность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определен­ную художественную концепцию, обладающую эстети­ческой ценностью.

    Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

    Архитектура (зодчество) — вид искусства, представ­ляющий собой систему зданий и сооружений, формирую­щих пространственную среду для жизни человека.

    Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

    Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. В живописи различают следующие жанры:

    — портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейс­твительности;

    — натюрморт — изображение окружающих человека вещей;

    — пейзаж — изображение естественной или преобра­зованной человеком природы;

    — бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

    — анималистический жанр — изображение животных;

    — исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.

    Скульптура — вид изобразительного искусства, про­изведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Ре­льефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррель­ефы. Барельефом называют низкий рельеф, который воз­вышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, кото­рый возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

    Декоративно-прикладное искусство — вид изобрази­тельного искусства, непосредственно связанный с бытовы­ми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусст­ву относят произведения, выполняемые из самых различ­ных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

    Литература — вид искусства, отражающий дей­ствительность в словесно-письменных образах. Пер­вые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

    Музыка — вид искусства, отражающий действи­тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

    Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

    Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим­настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна­ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

    Балет — вид искусства, содержание которого раскры­вается в танцевально-музыкальных образах.

    Кино — вид искусства, произведения которого со­здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти­пликации событий.

    Фотоискусство — искусство создания химико-техни­ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су­щественный момент действительности.

    Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

    Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю­дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст­ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не­сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

    Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще­ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

    Во-вторых, для художественного познания характер­ны специфические способы воспроизведения окружаю­щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

    В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус­каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

    В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

    Искусство включено в целостную систему форм обще­ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот­ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур­ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

    Образование — процесс усвоения систематизирован­ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи­мым условием подготовки к труду и общению. Потреб­ность в образовании по существу является конкретиза­цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

    Образовательная потребность отличается многоуров­невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы­ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос­ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо­вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич­ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

    На групповом уровне потребность в образовании реа­лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

    Воспитание — целенаправленное воздействие на чело­века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

    Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус­воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива­ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз­работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

    «Воспитанность» — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви­дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват­ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре­деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

    Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

    Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен­ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци­альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

    Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес­сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви­тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

    Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб­ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве­дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду­ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис­торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

    В реальной жизни материальные и духовные по­требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

    Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

    Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе­ние духовных потребностей становится возможным благо­даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

    Источник:
    Материальные и духовные потребности
    Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально — биологические и матери­ально-социальные. К
    http://studopedia.ru/2_10247_materialnie-i-duhovnie-potrebnosti.html

    COMMENTS