Базовые потребности человека

Базовые потребности

К базовым потребностям относят те, без которых невозможна жизнедеятельность человека.
скачать видео

Нижнее белье от Марка Джефеса — это базовая человеческая потребность!
скачать видео

Вдумайтесь: похоже, это уже о другом.

Многие современные исследователи к базовым относят потребности, которые «на слуху», наиболее остро переживаемые потребности^ — в отличие от тех, которые кажутся малоактуальными. За пределами академических сборников, в общественном сознании базовыми считаются потребности, которые получили статус уважаемых, об удовлетворении которых у ребенка или взрослого человека обязано заботиться общество — в отличие от тех, до которых обществу нет дела.

На сегодняшний день потребность ребенка в общении такой статус получила, а потребность в развлечениях – пока нет.

Список базовых потребностей приводить не будем, это будут длинющие и противоречающие друг другу свитки: один список настаивает, что базовыми потребностями являются только физиологические потребности, другой свиток перечисляет потребности в безопасности, в принадлежности и любви, в признании, в самоактуализации, в познании и понимании, включая сюда и эстетические потребности^, третий авторитетный список включит в себя такие вещи, как семья, честь, любопытство, создание запасов и сведение счетов^.

А зачем нужно в этом разбираться, зачем кому-то нужен список базовых потребностей? Как ни странно, такой казалось бы высокотеоретический вопрос оказывается не просто имеющим практическое значение, но задевающим многие жизненные интересы и порождающим массу споров. Продуманный список базовых потребностей несет явную педагогическую функцию, подсказывая о чем людям следует позаботиться, если вдруг они перестали обращать на это внимание.

Так, например, многим приходится напоминать, что потребность в полноценном сне относится к базовым потребностям и ночью нужно все-таки спать…

В некоторых случаях список базовых потребностей, услышанный от авторитетного лица, может придать человеку уверенности в том, на что он может претендовать и на чем ему или ей можно настаивать.

Например, узнав, что потребность побыть одному или одной является базовой, девушка может набраться смелости и когда-то заявить подруге, чтобы та ее сегодня оставила в покое и никуда не тащила.

С другой стороны, список базовых потребностей останавливает завышенные запросы, напоминая о том, что некоторые вещи в него никак не входят.

Как бы тяжело не переживали подростки и молодые девушки, айфон последней модели или нижнее белье за 200 долларов к базовым потребностям не относится.

Однако, как свидетельствуют наблюдения, психологическая теория постепенно «прогибается» под запросы жизни, и к базовым потребностям сегодня все чаще и чаще относят не что-то жизненно важное, а просто желания людей, которые в данном обществе получили статус важных, обязательных к всеобщему уважению. Это те желания, которые должны уважать у вас окружающие и которые обязательно должны уважать у окружающих вы. К чему это приводит? С развитием запросов людей список желаний, которым они хотят придать уважаемый статус «Базовых потребностей», растет с невероятной скоростью.

Источник:
Базовые потребности
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/bazovye-potrebnosti

Базовые потребности человека

Базовые потребности – те потребности, которые являются решающими для развития человека. К базовым относятся не только врожденные потребности. Многие из них появляются и после рождения.

Существуют разные точки зрения на базовые потребности.

1. Базовых потребностей нет. Человек не отличается своими потребностями от животных. Этой точки зрения придерживаются бихевиористы.

2. Существует только одна базовая потребность – познавательная. Это потребность в новых впечатлениях. Она вторична и не насыщаема. В филогенезе она проявляется поздно, а в онтогенезе прогрессирует, как правило, при увеличении приобретаемого опыта.

3. Базовой является потребность в общении. М.И.Лисина считает, что общение – это главная потребность, поскольку общение необходимо для того, чтобы человек полноценно развивался. При отсутствии общения возникает госпитализм – задержка познавательного и эмоционального развития ребенка. О мотивационной значимости потребности в общении свидетельствуют особенности поведения акцентуированных личностей. Например, шизоидный тип, имеющий слабо выраженную потребность в общении, проявляет отсутствие тяги к контактам, он одержим, замкнут, не способен к эмоциональному резонансу. Конформный тип, напротив, отличается стадным чувством, подражательным механизом развития мотивации. Истероидный тип имеет особый мотив общения – желание любой ценой привлечь к себе внимание, потрясти.

4. Неофрейдисты в качестве базовой рассматривают потребность в защищенности.Эта потребность выражается в состоянии тревоги. Тревожность – это последствие родовой травмы. Мотивационные функции тревоги состоят в том, чтобы поддерживать организм в состоянии потенциальной готовности в целях самозащиты и в активизации поиска опасности в окружающем мире.

5. По крайней мере до определенного возраста базовой является потребность в игре.Благодаря ей от трех до семи лет игра служит ведущей деятельностью, в которой формируются основные новообразования данного возраста и другие виды деятельности. Эстетическая потребность – это взрослый вариант потребностив игре. Некоторые исследователи полагают, что эстетическую потребность почти невозможно отделить от игровой.

Таким образом, базовые потребности имеют биологические корни. Их человеческая специфика определяется социальными условиями жизни. Базовые потребности используются для формирования новых мотивационных отношений.

Существует обширный круг явлений, которые актуально деятельности не побуждают, но могут ее побуждать, т. е. представляют собой потенциальные мотивы.

В круг этих явлений включаются следующие.

1. Блага, которые из-за общественного разделения труда сам человек не создает, но которые создаются другими людьми при частичном его участии или вовсе без него. Сюда, например, относятся обогрев квартиры, обучение детей, правовая защита.Не принимая прямого участия в их создании, он обычно следит за этим процессом и обнаруживает готовность при появлении необходимости активно в него включиться: при болезни ребенка он садится с ним за школьные учебники, услышав о нарушении законности —присоединяется к требованиям ее восстановления и т. п.

2. То, что уже создано им самим. Такие продукты его деятельности в прошлом, как профессиональные достижения, собственные качества, взрослые дети, составляют другой класс мотивационно значимых, но не вызывающих выраженной внешней активности явлений. Жизненные цели, когда-то активно преследовавшиеся человеком, не могут, по всей видимости, терять мотивационное значение по той причине, что они стали достигнутыми (или оказались лишь частично достижимыми) и получили результативное выражение. Во всяком случае такие экс-мотивы часто служат предметом интенсивных воспоминаний и внутренних отношений (гордости, недовольства), а при определенных условиях, как и другие потенциальные мотивы, могут стать актуальными: любое сделанное когда-то дело, например выращенная роща, может вновь потребовать полной отдачи человека при угрозе ее уничтожения.

3. Потенциальные мотивы, для достижения которых человек не имеет возможности из-за ряда причин. Во-первых, из-за недопустимости действием законов, традиций, писаных и неписаных правил того, чему человек был бы готов отдать свою энергию и время. Во-вторых, сам человек может отказаться от самых заманчивых планов из-за отсутствия уверенности в том, что для их достижения у него окажется достаточно способностей, энергии, прилежности, здоровья и т. п. В-третьих, посвящение себя некоторому делу часто автоматически исключает возможность занятия другими. В силу этого человек часто оказывается перед необходимостью выбора среди нескольких в принципе не отвергаемых мотивов одного для активного достижения и перевода остальных в ранг потенциальных.

Потенциальные мотивы с течением времени могут исчезнуть или измениться, открывая перед человеком новые перспективы. Таким образом, потенциальной мотивацией определяются как бы резервные варианты жизни — то, будет ли и как будет она изменяться в случае появления перед человеком новых возможностей (например, сменить работу, место жительства, круг общенья и т. п.). В устоявшихся условиях жизни такая мотивация играет важную роль в развитии грез и мечтаний, может влиять на художественные вкусы или творчество.

Мотивация человека не исчерпывается пристрастным отношением к кругу явлений, непосредственно касающихся его жизни, о которых в основном до сих пор шла речь. На основе сопереживания другим людям, понимания сложного комплекса причин, от которых зависит их жизнь, мотивационное значение приобретают обобщенные социальные ценности, система убеждений и нравственных норм, благодаря которым человека могут глубоко волновать события, происходящие, допустим, на другой стороне планеты и прямого отношения к его жизни не имеющие.

Почти все, что окружает человека в природной и социальной среде, отражается им как нечто, что следует беречь, осуждать, изменять, поддерживать, развивать и т. п. Важно отметить, что такого рода от ношения не обязательно отчетливо осознаются.

Необходимо различать, с одной стороны, абсолютно, независимо, «само по себе» значимые явления, выступающие в качестве конечных целей деятельности, с другой— такие, которые имеют лишь временное, ситуативное, инструментальное значение и выступают в качестве средств, условий, промежуточных целей деятельности.

Источник:
Базовые потребности человека
Базовые потребности – те потребности, которые являются решающими для развития человека. К базовым относятся не только врожденные потребности. Многие из них появляются и после рождения. Существуют
http://studfiles.net/preview/6064808/page:22/

Значение удовлетворения социальных потребностей человека

Значение удовлетворения социальных потребностей человека

Человек является частью общества. Существуя в обществе, он постоянно испытывает определенные социальные нужды.

Социальные потребности человека являются неотъемлемой частью его личности.

Что такое соционика? Определение понятия вы найдете на нашем сайте.

Что относится к социальным потребностям человека?

Социальные потребности — это желания, которые возникают у человека в процессе его жизни в обществе и взаимодействия с другими людьми.

Социальные потребности являются вторичными по отношению к первичным биологическим или физиологическим (еда, вода, сон, отдых), экзистенциальным нуждам (безопасность, комфорт). Первичные нужды — врожденные.

Они возникают у человека независимо от его нахождения в обществе. Человек не может существовать без воды, без еды и т.д. Вторичные нужды, к которым относятся социальные потребности, возникают непосредственно в процессе жизни в обществе, то есть являются приобретенными.

Социальная неудовлетворенность в отличие от биологических проблем не может привести к гибели индивида, но может значительно понизить уровень его психологического здоровья, затруднить социализацию.

Также отсутствие возможности удовлетворить соц. потребности может привести к значительному снижению качества жизни человека, а это, в свою очередь, приводит иногда к ограничению вариантов для удовлетворения первичных биологических, экзистенциальных потребностей.

Например, нереализованная социальная потребность в труде может привести к потере чувства защищенности.

Как составить генограмму семьи? Узнайте об этом из нашей статьи.

Какие бывают социальные потребности? Существует большое количество социальных нужд человека, которые условно можно разделить на три основные группы:

  • Для себя. Это потребности, удовлетворение которых позволяет человеку достигать желаемого уровня развития, положения в обществе. Сюда можно отнести стремление к саморазвитию, лидерству, карьерному росту, власти, признанию.
  • Для других. Этот вид потребностей отличается от предыдущего тем, что содержит в себе никаких признаков эгоистических стремлений. Человек желает совершать поступки, направленные на удовлетворение интересов других людей. Это потребности во взаимовыручке, помощи, альтруизме.
  • Вместе с другими. Подобные нужды объединяют людей, как равных членов общества.

    Человек, испытывая данные потребности, чувствует поддержку со стороны других людей с аналогичными желаниями.

    Сюда можно отнести стремление к общению, миру, порядку, дисциплине и т.д.

  • к содержанию ^

    Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:

  • Труд. Полноценный член общества испытывает потребность в профессиональной реализации, которая позволяет ему получить уважение других членов общества, принятие и признание, развивать собственные навыки и получать материальную выгоду. Реализация потребности в труде позволяет удовлетворить одновременно несколько социальных нужд — в общении, в признании, в получении материальной выгоды, в приближении к власти и т.д.
  • Развитие. Полноценный человек всегда стремится получить знания. Приобретать новые знания человек можно в течение всей своей жизни, удовлетворяя желание учиться и постигать новое.
  • Общение. Ни один человек не может существовать без общества, без общения.

    Вынужденная изоляция непременно приводит к деградации личности, потере социальных навыков.

    Посредством общения человек делится своими мыслями, приобретает новый опыт, получает поддержку и т.д.

  • к содержанию ^

    Рассмотрим на примерах удовлетворение человеком возникающих социальных потребностей:

  • В развитии. Группа — «для себя». Ребенок с ранних лет стремится познать окружающий его мир. Как только малыш приобретает первые навыки общения, он начинает интересоваться всем происходящим вокруг, задавая многочисленные вопросы окружающим его близким людям. Приобретя навыки чтения, ребенок начинает самостоятельно черпать информацию из книг. Получение знаний происходит постоянно: в процессе общения с родителями, прогулок на улице, занятий в детском саду, просмотра мультиков и т.д. Позднее ребенок получает знания в школе, институте и т.д. Впервые устроившись на работу, уже взрослый человек начинает постигать свою профессию, приобретать практические навыки в ней. В повседневной жизни, столкнувшись с интересующим вопросом, люди предпринимают усилия для получения необходимой информации.

    В этот момент ими двигает исключительно потребность в развитии, любознательность.

  • В общественном порядке. Группа — «вместе с другими». Человек испытывает желание жить в благополучном обществе, в котором соблюдаются нормы морали, дисциплины, правопорядка. Его стремление к подобному укладу жизни выражается в соблюдении существующих норм закона, построении общения с людьми на принципах равенства и уважения, соблюдении элементарных правил поведения (социальные потребности демонстрируют нужду человека убирать за собой мусор, выгуливать собак в установленных местах, приходить на работу без опозданий, голосовать на выборах и т.д.).

  • В альтруизме. В современном обществе данный вид потребностей развит мало. Альтруизм предполагает отказ от собственных желаний, стремлений в угоду интересов других людей. Далеко не все представители общества способны пожертвовать собой ради других. Как правило, альтруисты — это мягкие, спокойные люди, искренне заинтересованные в оказании помощи окружающим. Они могут удовлетворять свою потребность различными способами: организация приюта для бездомных животных, помощь престарелым людям, помощь умирающим пациентам в хосписах.

    Все их действия осуществляются на безвозмездной основе.

    Удовлетворение социальных потребностей из группы «для себя» является необходимым условием формирования полноценной личности.

    Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию такого человека в обществе, исключает проявление у него каких-либо форм отклоняющегося поведения.

    Человек, удовлетворенный уровнем своего развития, полученным образованием, карьерой, друзьями и семейной жизнью является полезным членом общества.

    Каждая из его удовлетворенных потребностей приводит к появлению какого-либо общественно значимого результата: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, достижения в карьере — успешное выполнение трудовых функций и т.д.

    Удовлетворение потребностей «для других» и «вместе с другими» — залог положительного функционирования общества.

    Только позитивное взаимодействие людей между собой, их умение действовать вместе в общественных интересах, а не только поодиночке в личных целях поможет создать зрелое общество.

    Проблема современного общества заключается именно в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к вопросу с эгоистической точки зрения — делает только то, что выгодно для него.

    При этом отсутствие инициативы в совершении важных общественных действий приводит к беспорядку, нарушениям закона, безвластию.

    В итоге нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, и это незамедлительно сказывается на качестве его собственной жизни.

    То есть его эгоистические интересы в любом случае затрагиваются.

    Деятельность человека вызывается социальными потребностями? Потребности — источник активности личности, мотивация ее деятельности.

    Человек выполняет какие-либо действия исключительно из стремления достигнуть определенного результата. Этот результат — удовлетворение потребности.

    Действия человека могут способствовать исполнению желания напрямую. Например: при потребности в общении подросток выходит из дома на улицу к сидящим во дворе друзьям и вступает с ними в диалог.

    В ином случае активность проявляется в выполнении определенных действий, которые впоследствии приведут к удовлетворению социальной потребности. Например, стремление к власти может быть достигнуто путем целенаправленной деятельности в профессиональной сфере.

    При этом люди не всегда совершают действия для удовлетворения нужд, которые у них присутствуют.

    В отличие от биологических нужд, которые игнорировать невозможно (жажда, голод и др.), социальные нужды человек может оставить нереализованными.

    Причины: лень, отсутствие инициативы, недостаточная мотивация, отсутствие целеустремленности, страх и т.д.

    Например, человек может испытывать сильную потребность в общении и при этом постоянно сидеть дома в одиночестве, не иметь друзей. Причиной такого поведения может стать сильная неуверенность в себе, внутренние психологические конфликты.

    В итоге человек не будет предпринимать действий, которые он мог бы совершить для достижения желаемого результата.

    Отсутствие необходимой активности приведет к нереализованности существующих желаний, к низкому качеству жизни, но при этом угрозы для жизни не будет.

    С одной стороны, социальные потребности могут быть свойственны только людям ввиду того, что их могут испытывать только члены общества. С другой стороны, у животных в их группах существует определенная иерархия поведения, правила и ритуалы.

    С этой точки зрения принято выделять зоосоциальные потребности животных: родительское поведение, игровое поведение, миграции, стремление к самосохранению, адаптация к условиям жизни, иерархия в стае и т.д.

    Данные потребности нельзя назвать социальными в полной мере, но они являются первоисточником развития дальнейших социальных потребностей у людей.

    Таким образом, социальные потребности существуют у каждого человека в большом количестве. Удовлетворяя их, человек должен действовать не только в личных интересах, но и в интересах окружающих людей.

    О методике ценностных ориентаций Рокича читайте здесь.

    Потребность быть нужным и общение — социальные потребности человека:

    Источник:
    Значение удовлетворения социальных потребностей человека
    Социальные потребности присутствуют у любой личности. Удовлетворяя их, человек достигает личных и общественных целей.
    http://psyholic.ru/lichnostniy-rost/sotsialnye-potrebnosti-cheloveka.html

    Основные потребности человека

    Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию человеческой мотивации, которая имеет значение в любом аспекте индивидуальной или социальной жизни. Итак, Маслоу выделил иерархию базовых потребностей человека.

    Физиологические потребности

    Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности.

    Потребности в безопасности

    Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности.

    Ни для кого не секрет, что человеку необходимо прогнозировать и просчитывать дальнейшие события, чтобы быть спокойным за свое будущее. При этом именно из потребности в безопасности, человек тяготеет к стабильности, постоянству, правильности и иногда рутину человек воспринимает как лучше, чем внезапные и таинственные перемены, потому, что это может нарушить то ощущение безопасности, которое уже есть.

    Потребности в зависимости и любви

    Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Теперь, когда вышеизложенные потребности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным (Маслоу).

    Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность.

    Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида. Исследования психологов и психотерапевтов в области перенанальной психологии, доказали, что младенец требует любви и что любовный голод младенца окажет влияние на его психологическое развитие в дальнейшем. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности.

    Потребности в оценке

    Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении (желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы), и потребность в оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка).

    Потребности в самоактуализации

    По Маслоу, человек должен быть тем, кем он может быть. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Эту потребность Маслоу описывает также как «…желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать». Потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.

    Желание знать и понимать

    Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность. Он указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека:

    1. Любознательность часто проявляется в поведении животных.

    2. История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба.

    3. Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное.

    4. В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, «вести глупую жизнь и заниматься глупой работой».

    5. Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность.

    6. Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье.

    Эстетические потребности

    Потребности в росте

    Предпосылками удовлетворения базовых потребностей являются: свобода слова, свобода исполнять свои желания, если этим не наносится ущерб другим, свобода исследования, свобода защищать себя, справедливость, честность и порядок.

    Люди, которым повезло родиться в обстоятельствах, позволивших удовлетворить их базовые потребности, приобретают такой сильный и цельный характер, что могут противостоять фрустрации этих потребностей на протяжении значительных отрезков времени.

    Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. По Маслоу, люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз.

    Однако не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно неудовлетворенные потребности имеют наибольшее влияние на поведение.

    Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. Удовлетворенное желание – больше уже не желание.

    Источник:
    Основные потребности человека
    <Блог психолога о психологии и жизни, о взаимоотношениях между людьми, детской психологии, детско-родительских отношениях, взаимоотношениях мужчины и женщины, психологии личности, психологии общения
    http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/potrebnosti/

  • COMMENTS