Брак и семья

Брак — это

«Брак – это остаток на память от любви», — так говорят в народе, цитируя слова известной американской журналистки Элен Роуленд, которая жила в начале XX века. Доля истины, безусловно, есть в её словах. Но, согласитесь, так не хочется верить, что после регистрации отношений они из области страстных чувств переходят в более спокойное русло. Сохранить счастье в браке можно, главное — работать над этой непростой задачей каждый день.

Ещё в давние времена брак и семья, забота о муже и детях считались главными целями жизни для каждой представительницы прекрасной половины человечества. Уже с младенческих лет родители готовили дочерей к «окольцованной» жизни, пытаясь породниться с более богатыми и знатными людьми. Выгодную партию воспринимали как билет в счастливое будущее. Что касается личных чувств и эмоций самих молодожёнов, то с ними никто не считался.

В наше время варварский обычай выдавать насильно дочь замуж канул в Лету. Теперь девушки имеют полное право самостоятельно выбирать мужа. Часто в погоне за семейной идиллией они ориентируются на любовь и симпатию. Главными остаются чувства к избраннику: если они есть, то для любой женщины это является гарантией гармонии, стабильности, уюта. Кроме того, многие барышни чуть ли не от рождения мечтают о собственных детях. Это также основная причина множества свадеб. Церемония в загсе для них — именно тот фундамент, на котором держится брак. Фамилия, взятая от мужа, печать в документе – железные гарантии крепких, долговечных отношений, материального обеспечения самой женщины и рождённых в общем союзе малышей.

Что касается сильной половины человечества, то у них всё намного сложнее. Безусловно, они также пытаются жениться по огромной и чистой любви, но это желание не является мечтой их жизни. Скорее, они ищут спутницу, с которой будет легко и комфортно в общении и быту. Сексуальная составляющая также важна: партнёрша должна подходить по темпераменту. Хорошо, если она умеет вкусно готовить и не забывает заботиться о нём, любимом и единственном.

Вступление в брак для некоторых мужчин — это также возможность наладить неудачное финансовое положение. Находя состоятельную женщину, молодой человек решает проблему с деньгами, получает шанс хорошего трудоустройства, изменения жилищных условий. Конечно, девушки также часто выходят замуж по расчёту, но ощущения и эмоции для барышень всё-таки более важны, чем для кавалеров.

Кроме того, мужчины смотрят на отношения как на ещё одну сторону самореализации. Для них брак – это основа продолжения рода, передачи имущества и жизненного опыта наследникам. Добившись много в карьере, они считают личное счастье неполным без наличия красавицы-жены и пары-тройки милых ребятишек.

Огромное застолье, белое платье и фата, колонна праздничных машин, украшенных шариками и лентами, распитие шампанского и разбитые бокалы на счастье. Таким в нашем понимании должен быть фундамент будущей семьи. Свадьба — одно из самых знаменательных событий в жизни. Кроме традиционного супружества, отправной точкой которого становится регистрация брака в ЗАГСе, существуют и другие виды семейных отношений:

  1. Гражданский брак. Оформлен в соответствующих государственных органах без участия священников и проведённых ими ритуалов.
  2. Церковный. Заключённый в храмах во время обряда венчания. Многие страны, в том числе и Россия, не признают юридическую силу такого союза.
  3. Временный брак. Некоторые державы допускают его существование на официальном уровне. Продолжительность, финансовая сторона и условия разрыва обозначаются в специальном договоре, подписанном у нотариуса.
  4. Фактический. Люди сожительствуют друг с другом, не планируя проводить обряд венчания или церемонию регистрации в ЗАГСе. Союз по ошибке называют гражданским.
  5. Фиктивный брак. Притворные взаимоотношения: их цель – не создание семьи, а получение материальных или других выгод от государства или родственников.

Только первый вариант – единственно правильный для тех семей, которые хотят официального признания их союза как полноценной ячейки общества.

Для части людей брак – это не только отношения исключительно между мужчиной и женщиной. Они строят модель семьи по совсем другой схеме, которая признана в их стране или регионе. Например:

  • Полигиния. В этом случае мужчина может иметь сразу несколько жён. Шариат разрешает официально жениться четырежды (четыре супруги одновременно): остальные женщины просто живут в гареме, являясь наложницами. Несмотря на это девушки наделены некоторыми правами: в случае зачатия мужчина обязан признать ребёнка.
  • Полиандрия. С точностью до наоборот: женщина имеет несколько мужей. Явление распространено на Гавайских островах и у народов Тибета.
  • Групповой брак, который часто величают «шведская семья», хотя сами шведы с пеной у рта отстаивают несправедливость такого названия. Этот союз – своеобразная форма эксперимента у молодёжи, когда пары сожительствуют друг с другом.
  • Однополый брак. Лесбиянки и геи могут заключать его в ряде европейских стран, регионах Северной и Южной Америки.

В России подобные виды совместного проживания осуждаются и не признаются. В нашем обществе браком можно назвать отношения исключительно между разнополыми партнёрами, официально зарегистрированные и преследующие важную цель – продолжение рода.

В процессе эволюции человечества семейные отношения также видоизменялись: супруги примеряли на себя разные роли, перенимали и наследовали отдельные функции. В наше время, учитывая все этапы трансформации, психологи выделяют следующие модели отношений, в соответствии с которыми обычно живут пары:

  1. Равноправие. Обязанности распределены поровну. Каждый наделён равными правами, одинаковыми свободами и ограничениями.
  2. Родитель и малыш. Модель часто встречается в семьях, где партнёры имеют существенную разницу в возрасте. Один фанатично заботится, другой принимает опеку.
  3. Товарищеский брак. Супруги больше напоминают друзей: у них общие интересы, увлечения, часто они закрывают глаза на физическую измену.
  4. Независимые пары. Даже будучи мужем и женой, они соблюдают дистанцию. Отношения в браке похожи на коллегиальные.
  5. Деспотизм. Один супруг угнетает, другой страдает от физического или морального насилия. Тиран считает, что официальная регистрация брака в ЗАГСе даёт ему все основания распоряжаться женой, как вещью.
  6. Взаимная выгода. Муж даёт деньги и материальные блага жене, она, в свою очередь, платит за это сексом, нежностью и лаской. При этом духовная близость не является приоритетом.

Вышеперечисленные модели отношений – самые распространённые. Конечно, в зависимости от характеров людей, их желаний и мотивов постоянно рождаются новые союзы с уникальным поведением супругов по индивидуально подобранной схеме.

Какая же модель является желанной? К какому типу взаимоотношений стремятся люди? Психологи утверждают, что идеальный брак – наша фантазия, причём у каждого она своя, неповторимая и своеобразная. Не существует той единственно правильной и безапелляционной схемы, которая подойдёт всем без исключения членам семьи. Каждая пара путём споров, компромиссов и уступок выбирает то, что ей по душе. При этом специалисты уверены, что по-настоящему счастливыми можно назвать тех супругов, у которых наблюдается полная совместимость в отношениях: физическая, сексуальная, духовная, моральная. Важен даже уровень образования, не говоря уже о качествах характера, общих взглядах на совместное проживание, воспитание детей, финансовые траты и образ жизни.

Если партнёры сходятся по всем параметрам, они считаются везунчиками. Идеальный брак – это когда чувства и привязанность сохраняются на всю жизнь, супругов после работы тянет домой, а утром не хочется расставаться с близкими. Надеяться на то, что подобная гармония возникнет сама собой, было бы глупо. Такие отношения требуют неустанной работы, постоянного внимания и бесконечных стараний со стороны обоих супругов.

Это отношения двух людей, закреплённые на законодательном уровне. Мужчина и женщина вступают в брак на добровольных началах. У супругов должны присутствовать гармоничные сексуальные отношения, понимание, терпимость, уважение. Даже любовь не всегда является главной составляющей, иногда можно прожить с человеком всю жизнь, только опираясь на искреннюю симпатию и глубокую привязанность.

Брак и семья – тесно связанные и неразделённые категории. Они подразумевают взаимное наличие друг друга и часто являются синонимами. Как и брак, семья имеет свои определённые функции:

  • Репродуктивная: установление интимных отношений с целью продолжения рода.
  • Воспитательно-образовательная: передача жизненного опыта детям, социализация малышей.
  • Хозяйственно-экономическая: объединения капиталов, обустройство быта.
  • Регенеративная: сохранение семейных реликвий и родовых ценностей.

Когда семья неуклонно выполняет все возложенные на неё функции, она считается образцовой.

Многие поколения людей изобретают его, не покладая рук. Колдуя над своим характером и поведением, используя чары нежности и заботы, они пытаются вывести ту единственную безотказную формулу, в соответствии с которой их семейное гнёздышко будет существовать на протяжении долгих лет.

В юридической литературе брак – это официальный союз двух людей, достигших определённого возраста, который порождает их взаимные права и обязанности. Но психологи утверждают, что это только сухая формулировка, не имеющая отношения к реальной жизни. По-настоящему семьёй пара становится, когда ей удастся решить одно незамысловатое уравнение: любовь, умноженную на поддержку и понимание, нужно разделить на материальные блага, добавить к результату преданность, открытость, искренность, верность, доверие, душевное тепло и обязательно вычесть разногласия, обиды и критику.

На первый взгляд всё довольно просто. Но. Это уравнение имеет одну неизвестную, которую необходимо найти самостоятельно путём мучительных подсчётов и предположений. Только набив шишки и наступив на не один десяток грабель, вам повезёт вывести ту единственно правильную формулу, которая осчастливит всю вашу семью.

Источник:
Брак — это
«Брак – это остаток на память от любви», — так говорят в народе, цитируя слова известной американской журналистки Элен Роуленд, которая жила в начале XX века. Доля истины, безусловно, есть в её словах.
http://www.syl.ru/article/180367/new_brak—eto-ponyatie-braka-i-semi

Брак и семья

I. Этап формирования семьи

Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, беседы между супругами о будущем семьи

II. Семья, ждущая ребенка; семья с младенцем

Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей

Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук; овладение словами, короткими фразами, речью

III. Семья с ребенком дошкольного возраста

Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к материальным затратам; распределение обязанностей, ответственности; поддержка сексуальных отношений; дальнейшее развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка; сохранение прежнего круга друзей формирование семейных традиций, беседы о воспитании детей

Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа

IV. Семья школьника

Воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с другими родителями

Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, включение в группу сверстников, расширение словарного запаса и развитие речи; формирование научной картины мира

V. Семья с ребенком старшего школьного возраста

Передача ответственности ребенку по мере взросления; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей между членами семьи; воспитание детей на достойных образцах; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности

Положительное отношение к собственному полу; прояснение роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; формирование собственного мировоззрения

VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир

Отрыв от взрослеющего ребенка; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между своей семьей и семьей ребенка; уважение самостоятельности обеих семей

Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, который может отвечать за свои поступки; создание прочных отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи

VII. Семья среднего возраста («пустое гнездо»)

Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки)

VIII. Постаревшая семья

Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры

Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

В то же время существуют и другие подходы к определению функций семьи. Необходимо отметить, что в настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей. Социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д.

На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, такие как социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. При более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя»), и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает воспроизводства населения.

В последние годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иным трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар.

На потенциал нации влияют не только количественные, но и качественные отклонения в воспроизводстве населения. У coвременных новорожденных детей низкие качественные показатели — явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин очень много. Прежде всего, это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем) во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфекций и т.д.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наследственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального характера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном положении. От новорожденных детей с выраженными признаками тяжелой болезни, уродства родители нередко отказываются, взваливая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учреждений, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья влияют на выполнение семьей воспитательной функции.

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных Наций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В России принята Федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и другие естественные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи ее экономическая общность, реализация экономической функции. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашнего быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно стоит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов.

Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера. В ежедневных обязанностях члены семьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать внимание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привычкам, вкусам близких.

При ведении домашнего хозяйства приходится принимать различные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремонтировать кухню и т.д. В большинстве современных семей складываются равноправные отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, и, следовательно, решения принимаются коллегиально.

Формы руководства семьей авторитарная, демократическая, анархическая. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право решающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж главный кулинар, а жена своеобразный интеллектуальный центр, руководитель образовательной деятельности детей.

Функция организации досуга восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что в условиях различных социально-экономических потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности для конкретного человека и для страны в целом. Но восстановительная роль современной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни.

Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Досуг внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», что буквально означало – время, когда можно чего-то достичь.

Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулки на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности быта семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства совместный труд и взрослых, и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы «выкроить» деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в интересах и увлечениях всех членов семьи. Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Наиболее популярными формами проведения свободного времени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, собрались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о проведенном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. В некоторых семьях сохранились традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования.

Воспитательная функция важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание – очень сложный процесс, в котором влияние взаимно. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо»: так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

Семья это своеобразная школа, в которой каждый проходит через много социальных ролей. Появился ребенок – стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, с особенностями своего темперамента. Приходится что-то принять в человеке, что-то тактично изжить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать негативных ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда oсознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструирования игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители идут по ступенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные детские проблемы; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Подросшие дети обогащают опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.

Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью.

Таким образом, ребенок в семье неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание это прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Источник:
Брак и семья
I. Этап формирования семьи Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении; налаживание отношений с родителями и другими
http://studfiles.net/preview/5911107/page:8/

Брак и семья

Брак и семья. Исходя из того, что семья является важнейшей со­циальной ячейкой общества, конституции многих стран обращают осо­бенно серьезное внимание на охрану семьи, брака, материнства, детст­ва, равноправия мужа и жены и др. «Брак и семья, — говорится в Ос­новном законе ФРГ (ст. 6), — находятся под особой защитой государ­ства Уход за детьми и воспитание их является естественным правом родителей и первейшей их обязанностью. Деятельность родителей осу­ществляется под наблюдением государства. Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества. Внебрачным детям обеспечиваются в законодательном порядке условия для физического и умственного развития, а также гарантируется положение в обществе наравне с деть­ми, родившимися в браке». Конституция Греции (ст. 21) также заявляет, что семья как фундамент сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под охраной государства.

Интересна также позиция Конституции Португалии (ст. 68 и 69), где говорится, что отцы и матери имеют право на защиту со стороны общества и государства в выполнении своей незаменимой роли по от­ношению к детям, в частности в том, что касается совмещения воспи­тания детей с обеспечением профессиональной самореализации и учас­тия в гражданской жизни страны; материнство и отцовство представ­ляют собой выдающиеся общественные ценности; трудящиеся женщи­ны имеют право на особую защиту во время беременности и после родов, включая освобождение от работы на соответствующий период без потери вознаграждения или каких-либо выгод;

дети пользуются защитой со стороны общества и государства в целях их гармоничного развития; дети, особенно сироты и беспризорные, пользуются особой защитой со стороны общества и государства от всех форм дискриминации и угнетения, злоупотребления властью в семье и в других общест­венных институтах.

Источник:
Брак и семья
Брак и семья. Исходя из того, что семья является важнейшей со­циальной ячейкой общества, конституции многих стран обращают осо­бенно серьезное внимание на охрану семьи, брака, материнства,
http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/38.htm

Брачный союз

Брак (греч. ????? — брак; производное от глагола брать [1] ), или бра?чный сою?з, супру?жество — регулируемый обществом и, в большинстве государств, регистрируемый в соответствующих государственных органах семейной связи союз между людьми, достигшими брачного возраста, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу [2] , а также, при наличии у пары детей, — и к детям. Традиционно брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной. В некоторых государствах брак возможен между мужчиной и несколькими женщинами (полигиния), реже между женщиной и несколькими мужчинами (полиандрия). В некоторых странах браки могут заключаться и между двумя лицами одного пола (однополые браки). Мужчину в браке называют мужем или супругом, женщину — женой или супругой (мужчины, не вступившие в брак, называются неженатыми или холостыми; женщины, не вступившие в брак, называются незамужними).

Для заключения брака необходимо достижение брачующимися брачного возраста, установленного законодательством страны. Во многих обществах существует запрет на близкородственные браки. В некоторых странах существуют и некоторые другие ограничения для вступления в брак. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при заключении его с соблюдением установленных условий и влечёт за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям.

  • Зарегистрированный гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака, на который распространяется гражданское право. Не следует путать с незарегистрированным браком, который в разговорной речи часто ошибочно называется гражданским.
  • Церковный брак — освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства (в том числе и Россия) в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением требуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии, протестантизме и в католицизме бракосочетание является одним из таинств — Венчанием. Никах — брак по законам ислама, и в этом браке часто разрешено многожёнство.
  • Фактический брак (в российском праве — «сожительство») или незарегистрированный брак (также фактические брачные отношения, бракоподобные отношения), часто нетерминологически называемый «гражданским» — отношения между партнёрами, не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей (см. гражданский брак) признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926—1944 годы. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака (более того, у вторых в некотором смысле даже больше прав: в случае смерти одного из родителей второй, брак с которым не был зарегистрирован, не имеет прав на наследство по закону, и детям соответственно причитается бо?льшая доля). Законодательством некоторых стран признаётся на правах конкубината.
  • Гражданские партнёрства и союзы, существующие во многих западных странах, не являются браком, но представляют собой промежуточную форму между зарегистрированным и фактическим браком (сожительством). Гражданские партнёры, как правило, имеют некоторый перечень прав и обязанностей по отношению друг к другу, но их правовой статус не уравнен с супругами. Гражданские партнёрства обычно доступны как разнополым, так и однополым парам, либо только однополым, в этом случае они являются параллельной для обычного гетеросексуального брака формой регистрации отношений.
  • Полигиния (многожёнство) — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Обычно такой брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причём возможны ограничения. В шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. В современном мире многожёнство официально разрешено в нескольких десятках государств мусульманского мира и некоторых немусульманских странах Африки (например, ЮАР) [3] .
  • Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы полиандрии замечены в «Махабхарате» (5+1: Драупади была женой всех братьев Пандавов).
  • Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися [4] . Существует в некоторых мусульманских странах, например, в Египте или Азербайджане.
  • Однополый брак — брак между лицами одного пола. Первой страной мира, легализовавшей в 2001 году однополые браки, стали Нидерланды. По состоянию на июль 2015 года однополые пары могут заключать брак в 20 странах мира. В Мексике и Великобритании заключение однополых браков возможно лишь в некоторых регионах. Также существуют страны или регионы, которые признают однополые браки, заключённые в других странах или регионах, но сами не разрешают их заключение на своей территории.
  • Свадьба — торжественная церемония заключения брака.
  • Гостевой брак — зарегистрированный брак, при котором супруги не ведут совместного хозяйства, живут раздельно, иногда в разных городах.
  • Посмертный брак — брак, заключённый «задним числом» после смерти одного из супругов.
  • Мезальянс — брак между людьми разных сословий или классов, между людьми, сильно отличающимися по имущественному или социальному положению. Морганатический брак — разновидность мезальянса, в результате которого лицо низшего социального положения не повышает его. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.
  • Групповой брак — в соответствии со взглядами ряда учёных (например, Льюиса Моргана [13] и Фридриха Энгельса [14] , некоторых советских этнологов) исторически первая форма брака, при которой в брачные отношения вступали два рода людей, а не отдельные люди. Каждый человек из одного рода мог своевольно находиться в свободных от обязательств половых отношениях с одним (или несколькими одновременно) представителями противоположного пола из второго рода, но не своего, внутриродовые карались смертью. Имущественные отношения при этом регулировались внутриродово, отношения детопроизодства — межродово. Также в обиходе групповым браком (M+N) часто называют сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M).
  • Виртуальный брак — ненастоящий брак, заключённый и существующий лишь в Интернете.
  • Левират— брачный обычай, разрешающий вдове выходить замуж только за ближайших родственников мужа (например братьев)
  • Сорорат— возможность вступать в брак одновременно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены.

Моногамные отношения в первобытном обществе закрепились благодаря усилению конкуренции мужчин за женщин детородного возраста из-за общего увеличения продолжительности жизни; при этом детородный возраст женщин остался ограниченным, а у мужчин — увеличился вместе с продолжительностью жизни. Стратегия по охране постоянной партнёрши, по мнению некоторых антропологов, оказалась наиболее выигрышной [15] .

На протяжении длительного времени во многих обществах браки устраивались родителями и родственниками старшего поколения, с целью не вызвать любовь, а из прагматических соображений [16] ; романтика при этом была чем-то тем, что происходило незаметно вне брака, как, например, тайные встречи [17] . Как пишет в своей Большой Истории профессор Д. Кристиан, с начала XVIII века мировое движение общества может быть охарактеризовано как «расширение прав и возможностей личности», что приводит к эмансипации женщин и равенству отдельных лиц, и эти изменения оказали глубокое влияние на отношения между полами. Родительское влияние уменьшилось. Во многих обществах люди смогли решать — сами за себя — должны ли они вступить в брак, с кем они должны вступить в брак, и когда они должны вступить в брак.

В середине XX века появление контроля над рождаемостью, а также безопасных процедур аборта значительно изменило баланс сил, и уменьшило социальное давление к браку, как средству удовлетворения сексуальных побуждений. Сформировались новые типы отношений, что позволило людям жить вместе, без необходимости вступать в брак и без необходимости иметь дело с детьми.

Образование длительно существующих пар (или бо?льших групп особей) возникает у тех живых существ, детёныши которых после появления на свет длительно нуждаются в заботе и уходе, которые не может предоставить только один родитель, связанный также необходимостью добывать средства к существованию. Кроме людей, это, например, птенцовые птицы. У тех живых существ, у которых детёныши после появления на свет уже достаточно развиты, чтобы самостоятельно искать корм и питаться, длительно устойчивых семейных пар не образуется, пример — выводковые птицы.

Брак изначально был создан как социальный институт, зачастую имеющий религиозную форму, для регламентации вопросов, связанных с созданием и функционированием семьи, в том числе вопросов, связанных с детьми. Именно в связи с появлением парного брака, как считается, появилась возможность фиксации отцовства. Впоследствии отсутствие такой фиксации в традиционных обществах приводило к тому, что внебрачные дети были ущемлены в правах по отношению к «законным» (рождённым в браке) детям. В ряде стран брачное законодательство, по-прежнему, и сегодня ещё дифференцирует права детей, рождённых в браке или вне брака. Однако правовые системы многих стран обеспечивают защиту ребёнка независимо от того, был ли он рождён в браке или нет, поэтому многие пары создают семьи, не заключая браков.

В России у внебрачных детей сохраняются те же права, что и у рождённых в браке, если их признают оба родителя. Однако при отказе отца признавать внебрачного ребёнка своим отцовство зачастую приходится специально доказывать в суде. Что интересно, семейное законодательство в России формально сильно ограничивает права родителей на распоряжение детскими правами, запрещая отказ законного представителя ребёнка от принадлежащих ему прав и собственности.

Во многих странах для усыновления сироты требуется состоять в браке, одиноким усыновлять детей не разрешается.

Государства нашего времени часто поддерживают семью в качестве «ячейки общества». Это связано с тем, что именно семья выполняет основную работу по воспитанию детей. Несмотря на то, что в ряде стран (включая Россию) эта поддержка мала, она существует, невзирая на финансовые трудности, поскольку востребована обществом. Многодетные семьи получают дополнительную поддержку.

В то же время многие пары создаются без цели рождения детей. Многие гетеросексуальные пары добровольно отказываются от детей (чайлдфри) и не могут иметь детей по причине бесплодия или в силу возраста. Кроме того, существуют также однополые пары и трансгендерные люди, которые во многих странах также сегодня могут вступать в брак.

В «Теогонии» (другое назв. «Богосмешение») Ферекида Зевс вступил в брак с Хтонией, которая «получила имя Геи, так как Зевс дал ей Землю в качестве свадебного подарка». Зевс создал землю и океан, вышивая их на свадебном покрывале (в те времена существовал обычай: невеста обменивала своё свадебное покрывало на покрывало, вышитое её женихом) [18] : «„Желая, чтобы совершился брак с тобой, я этим чту тебя. Ты же будь довольна мною и будь мне соучастницей“. Говорят, что это семейное празднество встречи жениха и невесты случилось впервые. Отсюда же возник соответствующий закон для людей и богов. Она же отвечала, приняв благостно покрывало…» [19] . В передаче Прокла: «Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса [20] : создав космос из противоположностей, он привёл его к согласию и любви и посеял во всём тождественность и единение, пронизывающее универсум [21] ».

Христианство полагает брак богоучреждённым пожизненным союзом мужчины и женщины. Так, Иисус Христос, отвечая (Мф 19.4-6) на вопросы о допустимости развода, цитирует Быт 1.27 и Быт 2.24, после чего утверждает принцип нерасторжимости брака:

Брачные отношения в исламе основаны на принципах гласности (тайнобрачие трактуется как распутство), добровольности и обязательности уплаты мужем подарка (махр). Согласие на брак со стороны законного опекуна (вали) девушки предпочтительно (оговорено в хадисах), но не обязательно [23] .

Нарушение супружеской верности является нарушением одного из принципов Учения. В то же время брак как таковой является исключительно светским.

Когда брачный возраст ниже по религиозному праву, чем по закону страны [en] , то преобладает закон государства. Тем не менее некоторые религиозные общины не принимают верховенство государственного права в этом вопросе, что может приводить к бракам в детском возрасте или бракам по принуждению.

Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития — психологическая зрелость).

Этой проблемой занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко. И. В. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, во взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их — важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.

По мнению психотерапевта Александра Полеева, «семья как таковая становится всё менее и менее популярной формой жизни, формой отношений мужчины и женщины. Место семьи довольно быстро, прямо на наших глазах, занимают другие формы отношений: гостевые, экстратерриториальные, парциальные, договорные и некоторые другие» [24] [25] .

Однако лидерами по внебрачным отношениям являются страны Латинской Америки, несмотря на высокую долю религиозных католиков в этих странах. По данным ООН, в 1998 году от 55 % до 74 % детей в латинских странах рождены вне брака, и это там стало скорее нормой, чем исключением [29] . Так, доля детей, рождённых вне брака: в Мексике составляла 41,5 %, в Чили — 43,6 %, в Пуэрто-Рико — 45,8 %, в Коста-Рике — 48,2 %, в Аргентина — 52,7 %, в Белизе — 58,1 %, в Сальвадоре — 73 %, в Панаме — 80 % [29] .

Обещание брака могут являться элементом мошенничества, однако:

«Действия лица, добившегося согласия женщины на вступление в половое сношение или совершение действий сексуального характера путём обмана или злоупотребления доверием (например, заведомо ложного обещания вступить с ней в брак), не могут рассматриваться как преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

В то же время, хотя в браке по расчету основная цель — завладение имуществом или иными благами супруга, этот вид брака как мошенничество не рассматривается, и никак не регламентирован с точки зрения закона.

В светских государствах, к которым принадлежит и Россия, а также в ряде конфессий допускается расторжение брачного союза (развод) — на различных основаниях. В России при согласии обоих супругов, не имеющих общих детей, развод возможен в органах ЗАГС. В случае, если один из супругов против развода, а также при наличии общих несовершеннолетних детей (даже при обоюдном согласии разводящихся), развод производится через суд. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

В разных религиозных системах процедура расторжения брака может быть как намного сложнее, чем в РФ, так и намного проще. Скажем, расторжение католического брака почти невозможно, а в мусульманском праве мужу для развода достаточно произнести специальную фразу. Тем не менее, даже эта простота ограничена другими установлениями.

В России ежегодно вступают в брак чуть более 1 миллиона пар, при этом около 700 тысяч семей подают на развод [30] .

Законодательство всех стран регулирует имущественные отношения супругов, особенно на случай развода или смерти одного из супругов. В России законодательством о браке и семье установлено, что имущество, нажитое во время брака, если иное не записано в брачном контракте, является совместной собственностью супругов, вне зависимости от соотношения их доходов. При разводе это имущество разделяется поровну. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производится в судебном порядке [31] .

В различных странах существует различное регулирование этого вопроса. Так, в Древнем Риме супруги обычно держали своё имущество раздельно — при разводе жена не могла претендовать на имущество мужа, а муж не мог претендовать на имущество жены [32] [33] .

В России регистрация брака проводится в специализированном государственном органе — органе записи актов гражданского состояния (при которых, как правило, существуют специализированные помещения (Дворцы бракосочетания и т. п.), где мероприятию регистрации брака придаётся торжественная форма). Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, брак заключается при персональном присутствии лиц, желающих его заключить, по истечении месяца со дня подачи ими заявления (указанный срок может быть, по ряду обстоятельств, как увеличен — не более, чем на месяц, так и сокращён — вплоть до регистрации в день подачи заявления).

В России брак — добровольный союз мужчины и женщины, в котором супруги полностью равноправны (см. ч. 3 ст. 1 СК РФ и ч. 1 ст. 12 СК РФ. Признаётся только брак, заключённый в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах), а также брак, совершённый по религиозным обрядам до образования или восстановления советских органов ЗАГСа. В СССР до 1944 года к зарегистрированному приравнивался так называемый незарегистрированный фактический брак.

По Семейному кодексу РФ выделяются нижеследующие юридически значимые признаки брака:

  • Брак — это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.
  • Брак — это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признаётся и охраняется государством союз только между мужчиной и женщиной.
  • Брак — это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.
  • Брак — это союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берёт под свою защиту.

Условием заключения брака являются:

  • добровольное согласие лиц, желающих заключить брак;
  • достижение лицами, желающими заключить брак, брачного возраста (по общему правилу — восемнадцать лет, но можно заключить брак в возрасте от 16 до 18 лет, при наличии согласия органов местного самоуправления, а также возраст может быть снижен в случае, если субъектом РФ будет принят закон о снижении брачного возраста, семейное законодательство РФ не устанавливает предел, до какого можно снижать брачный возраст, поэтому у каждого субъекта свои НПА по этому поводу).

В России не допускается заключение брака (ст. 14 СК РФ и комментарии к нему):

  • если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке;
  • между близкими родственниками (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сёстрами;
  • между усыновителями и усыновлёнными;
  • если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

От депутатов местных парламентов и религиозных деятелей ряда субъектов РФ исходила инициатива о признании многожёнства на законодательном уровне. В частности, попытки легализации полигамии были в Башкортостане, Чечне и Татарстане [34] . Однако ни в одном из регионов предложения политиков так и не были одобрены. Но, несмотря на это, в некоторых российских семьях (преимущественно мусульманских) мужчины имеют сразу нескольких жён, хотя подобные браки не являются официальными [35] [36] .

Особенности регистрации заключения брака с иностранными гражданами Править

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 г. «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» браки граждан СССР с иностранными гражданами вообще не допускались. Этот указ был отменён в 1953 г. [37] , но на протяжении длительного времени в РСФСР фактически не допускалось и применение норм иностранного семейного права. Так, согласно ст. 161 Кодекса о браке и семье РСФСР, при заключении на территории РСФСР браков советских граждан с иностранными гражданами и браков иностранных граждан между собой разрешалось использовать только советское семейное законодательство.

В настоящее время, в соответствии с ч. 1 ст. 156 СК РФ, форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации.

Иностранный гражданин при подаче на территории Российской Федераций заявления о вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении, если иное не вытекает из международных договоров (ст. 13 Закона об актах гражданского состояния РФ) [38] .

Согласно ч. 1 ст. 158 СК РФ, браки между гражданами России и браки между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключённые за пределами России с соблюдением законодательства того государства, на территории которого они заключены, признаются действительными на территории Российской Федерации, если отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ст. 14 СК РФ.

Браки между иностранными гражданами, заключённые за пределами России с соблюдением законодательства того государства, на территории которого они были заключены, признаются действительными в России (ч. 2 ст. 158 СК РФ).

В то же время, согласно ст. 167 СК РФ, нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации.

Источник:
Брачный союз
Брак (греч. ????? — брак; производное от глагола брать [1] ), или бра?чный сою?з , супру?жество — регулируемый обществом и, в большинстве государств, регистрируемый в
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7

COMMENTS