Благоприятная семья это

Билет ие благополучной и неблагополучной семьи в соц

Билет 46.Понятие благополучной и неблагополучной семьи в соц. Педагогике. Роль семьи в социальном воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Психолог Ю.В. Корчагина в качестве основания для классификации неблагополучных семей выделяет степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

1) Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2) Кризисные семьи – это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.). Асоциальные семьи – признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

Под влиянием такой семьи у детей обычно формируются взгляды, вкусы, убеждения, не совпадающие с социально признанными и одобряемыми.

3) Аморальные семьи – это семьи, полностью утратившая семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

4) Антисоциальные семьи – в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции [50].

При медико-психологическом подходе в основу классификации семейного неблагополучия положен характер отношений родителей с детьми. Так, А.Е.Личко особо выделяет следующие четыре ситуации в семье:

— гиперопека – от назойливого стремления родителей быть постоянными соучастниками всех жизненных проявлений своего ребенка (его мыслей, чувств, побуждений, поступков) до тяжелой семейной тирании, когда излишний контроль за внутренним миром несовершеннолетнего сочетается с авторитарностью воспитательного давления. Для детей, воспитанных в такой атмосфере, пребывание в подчинении становится естественным состоянием и вызывает сильные коммуникативные затруднения при необходимости проявить самостоятельность;

— гипоопека, во многом совпадающая с понятием «безнадзорность», когда свобода выбора решений не обеспечивается психологической поддержкой и контролем взрослого человека;

— «кумир семьи» – постоянное внимание к любому побуждению несовершеннолетнего с немедленным поощрением за скромные успехи, которое развивает эгоцентризм и способствует закреплению истерических наклонностей с неизбежными проблемами самоутверждения в среде с равноправными отношениями;

— воспитание «золушки» – повышенная зависимость ребенка от порицающего мнения окружающих, скептической оценки его личности и возможностей, формирующая у него привычку уходить от проблем и конфликтов в мир внутренних переживаний (114). А.И.Захаров включает в число неблагополучных семей те, в которых психологическое напряжение не только не находят своего разрешения, но и имеет тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферу отношений, так и психическое состояние членов семьи [13].

Думается, что социальное благополучие семьи можно рассматривать как процесс получения социальных благ и как его результат, выражающийся в определенном уровне и качестве жизни. При этом под социальным благом следует понимать все то, что позволяет поддерживать необходимый уровень и качество жизни через удовлетворение потребностей. Уровень жизни включает уровень реального дохода на каждого члена семьи, уровень и структуру потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, уровень и динамику цен на основные предметы потребления, плату за квартиру, коммунальные и транспортные услуги, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, жилищные условия, объем выплат и льгот из государственных фондов, уровень образования, медицинского обслуживания, среднюю продолжительность жизни и пр. [49].

К социально благополучным семьям в психолого-педагогической литературе, как правило, относят гармоничные и педагогически компетентные семьи. Р.В. Овчарова выделяет следующие типы гармоничных семей: 1) педагогически талантливая семья; 2) семья, требующая лишь редких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения [24]. Г.А. Карпова, обращаясь к благополучным семьям, характеризует их как материально обеспеченные, полносоставные, с благоприятным нравственным и эмоциональным климатом, высокой педагогической культурой родителей [17].

Рассмотрев характеристику благополучной семьи, более подробно остановимся на определении неблагополучной семьи.

В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.

М.А. Галагузова характеризует неблагополучную семью как семью с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно [29].

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник:
Билет ие благополучной и неблагополучной семьи в соц
Билет 46.Понятие благополучной и неблагополучной семьи в соц. Педагогике. Роль семьи в социальном воспитании ребенка Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в
http://studopedia.org/10-44975.html

Благополучная семья

В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни ро­дителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчи­вость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве знаний, получаемых детьми, и создают для этого необходимые условия с учетом материальных возможностей, кото­рыми обладает семья в данный момент.

Привычная ориентация администрации образовательного учре­ждения на работу с проблемной семьей оставляет без внимания семью благополучную на том основании, что она успешно решает вопросы обучения и воспитания детей. Но благополучная семья—самый строгий заказчик и самый строгий «эксперт» в оценке дея­тельности школы. Семья подобного типа создает репутацию шко­лы, формирует об ще с т венное мнение. В решение проблемы усиле­ния ответственности семья подобного типа может внести большой вклад. Одно из важнейших направлений в этом плане — сотрудни­чество с родителями [67, 212].

Во-первых, оно позволяет наладить контакты с «трудными» взрослыми. Подобные контакты выступают не просто источни­ком знаний и жизненного опыта, они выполняют терапевтическую функцию и играют существенную роль в жизни личности и семьи. Никакие официальные организации или общественные учреждения не в состоянии заменить помощь и совет, основанные на родитель­ском опыте. Он призван помочь родителям группы риска и роди­телям, сталкивающимся с серьезными проблемами во взаимоотно­шениях с детьми, осознать себя как воспитателей в тех конкретных условиях, в которых они живут.

Во-вторых, «благополучные» родители, принимая участие в различных школьных программах (организации экскурсий, конкур­сов, смотров и т.д.), помогают классным руководителям, социаль­ным педагогам расширять сферу своей воспитательной деятельно­сти, вовлекать в нее трудных подростков. Родители могут высту­пить в качестве руководителей различных учебно-познавательных объединений, сообществ по интересам, групп продленного дня и т. д. Контакты подобного рода могут выйти за пределы школы и оказать благотворное влияние на содержание и организацию досу­га учащихся.

В-третьих, весьма поучительными для учащихся (особенно стар­шеклассников) могут оказаться встречи с родителями. Их рассказы о профессиональной карьере, роли и значении личностных качеств, знаний, умении общаться с людьми, с одной стороны, позволяют увидеть родителей в новой для детей позиции и, с другой — служит ценным жизненным уроком.

В-четвертых, сотрудничество позволяет расширить круг роди­телей, способных оказать спонсорскую помощь школе.

В-пятых, дает возможность родителям работать в педагогиче­ских, попечительских советах в качестве полноправных членов пе­дагогического сообщества. Подобное сотрудничество позволяет пе­дагогическому коллективу не только глубже изучить социальный

Совместная коллективно распределенная деятельность различ­ных социальных институтов преодолевает отчуждение школы от жизни и обогащает позитивные воздействия социокультурной сре­ды на семью, се социальную защиту и защиту прав детей.

Подобная деятельность не только расширяет основы взаимодей­ствия школы и семьи, но и повышает воспитательную культуру ро­дителей, формирует потребность в самообразовании. В свою оче­редь опыт работы с родителями, приобретаемый педагогами, рас­пространяется на взаимодействие с учащимися, способствуя демо­кратизации и гуманизации школьной жизни.

Таким образом, укрепляя и развивая контакты с «благополуч­ной» семьей, школа:

— расширяет свое влияние на «проблемные» семьи;

— предупреждает негативные тенденции в семье, связанные со
снижением благополучия:

— создает условия для реализации прав ребенка, способствует
его полноценному развитию;

— содействует формированию потребности родителей в повы­
шении своей общей и воспитательной культуры.

Завершая анализ путей повышения ответственности родителей за обучение и воспитание дете i, следует еще раз подчеркнуть ком-

плексный характер проблемы. Ее решение возможно только объ­единенными усилиями государственной и общественной систем на уровне страны, региона, локальной среды, конкретных организаций (в том числе семьи и школы).В свою очередь, встречные усилия должны исходить от профессионалов (педагогов, психологов, соци­альных педагогов), деятельность которых строится на научных ос­новах, включающих элементы психологии, педагогики, социологии и права. Одним из важных условий успеха становится учет особен­ностей позиции родителей как взрослых люде й-воспитателе и. Одни из них осознают свои промахи и пытаются но возможности их ис­править. Другие, загипнотизированные собственной непогрешимо­стью, отвергают мысль, что могут поступить неправильно.

О результатах деятельности по усилению ответственности роди­телей мы можем судить по следующим признакам:

—какое место занимает ребенок в жизни родителей;

—ощущает ли он свою безопасность и защищенность;

— по степени взаимопонимания представителями разных поко­
лений друг друга;

— по осознанию родителями значимости своей родительской де­
ятельности;

— по оптимистическому взгляду родителей на возможность ре­
шения родительских и семейных проблем;

— по проявлению родительской солидарности и сплоченности.

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте определение понятию * родительская ответственность».

2. Почему усиление ответственности родителей за воспитание детей
является комплексной проблемой?

3. Опишите особенности проблемной семьи.

4. Опишите особенности некомпетентной семьи.

5. Почему в благополучнойсемье возникают трудности в воспитании
детей?

6. Проведите сравнительный анализ психологических трудностей в
воспитании детей в разных типах семей в зависимости от степени ответ­
ственности родителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

92.54.94.84 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Благополучная семья
В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни ро­дителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчи­вость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве
http://studopedia.ru/6_91037_blagopoluchnaya-semya.html

БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ ЭТО

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья. (Раневская)

Мы привыкли называть своего партнёра спутником жизни. Но в самом этом выражении кроется подсознательное желание главенствовать, что и делает нас несчастными, а зачастую просто разрушает наши семейные отношения.

Мы создаём свой микрокосм, воспринимая себя как центр вселенной, а своего партнёра, как спутника, который должен летать во круг нас и выполнять все наши.

Любовь по духовным законам

Возможно ли решение семейных проблем?

Существует ли у человеческого эмбриона душа?

Родственные отношения в духовном

Отношение религий и каббалы к деторождению и абортам

Роль Библии в формировании морального облика человечества

Вступление
Е. Литварь: Тема нашей сегодняшней беседы касается семьи, материнства, детей и их воспитания. О семье мы с Вами уже говорили, однако мы.

Обращали ли вы внимание, что устраиваясь на новую работу, вы внедряетесь в систему компании, где есть четко понятная структура (или хотя-бы система подчинения и ролей), понятен функционал, цели и задачи. При таком варианте уровень стрессов низкий, так как есть понимание чего от меня хотят, как нам договорится в конфликтных ситуациях и как разрешить рабочие споры.

В семье же, да и вообще в личной жизни у большинства людей творится полный хаос. Нет понимания, к чему я иду, какая у меня миссия.

«Если мужчине предстоит подняться к большим высотам,

женщина должна подняться вместе с ним или даже впереди

него. Но она должна подняться как женщина, и не должна

идти по тому пути, на который ее сегодня толкают, —

она не должна подниматься как мужчина»
Л. Рон Хаббард, «Наука выживания»

Проблемы, связанные с положением женщины в нашем стремительно меняющемся обществе, с каждым годом становятся всё острее. Женщина успешна тогда, когда гармонично реализует себя как личность.

Семья является в жизни человека важнейшим фактором, формирующим его личность, и, чего уж скрывать, выросшие вне семьи люди испытывают в дальнейшей своей жизни множество трудностей.

Особенностью семейного воспитания является его не осознанность, человек воспринимает существующие в семье отношения, как единственно возможные – естественные, данные априорно. Всю дальнейшую жизнь он строит на основании, заложенном в раннем детстве в семье. Современные психологи связывают возникновение.

Женат более 20 лет. Жена стоматолог, я врач на скорой помощи в Москве. В последнии годы в семье сплошные ссоры, оскорбления, драки (жена кидалась с кулаками) конечно и я не идеал. (алкоголь умеренно, работа оплачиваемая) но старался сохранять семью.

Около 2 лет назад стали развиваться отношения с коллегой (моложе на 13 лет, добрая, внимательная и т. д.) отношения дошли до близких.

Жене частично рассказал, но т. к. ситуация у нее в бизнесе была сложной сказал, что как только решу все.

Высокие девушки заняты карьерой и заводят меньше детей, но не потому, что не могут найти партнеров. Чем выше женщина, тем слабее у нее материнский инстинкт и тем меньше ее умиляют дети, утверждают авторы нового исследования, Денис Деди из Университета Стерлинга и Мириам Ло Смит из Университета Сент-Эндрю.

По их данным, рослые женщины ставят себе высокие цели в карьере и придают меньше значения рождению детей, чем женщины среднего роста.

Высокие женщины ориентированы на меньшее количество.

Источник:
БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ ЭТО
Лента статей на тему БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ ЭТО в разделе Психология Дома Солнца. Актуальные статьи БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ ЭТО.
http://www.sunhome.ru/psychology/%D0%91%D0%9B%D0%90%D0%93%D0%9E%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%A3%D0%A7%D0%9D%D0%90%D0%AF%20%D0%A1%D0%95%D0%9C%D0%AC%D0%AF%20%D0%AD%D0%A2%D0%9E

Консультация на тему: Благополучная семья

В одной семье старший ребенок имел очень низкие учебные способности, плохо учился в школе, был замкнут и тяжело сходился с детьми. При этом, у мальчика была вполне адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства и никаких патологий характера. По-настоящему хорошие отношения складывались у него лишь с младшим братом и его друзьями. Он мог часами возиться с ними, изобретал различные игры изанятия, разнимал дерущихся, улаживал ссоры, выступал арбитром в конфликтах. У них дома над кроватью у родителей висел список, в котором было написано буквально следующее: честен, порядочен, всегда готов помочь, добр, справедлив, ответственный, любит детей и животных.

— Что это такое? – с удивлением спросите вы.

— Список Мишиных достоинств, — ответит вам Мишина мама.

Оказалось, что Мишиным родителям в школе все время говорили про Мишу всякие гадости: что он глупый, неспособный, невнимательный, угрюмый, ни на что не реагирует и все такое…

— Мы, конечно, знаем, какой наш ребенок на самом деле. Но вот мы стали боятся, что как-нибудь нечаянно это забудем и станем как бы заодно с учителями. И тогда Мише будет совсем негде отдыхать. И он совсем ничего не сможет и станет действительно хуже. И виноваты в это будем мы. Понимаете?

Я понимала. И как мне хотелось, что бы все родители это понимали! И не только понимали, но и делали. Дом должен быть крепостью! А в крепости всегда должен быть горящий камин, горячий чай и ласковое слово…

Что такое благополучная семья?

Характеристика благополучной семьи – это такая ячейка общества, в которой все ее члены получают благо, т.е. добро, тепло, любовь, счастье. Кроме того, хорошее материальное положение и высокий стабильный социальный статус также играют немаловажную роль, когда речь идет о характеристике благополучной семьи.

А теперь попробуем разобраться поконкретнее.

Во-первых, семья должна быть полноценной, то есть в ней обязательно должны присутствовать и мама и папа. Если родитель один, то такая семья уже не может претендовать на звание благополучной. Хотя, по сути, этот вопрос спорный. Возможно, ребенка (или даже нескольких детей) воспитывает мать (или отец) – одиночка, и в семье все в порядке – чистота, красота, дети обуты, одеты, у них есть все необходимое. Может, они и не живут шикарно, но на жизнь хватает, и в их маленькой семье царит любовь и взаимопонимание. Почему же нельзя назвать такую ячейку общества благополучной? Только потому, что нет отца? А если он был, они жили хорошо, но, к несчастью, умер, и что такая семья автоматически переходит в разряд неблагополучной?

Поэтому, пожалуй, гораздо важнее второй пункт.

Основа любовь и взаимопонимание

Благополучная семья – это, когда члены семьи любят, уважают друг друга, понимают, поддерживают в любых ситуациях, доверяют. Родители обязаны показывать пример своим детям, объяснять им, что муж и жена должны относиться друг к другу с теплотой и заботой. А дети, в свою очередь, должны доверять родителям, разговаривать с ними, рассказывать обо всех своих проблемах, делиться, просить совета и знать, что всегда найдут поддержку в своей семье. Любовь и взаимопонимание – вот основа любой добропорядочной ячейки общества.

Разве можно назвать благополучной семью, в которой все ее члены постоянно ругаются, обижаются и ненавидят друг друга? Мать кричит на отца, отец на мать, а может еще и дерутся, и оба они срываются на детей. Можно ли такую обстановку назвать дружелюбной и подходящей для психологического развития ребенка? Разве такая семья способна дать благо? Нет, поэтому такие семьи обычно называют неблагополучными.

Семья должна быть материально обеспеченной. Это тоже немаловажный фактор. Нельзя назвать благополучной такую ячейку общества, члены которой недоедают, скудно и не по погоде одеваются, у которых не хватает средств на самые элементарные нужды. Необходимо, чтобы работали либо оба родителя, либо кто-то один, дабы обеспечивать в полной мере нужды и потребности всех членов семьи. Однако, согласитесь, нельзя назвать благополучной даже самую богатую ячейку общества, но в которой нет гармонии, в которой супруги не любят друг друга, каждый из них занят своими делами, а дети растут сами по себе, окруженные достатком, но лишенные элементарной родительской заботы и ласки.

Все же благополучная семья – это та, в которой преобладает любовь, взаимопонимание, уважение, поддержка, это то место, где каждый член семьи чувствует себя комфортно, там, где он хочет быть постоянно. Дети, выросшие в такой обстановке, всегда с удовольствием посещают родительский дом, приводят туда своих жен, мужей, детей и все они счастливы.

Характеристика благополучной семьи – это определение, правило, а в правилах должны быть исключения. А как вы думаете, какой должна быть характеристика благополучной семьи?

Главной особенностью рассматриваемых нами благополучных семей является то, что они – тот самый «крепкий тыл», который так необходим в жизни любому человеку, а ребенку в особенности. В таких семьях ребенок всегда может рассчитывать на поддержку и защиту. Это не баловство и не всепрощение – это именно поддержка в трудную минуту, одобрение в минуту слабости и раздумий, толчок в момент сомнений.

В одной семье старший ребенок имел очень низкие учебные способности, плохо учился в школе, был замкнут и тяжело сходился с детьми. При этом, у мальчика была вполне адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства и никаких патологий характера. По-настоящему хорошие отношения складывались у него лишь с младшим братом и его друзьями. Он мог часами возиться с ними, изобретал различные игры и занятия, разнимал дерущихся, улаживал ссоры, выступал арбитром в конфликтах. У них дома над кроватью у родителей висел список, в котором было написано буквально следующее:

всегда готов помочь,

любит детей и животных.

— Что это такое? – с удивлением спросите вы.

— Список Мишиных достоинств, — ответит вам Мишина мама.

Оказалось, что Мишиным родителям в школе все время говорили про Мишу всякие гадости: что он глупый, неспособный, невнимательный, угрюмый, ни на что не реагирует и все такое…

— Мы, конечно, знаем, какой наш ребенок на самом деле. Но вот мы стали боятся, что как-нибудь нечаянно это забудем и станем как бы заодно с учителями. И тогда Мише будет совсем негде отдыхать. И он совсем ничего не сможет и станет действительно хуже. И виноваты в это будем мы. Понимаете?

Я понимала. И как мне хотелось, что бы все родители это понимали! И не только понимали, но и делали. Дом должен быть крепостью! А в крепости всегда должен быть горящий камин, горячий чай и ласковое слово…

Итак благополучная семья включает в себя не малый ряд жизненных чувств.

Уважение – уважение ко всем членам семьи, стар он или млад.

Прощение – уметь прощать и уступать друг другу.

Взаимопонимание – понимать и принимать поведение одного из членов семьи в данной ситуации, если он чего то не договаривает значит так нужно в данный момент.

Доверие – доверять и в нужный момент не задавать не нужных вопросов, а уж тем более не устраивать скандал, когда просто просят поверь мне.

Мудрость – уметь в трудную ситуацию не делать хуже, а наоборот безропотно помочь; соответственно уметь поддерживать друг друга в любой ситуации.

Забота – включает в себя много пунктов: чистота; домашний уют; лечение, когда из домочадцев кто то заболел; еда приготовленная без злобы, которая пойдет во благо здоровья, а не во вред.

Доброта – будьте добрыми не только к самому себе, но и к своим детям и второй половинке.

Взаимовыручка – распределение так сказать домашних обязанностей, один конечно сможет это все делать, но на долго его может не хватить.

Любовь – почему последним пунктом спросите Вы, да потому что если у Вас есть все перечисленное выше, значит Вы любите друг друга и об этом уже говорить нет смысла.

Дети выросшие в благополучной семье добиваются в жизни гораздо большее нежели из неблагополучных семей.

Источник:
Консультация на тему: Благополучная семья
В одной семье старший ребенок имел очень низкие учебные способности, плохо учился в школе, был замкнут и тяжело сходился с детьми. При этом, у мальчика была вполне адекватная самооценка, развитое чувс
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/01/12/blagopoluchnaya-semya

Психологический климат в семье и его влияние на отношения

Психологический климат в семье и его влияние на отношения

Такое понятие, как психологический климат в семье, редко бывает на слуху. А вы когда-нибудь задумывались, почему распадаются, казалось бы, крепкие браки? Вы уверены, что ваша семья не находится под угрозой разрыва? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, вам стоит понять, что такое социально-психологический климат в семье.

Это незримое явление оказывает на каждого человека огромное влияние. Особенно это касается детей. Психологическое здоровье будущих членов общества находится под угрозой, если между родными происходят какие-то разлады, то есть царит неблагоприятное и ненормальное отношение в семье.

Зачем введено такое понятие? На самом деле психологический климат – это настоящий фактор роста личности.

Эмоциональная атмосфера тесно связана с этим понятием. Благоприятная обстановка оказывает положительное влияние на каждого члена семьи, способствует его развитию и укреплению родственных отношений.

Социально-психологический климат в семье играет далеко не последнюю роль в принятии важных жизненных решений и при осуществлении выбора.

Также ошибочно полагать, что домашняя обстановка не влияет на физическое здоровье. Психологи всего мира в один голос твердят, что психологические проблемы являются источником, родоначальником большинства болезней, даже самых распространенных, например, простуды.

Это можно объяснить очень просто. Нервная система – это стержень всего организма. Если с ней начинаются проблемы, страдает иммунитет, то есть защитные силы перестают функционировать. Организм становится подвержен любым внешним отрицательным фактором.

Именно нравственно-психологический климат семьи и обеспечивает здоровье нервной системы. Отсюда можно сделать логичный вывод – близкие люди могут как спасти человека, так и погубить его.

Ничего сложного в этом понятии нет. Психологический климат бывает всего двух видов:

Понять, какой из этих видов психологического климата касается вашей семьи, очень просто. Ответьте себе на ряд вопросов. Вы живете в согласии, прислушиваясь друг к другу? Вы доверяете членам своей семьи? Вы хотите проводить свободное время с родными? Можете быть спокойны, благоприятный психологический климат в семье – это про вас.

Такая ячейка общества отличается стабильностью. Отношения в семье не накалены, все прислушиваются друг к другу, совместные увлечения и хобби имеют место.

Если на каждый из этих вопросов вы ответили отрицательно, вам нужно срочно принять меры по сплочению и сохранению брака. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье крайне опасен:

  • Частые конфликты приводят к хроническому стрессу.
  • Дети, растущие в таких семьях, редко не имеют психологических заболеваний.
  • Отношения родителей и детей не ладятся, что приводит к напряжению в доме.

Эти факторы, на первый взгляд, не являются опасными. Но ведь психологический климат – здоровье семьи. Это стержень полноценной ячейки общества. Вам стоит задуматься о будущем вашей семьи, чтобы в дальнейшем избежать проблем со здоровьем детей и собственным моральным состоянием.

Как только на свет появляется ребенок, на него направляется вся любовь, забота родителей. Нового члена общества окружают вниманием. Психологический климат в семье определяет, как будет развиваться личность малыша. Культовые ценности в вашем доме во многом повлияют на ребенка. Вот факторы для благоприятного развития:

  • Хвалите малыша за его заслуги, он будет вам благодарен.
  • Организуйте доверительные отношения в семье, чтобы ребенок научился уважать окружающих.
  • Вы должны верить в малыша, чтобы он сам был в себе уверен.
  • В трудных для ребенка ситуациях поддерживайте его, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
  • Подчеркивайте достоинства ребенка, чтобы он умел ценить себя.
  • Если вы будете сдержаны и терпеливы в отношении некоторых недостатков малыша, он научится принимать окружающий мир таким, какой он есть.
  • Будьте честными по отношению к членам своей семьи, тогда ребенок вырастет справедливым.
  • Давайте малышу любовь, будьте с ним дружелюбны, чтобы он умел находить позитив во всем мире.

Это положительные факторы, которые помогут ребенку развиваться в правильном направлении, быть в гармонии с собой и окружающим миром, любить жизнь и близких людей. А самое главное, в будущем он сможет выстроить собственную семью, полную заботы и любви.

Но есть и полностью противоположные факторы. Они, наоборот, будут способствовать тому, что ребенок не сможет стать полноценной личностью. Итак, знакомьтесь с пособием, которое подскажет, как не надо делать:

  • Критикуйте ребенка чаще, чтобы он возненавидел людей.
  • Упрекайте малыша по любому поводу, чтобы он всю жизнь чувствовал себя виноватым.
  • Ссорьтесь с партнером на виду у ребенка, тогда он научится быть агрессивным.
  • Когда у малыша что-то не получается, насмехайтесь над ним, чтобы выработать в нем чувство замкнутости и ненужности.

Как видите, психологический климат в семье играет фундаментальную роль в формировании личности ребенка. Устойчивая психика – это основа гармоничного развития. Как поступать и вести себя, решать вам, но для начала обдумайте возможные последствия ваших поступков.

Конечно, неблагоприятный психологический климат не всегда является виновником гастрита, но исследования ученых показывают, что пищеварительные заболевания напрямую связаны с отношениями в семье. А именно со стрессом, возникающим на фоне конфликтов и разладов.

Создавая благоприятную атмосферу в доме, вы обезопасите себя не только от психологических заболеваний, но и от физических.

Пока косметологи и дерматологи пытаются найти чудодейственное лекарство, способное продлить молодость, психологи Кавказа его уже обнаружили и успешно используют.

Секрет долголетия горных жителей довольно прост. Они чтят традиции, а одна из них – это уважительное отношение к родителям. Особенно это касается людей в возрасте. Вокруг них создается такая обстановка, чтобы они чувствовали свою значимость.

Здесь уже нельзя сказать о том, что психологический климат в семье не влияет на физическое здоровье.

Исходя из всего вышеизложенного, неблагоприятный психологический климат семьи рано или поздно приведет к ее распаду. Причем причин для этого может быть предостаточно. Когда эмоционально уставший человек долго копит в себе обиды, «взорваться» и уйти из семьи он может из-за банального невкусного завтрака, и обвинять его в этом глупо.

Как известно, чтобы испортить отношения, достаточно начать выяснять их. Постарайтесь действиями, а не словами показать, как вам важна ваша семья и близкие люди.

Не секрет, что при соответствующей эмоциональной поддержке родных и близких люди имеют намного больше поводов для стремления расти и становиться лучше. Мотивация – это ключ к успеху. Психологический климат в семье создает фундамент для будущих достижений человека как личности.

По статистике, дети, которые растут в неблагоприятной обстановке, менее успешны в жизни, чем их счастливые друзья. Это объяснимо, ведь у человека не останется энергии для новых свершений, если она вся уйдет на злость, обиду и семейные конфликты.

Первоначально благоприятный психологический климат формируется тогда, когда в союз вступают две зрелые личности, готовые быть поддержкой и опорой друг для друга.

Но если брак уже заключен, а обстановка испорчена, важно провести работу над ошибками. Нужно завести диалог, во время которого каждый член семьи выразит свои обиды, претензии и недопонимания. Это нужно делать спокойно, максимально прислушиваясь друг к другу.

На основании такого общения нужно пойти на компромисс, найти золотую середину, которая будет устраивать всех членов семьи.

Если таким образом достичь согласия не удается, попробуйте пригласить домой психолога. Он найдет проблемы вашего союза и максимально мягко и ненавязчиво их устранит. Но делать это нужно только при согласии всех членов семьи.

Как видите, психологический климат – это характеристика семьи, которая и определяет ее ценность, важность этих отношений. Лишь готовность принимать родных такими, какие они есть, со всеми слабостями и недостатками, поможет выстроить крепкий союз.

Не стоит при возникновении проблем сразу ставить крест на отношениях. Известно много случаев, когда при преодолении трудностей семья становилась еще сплоченнее. Но для этого нужно желание каждого ее члена.

Источник:
Психологический климат в семье и его влияние на отношения
Такое понятие, как психологический климат в семье, редко бывает на слуху. А вы когда-нибудь задумывались, почему распадаются, казалось бы, крепкие браки? Вы уверены, что ваша семья не находится под угрозой разрыва?
http://fb.ru/article/302596/psihologicheskiy-klimat-v-seme-i-ego-vliyanie-na-otnosheniya

Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника

Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника

Дата публикации: 15.12.2015 2015-12-15

Статья просмотрена: 1439 раз

Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника // Молодой ученый. ? 2015. ? №24. ? С. 921-924. ? URL https://moluch.ru/archive/104/24403/ (дата обращения: 10.03.2019).

The article deals with the psychological climate of the family as a factor in the well-being of the preschool child. Analyzes the behaviors of parents, influence the formation of the psychological climate of the family and the child’s emotional state.

Keywords: family, psychological climate of the family, the parents, the child of preschool age, supportive family situation, a sense of inferiority in the family situation, conflict, anxiety.

Семья является главным институтом воспитания. Именно семья занимает самое важное место в жизни ребенка, потому что то, что малыш приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка.

Каждая семья — это свой отдельный маленький мир, в котором действуют определенные правила, законы и запреты. В каждой семье отношения складываются по-разному: в одной — всё основано на взаимном уважении, доверии, любви, а в другой, наоборот, нет ни взаимопонимания, ни поддержки, ни любви. Это и есть свой собственный климат, который царит в каждой семье. Как и погода, климат в семье бывает переменчив: там, где вчера ещё царил покой, завтра может произойти настоящий ураган. Индикатором такой семейной «погоды» являются, конечно же, дети. Именно они являются показателем внутрисемейного климата. Специалисты говорят, что психологический климат семьи — это совокупность настроений, эмоций, переживаний, отношение как друг к другу, так и окружающим, общий взгляд на какие-либо события.

Психологический климат семьи как фактор благополучия определяет устойчивость внутрисемейных отношений и оказывает большое влияние на развитие как детей, так и взрослых!

Значение семьи в жизни каждого из нас трудно переоценить. Именно семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения и даже первые уроки любви. В семье мы сталкиваемся с первыми трудностями и делаем первые ошибки. И чем семья благополучнее, чем больше внимания в ней уделяется ребенку, тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни [4].

По мнению специалистов, семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное влияние на малыша проявляется в любви, заботе и внимания со стороны всех членов семьи: мамы, папы, бабушки и т. д. Первым, кого видит малыш, когда появляется на свет — это маму и папу. Впервые годы жизни ребенка никто, кроме самых близких и родных людей в семье не относится к нему так трепетно и с такой любовью. Малыш всё время находится под контролем родителей, никогда не остается один. Именно благодаря родителям происходит первое знакомство с окружающим миром, малыш познает первые шаги, поэтому роль семьи, а именно родителей, в первые годы жизни малыша очень велика.

Но помимо положительного влияния, семья может нанести и большой вред ребенку. Отрицательный фактор отражается в поведении родителей, потому что их влияние на развитие ребенка очень велико. Мы знаем, что в первые годы жизни дети особенно восприимчивы ко всему тому, что они видят и слышат. Они очень быстро копируют и демонстрируют поведение мамы и папы, часто, не задумываясь, хорошо это или плохо. В связи с этим у него формируются определенные взгляды и установки. Ребенок начинает выстраивать в своей голове определенную модель воспитания уже для своих детей, поэтому важно помнить, что поведение родителей и ребенок имеют очень тесную связь. Г. В. Окопов и Г. М. Андреева выделяют несколько ролевых моделей поведения родителей и их влияния на развитие ребенка [3]:

На наш взгляд, представленные модели поведения ярко демонстрируют взаимоотношения между родителями и детьми. Важно помнить, что семья играет большую роль в развитии и воспитании ребенка. Помните, что психологически ребенок будет здоров только тогда, когда в семье будет взаимопонимание и любовь. Сегодняшнее влияние родителей на поведение и развитие ребенка — это будущее самих родителей!

Для выявления психологического климата в семье мы использовали тест «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана, который дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации. Данный тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них [1].

В данном исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Перед началом тестирования с детьми была проведена беседа, основанная на понимании того, что же такое семья и для чего она нужна человеку. При проведении анализа нами были выделены пять основных симптомокоммплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация
  2. Тревожность
  3. Конфликтность в семье
  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации
  5. Враждебность в семейной ситуации

Полученные результаты представлены в таблице 1.

Результаты методики «Кинетический рисунок семьи»

Название симптомокомплекса

Источник:
Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника
В статье рассматривается психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника. Анализируются модели поведения родителей, оказывающие влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка.
http://moluch.ru/archive/104/24403/

COMMENTS