Диагностика взаимоотношений родителей и детей в семье

Диагностика взаимоотношений родителей и детей в семье

Диагностика взаимоотношений родителей и детей в семье

В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:

· актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

· их история, особенно в критических точках онтогенеза.

· межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей.

· объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс [14] предложил разделить на:

1. предназначенные только для детей,

2. предназначенные только для родителей,

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,

5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель — ребенок.

Данную расстановку методик А.Г. Лидерс представляет в виде схемы:

Рис.1 Типология методик, используемых для диагностики детско-родительских отношений.

Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых медодик, применительно к схеме, расположенной выше.

I. Методики, предлагаемые ребенку могут включать в себя:

1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».

4. Модификация оценочно-самооценочной методики.

5. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким (родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.

6. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) — проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть — фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста — стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.

7. Опросник эмоциальных отношений в семье Е. И. Захаровой.

II. Методики предлагаемые родителям.

1. Анамнестический вопросник, т.е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3. Опросник родительски отношений Варги — Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4. Опросник «Подростки о родителях», показывае установки и стили родительского воспитания так, как их видят тх дети подросткового и старшего школьного возраста.

5. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, выступают следующие:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

6. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений. Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

III. Методики, предлагаемые независимо и детям и родителям.

1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка и наоборот.

3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагает высказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке (штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы о характере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.

IV. Методики предлагаемые диаде ребенок-родитель.

1. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор-сроитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.

1. Цветовой тест отношений Эткинда.

2. Методика «Модель личностной сферы».

VI — VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.

1. Родительское сочинение. Также может использоваться на этапе сбора информации. Базовыми темами обычно являются «Я и мой ребенок», «Я как родитель». Анализ проводится на основе содержания, а также поведения родителя в момент выполнения задания и других формальных показателей.

В диагностике дестко-родительских отношений могут применятся и другие методики, не описанные выше. Например модификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако применяя каждую конкретную методику в отношении ребенка специалист обязательно должен учитывать возраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности.

В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно.

Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека — высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.

Источник:
Диагностика взаимоотношений родителей и детей в семье
Диагностика взаимоотношений родителей и детей в семье В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает
http://studbooks.net/893553/psihologiya/diagnostika_detsko_roditelskih_otnosheniy

Диагностика родительско-детских отношений

Диагностика родительско-детских отношений. Типология методик диагностики родительско-детских отношений

В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.

Психолога-консультанта интересует в этом смысле по крайней мере четыре аспекта:

  1. актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;
  2. их история, особенно в критических точках онтогенеза;
  3. межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей;
  4. объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Практически то же самое можно сказать и относительно межличностных отношений ребенка в детском коллективе — в школе, детском саду, компании во дворе.

Все имеющиеся методики диагностики родительско-детских отношений можно разделить на:

  • предназначенные только для детей;
  • предназначенные только для родителей;
  • одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей;
  • методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом;
  • методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель—ребенок.

Таким образам, можно представить следующее типологическое пространство, упорядочивающее все методики для обследования родительско-детских отношений в семье (рис. 2).

К сожалению, не все эти типы в одинаковой мере обеспечены методически. В опыте исследовательской и практической работы хорошо зарекомендовали себя следующие методики.

Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье, применяемые в исследованиях семьи или в практике семейного и возрастно-психологического консультирования. Некоторые из методик диагностики межличных отношений ребенка в семье составляют содержание следующих разделов настоящей главы.

Источник:
Диагностика родительско-детских отношений
В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным
http://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/578-diagnostika-roditelsko-detskix-otnoshenij.html

Методики для диагностики семейных и детско-родительских отношений — файл

Методики для диагностики семейных и детско-родительских отношений — файл n1.doc

Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений

I.Диагностика детей и подростков.

1. Детско-родительские отношения подростков.

Б. Проективные методики

1. Тест Рисунок семьи

3.Интервью Волшебный мир

4.Завершение предложения Методика детская (Вариант В. Михала.)

5.Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

6.Методика Рене жиля.

II.Методики для диагностики родителей

1. Опросник «Сознательное родительство»

2.Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)

3.Тест Родительского отношения (Варга, Столин)

5.Анализ семейных отношений (АСВ)

Б. Проективные методики

1. Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой

III.Диагностика семейных отношений

А. Тесты, Опросники:

1.Опросник установок к сексу Айзенка.

2.Тест на удовлетворенность браком

3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» — РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА

Назначение: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

  • 1 — если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
  • 2 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
  • 3 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
  • 4 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
  • 5 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.

В вопросах №№109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.

Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца».

«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

  • 1 — если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
  • 2 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
  • 3 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
  • 4 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
  • 5 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.

В вопросах №№109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.

Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца».

1. Приветлив (а) и доброжелателен(а) со мной.

2. Понимает, какое у меня настроение.

3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.

4. Помогает мне, если я его прошу.

5. При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.

6. Затевает ссоры по пустякам.

7. Уважает мое мнение.

8. Поручает мне ответственные дела.

9. Знает о моих интересах и увлечениях.

10. Проверяет, как я выполнил(а) поручение.

11. Я должен получить разрешение на любое свое действие.

12. Благодарит меня за помощь.

13. Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.

14. Сомневается в правильности своих действий и решений.

15. Находит для меня время, если это мне нужно.

16. Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.

17. Обижается на мужа/жену, даже если проблема уже разрешена.

18. Мне нравятся наши отношения.

19. Я уверен(а), что он(а) любит меня.

20. Угадывает мои желания.

21. Если он(а) чем-то расстроена, я чувствую себя так, как будто это происходит со мной.

22. У нас есть общие дела и интересы.

23. Не выслушивает мое мнение при споре.

24. Сердится и кричит.

25. Позволяет мне самому решать, как проводить свое свободное время.

26. Считает, что я должен(а) выполнять все его (ее) требования.

27. Знает моих друзей.

28. Проверяет мой школьный дневник.

29. Требует моего подчинения во всем.

30. Умеет проявлять свою благодарность.

31. По-разному ведет себя в похожих ситуациях.

32. Сменяет свою точку зрения, если я на этом настаиваю.

33. Прислушивается к моим просьбам и пожеланиям.

34. Ведет себя так, как будто совсем не понимает меня.

35. Строит свои планы, независимые от планов мужа/жены.

36. Я ни в чем не хочу изменять наши отношения.

37. Я нравлюсь ему (ей) таким(ой), какой(ая) есть.

38. Может развеселить меня, когда мне грустно.

39. Мое отношение к делу зависит от того, как он(а) к нему относится.

40. Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе.

41. При обсуждении проблемы навязывает готовое решение.

42. Вовлекает в наш конфликт других членов семьи.

43 Передает мне ответственность за то, что я делаю.

44. Требует большего, чем я способен(а) сделать.

45. Знает, где я провожу свободное время.

46. Пристально следит за моими успехами и неудачами.

47. Прерывает меня на полуслове.

48. Обращает внимание на мои хорошие поступки.

49. Тяжело заранее определить, как поступит в ответ на то или иное действие.

50. Долго откладывает принятие решения, предоставляя событиям идти своим чередом.

51. Заботится о том, чтобы у меня было все необходимое.

52. Я не понимаю его слова и поступки.

53. Ссорится с мужем/женой из-за мелочей.

54. Когда я вырасту, я хотел(а) бы иметь такие же отношения со своим ребенком.

55. Интересуется тем, что меня волнует.

56. Умеет поддержать меня в трудную минуту.

57. Дома я веду себя по-разному, в зависимости от того, какое у него (нее) настроение.

58. Могу обратиться к нему (ней) за помощью.

59. Учитывает мое мнение при принятии семейных решений

60. При решении конфликта всегда старается быть победителем.

61. Если я заработаю деньги, позволит мне самому ими распорядиться.

62. Напоминает мне о моих обязанностях.

63. Знает, на что я трачу свои деньги.

64. Оценивает мои поступки как «плохие» и «хорошие».

65. Требует отчета о том, где я был(а) и что делал(а).

66. Наказывая, может применить силу.

67. Его (ее) требования противоречат друг другу.

68. Предпочитает, чтобы важные решения принимал кто-то другой.

69. Покупает мне те вещи, о которых я прошу.

70. Приписывает мне те чувства и мысли, которых у меня нет.

71. Заботится о муже/жене.

72. Я горжусь тем, какие у нас отношения.

73. Рад(а) меня видеть.

74. Сочувствует мне.

75. Мы испытываем схожие чувства.

76. Для меня важно его (ее) мнение по интересующей меня проблеме.

77. Соглашается со мной не только на словах, но и на деле.

78. При решении конфликта старается найти решение, которое устраивало бы обоих.

79. Поддерживает мое стремление самому принять решение.

80. Учит меня, как надо себя вести.

81. Знает, во сколько я приду домой.

82. Хочет знать, где я был(а) и что делал(а).

83. Отвергает мои предложения без объяснения причин.

84. Считает, что хорошие дела и так видно, а на проступки надо обратить внимание.

85. Его (ее) легко переубедить.

86. Советуется с кем-нибудь о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.

87. Охотно отвечает на мои вопросы.

88. Неверно понимает причины моих поступков.

89. Приходит на помощь мужу/жене, даже если это требует жертв.

90. Наши с ним (ней) отношения лучше, чем в большинстве семей моих сверстников.

91. Прощает мне мелкие проступки.

92. С уважением относится к моим мыслям и чувствам.

93. Я чувствую себя неуютно, если долго не вижу его (ее).

94. Участвует в тех делах, которые придумываю я.

95. При принятии решения у нас равные права.

96. При решении конфликта уступает мне.

97. Уважает мои решения.

98. Обращает мое внимание на существующие правила.

99. Знает о моих успехах и неудачах в школе.

100. Если я задерживаюсь, проверяет, где я.

101. Ведет себя так, как будто лучше меня знает, что мне нужно.

102. Несправедливо меня наказывает.

103. На его (ее) отношение ко мне влияют дела на работе.

104. Боится дать мне неправильный совет.

105. Выполняет свои обещания.

106. Своими действиями или словами ставит меня в тупик.

107. Прислушивается ко мнению мужа/жены в различных ситуациях.

108. В будущем мне бы хотелось сохранить наши отношения неизменными.

109. Мне нравится …

110. Мне не нравится …

111. Мне хотелось бы …

112. Он(а) хочет видеть меня …

113. Ему (ей) нравился во мне …

114. Ему (ей) не нравится во мне …

115. Он(а) гордится тем, что я …

116. Он(а) терпеть не может …

Обработка результатов опросника

«Детско-родительские отношения подростков»

Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. ниже), в котором ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.

В четырех шкалах схема подсчета немного отличается:

— Шкала № 5, «Принятие решений» (начинается с вопроса № 5): в первых трех вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов.

— Шкала № 6, «Конфликтность» (начинается с вопроса № 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитывается.

— Шкала № 12, «Особенности оказания поощрений и наказаний» (начинается с вопроса № 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: «Поощрения» (вопросы № 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

— Шкала № 17, «Отношения с супругом» (начинается с вопроса № 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: «Враждебность» (вопросы №№ 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

— В шкале «Неадекватность образа ребенка» балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.

В приведенных ниже таблицах представлены возрастные нормы значений по шкалам для старших подростков (14-16 лет). Данные собраны на выборке подростков города Москвы, общее количество испытуемых 130 человек.

Источник:
Методики для диагностики семейных и детско-родительских отношений — файл
Название: Методики для диагностики семейных и детско-родительских отношений; Файл: n1.doc; Дата: 08.07.2012 21:36; Размер: 1185kb.
http://nashaucheba.ru/v26907/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ» ? Выпуск 20 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Методические рекомендации для педагогов-психологов Курган 2007

2 Психологическая диагностика детско-родительских отношений: Методические рекомендации для воспитателей, педагогов-психологов. Курган, с. Составители: Н.П. Бадьина, кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии ИПКиПРО Курганской области; Л.А.Дементьева, старший преподаватель кафедры психологии ИПКиПРО Курганской области В работе представлены современные методики психологической диагностики детско-родительских отношений. Методические рекомендации адресованы педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений. Н.П.Бадьина, Л.А.Дементьева Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области 2

17 127. Кончив уроки (или придя домой с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему нравится Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение Мой сын (дочь) часто болеет Семья не помогает, а осложняет мою жизнь. Бланк ответов Бланк ответов для ДЗ (*) РЧ ДК Н У РЧ НК К

18 ЖК МК РЧ У РЧ Ф.И.О. Фамилия и имя сына (дочери) Сколько ему (ей) лет Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель) * эта часть бланка испытуемым не показывается 18

24 Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ Возраст Пол Образование Профессия Количество и возраст детей Ответ п/п А а б Б Ответ п/п А а б Б Ответ п/п А а б Б Ответ п/п А а б Б Ответ п/п А а б Б 24

25 Ключ Признак А а б Б А а б Б А а б Б А а б Б А а б Б Значение признака А = 4 балла, а = 3 балла, б = 2 балла, Б = 1 балл. Признаки: 1) вербализация; 2) чрезмерная забота; 3) зависимость от семьи; 4) подавление воли; 5) ощущение самопожертвования; 6) опасение обидеть; 7) семейные конфликты; 8) раздражительность; 9) излишняя строгость; 25

52 Бланк регистрации ответов ШСО (знаком «х» помечены пункты, учитываемые при подсчете баллов по шкалам) в X X X X X X X X Н X X В X X X X X X X Н X X X В X X X X Н X X X X X X В X X X X X X X Н X X X В X X X X X Н X X X X X В X X X X X X X Н X X X В X X X X X X X X Н X X В X X Х X X X Н X X X X В X X X X X X X Н X X X С Э К-Т Н ОД ИКО ОАО МНА О К-Л Средние значения FES (американские семьи) и ШСО (российские семьи) Шкалы США, n = 285 Россия, n = 100 М q М q 1 С 6,36 1,86 6,45 1,36 2 Э 5,43 1,49 6,18 1,17 3 К-Т 4,65 2,05 3,20 1,56 4 Н 6,67 1,23 4,35 1,25 5 ОД 5,64 1,66 5,46 1,44 6 ИКО 6,15 1,98 6,08 1,39 7 ОАО 6,19 1,66 4,37 1,50 8 МНА 4,55 2,15 5,72 1,09 9 О 5,27 2,03 5,13 1,65 10 К-Л 4,80 1,84 3,93 1,27 Примечание: п количество испытуемых, М среднее значение по группе, q стандартное отклонение. 52

65 Бланк теста «Семейная социограмма» Инструкция: Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их. 65

80 Шкала Мать Отец 1. Принятие Эмпатия Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) Сотрудничество Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие давлению со стороны родителя) Конфликтность Поощрение автономности Требовательность Мониторинг Контроль Авторитарность Оказание поощрений Реализация наказаний Непоследовательность родителя Неуверенность родителя Удовлетворение потребностей ребенка Неадекватность образа ребенка Враждебность по отношению к супругу Доброжелательность к супругу Удовлетворенность отношениями

81 Бланк опросника ДРОП БЛАНК (МАТЬ/ОТЕЦ) Фамилия, Имя Возраст Пол Класс Школа Дата

89 Стимульный материал к методике 1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. 2. Обозначь крестиком, где ты сядешь. 3. Обозначь крестиком, где ты сядешь. 89

90 4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник). 5. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек? 6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя. рат б папа и мама с естра 7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты. папа и мама дедушка и бабушка 8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату. 9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? 90

Источник:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ» ? Выпуск 20 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
http://docplayer.ru/41300562-Psihologicheskaya-diagnostika-detsko-roditelskih-otnosheniy.html

Родители и Дети: взаимное отражение

Родители и Дети: взаимное отражение. Диагностика отношений.

На начальном этапе работы помимо сбора данных я часто использую проективные методы диагностики. Их иногда называют методиками замаскированного тестирования. Потому что, как правило, тестовые стимулы расплывчаты и неоднозначны, а результаты не явны для клиента. Для психолога же это хороший способ обнаружить завуалированные, скрытые и часто неосознаваемые стороны проблемы.

Хочу поделиться такой методикой, которую использую в работе с родителями и детьми (подростками) для выявления более полной картины их отношений именно на начальном этапе работы с семьей.

Это Метод Незаконченных предложений.

Метод применяется в психологической практике давно. Существует множество его вариантов.

Я хочу рассказать о детско-родительском варианте.

Что дает мне эта методика? Она на начальном этапе работы с семьей позволяет выявить некоторые нюансы детско-родительских сценариев, роли и позиции родителей по отношению к детям, взаимопонимание, механизмы формирования их взаимоотношений. Мне легче сориентироваться в дальнейшем направлении работы, есть возможность увидеть проблемные, острые моменты в отношениях. Методика показывает гармоничность или дисгармонию в отношениях детей и родителей, часто позволяет увидеть их идеальные ожидания и реальные требования, причины трудностей во взаимоотношениях родителей с подростком, когда он стремится к сепарации.

Работа с подростком, ребенком по данной методике позволяет увидеть степень доверия родителям, насколько близко установлен контакт, с кем из родителей, кто из них является более значимой фигурой для ребенка, вовлечен ли ребенок в родительский конфликт, если таковой имеется. Возможные страхи и опасения проявляются в ответах как родителей, так и детей.

Сравнительный бланк использую для анализа взаимного отражения подростков (детей) и родителей в глазах друг друга, для того, чтобы сопоставить и соотнести мнения детей и родителей друг о друге. Анализ результатов помогает выявить, характеризуются эти отношения отчужденностью и закрытостью или эмоциональной теплотой. В «благополучных» семьях методика позволяет увидеть в отношениях взаимопринятие, взаимопонимание. В семьях, где отношения в кризисном состоянии, часто выявляется взаимное неприятие, примитивная оценка друг друга, отсутствие любви или амбивалентность в восприятии друг друга. Например, подросток говорит о матери как о заботливой, мягкой, выражает стремление помочь, беспокоится о ее здоровье. Мать же, напротив, может характеризовать сына ( дочь) равнодушным, черствым, ленивым, эгоистичным.

Надо понимать, что данная методика не является тестом с окончательными результатами. Это материал для анализа, для размышления психолога, способный помочь выстроить дальнейшую работу с семьей.

Родителям или одному из них предлагаю заполнить бланк – закончить предложения. Детям (подросткам) предлагаю аналогичные предложения. С детьми младше 13 лет работаю устно, с более младшими предложения использую выборочно. Важно понимать, какие шкалы необходимы и значимы для исследования в конкретной семейной ситуации.

Если сразу ответа у ребенка не находится, то я продолжаю. А в конце возвращаюсь к пропущенным пунктам уже с колодой метафорических ассоциативных карт. Как правило, ответ находится.

Методика представляет собой бланки с незаконченными предложениями. Предложения разделены на 11 групп (шкал), отражающих отношение родителей и детей друг к другу, их влияние друг на друга, взаимоотражение.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Сочетание этих позиций показывает представление родителей о своих детях и представление детей о своих родителях, выявляет трудности и проблемы в отношениях.

Проводится контент-анализ или содержательный анализ ответов, на усмотрение психолога.

Ниже я привожу сами бланки с предложениями, бланк распределения предложений по шкалам и сравнительный бланк.

Предложения для детей и подростков:

1. Когда я думаю о своем(ей) папе (маме), то….

2. По сравнению с другими родителями мой (моя) папа (мама)….

3. Я люблю, когда папа (мама)….

4. Я хотел(а) бы, чтобы он (она)….

5. Меня беспокоит то, что. он (она)….

6. Мне бы хотелось, чтобы (папа) мама уделял (а) внимание….

7. Я очень раздражаюсь, когда….

8. Когда я рос(ла), мой(я) папа (мама)….

9. Мою маму (папу) постоянно интересует….

10. Мне приятно, когда мы с мамой (папой)….

11. Скорее всего я….

12. Когда я с мамой (папой) бываем среди других родителей ребят…

13. Мне нравится в маме (папе)…

14. Я всегда мечтаю о том, что….

16. Хотелось бы, чтобы он (она) перестала…..

17. Мне не нравится в нем(й)….

18. Когда он(а) был(а).

19. Мой(я) папа (мама) любит, когда.

20. Мой(я) папа (мама) и я….

21. Я всегда замечал….

22. Самое главное в характере моего(ей) папы (мамы)….

23. Мой(я) папа (мама)…

24. Я был бы рад, если бы папа (мама)…

25. Мне бы не хотелось, чтобы папа (мама)…

26. Мой(я) папа (мама) достаточно….

27. Думаю, что ему (ей) мешает….

28. Самое трудное, что пережил(а) мой(я) папа (мама)….

29. Он (она) предпочитает….

30. Наши отношения с мамой (папой)….

Предложения для родителей:

1. Когда я думаю о своем сыне (дочери), то….

2. По сравнению с другими подростками его (ее) возраста мой сын (дочь)….

3. Я люблю, когда мой сын (моя дочь)…

4. Я хочу, чтобы, мой сын (моя дочь)…

5. Меня беспокоит в нем (в ней)….

6. Мне хотелось бы, чтобы мой сын (моя дочь) больше внимания уделял (а)….

7. Я сильно раздражаюсь, когда…

8. Мой сын (моя дочь), когда рос(ла)…

9. Моего сына (дочь) интересует…

10. Мне приятно, когда мы с моим сыном (дочерью)…

11. Скорее всего, он (она)….

12. Когда мы с ним (с ней) бываем среди его (ее) сверстников….

13. Мне нравится в моем сыне (дочери)….

14. Я всегда мечтаю о том, что мой сын (моя дочь)…

16. Хотелось бы, чтобы он (она) перестал(а)….

17. Мне не нравится…

18. Когда он (она) был(а) маленьким….

19. Мой сын (моя дочь) любит….

20. Мой сын (моя дочь) и я….

21. Я всегда замечал(а), что он (она)….

22. Самое главное в характере моего сына (моей дочери)….

23. Мой сын (моя дочь) силен (сильна)….

24. Я был(а) бы рад(а), если бы….

25. Мне бы хотелось, чтобы….

26. Мой сын (моя дочь) достаточно способен (способна), чтобы….

27. Думаю, ему (ей) мешает….

28. Самое трудное, что пережил(а) мой сын (моя дочь)…

29. Он (она) предпочитает….

30. Наши отношения с сыном (дочерью)….

Распределение стимульного материала по шкалам

Источник:
Родители и Дети: взаимное отражение
На начальном этапе работы помимо сбора данных я часто использую проективные методы диагностики. Их иногда называют методиками замаскированного тестирования. Пот …
http://www.b17.ru/article/39645/

COMMENTS