Детско родительские отношения в психологии

Детско-родительские отношения

Детско-родительские отношения. Психология семейных отношений.

В учебном пособии изложены представления о семье как особой системе, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско-родительских отношений. Представленный материал используется в рамках вузовского курса «Психология семейных и детско-родительских отношений».

Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и практических психологов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Семья как социальный институт, малая группа, система

1.2. Основные функции семьи

1.4. Структура и основные параметры семейной системы

Раздел 2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

2.1. Понятие и стадии жизненного цикла семьи

2.2. Кризисы семейной жизни

Раздел 3. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ

3.1. Формирование внутрисемейной коммуникации

3.2. Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни

3.3. Брачный контракт

3.4. Основные виды брачных сценариев

Раздел 4. ПРОБЛЕМНЫЕ СЕМЬИ

4.1. Психологическое содержание понятия проблемная семья

4.2. Семья в разводе

4.3. Неполная семья

4.4. Семья алкоголиков

4.5. Повторный брак

Раздел 5. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1. Понятие и типы родительского отношения

5.2. Понятие и типы семейного воспитания

5.3. Понятие, структура и основные признаки родительской позиции

5.4. Факторы нарушения эмоционально-личностного развития ребенка

5.5. Психологическая поддержка ребенка

В 1999-2000 году было предпринято исследование, основной задачей которого было изучение динамики родительского отношения в онтогенезе ребенка. В 2009 г. было проведено обследование родителей дошкольников с использованием того же метода. Это дало возможность осуществить сравнительный анализ изменений родительского отношения к детям дошкольного возраста за последнее десятилетие.

ВЫВОДЫ

2. На основе предложенной модели эмпирически выделены пять видов детско– родительского взаимодействия, включающие конфликтный, гармоничный, дистантный и доминантный, подразделяемый в зависимости от субъекта доминирования на «доминирующий родитель – покорный ребенок», «доминирующий ребенок – потворствующий родитель».

3. Родительская позиция для выборки в целом характеризуется преобладанием позитивного отношения к ребенку и принятие его личностных особенностей. Требования касаются коммуникативной и волевой сфер развития ребенка. Родители предпочитают такие способы поощрения, как телесный контакт и словесные поощрения и способы наказания – объяснение причин нежелательности поведения; реже используются материальные поощрения. Источниками конфликтов являются внутрисемейные обязанности ребенка, значительно реже интересы и личностные особенности ребенка. Ожидания большинства родителей связаны с достижениями успехов в обучении, а опасения с послушанием ребенка.

4. Выявлены различия родительской позиции в целях, ценностях и способах контроля при различных видах детско–родительского взаимодействия. Психологические особенности родительской позиции определяют приверженность родителя определенным видам взаимодействия с ребенком.

5. Полученные результаты подтверждают гипотезу об активно–действенном характере позиции ребенка во взаимодействии с родителями. Выявлена специфика переживания ребенком детско–родительских отношений при различных видах детско–родительского взаимодействия и связь позиции во взаимодействии с паттерном переживания ребенком отношений с родителем.

6. Выявлены паттерны переживания ребенком детско–родительских отношений как дисгармоничных – переживание неблагополучия в отношениях со значимым взрослым (матерью); переживание депривации отношений кооперации и аффиляционных потребностей; переживание собственного «бессилия» во взаимодействии с родителем; переживание отсутствия семейной целостности.

7. Особенности реализации тактик взаимодействия с близким взрослым в дошкольном возрасте зависят от характера переживания ребенком детско–родительских отношений.

• При переживании нетерпимости, игнорировании инициативы, ограничении самостоятельности, напряженности в отношениях со значимым взрослым позиция ребенка отличается активным непринятием родительских дисциплин, конфликтностью, негативизмом, острыми негативными эмоциональными проявлениями.

• Переживание ребенком недостаточности кооперативных отношений с близкими, неудовлетворенности аффилятивных потребностей, общего эмоционального отвержения ребенка, способствует возникновению тревоги и страха, чувства несостоятельности и некомпетентности. В трудных ситуациях ребенок не ищет эмоциональной поддержки от взрослого, а самостоятельно находит пути совладания. Характер делового сотрудничества со взрослым со стороны ребенка отличается непоследовательностью и неадекватностью в указаниях, конфликтностью и спорами. Ребенок дезорганизован, проявляет безразличие к успеху, при неуспехе испытывает вину или раздражение. В случае возникновения трудностей стремится к эмоциональной поддержке взрослого.

• Переживание бессилия находит отражение в таких особенностях поведения ребенка как непоследовательность действий, негативная оценка эффективности взаимодействия и действий участников вне зависимости от его результатов, острое переживание вину, страха и раздражения при неуспехе и безразличия в случае успеха.

• При переживании отсутствия семейной целостности и отсутствии эмоциональной поддержки и ценностного отношения к себе со стороны значимого взрослого ребенок чувствует свою некомпетентность, сомнения в своих возможностях, беспокойство, тревогу. Преобладает стратегия изоляции, избегания, ухода.

8. Разработаны и апробированы диагностические методики, направленные на выявление особенностей родительской позиции: родительское сочинение в форме неоконченных предложений, опросник деятельностных предпочтений ребенка (ОДП), опросник стиля родительских дисциплин (СРД).

9. Направленная режиссерская сюжетно–ролевая игра является валидным средством выявления особенностей переживания ребенком– дошкольником детско–родительских отношений. Наиболее чувствительными индикаторами переживания неблагополучия являются: способ разрешения ребенком конфликтных ситуаций, моделируемых в игре, характер выбора игровых персонажей, содержание и направленность доминирующего сюжета, выраженность эмоционального отношения к игровым предметам или действиям с ними, количество используемых в игровом моделировании агрессивных персонажей или действий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОТРАЖЕНО В ПУБЛИКАЦИЯХ

1. Шведовская А.А. Исследование возможностей сюжетно–ролевой игры старших дошкольников в диагностике детско–родительских отношений \\ Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Секция «Психология», Вып. 6. – М.: Изд–во МГУ, 2001

2. Шведовская А.А. Возможности сюжетно–ролевой игры в диагностике детско– родительских отношений // Материалы научно–практической конференции «Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых». – М., 2002.

3. Шведовская А.А. Психологические особенности стиля родительской дисциплины \\ Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Секция «Психология», Вып. 8. – М: Изд–во МГУ, 2003 .

4. Шведовская А.А. Особенности деятельностной стороны детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. \\ Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» /Под общей редакцией В.К. Шабельникова, А.Г.Лидерса. – М., 2003.

5. Шведовская А.А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании // Психологическая наука и образование. 2003. №1.

6. Шведовская А.А. Как они играют? Диагностика родительско–детских отношений в сюжетно–ролевой игре // Дошкольное воспитание. 2005. №4. (Авт. вклад 50%).

7. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок–мать» // Психолог в детском саду. 2005, № 4

8. Шведовская А А. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. // Психологическая диагностика. 2005, № 4.

9. Шведовская А А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006, №1.

Выводы

1. Содержание материнских представлений о ребенке в период беременности составляют его индивидуально-психологические черты и особенности воспитания. Индивидуально-психологические особенности включают в себя образы внешности, темперамента, способностей ребенка. Представления о воспитании касаются включенности женщины в уход и воспитание ребенка, средств воспитания, запретов, санкций.

2. Представления об особенностях и способах воспитания менее авторитарны к концу беременности, восприятие субъектности ребенка делает родителей более гибкими и демократичными по отношению к нему.

3. Представления матерей о будущем ребенке оказались связанными с ее образованием и наличием других детей. Чем выше уровень образования, тем мягче система требований и стиль воспитания имеет тенденцию приближения к демократическому. Наличие сибсов у ребенка снижает идеализацию его образа у матери.

4. 44% матерей младших школьников и 51 % матерей юношей имеют неадекватные представления об индивидуально-психологических особенностях своего ребенка. Адекватность представлений о личностных особенностях младшего школьника связана с эмоциональным взаимодействием. Чем адекватнее представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка младшего школьного возраста, тем позитивнее эмоциональный фон взаимодействия, выше уровень принятия ребенка. Адекватнее представления у женщин, лучше распознающих состояние своего ребенка, понимающих причины этого состояния и имеющих более развитую способность к сопереживанию.

5. Материнские представления о детях младшего школьного возраста являются ориентиром в построении эмоционального взаимодействия, причем искажение образа сопровождается дисгармоничным эмоциональным взаимодействием.

6. Наиболее распространенным вариантом искажения образа ребенка среди женщин с неадекватными представлениями об индивидуально-психологических особенностях юношей и девушек является идеализация. Характерной тенденцией в самооценке среди юношей и девушек также является завышение.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора

1. Петрова А.А. Материнские представления о ребенке и их связь с детско- родительским эмоциональным взаимодействием //Психологическая наука и образование, №4, 2006

2. Захарова Е.И., Петрова А.А. Материнские представления о ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия, №3, 2004

3. Петрова А.А., Захарова Е.И. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства. Материалы всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (14-16 октября 2003) В двух частях. – 2 часть. Под общей редакцией д.п.н. В.К.Шабельникова, к.п.н. А.Г.Лидерса – М., 2003

4. Петрова А.А. Взаимосвязь факторов рассогласования материнских представлений о ребенке с реальными особенностями ребенка и материнским отношением к нему. Тезисы второй научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005). В трех частях. – 2 часть. Под общей редакцией д.п.н. В.К.Шабельникова, к.п.н. А.Г.Лидерса – М., 2005

В статье обосновывается необходимость изучения и возможность коррекции детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения. Делается вывод о возможности повышения психолого-педагогической культуры родителей и обучения их навыкам взаимодействия с ребенком в условиях специально организованной деятельности.

— «Новые ценности в детско-родительских отношениях » Екатерина Асонова — Pro et Contra 2010 январь — апрель (http://uisrussia.msu.ru)

Многие современные родители видят цель своего взаимодействия с детьми не в достижении чего-либо в будущем, а в совершенствовании самого процесса взаимодействия в настоящем.

— «ПРОБЛЕМА МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДЕТСКО>РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ» Д.С. КОРНИЕНКО — Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2. С. 124–136. (http://psy-journal.hse.ru)

Вопрос о взаимодействии индивидуальности с миром был поставлен В.С. Мерлиным как проблема метаиндивидуальности. Развитие представлений о метаиндивидуальности осуществлено в работах, посвященных проблеме влияния метаиндивидуальности учителя на учеников. Однако проблема метаиндивидуальности и метаэффекта не рассматривалась по отношению к семье. На основании эмпирических данных рассматриваются взаимосвязи параметров взаимодействия родителя с ребенком, вклады личностных черт родителей и свойств темперамента детей в характеристики взаимодействия с ребенком. В качестве проявлений метаэффекта рассматриваются показатели родительского отношения. Результаты обсуждаются в контексте проблемы метаиндивидуальности.

— «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНФИГУРАЦИИ СЕМЬИ» Вяткина Л.Б., Токарева В.О. — ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ №11, 2012 (www.rae.ru)

Источник:
Детско-родительские отношения
Центр развития для детей 3-7 лет и взрослых. Психологический подход, в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Развивающие занятия
http://fusionpiter.ru/articles/child-parental

ПОНЯТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

Практика психологического консультирования все чаще сталкивается со снижением эмоциональной близости, контактов, обеднением качества и содержания общения в семье, недостатком теплоты, внимания. На их место приходят узко прагматичные формы детско-родительских отношений — по поводу обихода, режима дня, контроля над учебной успеваемостью.

Среди актуальных проблем детско-родительских взаимоотношений исследуются: типы родительских отношений (А.Я. Варга; Э.Г. Эйдемиллер); развитие личности ребенка в процессе воспитания (А.С. Спиваковская; А.В. Петровский); родительство как психологический феномен (Р.В. Овчарова); влияние условий жизни и психологического состояния родителей на их взаимодействие с ребенком в период перинатального развития (Н.П. Коваленко; Г.Г. Филиппова; И.В. Добряков) и другие.

На характер детско-родительских отношений оказывает влияние множество объективных и субъективных факторов. Важную роль среди них играют личностно-эмоциональные особенности родителей.

На всех стадиях родительства мать и отец испытывают на себе действие многочисленных стрессогенных факторов, которые могут приводить к чувству бессилия и отчаяния, эмоциональному перенапряжению, накоплению усталости и в дальнейшем к эмоциональному истощению, редукции собственных достижений.

Родительское отношение к детям описывается в разных психологических школах в весьма различных терминах, поэтому на данное время нет единого понятия, которое характеризует детско-родительские отношения в полном объеме и с учетом взаимовлияния родителей и детей. Однако практически во всех подходах можно увидеть двойственность, которая задает поляризацию родительского отношения [3].

При изучении отношений родителей и детей, авторы употребляют различные термины, среди которых: родительское отношение (А.Я. Варга), представления (установки) родителей (А.В. Петровский), типы (стили) воспитания (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер), родительская позиция (А.С. Спиваковская).

Выделяется три основополагающих свойства родительской позиции – прогностичность, адекватность и динамичность [1].

Зарубежные и отечественные авторы часто используют понятие «родительские представления», которое включает разнообразные компоненты (установки, ценности, восприятие и представление о нормативном развитии детей, знание техник воспитательного процесса). Родительские представления являются основой для категоризации поведенческих и личностных особенностей детей. Они вмещают в себя оценивание познавательного и социального роста ребенка, самооценку в выполнении различных задач, цели самосовершенствования ребенка, способы установления дисциплины.

Зарубежные и отечественные авторы (О.Коннер, Д. Боулби, А.Я. Варга и др.), исследующие проблемы родительско-детских взаимоотношений, выделяют два базовых компонента родительских установок – эмоциональный и инструментальный (контроль и требования). Практически все исследователи указывают, что эмоциональное отношение к детям является ведущим. Это связано с тем, что эмоциональная сторона родительско-детских взаимоотношений в большей степени опосредует благополучное психическое развитие детей.

Родительское отношение к детям реализуется через воспитательный процесс и способы коммуникации. Воспитательный процесс – это взаимодействие воспитателя и воспитуемого в процессе общения, которое видоизменяет субъективные характеристики (потребности, поведение, деятельность, способности) обоих субъектов, так как это взаимообусловленный, обоюдный процесс, характеризующийся взаимовлияниями друг на друга.

В структуре воспитательного процесса выделяются воспитательные воздействия (поощрение, контроль, наказание).

Таким образом, родительское отношение к детям является многоплановым образованием, в составе которого выделяются следующие компоненты:

— интегральное эмоциональное принятие или отвержение ребенка;

— межличностная дистанция в общении с ребенком;

— форма и направление контроля над поведением ребенка [1].

Различные составляющие родительско-детских взаимоотношений образуют стабильные комплексы, проявляющиеся в поведении родителей, в связи с этим многие исследователи пытаются классифицировать детско-родительские взаимоотношения.

В 1937 году О.Коннером предложена классификация детско-родительских взаимоотношений, в которой он выделил четыре типа (позиции): принятие, отвержение, чрезмерная требовательность, излишняя опека.

В.В. Столин классифицирует семейные отношения на основании эмоционально-ценностного отношения родителей к детям: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность [13].

А.С. Спиваковская на базе вышеописанной трехчленной модели отношений описала классификацию родительских отношений, в которой выделила 8 типов родительского поведения («типов любви»): действенная любовь; отстраненная любовь; действенная жалость; снисходительное отстранение; отвержение; презрение; преследование; отказ [13, 14].

А.В. Петровский описывает следующие типы родительско-детских взаимоотношений, которые соответствуют четырем тактикам воспитания: опека, сотрудничество, диктат, невмешательство [5; 6].

Таким образом, несмотря на различие в подходах к выделению видов нарушения детско- родительских взаимоотношений, можно сделать вывод, что детско-родительские отношения – это единая, взаимообусловленная, целостная, сложная система отношений, которая включает эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты.

1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. … канд. психол. наук: М., 1986. 206 с.

2. Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений //Российский психологический журнал. 2009. Т.6. №1. С. 25-34.

3. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И. Психология личности: учебное пособие. М.: РУСАЙНС, 2016. 302 с.

4. Магомаева В.Г., Рыбакова, А.И. Мотивация достижения: определение и факторы, оказывающие влияние на мотивацию достижения /Молодежь и общество: сборник научных статей /Под общ. ред. С.Н.Фоминой. Выпуск 7. М.: Перспектива, 2015. 317 с. С. 98-103.

5. Петровский А.В., Петровский В.В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания. М.: Изд- во «АСТ». 2003. 400 с.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия. 2002. 512с.

7. Рыбаков Р.П., Рыбакова А.И. Бедность как социальный феномен. М.: Русайнс, 2015. 138 с.

8. Рыбакова А.И. Особенности психологической готовности женщин к материнству //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 1 (134). С.38-47.

9. Рыбакова А.И. Особенности современных теорий мотивации /О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. Красноярск, 2015. С. 132-134.

10. Рыбакова А.И. Отношение молодежи к ценностям семьи /

Социальные технологии работы с молодежью: новое время — новые решения Материалы межвузовской научно-практической конференции. Сборник научных статей. Под редакцией Ростовской Т.К., Фоминой С.Н. 2016. С. 218-221.

11. Рыбакова А.И. Созависимость в семьях девиантных подростков /Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. 2016. С. 172-175.

12. Рыбакова А.И., Фомина С.Н. Социальное самочувствие семьи в условиях экономического кризиса //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 4 (127) Т. 2. С. 132-143.

13. Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. М.: Педагогика. 1986. 160 с.

14. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности. М., 1981. С. 38-45.

15. Цветкова Н.А., Рыбакова А.И. Психологическая помощь в ситуациях нарушения отношений в супружеских диадах / Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Материалы международных научно-практических конференций. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. 2016. С. 76-78.

16. Цветкова Н.А., Рыбакова А.И. Теоретико-методологическое обоснование материнства как социально-культурного феномена //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 5 (132). С. 5-14.

Источник:
ПОНЯТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1С-Битрикс: Управление сайтом
http://izron.ru/articles/voprosy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-svezhiy-vzglyad-i-novye-resheniya-sbornik-nauchnykh-tru/sektsiya-17-sotsialnaya-psikhologiya-spetsialnost-19-00-05/ponyatie-detsko-roditelskikh-otnosheniy-v-psikhologii/

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 1. Особенности детско-родительских отношений. 5 1.1. Детско-родительские отношения, как фактор, обуславливающий развитие личности ребёнка. 5 1.2. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе. 12 1.3. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника. 18 2. Применение диагностических методик для изучения взаимоотношений детей и родителей в семье. 27 2.1. Диагностика семейной микросреды. 27 2.2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье……………………………………………………………. 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 34 ПРИЛОЖЕНИЕ. 35

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет

Им. Н.Г. Чернышевского

Факультет педагогики, психологии и начального образования

Кафедра психологии образования

Педагогика и психология

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

1. Особенности детско-родительских отношений. 5

1.1. Детско-родительские отношения, как фактор,

обуславливающий развитие личности ребёнка. 5

1.2. Структура и динамика родительского отношения

в онтогенезе. 12

1.3. Выявление представлений родителей о развитии

2. Применение диагностических методик для изучения

взаимоотношений детей и родителей в семье. 27

2.1. Диагностика семейной микросреды. 27

2.2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье……………………………………………………………. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 34

Проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребёнка неоднократно рассматривалась в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Психологами практически всех направлений подчёркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребёнка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. В соответствии с взглядами Л.С.Выготского, человек не может полноценно развиваться в отрыве от других людей, наполняющих средовое воздействие либо позитивными, либо негативными стимулами.

Объект исследования – особенности взаимоотношений детей и родителей в семье.

Предмет исследования – диагностические методики, применяемые для изучения особенностей взаимоотношений детей и родителей в семье.

Цель курсовой работы — изучить особенности взаимоотношений детей и родителей с помощью диагностических методик.

Рабочая гипотеза. Усовершенствование детско-родительских отношений возможно при условии:

а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия ребёнка в семье;

б) изучения особенностей детско-родительских отношений;

в) использования методов и средств психолого-педагогической коррекции в системе отношений.

  1. Изучить и дать анализ научной и учебно-методической литературы по данной проблеме.
  2. Изучить характер детско-родительских отношений.

Для реализации вышеобозначенной цели и задач могут быть использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

— беседа с детьми и родителями;

— применение рисуночной проективной методики «Моя семья»;

— использование методики «Родительское сочинение»;

— использование ряда опросников (шкал) для выявления особенностей жизни ребёнка в семье. Курсовая работа общим объёмом 34 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Особенности детско-родительских отношений

1.1. Детско-родительские отношения как фактор, обуславливающий развитие личности ребёнка

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий нарисовать наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:

— реальное взаимодействие родителя с ребёнком;

— отношение к ребёнку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

-отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

  1. Особенности личности родителей и форм их поведения.
  2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
  3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
  4. Диапазон средств воспитательного воздействия.
  5. Степень включённости ребёнка в жизнедеятельность семьи.
  6. Учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения.

В своём многолетнем исследовании М.Ю.Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения (табл.1).

Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребёнка

Характеристика профиля родительского отношения

Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребёнка, понять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребёнка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребёнке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.

Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребёнком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.

Мало знают своего ребёнка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребёнку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты; ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребёнка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребёнка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью, и носит синусоидальный характер.

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, Сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребёнку. Отношения характеризуются неустойчивостью амбивалентностью.

Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребёнком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребёнка и большой привязанности к нему.

Родители этой группы отстранены от ребёнка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребёнка зарыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребёнке достаточно адекватны.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:

— когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;

— когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

— когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребёнка или уйти из семьи;

— когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;

— когда в окружении ребёнка отсутствует человек, способный принять переживания ребёнка.

В одном из исследований Спиваковская А.С. выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от лишних опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья-крепость» обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

У таких детей часто возникают опасения.

В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного общения с детьми (СООД), включающий в себя диапазон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД — это «поведение родителей по отношению к ребёнку, сопровождающееся нанесением физической,

психической и нравственной травмы».

1.2. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка

«Личность – как история, у которой есть начало, но нет конца».

С первых месяцев ребёнок осознаёт себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребёнка. Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью рассмотрения родительского отношения в его динамике, которая определяется возрастом ребёнка.

В отечественной психологии традиционным и общепринятым является факт признания за взрослым роли носителя человеческой культуры- необходимого источника развития ребёнка. Важнейшей характеристикой развития является «социальная ситуация развития» (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и другие). Отношения между родителем и ребёнком является той средой, где возникает и осуществляется личностное становление и развитие каждого участника этого процесса.

Детско-родительские отношения в период взросления ребёнка проходит ряд определённых этапов, содержание которых пока не изучено. Лишь не многие исследователи отмечают, что одним из основных факторов, влияющих на изменения родительских отношений, является возраст ребёнка (О.А.Карабанова, И.С.Кон, Г.Г.Филиппова). Современные исследования, проводимые в рамках системного подхода (В.Сатир, С.В.Минухин, А.В.Черников, А.Я.Варга и другие) позволяют рассматривать и изучать семью в её очень сложном иерархическом и историческом аспектах, т.е. в терминах генезис: становления, развития и распада. Переходы между стадиями жизненного цикла семьи представляют собой нормативные кризисы в развитии семейной системы.

Особенности родительского отношения к детям разного возраста

Младенческий возраст – это период становления и развития непосредственно эмоционального общения ребёнка и взрослого (Д.Б.Эльконин), становления базового доверия к миру (Э.Эриксон).

В муках появляется младенец на свет, но приносит родителям радость и счастье. Чтобы эта радость и это счастье были спутниками не только первого года жизни, чтобы выросший ребёнок не стал причиной горя, именно в младенческом возрасте надо заложить надёжный фундамент для «строительства его личности». Ошибаются те родители, которые считают, что в первые годы жизни все заботы о ребёнке сводятся к чисто физиологическому уходу: помыть, переодеть, накормить и.п. В родительском отношении к младенцам личностное начало выражено в наибольшей степени: видна искренняя радость от непосредственного общения, от самого факта существования ребёнка, возможности отношений и взаимодействия с ним («Это так здорово, что он есть!», «Как я счастлива, когда он мне улыбается»).

Очевидна сильная эмоциональная связь матери с ребёнком, выражены сопереживание и сочувствие («Плачу сама, когда он плачет», «Обожаю, когда она хохочет»), забота о физическом здоровье. Остальные исследуемые ценности в этой возрастной группе не имеют значимых показателей. Родители оказывают максимум содействия ребёнку в различных ситуациях, проявляя при этом много терпения, внимания и фантазии; они готовы идти на уступки и компромиссы. Это находит отражение в наибольшей выраженности содействующего и потакающего стилей. В этом возрасте наиболее выраженным оказывается напряжение: «Мы счастливы, что ты есть (ЛН), но очень беспокоимся о твоём здоровье (ПН)».

Сопоставляя представленные характеристики, можно отметить определённое сходство между родителями детей младенческого, дошкольного и подросткового возраста, с одной стороны, и родителями детей раннего и младшего школьного возраста – другой. Позиции родителей младенцев, дошкольников и подростков объединяет ярко выраженное личностное начало в отношении к ребёнку, ориентация на развитие его волевых качеств, преобладание содействующего стиля поведения. В отличие от этого родители детей раннего и младшего школьного возраста ориентированы в основном на развитие произвольности ребёнка, его моральных и интеллектуальных характеристик. Что касается личностного начала, то в этих возрастах оно имеет менее выраженные показатели.

Выясненные тенденции побуждают соотнести их с периодизацией психического развития по Д.Б.Эльконину, в которой выделяются возраста преимущественного освоения мотивационно-смысловых и операционально-технических аспектов деятельности. С этой тоски зрения, полученные результаты могут свидетельствовать о том, что родители в целом улавливают специфику возрастного развития своего ребёнка. В периоды освоения мотивационно-смысловой стороны деятельности (младенческий, дошкольный и подростковый возраст) они демонстрируют более целостное, личностное отношение к ребёнку. В периоды освоения операций и способов действий (ранний и младший школьный возраст) – более заинтересованы в развитии произвольности, интеллекта, моральных качеств.

Можно отметить, что родительское отношение существенно меняется с возрастом ребёнка. Личностное начало родительских отношений наиболее выражено в младенческом, дошкольном и подростковом возрастах, менее выражено – в раннем и младшем школьном возрастах. Характер предметного отношения также меняется с возрастом ребёнка: для родителей детей младенческого возраста наиболее значима ценность здоровья ребёнка, в раннем возрасте характерна установка на развитие произвольности ребёнка, в дошкольном возрасте – интеллекта, в младшем школьном – морального развития, в подростковом – развития воли.

1.3. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника

Феноменология родительских отношений, позиций, стилей поведения, а также их направленное влияние на формирование характерологических особенностей ребёнка в рамках нормального или отклоняющего поведения. При этом крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация, т.е. лишение ребёнка любви и заботы матери. Материнская депривация может спровоцировать формирование описанного впервые Дж.Боулби варианта психопатического развития в виде эмоциональной бесчувственности, включающей: неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Нарушенное родительское поведение часто приводит к формированию «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности.

Неправильное воспитание как фактор, предрасполагающий к возникновению невротических реакций у детей, подробно рассмотрен в работе З.И.Гарбузова, А.И.Захарова, Д.Н.Исаева. Они выделили три основных типа неправильного воспитания отвергающее (непринятия), гиперсоциализирующее, эгоцентрическое.

А.И.Захаров при исследовании семей, в которых дети страдали различными формами неврозов, выделил характеристики воспитательного процесса и описал те их сочетания, которые могут быть соотнесены с различными видами неврозов. Он рассматривает следующие пять параметров воспитательного процесса:

1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям:

Источник:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3 1. Особенности детско-родительских отношений……………………..
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/12/01/psihologicheskie-osobennosti-detsko-roditelskih

Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка

Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка

Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители. Поэтому родители должны помнить как важна их роль, роль матери и отца. Детско-родительские отношения обладают относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте; формой наиболее отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Одна из особенностей детско-родительских отношений в том, что способ взаимодействия между сторонами предполагает непосредственный контакт индивидов. Именно в общении с взрослыми ребёнок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познаёт и усваивает правила человеческого взаимоотношения, качества свойственные людям, их стремления и идеалы.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компонент. Содержание этих трех компонентов по-разному освещалось исследователями, однако в любой структуре они присутствуют в той или иной форме.

Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

У истоков научных исследований проблем семейного воспитания стоял П. Ф. Лесгафт. Целью всякого воспитания он полагал содействие развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединить опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действиях и отношений к другому миру.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения.

Родительский стиль — это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, «родительские отношения» — это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Поскольку очевидно, что родители относятся к своим детям неодинаково, родительские отношения разделяется на стили, среди которых есть благоприятные и неблагоприятные. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно — оценочное, сознательно — избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Понятие родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка — менее однозначна.

Структура отношений, как отмечает Г.А. Широкова с которой ребенок впервые сталкивается в своем опыте, — это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Позиции во внутрисемейной структуре находятся в отношении дополнительности, у каждой позиции есть своя особая функция, а в новой, незнакомой ситуации ребёнок, производит процедуру переноса или замещения.

Теоретически это положение подтверждается идеей Д.Б. Эльконина о том, что замещение впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию недостающим в данный момент объектом. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании.

Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи — создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество псевдосотрудничество; изоляция; соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Е.Т. Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

Э. Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку.

Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:

Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «Речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца»

Таким образом, Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики родительских отношений, как его двойственность и противоречивость.

Источник:
Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка
Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители. Поэтому родители должны
http://studbooks.net/1607143/psihologiya/teoreticheskie_osnovy_izucheniya_voprosa_detsko_roditelskih_otnosheniy_vliyaniya_lichnost_rebenka

COMMENTS