Детская и семейная психология

Детская и семейная психология

Дополнительные ресурсы для обучения по этой программе

Документ: диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности (высылается Почтой России).

Роль и значение программы:

1. Предоставление слушателю знаний об особенностях развития ребенка на разных возрастных этапах, о механизмах функционирования семьи как системы и ее влиянии на каждого члена семьи; формирование практических умений, связанных с диагностикой, консультированием родителей и детей.
2. Формирование компетенций в следующих областях:
— теоретические основы детской и семейной психологии;
— особенности психического развития детей разного возраста;
— работа с семьей с целью оптимизации внутрисемейных процессов.

Актуальность программы:

Общеизвестно, что семейная сфера – мощный источник, который определяет психическое развитие и становление человека как личности. Актуальность изучения проблемного поля семейной психологии определяется существующим социальным запросом на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье.

Семья — это среда, предназначенная для полноценного развития ребенка. Но, к сожалению, не всегда эта среда совершенна. Семьи сталкиваются с различными проблемами, в решении которых могут помочь квалифицированные и подготовленные в этой области специалисты. Психологи-консультанты, которые специализируются на решении проблем в детско-родительских отношениях, сегодня очень востребованы. Не менее важно знать основы детской и семейной психологии специалистам, которые в силу своих профессиональных обязанностей работают с семьями: воспитатели дошкольных учреждений, педагоги и прочие специалисты.
Эффективная работа в этом направлении невозможна без знания и учета особенностей нервно-психической деятельности, познавательных процессов, особенностей личности ребенка на разных этапах его развития.

Данный курс объединяет знания по психологии детства с пониманием механизмов функционирования семейных систем, позволяя овладеть знаниями, необходимыми для построения эффективной системы их коррекции.

Целевая аудитория: психологи, педагоги и воспитатели, сотрудники образовательных учреждений разного профиля.

Цель программы: формирование и развитие психолого-педагогической компетентности в сфере психологии детства и детско-родительских отношений.

Задачи программы:
• раскрыть основные категории детской и семейной психологии;
• сформировать целостное представление о процессе психического развития ребенка;
• рассмотреть вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка;
• ознакомить с системой современных методов диагностики и консультирования семьи.

Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.

Требования к образованию слушателя: лица, имеющие высшее психологическое образование. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Слушатели, имеющие диплом о неоконченном высшем образовании или удостоверение педагогического класса, на обучение не принимаются*.

*в соответствии с разъяснениями Минобрнауки АК-2453/06 от 25.08.2015, «обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования».

Источник:
Детская и семейная психология
Срок обучения: 6 месяцев (250 часов), стоимость: 12 000 рублей — для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, 15 000 рублей — для остальных слушателей. Документ: диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности (высылается Почтой России).
http://in-texno.ru/programm/professionalnaya-perepodgotovka/detskaya-i-semejnaya-psikhologiya

Компетентный родитель

Подростковый возраст – время кризисов, перестройки социальной, физиологической и психологической. Возраст опасных вызовов и больших возможностей.

Высокий уровень напряжения, нередко переживаемый подростками одним дает возможность осознать себя и свое место в мире, а других приводит к самоубийству.

Известно, что подросткам не чужда борьба. Им как никому другому мир видится несовершенным, им хочется изменить его. И тут возможна либо дорога прогресса, цель которой – привнести в мир больше доброго, важного, исходя из собственных ценностей. Либо дорога деструктивная, ложная. Ее смысл – борьба с миром, отказ от сотрудничества, критика окружающих и самоедство. По этой дороге можно прийти если и не к самоубийству, то по меньшей мере к изоляции и потере смысла жить в таком обществе и мире.

Главная причина обдуманного самоубийства – невозможность найти свое место в мире.

Подростковый возраст ставит проблему выбора – своей профессии, своей группы, своего места. По Э. Эриксону возрастная задача – решение кризиса идентичности против смешения ролей. Самый острый вопрос, который ставит перед собой подросток – “Кто я?”. Подросток ищет себя – через компании, хобби, через бросание вызова ограничениям. Стремясь понять, “способен ли я”, он может подвергать себя реальным опасностям для того, чтобы получить этот опыт – проживания своей уникальности и понимания каким он является.

В других людях – в друзьях, взрослых, педагогах подросток нуждается как в зеркалах, в которых он может отразиться и увидеть себя с разных ракурсов. И снова понять, какой он. Он увидит себя во многих ситуациях с разными людьми, с которыми играет разные роли. Отразившись во множестве зеркал, теперь подросток нуждается в том, чтобы собрать свою идентичность. И ответить на вопрос “Кто я?”. В этом случае он способен познать себя и шагнуть дальше – к задачам уже взрослого возраста.

В то же время подросток переживает непростой период трансформации прежних отношений – в первую очередь в семье. Меняется он сам – ведь интеллектуально подростки уже дозревают до уровня взрослых, однако личностное и эмоциональное развитие его еще далеко не зрелое. Находясь на полпути к себе взрослому, но еще недалеко отойдя от себя ребенка, подросток не понимает, как ему выстраивать отношения теперь. Чаще всего конфликты вызываются ростом амбиций подростка, который требует новых свобод, но не готов брать новую ответственность.

В консультировании детско-родительских пар проблемы подросткового возраста можно рассмотреть как обоюдный танец вокруг границ: подросток “отдаляется” от родителя, но испытывает тревогу и неуверенность и возвращается. Снова чувствуя невыносимое для себя давление со стороны родителя, которое он воспринимает как чрезмерный контроль и посягательство на свою свободу, он снова отдаляется. И этот процесс может идти долго, часто изматывая обе стороны.

От проблем подросткового возраста в первую очередь страдают родители авторитарные, которые рискуют получить настоящий бунт. Их запрос на консультации часто выглядит как просьба помочь найти управу на ставшего вдруг непокорным ребенка.

Но вернуть ребенка обратно в детский возраст не получится, остается научиться по новому выстраивать отношения с ним. И это процесс также обоюдный и предполагает новые правила, новые границы, а в первую очередь взаимное уважение.

Невозможно представить человека вне системы социальных отношений, в которую он вписан. В первую очередь система взаимоотношений начинается с его собственной семьи, и мы рассмотрим, как смерть влияет на семейную систему.

Согласно одному из современных подходов в семейной терапии поведение человека в семье в большей степени управляется автоматическими инстинктивными эмоциональными силами, нежели интеллектом. Основная часть интеллектуальной деятельности расходуется на то, чтобы объяснить и оправдать свое поведение, управляемое комплексом инстинктов, эмоций и чувств. Для описания смерти как феномена семейной жизни мы рассмотрим концепцию «открытых» и «закрытых систем».

Смерть является одной из самых табуированных тем, так как ничто другое не вызывает такого роста тревоги.

К сожалению поэтому большинство людей умирает наедине со своими мыслями, и не могут поделиться с другими. Происходит это во-первых из-за распространенного отрицания смерти как способа совладания с собственным страхом. Во –вторых этому способствуют закрытые отношения. Люди не могут сообщить свои мысли, потому что не хотят огорчать семью и других людей.

Вокруг смертельно больного существуют по крайней мере 3 закрытые системы коммуникаций.
Первая действует внутри него самого. При приближении смерти возникают особые ощущения, которыми они не делятся с другими.

Вторая – его семья. Семья получает информацию от врача, дополняет ее информацией из других источников, расширяет, искажает и интерпретирует в домашних разговорах. Семья готовит свое заключение для больного таким образом чтобы избегать его тревожной реакции.

Третья – врач и медицинский персонал. Эта система коммуникаций основана не только на медицинских показаниях, но также формируется под влиянием эмоциональных реакций и реакций по отношению к семье.

Ситуация усложняется в том случае, если закрытая система коммуникаций в медицинской среде сталкивается с закрытыми семейными системами – в этом случае тревога усиливается.

Существует так называемся «волна эмоциональных потрясений» – это сеть скрытых «подземных» толчков, которые могут произойти в любом звене расширенной семьи (тети, дяди, бабушки и дедушки) в течении месяцев и лет после серьезного эмоционального события в семье.

Наиболее часто это наблюдается после смерти значимого члена семьи. «Волна» действует скрытно. И зачастую связь между событиями не осознается членами семьи.

Еще в 50х годах прошлого века было выявлено, что после серьезной болезни или смерти значимого члена семьи у нескольких других членов расширенной семьи на протяжении определенного интервала времени происходит серия важных жизненных событий. Сначала это сочли совпадением, но подобный феномен проявлялся у достаточно высокого процента семей.

Симптомом в «волне потрясений» может быть любая человеческая проблема – весь спектр физических заболеваний (от участившихся простуд до проявлений хронических болезней)
Эмоциональные проявления – от слабой депрессии до фобий и психотических эпизодов.

Также возможны социальные дисфункции – алкоголизм, проблемы обучения или в бизнесе, аборты или появление внебрачных детей, несчастные случаи и проблемы поведения.

Приведу пример из практики работы с семьей в качестве иллюстрации.

На приеме мальчик 5 лет. Привела мама. Три года назад внезапно скончался отец. для всей семьи это было внезапно и неожиданно и вызвало шок, но мальчик особенно остро переживает горе. Не может сконцентрироваться на задаче, внимание его слишком подвижно, перескакивает с одной мысли на другую, не может сосредоточиться, очень эмоционален, плаксив. а главное, с чем обратилась мать – он разговаривает с отцом как будто он присутствует.

Прошу его поиграть в игру с доской и человечками (тест Геринга), и он расставляет по моей просьбе членов своей семьи, начиная с папы. Себя, конечно, ставит рядом с ним.

Работа с семьей, переживающей горе, особенно тяжелую потерю близкого – это работа не только с одним ее членом (в данном случае младшим ребенком). У каждого человека в той семье была своя глубокая реакция на уход отца. И каждый по своему “не отпускал” его, но только младший ребенок делал это настолько буквально, что стал носителем симптома.

В процессе работы со всей семьей конечно появились изменения и у младшего ребенка. Он стал более спокойным, сосредоточенным и когда я второй раз предложила ему поиграть с доской он поставил сначала себя, потом схватил импульсивно фигурку, которую назвал “папа”, но тут же проговорил: ” А нет, папа на небе”, и отложил ее за доску. И дальше расставил остальных членов семьи.

История этой семьи иллюстрирует и “волну потрясения”, – в течении года после смерти отца старшая дочь в семье беременеет и вскоре выходит замуж.

Члены семьи избегали разговоров о случившемся, о потере и тем более о своих чувствах. И эта замороженная реакция семьи мешала нормальной работе горя, переходу к принятию утраты, переживанию потери и наконец, возвращению к жизни.

Коммуникациям между супругами и их прояснению в семейной терапии супружеских пар отводят особое место. Чем более ясное и открытое общение могут позволить себе близкие люди по темам самым тревожным и волнующим, тем более здоровые и доброжелательные отношения складываются между ними.

В этой связи говорят об открытой и закрытой системе взаимоотношений.
Читать далее

С наступлением подросткового возраста на первый план для ребенка выходит значимость оценки его со стороны сверстников. Подростку крайне важно быть признанным, быть принятым в группе. Крайне важно найти свою идентичность, понять “Кто я”. Поиск идет через объединение с другими на основе общих интересов. Страстное желание найти свою уникальность, неповторимость, не быть похожими на других у подростков часто сопровождается внешней демонстративностью, вычурностью, субкультурными атрибутами.
Читать далее

Лето – время для активного отдыха, походов и детских лагерей. Многие родители отправляют детей в летние смены. Как поведет себя ребенок вдали от дома если он едет в лагерь в первый раз? Будет ли он чувствовать себя в безопасности, найдет ли новых друзей. Все эти вопросы волнуют родителей.
Как выглядит жизнь ребенка в детском лагере глазами детского психолога.
Читать далее

Семья формирует наши первичные установки, и они настолько глубоко слиты с нашим восприятием, что иногда трудно представить, что может быть как-то иначе. Они же составляют фундамент нашей личности, нас самих.

Объективное изучение семейных систем полезно возможностью отделить себя от “недифференцированной семейной Эго-массы”, и возможностью увидеть, что в нашей личности есть результат семейного окружения.
Читать далее

Таблицы Шульте позволяют исследовать, насколько развита способность концентрации и распределения внимания у дошкольников. Также работа с таблицами Шульте помогает развивать распределение и концентрацию внимания.
Читать далее

Признаки наличия посттравматического стрессового расстройства у детей

Родители, встревоженные психологическим состоянием своего ребенка иногда обращаются к психологу если видят, что ребенок выбирает для рисунков преимущественно черный цвет или темные оттенки. Этот признак далеко не всегда указывает на наличие внутренней тревоги и напряжения у ребенка.

Существует набор критериев, по наличию которых можно с уверенностью выявить у ребенка посстравматическое расстройство.
Читать далее

Игра – путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить”.
М. Горький

Развивающая группа RPG – ролевое моделирование – для подростков 9-12 лет решает задачи:
Читать далее

Агрессия детей и подростков часто становится поводом обращения к психологу. Родителей беспокоит, сможет ли ребенок адаптироваться в коллективе, не станут ли вспышки агрессии устойчивой личностной чертой.

Источник:
Компетентный родитель
Подростковый возраст – время кризисов, перестройки социальной, физиологической и психологической. Возраст опасных вызовов и больших возможностей. Высокий уровень
http://wiseparent.ru/

Психологическая помощь детям и семье: Семейная психология

Психологическая помощь детям и семье: Семейная психология

На данный момент у специалистов психологии – психологов отмечается огромный интерес к психологической проблеме семьи и детей. И это вовсе не спроста. Ведь в последние годы в институте семьи стали наблюдаться деструктивные процессы, которые ведут к краху. Посудите сами, для нас неполноценные семьи, разводы и матери – одиночки уже не кажутся настолько диким и непривычным, как ранее. От момента создания семьи и до момента расторжения брачных узов проходит все меньше времени.

Да и число людей, которые четко осознают, что не хотят тяготить себя браком и не верят в вероятность семейного счастья в разы увеличилось. Как итог, у общества четко формируется сознание того, что идти по жизни самому намного лучше и проще, чем бок о бок с женой/мужем и детьми. Именно поэтому очень актуальным на данный момент считается оказание психологической помощи для семьи.

Своевременное обращение к психотерапевтам и высококвалифицированным психологам поможет избежать семейных проблем, которые влекут за собой асоциальное и даже девиантное поведение детей. Что такое психология детей и семьи, где можно найти профессионального психолога и как записаться к детскому семейному психологу, а также, как это регулируется со стороны закона, разберемся ниже.

В чем заключается оказание психологической помощи для семьи?

Психотерапия семейная – это одно из направлений современной психологии, которое направлено на решение проблем и нарушений во взаимоотношениях между членами семьи. Основным отличием от других направлений в психологии, семейные психологи работают не с одним конкретным человеком, а со всеми членами одновременно. Именно такое взаимодействие «психолог – семья» дает максимальные результаты при решении самых распространенных проблем:

  • конфликтные ситуации между супругами;
  • конфликты, связанные с возрастным непониманием, то есть конфликт родителей и детей;
  • помощь семье в кризисных ситуациях;
  • психологическая реабилитация в разводный период и после него;
  • наличие вредных привычек у одного из членов семьи;
  • чрезмерная раздражительность, вспышки не координируемой ярости;
  • нарушения в поведении детей и многое другое.

Главным показателем, который дает максимальную эффективность является то, что семья рассматривается как единое целое, а не как просто группа людей. Именно благодаря этому, семейный психолог подбирает методы, которые наиболее эффективны для оказания помощи. Ведь любой дисбаланс взаимосвязей чаще всего отражается на самых незащищенных членах семьи – детях. Поэтому, проблемы в поведении детей, стоит рассматривать и расценивать не только как по одиночный случай, но и как наличие проблем в самой семьей, в которой ребенок растет и воспитывается.

Как показывает практика, почти у каждого человека есть шанс для создания гармоничного и счастливого брака, но зачастую огромное количество непониманий мешают этому достижению. Это и является главной задачей и основной направленностью семейной психологии – помочь и иммобилизировать скрытый потенциал и внутренние силы семьи для создания крепкого союза, в котором все члены семьи будут чувствовать себя комфортно.

Что касается семейной психологии, то тут стоит учитывать, что ее существует два вида:

Как правило, выделяют несколько основных видов конфликтов, которые влияют на семейную гармонию:

  • неоправданные мечты и ожидания;
  • отдаленность в отношениях между членами семьи;
  • психологические отклонения и заболевания кого – либо из членов семьи;
  • зависимость;
  • тирания и насилие в семье.

Кстати, что касается тирании и насилия в семье, то показатели просто шокирующие. Более четырнадцати тысяч представительниц прекрасного пола в год страдает вплоть до летального исхода от рук мужей, более двадцати шести тысяч детей становятся жертвами преступных действий со стороны кровных родственников.Все это связанно с огромными пробелами в законодательстве РФ.

По факту наказать можно лишь того, кто уже совершил преступление. Уголовную ответственность понесет тот, кто нанес легкий вред здоровью или побои, то есть самые частые формы домашнего насилия, согласно ст. 116 и ст. 155 УК РФ. Но, и тут есть свои нюансы. Для того, что бы виновник был наказан, жертве необходимо написать заявление. Но, в случае примирения сторон, его можно просто – напросто аннулировать. Это и является тем, что большинство таких дел не получают ход и виновники остаются безнаказанными.

Кроме этого, во многих уголках страны уже действует статья кодекса административных нарушений Российской Федерации «Нарушение условий проживания в семье». Она подразумевает, что члены семьи, которые порождают насилие, дебоширят и угрожают жизни остальным членам, штрафуются на сумму нескольких тысяч рублей, а в случае повторного приступа агрессии, задерживаются на пятнадцать суток.

Честно скажем, что скептически настроенных по отношению к этой статье ровным счетом столько же, сколько и с противоположным мнением. Ведь платить штрафы из семейного бюджета за неполноправные действия кого — либо из членов семьи, разве это логично?

Кроме этого, конечно, для того, что бы наказать дебошира необходимо заявить об этом в правоохранительные органы. Не лишним будет и заключиться помощью профессиональных юристов и адвокатов, естественно, если вы не желаете спускать дело на тормоза.

Как мы уже говорили выше, от семейных конфликтов, ссор, непонимания или насилия, страдают больше всего дети. И здесь подразумевается не только урон здоровью ребенка, но и его психа – эмоциональному состоянию. Дети, в семьях которых острые, конфликтные ситуации, хуже развиваются, склонны к агрессии, к девиантному поведению и различному роду зависимостям и преступным действиям. Ведь среди причин, по которым дети идут на совершения преступлений за частую лежит нравственная деформация родителей. Это и приводит в результате к возникновению в семье ребенка, который с трудом поддается воспитанию.

В юридической психологии на данный момент основной является концепция, в которой рассматриваются проблемы семьи с позиции предупреждения и профилактики преступных действий подростков.

Но, стоит учитывать, что квалифицированный детский психолог может понадобиться и в случае разводного процесса между родителями. Ведь ни для кого не секрет, что развод напрямую влияет я на психологическом самочувствие детей. Отношения к такой перемене в семье у детей бывает разным, зависит от того, какой была совместная жизнь родителей. Да и возрастные особенности также стоит брать в учет. Так, дети в младенческом возрасте практически не ощущают изменений, конечно, если это напрямую не отображается на их жизни, уходу и вниманию к ним.

В младшем школьном возрасте, ребенок остро переживает разрыв и, как правило, в таком случае ему понадобиться детская психологическая помощь, так как дети в этом возрасте склонны ощущать чувство своей вины в сложившейся ситуации. Взаимодействие «ребенок и психолог» поможет преодолеть этот барьер и пережить сложившуюся ситуацию без негативного влияния на психа – эмоциональное состояние.

В подростковом периоде, развод родителей сказывается отрицательным образом на преодоление возрастных задач, замедляет протекание процессов индивидуализации вторичного вида. В таком возрасте ребенку нужна поддержка обоих родителей, вне зависимости от того, в каких они отношениях. Ребенок должен ощущать себя важным и нужным, чувствовать себя под защитой и быть круженным любовью. Но, в такой кризисной ситуации для родителей бывает достаточно сложно обеспечить ребенка этим, поэтому ничего не остается как записаться к детскому семейному психологу, во избежание проблем не только с воспитанием, но и с законом у ребенка.

В каких случаях предоставляется помощь и чем она регулируется?

Важно отметить, что на данном этапе в Российской Федерации нет конкретного закона, который полноценно специализируется на координировании работы специалистов психологии. Но, была идея создать законодательный проект – Федеральный закон «Об оказании психологической помощи населению», который в итоговом варианте так и не поддался утверждению. В связи с этим, законов, связанных с деятельностью и работой специалиста данного профиля множество. Главными из них считаются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О социальном обслуживании гражданского населения на территории РФ»;
  • Федеральный закон «О полиции»;
  • Охрана прав и свобод граждан на территории России;
  • Организации рабочих и трудовых мест.

Также, важно учесть, что помощь психолога касается практически всех аспектов социальной жизни человека, поэтому базовая доля законодательства РФ, регламентирующего психологический труд, обладает прямой связью с координированием и контролем деятельности психологов.

Активная работа психологов очень часто нужна при социальном взаимодействии с гражданами. Сейчас существует огромное количество разнообразных реабилитационных центров, в которых работают квалифицированные детские психологи, а также, специалисты для всей семьи, готовые оказать помощь. В основном такие заведения предназначенные для людей, которые попали или переживают тяжелые жизненные ситуации, а также, страдающих зависимостью. Кроме этого, психологическая поддержка и прямая работа «ребенок и психолог» нужна всем детям без исключения, в семьях где происходило насилие, которые остались без родителей или заключенным. Данного характера психологическая поддержка и помощь абсолютно бесплатна и не предусматривает никаких взносов.

Кроме этого, помощь психологическая на бесплатной основе оказывается и тем, кто пострадал от бедствий различного характера, военнослужащим и военнопленным, а также, жителям на территории, где происходили боевые действия.

Кстати, обращаем ваше внимание и на то, что штатная вакансия психолога по закону предусмотрена и в полицейский участках и отделах.

В каких случаях потребуется не только психологическая, но и юридическая помощь?

Часто бывает так, что профессиональная психологическая помощь требуется и полагается по закону, но по какой-либо из причин, не оказывается. Если вам знакома данная ситуация, тогда вам просто необходимо воспользоваться квалифицированной юридической помощью. Ведь грамотный и профессиональный юрист проконсультирует не только в интересующем вас вопросе, но еще и посодействует и примет участие в поиске специалиста, а также, в иных организационных процедурах.

Законодательство, которое действует на территории Российской Федерации регулирует психологическую деятельность по части нескольких неоспоримых условий. Так, например, если помощь психолога назначена по закону, то должна предоставляться бесплатно, то есть, с объекта не должна вздыматься никакая, даже благотворительная, мизерна оплата. Если вас обязуют к выплатам, или же не желают предоставлять психологические услуги без оплаты, советуем заручиться поддержкой высококвалифицированных юристов, которые имеют огромный опыт в этой сфере деятельности.

Ведь только специалисты, которые не впервые сталкиваются с данными вопросами, смогут помочь как с юридической точки зрения. То есть, консультацией при которой делается анализ и решаются главные вопросы, так и собственным присутствием при создании делопроизводства в суде. Ведь иной раз самостоятельно довести то, что пациенту нужна по закону квалифицированная помощь психолога достаточно сложно и чаще всего такие дела чреваты непредвиденными последствиями.

Важно! По всем вопросам о психологической семейной помощи, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по семейной психологии, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Источник:
Психологическая помощь детям и семье: Семейная психология
На данный момент у специалистов психологии – психологов отмечается огромный интерес к психологической проблеме семьи и детей. И это вовсе не спрост
http://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/psikhologicheskaya-pomoshch-detyam-i-seme-semeynaya-psikhologiya-268488/

Семейная психология

Семья для многих является важнейшей вещью на земле. Тёплый домашний очаг — место, в котором супруги жаждут найти покой и умиротворение. Но иногда вместо позитива и спокойствия семейная жизнь приносит лишь взаимное разочарование и злость. Почему большинство пар испытывает столько проблем при совместной жизни? Какова причина такого большого количества разводов и несчастных браков в современном обществе? Что нужно делать, чтобы создать счастливую семью?

Разобраться в этих вопросах поможет семейная психология. Этот раздел психологии изучает построение гармоничных и глубоких отношений между членами ячейки общества. Для начала давайте разберёмся, что же такое семья.

Семья — это группа людей, связанных родственными или брачными узами, живущих по одной крышей, ведущих общее хозяйство и имеющих общий бюджет. Основой семьи обычно служат супруги и их дети. Однако нередко молодые люди живут совместно с родителями одного из партнёров. Каждый из членов семьи имеет свои обязанности, которые он должен выполнять ради всеобщего блага.

То, какой будет семья, определяется довольно широким набором факторов. На это влияет как образованность супругов, так и их культурный уровень. Также огромное значение имеет умение партнёров понимать друг друга, находить совместные решения в конфликтных ситуациях, проявлять заботу и терпение.

Многие жалуются на то, что партнёр, с которым они создали семью, не оправдывает их ожиданий. Оказывается, что девочка, страдавшая всё своё детство из-за того, что её отец был злым, эгоистичным алкоголиком, вышла замуж за такого же негодяя. Почему так случилось? Психология семейной жизни утверждает, что основа подобных отношений закладывается ещё в детские годы.

Вот и получается, что подсознательно человек ищет партнёра, похожего на одного из своих родителей, продолжая бесконечный цикл одних и тех же ошибок. Ведь дети таких людей создадут свою семью, опираясь на опыт родителей, продолжая негативные традиции своих предков.

Ещё одна проблема заключается в том, что нередко люди пытаются создать семью, не узнав друг друга как следует. Ими движет страсть или неожиданная беременность. Но большинство подобных семей распадается в первый же год совместной жизни. Семейная психология учит, что прежде, чем переводить отношения на столь серьёзный уровень, нужно как следует узнать партнёра, принять его таким как есть.

Изначально при выборе партнёра люди руководствуются сексуальной привлекательностью человека, его внешними качествами. Сладкие речи романтиков о божественной природе их чувств в большинстве случаев — жалкая попытка приукрасить суровую действительность. Лишь после того, как между людьми образуется прочная эмоциональная связь и они как следует узнают внутренний мир друг друга, возникает любовь. Все говорят, что семья строится на любви, но почему же тогда так много людей страдает от нехватки теплоты и взаимопонимания?

Дело в том, что редко человека любят просто за то, что он есть, принимая все его достоинства и недостатки.

Ещё одна проблема семейной жизни — неправильное разрешение конфликтных ситуаций. Зачастую серьёзные конфликты или противоречия в семье решаются в пользу одного из супругов или не решаются вовсе. Такое положение дел приводит к накоплению взаимного недовольства и неудовлетворённости друг другом. Семейная психология рекомендует вместе разрешать спорные или конфликтные ситуации, прислушиваться к супругу, уважать его или её мнение. Таким образом у вас появится навык совместной работы, вы научитесь взаимоуважению и переведёте свои отношения на новый уровень.

Если проблемы в семье не получается решить своими силами, но есть причины для сохранения брака, то хорошим подспорьем может оказаться поход к семейному психологу. Сторонний человек сможет более объективно оценить реальное положение вещей, чем разгневанные супруги.

Лучше обращаться к квалифицированному психологу, остерегайтесь сомнительных докторов, практикующих антинаучные, подозрительные методы. Если у вас есть знакомая чета, которым уже помогал подобный специалист, выслушайте их отзывы и, если они положительные, обратитесь к тому же человеку.

Если вы не хотите выносить сор из избы, привлекая посторонних в свои отношения, то возникнет необходимость самостоятельно разгрести психологический мусор, накопленный годами совместной жизни. Для этого и существует семейная психология. Семья рассматривается в этой науке со всех сторон, созданы сотни разнообразных методик по укреплению брачных уз. Некоторые из них перечислены выше.

Немало тяжёлых периодов ожидает каждую молодую семью, но пройдя их вместе, вы лишь станете ближе друг к другу. Рождение детей, старение, появление внуков и многие другие этапы семейной жизни пройдут как по маслу, если между супругами достигнуто взаимопонимание. Решайте проблемы, возникающие в браке, вместо того чтобы просто откладывать их. Тогда однажды вы станете членом гармоничной и счастливой семьи. Но пока у вас нет большого опыта совместной жизни, на помощь к вам придёт семейная психология.

Источник:
Семейная психология
Проблемы в семье — неизбежное явление. Два разных человека, привыкшие к совершенно иному образу жизни, пытаются построить работоспособную ячейку общества. Ответить на вопрос о том, как создать счастливую семью, вам поможет семейная психология.
http://www.syl.ru/article/196511/new_semeynaya-psihologiya-sekretyi-schastlivogo-braka

Семья и детская психология

Детство является самым важным периодом закладывания фундамента личностных качеств человека. Полноценное зрелое детство играет очень важную роль в становлении психики взрослого человека. В процессе взросления ребёнка психология помогает справляться с возникающими трудностями и проблемами, которые по своей остроте совершенно не уступают взрослым.

Детская психология преследует две цели:

— Понять реакцию ребёнка на внешние раздражители, что он при этом чувствует, думает и как воспринимает.

— Выяснить, как происходит этап взросления, влияние на него внешних раздражителей, возможные последствия.

Поняв своего ребёнка, родители смогут наладить правильные взаимоотношения со своим чадом. Тенденция развития психологии ребёнка, как науки сейчас позволяет достаточно спокойно решить некоторые проблемы, возникающие в процессе взросления маленького человечка.

С самого момента рождения ребёнок начинает познавать окружающий мир. Изначально он с интересом наблюдает за крупными движущимися предметами. Старается сфокусироваться на изображении, которое некоторое время у него остаётся размытым.

Уже к пяти месяцам малыш может самостоятельно взять предмет, попробовать его на вкус. Через некоторое время он станет заинтересованно искать любимую игрушку. И уже ближе к году станет исследовать всё, на чём остановится его взгляд.

Ребёнок быстро развивается и старательно впитывает окружающую его среду. Поэтому так важен психологический комфорт в семье. Дети склонны в большей степени испытывать боль и разочарование, в отличие от своих взрослых родственников. Ведь малыш ещё не имеет опыта для того, чтобы справиться с негативными последствиями семейных конфликтов. И даже полностью стёртое из памяти неприятное воздействие, навсегда оставит неизгладимый след в его несозревшей психике. Это в последствие обязательно скажется на умении ребёнка взаимодействовать с окружающим миром.

Конфликт в семье имеет три основных направления:

— Ребёнок, как немой свидетель конфликта родителей.

Малыш перестаёт чувствовать себя защищённым. Постоянные ссоры провоцируют в детской психике рост фактора тревожности. В последствие, такая тенденция приводит к серьёзным последствиям. Появляются признаки замкнутости. Малыш плохо спит, и его преследуют кошмары.

— Ребёнок, как объект срыва злости.

Срывая своё недовольство на ребёнке, родители рискуют вырастить замкнутую личность с заниженной самооценкой и не уверенную в себе. Такие дети не признают прочности в отношениях людей и свою личную ценность.

— Ребёнок, как способ добиться своего.

Так и не повзрослев к моменту рождения ребёнка, родители стараются решить проблемы за его счёт. Происходит это через наказание за поведение малыша, которое подтверждает правоту оппонента. Маленький человечек не понимает, кто он, как ему быть и кого слушать. Это мешает его личностному росту и развитию, полностью лишая индивидуальности.

Конфликты и недопонимания могут возникнуть в любой семье. Ведь семья это постоянно развивающийся организм, состоящий из нескольких индивидуумов. Но, в одном случае супруги справляются с возникшей ситуацией, и им удаётся вовремя договориться и найти компромиссы в решение проблемы. А в другом случае, партнёры срывают друг на друге злость. Конфликты между родителями негативным образом сказываются на развитии психики ребёнка. Их постоянная периодичность грозит малышу развитием комплексов и проблем со здоровьем.

Необходимо понимать, что закреплённое в семье восприятие взаимоотношений между людьми навсегда закрепится в психике ребёнка. Он обязательно перенесёт проекцию домашнего опыта на, уже свою, семейную жизнь. И результаты такого процесса очень трудно поддаются коррекции со стороны специалиста.

Дети, чьё взросление проходило в состоянии постоянной агрессии и непонимания, будут складывать своё общение со сверстниками и окружающими их людьми именно по такому шаблону.

Полное исключение ссор из повседневной семейной жизни невозможно. Но можно и нужно научиться выходить из таких ситуаций конструктивным путём. Ссора имеет определённую цель: когда двое или несколько людей хотят прийти к взаимопониманию и решению возникшей проблемы. И вопрос здесь необходимо ставит не « Кто виновен?», а « Что предпринять для выхода из конфликта?».

Источник:
Семья и детская психология
Информационная статья: Семья и детская психология — Центр психологического консультирования и психоанализа
http://psy-a.com/stati/10064014/

COMMENTS