Что такое родитель

Ответственное родительство

Мамы и папы стремятся думать и заботиться о своем ребенке. Но каждый ли является ответственным родителем? Ведь доброта и забота – совсем не то же самое, что ответственность. Что же важно, когда ты – родитель? Легко ли быть ответственным родителем и что это такое, рассказывает портал Я-родитель.

Наверняка каждый родитель в какой-то момент жизни задается вопросом, насколько хорошо он исполняет свои родительские функции, сможет ли он сделать своих детей счастливыми. Этот вопрос порождает большое количество тревог и сомнений. Зачастую остается непонятным, что же должны делать мамы и папы, чтобы быть «хорошими».

Легко ли быть ответственным родителем и что это такое, рассказывает портал Я-родитель.

В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:

  1. Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.
  2. Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.

Специалистами был проведен опрос, в ходе которого было выявлено, что сами родители важными задачами ответственного родителя считают:

  • сохранение здоровья и жизни ребенка;
  • материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием, дать ему достойное образование;
  • находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе.

Последнюю задачу родители обычно называют в последнюю очередь и не уделяют ей достаточного внимания, считая, что обеспечивая ребенка материально, они уже полноценно выполняют свою родительскую функцию. В ход идут объяснения, подкрепленные тем, что взрослые большую часть времени проводят на работе, стараясь обеспечить достойную жизнь своим детям, и на общение у них просто не остается ни сил, ни времени. Но необходимо помнить, что это крайне важная составляющая ответственного родительства, и часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».

Кроме этого немаловажными задачами являются:

Легко ли в наше время быть ответственным родителем? В условиях современного мира, когда зачастую каждый день расписан по минутам, приходят домой лишенными сил. И все же необходимо найти время для общения с ребенком.

Ведь для того, чтобы быть ответственным родителем нужно уделять ребенку не так много времени. Посвящайте общению с любимым чадом хотя бы полчаса ежедневно.

Для младшего школьника важно чувствовать, что с началом нового этапа он стал не просто учеником с кучей домашних заданий, а остался любимым ребенком. Полезно в выходные устраивать семейные прогулки в парк или культурные походы в театр, цирк, зоопарк и т.д., продолжать играть с ребенком и слушать его.

Подросткам в этот непростой период их жизни необходимо ощутить участие и понимание взрослых. В этом возрасте очень опасно упускать ребенка из-под своего влияния, есть риск попасть в зону отчуждения и потерять авторитет. Поэтому неплохо с момента появления у ребенка осознанности завести ежедневные семейные ритуалы, например, вечерние чаепития, когда вся семья собирается за одним столом и каждый может поделиться впечатлениями о прожитом дне и своими размышлениями. Это поможет быть в курсе событий, происходящих в жизни подростка, а также передать в ненавязчивой форме опыт старших поколений.

Прежде чем подарить этому миру новую жизнь, ответьте себе на вопрос:

«Готов ли я с момента рождения ребенка нести за него ответственность и разделять все его печали и радости?» . Только осознанно подходя к вопросу семьи и родительства, мы сможем вырастить своих детей счастливыми.

Мария Меролаева

Пройдите тест и определите, насколько вы ответственный родитель. Психологи портала Я-родитель подготовили небольшие рекомендации мамам и папам, как следует себя вести с ребенком, чтобы он рос счастливым.

Источник:
Ответственное родительство
Формирование ответственного родительства происходит при постоянном взаимодействии ребенка и родителей. Нужно руководствоваться не своим желаниям и потребностям, а интересам самого ребенка.
http://www.ya-roditel.ru/otvetstvennoe-roditelstvo/

Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок

Почему мы иногда говорим друг с другом будто на разных языках? Получаем ответ словно не на свою реплику? Или неожиданно сами для себя реагируем неадекватно на невинные замечания? На эти вопросы может ответить трансакционный анализ.

Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:

  • Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
  • Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем

Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в лени» и так далее.

Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.

  • Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
  • Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
  • Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение

Немного подробнее о каждом из них.

Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.

Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.

Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».

Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.

Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.

Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».

Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.

Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.

Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».

Как работают эго-состояния?

Все три состояния – очень важны.

Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.

Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.

К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, загорается желанием, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.

Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.

К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».

Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или поучать мужа, когда он не в настроении (родитель).

Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.

Типичные признаки дисбаланса состояний личности:

  • Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
  • Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.

Рассмотрим их подробнее.

Многие знают, что такое строгий внутренний критик. К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.

Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую женственность, разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».

Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.

Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и ее стабильности.

Качели «Родитель-ребенок»

В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.

Если вам интересна эта тема, рекомендую вам книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она легко читается и содержит подробное объяснение трансакционного анализа и множество примеров взаимодействия людей в различных состояниях психики.

А в следующей статье я расскажу вам о том, как можно гармонизировать свои эго-состояния.

Источник:
Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок
Из каких состояний мы действуем? Психология взаимоотношений и игры, в которые играют люди.
http://vadimkurkin.com/blog/psikhologiya-otnosheniy/tri-sostoyaniya-lichnosti-roditel-vzroslyy-rebenok/

Хороший родитель — это счастье для ребенка

Продолжение рода, рождение потомства – неоспоримый закон природы. Иметь детей — значит обеспечить свою старость вниманием и заботой. Но далеко не все понимают, что родитель — это не только особа, которая произвела на свет нового человека, но и личность, получающая дополнительные права и обязанности в связи с рождением ребенка. При этом родителями могут считаться люди, взявшие опеку над ребенком до достижения им совершеннолетия.

Права родителей начинаются с момента появления ребенка на свет и заканчиваются по достижении отпрыском совершеннолетия. Причем досрочное окончание прав на ребенка может наступить, если дети вступают в брак или получают достаточную дееспособность для содержания уже своей семьи.

Права на ребенка невозможны без заинтересованности взрослых. Потому как основной задачей родителей является обеспечение благополучия и заботы о подрастающем поколении.

Право на воспитание ребенка имеют оба родителя, независимо от факта оформления законного брака, либо пока этот вопрос не будет решен в судебном порядке. Участие в образовании, воспитании, лечении принимают оба родителя по предварительному согласованию. Такие ситуации могут возникнуть, когда пара находится в разводе, но один из бывших супругов, несмотря на это, желает растить своего ребенка.

Недобросовестные родители — это категория граждан, которые относятся к детям халатно и жестоко. Такие горе-предки унижают достоинство детей, занимаются их эксплуатацией в свою пользу, что ведет к уголовному наказанию и лишению прав родителя.

Вопрос «родители и дети» довольно широк в плане воспитания. Воспитывать малыша — это значит обеспечивать ему всестороннее развитие, прививать хорошие манеры, обучать умению находиться в обществе. Направления образования и воспитания предполагаются в духовном, психическом и физическом плане.

Также в обязанности родителей входит полный уход за несовершеннолетними детьми. А это значит, что ребенок должен быть обеспечен питанием, одеждой, игрушками в достаточной степени и в соответствии с возрастом. Отдых, лечение и образование также являются первостепенными задачами в воспитании детей.

Родитель — это залог обязательного образования своих детей. Причем учебное учреждение может быть выбрано по согласию отца и матери. А вот дополнительное образование ребенок получает в соответствии со своими желаниями и интересами.

Согласно российскому законодательству, каждый появившийся на свет ребенок получает автоматом следующие права на:

  • жизнь в семейном кругу;
  • общение с близкой родней;
  • наличие законного представителя по защите интересов;
  • личное мнение;
  • лечение;
  • образование;
  • помощь в первоочередном порядке.

Права несовершеннолетних детей обеспечиваются родителями либо лицами, их заменяющими. В случае возникающих вопросов по ограничению прав ребенка все вопросы решает суд.

Имущественные права детей в целом также зависят от родителей. Родитель — это человек, который обеспечивает детям материальное содержание в соответствии со своими возможностями. И реально понимающие этот вопрос люди дают своим чадам все самое лучшее.

В случае затруднительных ситуаций в жизни ребенок получает государственную помощь. Для получения подобной помощи законные представители малыша должны обратиться в орган социальной защиты населения с заявлением.

Материальные средства, причитающиеся детям, могут быть потрачены только на малышей. На них можно приобрести предметы обихода, продукты, канцелярские товары для школы и сада, книги. Также такие средства могут быть потрачены на образование, оздоровление или отдых ребенка.

Алименты, пособия, выплаты по инвалидности или потере кормильца являются имущественными средствами детей. В случае уклонения взрослых от своих обязанностей органы опеки могут поставить вопрос о запрете на получение материальных средств и оставить причитающиеся деньги на личном счете ребенка до совершеннолетия.

Принимая во внимание всестороннюю защиту детей, в случаях несоответствия общественным нормам родитель может быть лишен прав на ребенка. Все вопросы такого плана решаются в судебном порядке по исковому заявлению представителя органов опеки, образовательных учреждений или близких родственников ребенка. Родители и дети при таких условиях могут быть разделены по месту жительства.

Решение о лишении родительских прав может быть вынесено судом в случае угрозы психическому или физическому здоровью детей. В остальных случаях дается предупредительный срок до полугода на то, чтобы исправить ситуацию. При этом семья находится под жестким контролем органов опеки и попечительства.

При окончательном принятии решения судья принимает во внимание права ребенка, а вот права родителей в таком вопросе не учитываются. Любой суд всегда будет на стороне ребенка.

Родитель — это гордое звание при достаточном соблюдении всех прав и обязанностей. В этом случае дети становятся опорой, а не обузой.

Источник:
Хороший родитель — это счастье для ребенка
Права родителей по отношению к ребенку. Вопросы решения спорных ситуаций при невыполнении обязанностей родителями.
http://fb.ru/article/280379/horoshiy-roditel—eto-schaste-dlya-rebenka

Что Такое родитель- Значение Слова родитель

  1. устар. то же, что отец; тот, кто даёт жизнь кому-то или чему-то ? Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  • имена собственные: Богородица,
  • фамилии:
  • топонимы:
  • пр. существительные: род, ,
  • прилагательные: благородный, родной, родимый, родовой, родительский, родительный, родственный, близкородственный, рождённый, родившийся, породистый, родненький, врождённый, вырожденный, перерождённый, урождённый, нарождённый, богородичный, природный, природоохранный, урожайный, неурожайный, народный, антинародный, всенародный, международный, народнический, родильный, родименький, родненький, родниковый, самородный, близкородственный
  • глаголы: родить, рожать, рождать, рождаться, родиться, уродиться, выродиться, вырождаться, народиться, нарождаться, нарожать, переродиться, разродиться, породить, порождать, породиться, порождаться; уродить, уродиться, урождать, урождаться, породниться, зародить, зародиться
  • наречия: по-родственному, по-родительски, отродясь, отроду, сроду, всенародно, принародно

Происходит от глагола родить (рожать), далее от род, далее от праслав. *rodъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. , дор. ?????? «прямой, правильный, истинный», др.-инд. urdhvas «поднятый», возм., алб. rit «расту, увеличиваю». Трубачев считает, что слово восходит к праслав. *оrdъ, которое не связано с индоиранск, греч. и др. формами на v-. Использованы данные .

Источник:
Что Такое родитель- Значение Слова родитель
Русский Морфологические и синтаксические свойства падеж ед. ч. мн. ч. Им. роди?тель роди?тели Р. роди?теля роди?телей Д. роди?телю роди?телям В. роди?теля…
http://slowari.ru/word/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8

COMMENTS