Детско родительские отношения в семье дошкольника

Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте

Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте

Ориентируясь на название возраста, многие современные родители считают, что главное — это подготовить ребенка к обучению в школе. А для этого нужно как можно раньше начать учить его чтению, письму, счету. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике.

Чтобы достичь полноценной школьной готовности («школьной зрелости»), т.е. достаточного уровня физического, мотивационного, интеллектуального, социального развития, при котором ребенок будет в состоянии успешно (и без излишнего напряжения и ущерба для здоровья) обучаться в условиях массовой школы, необходима не акселерация (искусственное ускорение), а амплификация детского развития. Под амплификацией (обогащением) детского развития понимается полноценное проживание дошкольного детства, раскрытие его уникального потенциала как особого неповторимого возраста. Для этого нужны:

  • • широкое развертывание специфических детских форм игровой, практической, продуктивной деятельности;
  • • обогащение их содержания;
  • • создание опыта общения со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • • максимальное развитие «специфически дошкольных» и вместе с тем перспективных психофизиологических качеств.

Дошкольный возраст — сензитивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения. Дети любопытны, задают множество вопросов о жизни животных, причинах природных явлений, внутреннем устройстве предметов: «Что едят мухи? Где зимуют раки? Из чего делают стекло? Правда ли, что после смерти люди попадают на Луну?» Это попытки осмыслить законы физического и социального мира, первая исходная форма теоретического мышления ребенка.

Родители должны бережно относиться к естественному любопытству ребенка, чтобы не заглушить его чрезмерно усложненными объяснениями или формальными отговорками, а способствовать формированию новых его уровней — любознательности, любви к познанию.

При овладении сенсорным опытом нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению и оценке качеств и свойств (таких как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами). Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, систему сенсорных эталонов (например, сенсорные эталоны формы предметов — геометрические фигуры; эталоны цвета — семь цветов спектра, белый и черный). Измерение с помощью разного рода «мерок» (единиц измерения) приводит к более глубокому и осознанному установлению количественных отношений. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе — более эффективному овладению чтением и письмом.

Недопустимо отношение к детской игре как к пустому, никчемному занятию. Осознание незаменимого вклада игры в умственное, речевое развитие, развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения, в формирование произвольности психических процессов (произвольного внимания, произвольной памяти) должно настроить родителей на уважительное отношение к игровой деятельности. Наблюдение за тем, какие сюжеты, какие роли привлекают ребенка, поможет лучше понять его, подсказать новые возможности обогащения содержания сюжетно-ролевых игр. Это особенно актуально для единственных детей в семье, «домашних» детей, имеющих ограниченный, стереотипный игровой опыт.

Безусловно, необходимо поощрять и развивать и другие виды деятельности: продуктивную, трудовую и учебно-познавательную. Рисование, конструирование, лепка, бытовой труд важны еще и потому, что способствуют формированию направленности на получение результата, навыков самооценки, планирования и управления поведением.

Развитие любознательности, познавательных интересов, воображения, образного мышления лежит в русле основных возрастных тенденций и достижений. Складывание первой обобщенной картины мира невозможно вне особых типов общения со взрослым — внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного.

Взрослый сохраняет центральное положение в мире ребенка, который стремится подражать ему и одновременно испытывает потребность в уважительном и серьезном к себе отношении. Родитель выступает как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники; как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами.

Источник:
Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте
Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте Ориентируясь на название возраста, многие современные родители считают, что главное — это подготовить ребенка к обучению в школе. А для этого
http://studme.org/152217/psihologiya/detsko_roditelskie_otnosheniya_doshkolnom_vozraste

Детско-родительские отношения в семье дошкольника

1.2. Детско-родительские отношения в семье

Семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Структура отношений, с которой ребенок впервые сталкивается в своем опыте, – это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Позиции во внутрисемейной структуре находятся в отношении дополнительности, у каждой позиции есть своя особая функция, а в новой, незнакомой ситуации ребёнок, производит процедуру переноса или замещения.

Теоретически это положение подтверждается идеей Д.Б. Эльконина о том, что замещение впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию недостающим в данный момент объектом. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании.

Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи – создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

    1. . Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями

Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, если она последовательна и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно.

Активной стороной в построении детско-родительского взаимодействия является взрослый человек — родитель. Он целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. Наблюдаются существенные различия в их содержании. При построении взаимодействия можно ориентироваться на собственное состояние, культурные нормы и требования, состояние партнера. В данном случае специалистов больше всего интересует, насколько родитель ориентируется на состояние ребенка, насколько учитывает его, что является показателем ценностного отношения к ребенку.

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родители — часто импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно в таких случаях родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении сверхзаботы осознает, что не может самоутвердиться. И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.

Адекватность оценочных суждений ребенка определяется постоянной оценочной деятельностью родителей, а также воспитателей в связи с выполнением правил поведения детей в группе, в различных видах деятельности (игры, дежурство, занятия). Следует заметить, что влияние оценок родителей на самооценку дошкольника зависит от понимания ребенком компетентности матери и отца и стиля воспитания, от характера взаимоотношений в семье. Дети принимают и усваивают оценки того родителя, который для них является значимым лицом и носителем эталонов поведения.

Старший дошкольник по-прежнему нуждается в поощрении и одобрении родителей, его уже гораздо больше волнует оценка не конкретных умений, а его личности в целом. В 6-7 лет ребёнку важно понять сущность требований взрослого и утвердиться в своей правоте. Поэтому дети старшего дошкольного возраста хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные, касающиеся жизни людей. К 7 годам мнение окружающих взрослых непосредственно определяют самоотношение ребёнка. Знания о себе и своей состоятельности дошкольник получает через оценки окружающих в том же качеств.

Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и их оценочных воздействий переживания детей приобретают разную эмоциональную направленность. Так, например, в семьях, где ребенка за каждую провинность строго наказывают или родители ведут себя непоследовательно — то ругают, то не обращают внимания, то вступают в спор, заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко отрицательные проявления личности.

А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать — это любовь и независимость.

Глава 2. Исследование социально-психологических проблем формирования личности ребёнка в семье.

В статье Белоуса О. В.(«Семейная психология и семейная терапия» №2, 2008.) рассматривается проблема влияния родительских отношений на характер социализации ребёнка и содержание усваиваемого специфического субъектного опыта. Подчёркивается активное участие родителей в социализации ребёнка.

Автор обращает внимание на то, что основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети, лишённые возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких людей, серьёзно обеднены и обездолены судьбой.

Благодаря своим особенностям семья создаёт своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Далее автор рассматривает проблему отсутствия материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребёнок живёт в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично). Что сказывается в виде нарушений психического развития ребёнка, задержки моторного, интеллектуального и эмоционального развития. Нередко эти негативные последствия необратимы. Дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально обеднёнными, уплощёнными. Е. Т. Соколова считает, что последствием материнской депривации может быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности.

Но не только депривация или отсутствие семьи нарушает и изменяет ход нормального психического созревания ребёнка. Разные стили воспитания и обращения с ребёнком в семье так же влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребёнка и его поведения.

Источник:
Детско-родительские отношения в семье дошкольника
1.2. Детско-родительские отношения в семье Семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Структура отношений, с
http://freepapers.ru/18/detskoroditelskie-otnosheniya-v-seme-doshkolnika/47862.309708.list2.html

Детско родительские отношения в семье дошкольника

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ КАК ПРЕДМЕТ ПЕРЕЖИВАНИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Малявко Наталья Леонидовна

магистрант Гомельского государственного университета

имени Ф. Скорины, г. Гомель

педагог-психолог, ГУО «Ясли-сад № 155 г. Гомеля», г. Гомель

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания многих ученых как один из важных периодов в жизни человека. Именно в этом возрасте наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Родительский дом для ребенка — своего рода первый институт социализации ребенка. Ведь в семье ребенок обучается навыкам человеческих отношений, усваивает нормы поведения.

Воспитать детей в полноценном виде, как считают многие специалисты, может только полная семья — отец и мать. Именно в такой семье изначально заданы условия для наиболее полного развития человеческой индивидуальности. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви. Несомненно в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса. Однако, встречаются семьи полные, но в которых нет согласия, где ссоры и конфликты возникают по всякому поводу и на пустом месте.

Необходимо отметить, что в последние годы становится все больше семей, в которых оба родителя заняты проблемами карьеры, делания денег, и дети в такой ситуации оказываются заброшенными, отодвинутыми на последнее мест в иерархии ценностей. Поэтому, и не только, нельзя с уверенность утверждать, что только полная семья может воспитать ребенка в полноценном виде.

Неполная семья может образоваться вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей, или раздельного их проживания. Так, выделяют следующие разновидности неполных семей: разведенная, осиротевшая, внебрачная, распавшаяся. Также выделяют материнские и отцовские неполные семьи в зависимости от того, кто занимается воспитанием ребенка.

Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника в период развода родителей происходит перелом представлений семейной структуры, привычных отношений с обоими родителями [1, с. 10—13].

Существуют разные причины развода, но в любом из этих случаев от его последствий в разной степени страдают все члены семьи, и это несомненно осложняет процесс воспитания.

Часто мать препятствует не только участию отца в воспитании ребенка, но даже редким встречам с ним. Еще больший вред его развитию наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения друг к другу, втягивают ребенка в конфликт, каждый старается быть лучше другого в глазах малыша. Родители, поступающие таким образом, лишь усиливают эмоциональное неблагополучие ребенка.

Хотя дети дошкольного возраста не сразу могут проявить свое отношение к разводу, однако они тяжело переживают распад семьи. Выявлены некоторые различия в эмоциональных и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, которые связаны с их эмоциональными переживаниями данной ситуации в семье.

В ситуации развода родителей девочки чаще всего держат свои переживания внутри, и внешнее их поведение почти не меняется. Но могут появиться раздражительность, пониженная работоспособность, утомляемость, отказ от общения, а также слезливость. Иногда таким образом они привлекают к себе внимание расстающихся родителей. Также нередко встречаются жалобы на нездоровье [2, с. 92].

Для мальчиков же нарушения поведения более очевидные. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Ведущие переживания у мальчиков — это гнев и агрессивность. Переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на других членах семьи, на детей из группы детского сада и на других окружающих ребенка людей.

Смерть человека является еще одной причиной образования неполной семьи. Смерть — это всегда тяжелый удар для всех его близких. И неважно, умер ли он в результате длительной болезни или смерть внезапна. Взрослые в такой ситуации вместе с переживанием горя испытывают растерянность, потому что ему предстает пережить утрату не только самому, но и помочь ребенку пережить потерю близкого и родного ему человека.

Всегда и во всем мире воспитание детей считалось в первую очередь материнским занятием. Однако, вследствие смерти матери, может образоваться отцовская неполная семья. Нельзя утверждать, что между отцом и ребенком или детьми будут нарушены гармоничные взаимоотношения. Однако анализ проведенных исследований помогает выявить целый ряд проблем в отношении отцов к своим детям. И основными из них являются непонимание отцами своей особой роли в развитии личности дошкольника, неумение играть и заниматься с малышами, недостаток общения с детьми. Также среди трудностей, которые выделяли сами отцы, были плаксивость и детское упрямство.

Еще одной из разновидностей неполной семьи является внебрачная, влияние которой на формирование личности ребенка имеет свои особенности. Одинокая мать может быть больше занята работой, она с трудом сочетает материнские функции и занятость вне дома. Вследствие этого ребенку уделяется меньше заботы и внимания, эмоционального тепла. Мальчики могут сталкиваться с проблемой нехватки авторитета, которым в семье, как правило, является отец, а также с проблемой найти себе образец мужчины. У девочки образ мужчины оказывается обедненным, что может привести к различным проблемам в установлении личных отношениях в будущем.

Одинокая мать сталкивается с социальными и материальными проблемами, которые являются причиной её переживаний. Они вызывают неустойчивость настроения и повышенную раздражительность матери. Это её эмоциональное состояние матери несомненно сказывается на ребенке. Ее раздражительная реакция на какую-то мелочь, часто провоцирует ответное агрессивное поведение ребенка.

Воспитание в семье матери-одиночки связано с рядом психологических трудностей, но нельзя утверждать, что ребенок в такой семье обязательно вырастет личностно и социально незрелым. Многое зависит от самой матери и от методов воспитания, от того как она будет строить свои отношения с ним и учить его устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми.

Почти все точки зрения относительно воспитания детей без отца сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Например, Рожина Л.Н. отмечает, что дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы, менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек, становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

В заключении хотелось бы отметить что первой и основной задачей одного или обоих родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. И никогда, и ни при каких обстоятельствах у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная, необходимая из всех обязанностей родителей — относиться к своему ребенку любовно и внимательно.

Ребенок нуждается в любви. Одна из главных его потребностей — потребность в любви Только удовлетворив её и имея гармоничные взаимоотношения в семье ребенок сможет научиться строить отношения с другими, завязывать дружбу, дарить любовь и быть благодарным за любовь.. Ребенок, не усвоивший в детстве главнейших правил общения, может превратиться в человека, манипулирующего всеми вокруг, в человека, который не может строить личные взаимоотношения с другими людьми. Самое главное, чтобы ребенок был твердо уверен, что его любят, и он очень нужен. И независимо не от чего, дети должны быть любимы, ведь они самое важное и бесценное, что есть у родителей.

Список литературы:

  1. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1981. — С. 10—13.
  2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 272 с.

Источник:
Детско родительские отношения в семье дошкольника
Малявко Н.Л. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ КАК ПРЕДМЕТ ПЕРЕЖИВАНИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии
http://sibac.info/conf/pedagog/xxv/31886

Свиридова Л

Свиридова Л. П. Детско-родительские отношения как основа воспитания ребенка в семье

Особую роль в становлении личности играет характер межличностных отношений в семье. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психо-логической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления.

Сами собой напрашиваются определенные выводы:

• Мать в разведенной семье не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное и школьное учреждение;

• Условия для общения ребенка со взрослыми в неполной семье хуже, чем в полной: оставшись одна, мать не имеет возможности интенсивно и содержательно общаться с ним, потому что на ее плечи ложатся все материальные и моральные заботы;

• Отношения между матерью и ребенком достаточно хорошие, но переживания матери (чувство одиночества, ее угнетенное и пессимистическое настроение, материальные заботы) не остаются незаметными для малыша;

• Как правило, разведенная мать с сыном (дочерью) живет вместе со своими родителями, обстановка в доме более семейная, радующая детей;

• Ошибку допускают те матери, родственники, которые, жалея оставленного отцом ребенка, балуют его, потакают неразумным желаниям и капризам.

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности. Роль семьи в развитии личности невозможно переоценить. Это среда, вбирающая в себя широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека, возможности и характер его личностного и социального функционирования, на возможности самореализации.

Проявление родительской любви вызывает у ребенка осознание ценности собственного «я», создает ощущение психологической защищенности, так необходимой для полноценного развития. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности, идеалы.

Взаимодействие с родителями является первым опытом взаимодействия ребенка с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются от поколения к поколению. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные ошибки во взаимодействии с ним. Как следствие, увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии, нарушениями в эмоционально-личностной сфере.

Представители различных теоретических направлений в психологической науке сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутри-семейных отношений на психическое развитие ребенка, среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательные позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие.

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом в жизни человека как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

На третьем году жизни происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности ма-лыша, имеющие собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослых. Этот перелом обнаруживается в появлении, с одной стороны, ярко выраженного стремления к самостоятельности, а с другой – желания быть похожим на взрослых, подражать им.

На 4-м году жизни развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.

Первым свидетелем начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой, при объек-тивном отсутствии умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения, и все должны с ней считаться.

Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неуспеш-ность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослыми. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание определить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.

Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал с взрослым. Возможны два варианта:

А) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами;

Б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то скорее всего, у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В возрасте 3 — 5 лет ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка фор-мируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.

Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. До недавнего времени преобладал авторитарный стиль воспитания, который негативно сказывался на психическом, физическом и эмоциональном здоровье ребенка.

Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается «правильное» воспитание. Что для сохранения психического, физиче-ского и эмоционального здоровья ребенка им необходимо:

• создать для ребенка атмосферу безопасности;

• понимать и принимать мир ребенка;

• поощрять выражение эмоционального мира ребенка;

• создать ощущение дозволенности (это не означает, что дозволено абсолютно все; просто необходимо предоставить ребенку возможность самому делать выбор, лишь в сложных случаях облегчая ребенку принятие решений, но ни в коем случае не решая все за него);

• обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Но на практике эти родители испытывают значительные трудности.

Воспитание — не что-то отдельное, на что взрослым приходится отводить специальное время и силы. Воспитание — это правильные и полные взаимоотношения; сама наша жизнь вместе с ребенком, заметный отрезок на жизненном пути отца или матери, когда дети растут, учатся и взрослеют. И сколько бы мы при этом ни рассуждали о любви к детям, все равно выйдет, будто любовь – это еще одна наша обязанность и метод, в данном случае добиться хорошей воспитанности. Но любовь не бывает ради какой-нибудь цели или по какому-нибудь поводу. Она есть, и все. И в этом состоянии вычитанные из книг «принципы воспитания» не действуют и не помогают.

У каждой семьи имеются свои потребности как материальные, так и духовные. К духовным потребностям мы относим чувство ценности каждого члена семейной системы, чувство интимности и привязанности, чувство «мы – семья, мы представляем нечто единое», чувство ответственности. Семья нуждается в эмоциональной поддержке, самореализации как отдельных членов, так и семьи в целом. Семье необходимо удовлетворять и свои потребности в познании каждого члена семейной системы.

Семья, так или иначе, следует общекультурным нормам и правилам воспитания ребенка и постепенно вырабатывает свои модели семейного вос-питания. В самом обобщенном варианте психологическая культура семьи опирается в своем развитии на следующие принципы:

1. Семья должна стать для ребенка естественной школой духовной любви. Той любви, которая любит человека таким, какой он есть, любви, способной на сочувствие, состраданием, терпение и самопожертвование.

2. Семья призвана передать подрастающему человеку культурную, историческую, национальную и религиозную традицию.

3. Семья должна дать ребенку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что свобода неотделима от ответственности. Принимая ответственность на себя за свои действия и поступки, ребенок может стать полновластным хозяином своей жизни.

4. Семья должна воспитать в ребенке здоровое чувство частной собственности, привить практические навыки хозяйствования, создания собственного благополучия, научить ценить и уважать свой собственный труд и туд других людей. [Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни.М.: Независимая фирма «Класс», 2002].

Образовательные учреждения могут и должны вести целенаправленную работу по развитию психологической культуры родителей своих воспи-танников. Эффективность общения педагога с семьей воспитанника зависит от готовности родителей принять обращенные к ним советы, рекомендации или замечания по вопросам воспитания ребенка в семье.

Конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия не только обеспечивает целостность, субстанциальную связь, необходимую для полноценного жизнеобеспечения личности (системы), но и создает условия для дальнейшего развития ее, оптимальной адаптации к динамической среде. [Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург: Урал.гос. пед. Ун-т., 2000.

Развитие психологической культуры родителей – процесс бесконечный. Растут дети, расширяются границы психологической компетентности родителей, меняется мир семейных взаимоотношений. Появляются новые вопросы и сомнения, возникает потребность их прояснить.

Традиционная православная семья, основанная на принципах веры, любви, духовного родства, всегда являлась источником высокой нравствен-ности, внутренней свободы и внешней скромности. Именно в семье на примере взаимного уважения, духовной общности и любви родителей ребенок получал первый духовный опыт, становился личностью. Ответственность за семью нес отец, который обеспечивал ее достаток, защищал ее, вводил ребенка в мир. Источником любви, заботы, примером целомудрия для своих детей являлась мать. «Зона психологической близости» в такой семье четко прослеживалась, что обеспечивало полную доверительность и взаимопонимание в отношениях «родители – ребенок» и не требовало никаких внешних вмешательств в процесс воспитания.

В основе стратегии семейного воспитания, а также особенностей межличностных отношений между родителями и детьми лежат педагогические установки родителей. Именно они находятся в ряду регуляторов родительского поведения, а их влияние на специфику воспитания ребенка бесспорно. Они источник воспитательных стратегий в семье. Педагогические установки родителей – это их готовность к восприятию ребенка и реагированию на особенности его поведения и развития.

Вполне вероятно, что тот мир будущего, в который нацелилась современность, очень красив и удобен. Но если в нем нет детских доверчивых глаз, если совсем не останется в этом глянцевом будущем почитания родительских стен, человек ощутит себя сиротливым и бесприютным. Что если хотя бы в кругу своих близких, общаясь с детьми, отменить революции и перестройки, а опереться на веками сложившиеся «верность», «совесть», «прощение» и «участие»? Ведь притяжение взрослых с детьми очень естественно. Недаром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми. Отношение к детству – это мерило человечности в нас. Ибо все, чего мы ожидаем от жизни, заключено в наших близких: боль или радость, вражда или мир, одиночество или взаимность.

И потому воспитание необходимо не только детям. Нужно только почувствовать и дать росткам материнского или отцовского чувства пробиться и расцвести. Конечно, понадобятся терпение и решимость трудиться над своими «хочу».но лишь на пути обретения семейного взаимопонимания и единства каждый из нас может рассчитывать на внутреннее равновесие и покой – ощущения полноты бытия, сознания того, что жизнь прожита не зря.

В конце концов, все не так мудрено: дайте ребенку участвовать в своей жизни – вот вам и все воспитание. Остальное зависит от того, как живете вы сами. [А.Б. Рогозянский, Православной маме. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. М.:2005]

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Источник:
Свиридова Л
Семью закономерно определяют как непременное условие полноценного развития ребенка, но ее воспитательный потенциал зависит от многих факторов: состава и социального статуса семьи, образования и материального положения родителей, состояния здоровья членов семьи, их осведомленности в вопросах воспитания, а также национальных и религиозных традиций.
http://tagilsergiya.ru/pravoslav/sviridova-l-p-detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-osnova-vospitaniya-rebenka-v-seme

COMMENTS