Базаров и его родители

Базаров и его родители

«Базаров и его родители». Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

Слайд 3 из презентации «Урок литературы в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Урок литературы в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети».ppt» можно в zip-архиве размером 3936 КБ.

«Технологическая карта литературы» — Пример постановки задач урока. Структура технологической карты. Критерии достижения цели урока. Построение проекта. Принципы организации работы. Выделение этапов урока. Критерии самооценки предметных результатов. Первичное закрепление. Пять основных компонентов. Технологическая карта. Коллективное обсуждение возможных способов.

««Литература» 7 класс» — Эпос. Эпиграмма. Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. Константин Дмитриевич Бальмонт. Фёдор Михайлович Достоевский. Николай Алексеевич Некрасов. Александр Сергеевич Пушкин. Михаил Юрьевич Лермонтов. Иван Андреевич Крылов. Дворец. Литературоведение. Иван Сергеевич Тургенев. Лирика, послание. Литература.

«Эйдос-конспект» — Эйдос. Форма организации исследовательского чтения. Способ организации самостоятельной творческой деятельности. Местоимения. Способ организации урока. Художественный анализ стихотворения. Солнце. Исследовательская деятельность. Поэт. Правое полушарие. Образный рисунок. Эйдос-конспект. Урок изучения жизненного пути поэта.

«Конспекты по литературе» — Опорная схема-конспект. Схема разбора лирического произведения. Результативность использования опорных схем-конспектов. Кому живется весело, вольготно на Руси?. Русские критики о драме А.Н. Островского «Гроза». Двойники Р. Раскольникова. Ключевые схемы анализа художественных произведений. План характеристики художественного образа или персонажа.

«Литературная математика» — Теперь ты знаешь, что еще кроме литературы связано с математикой. 2. Кто написал известный рассказ «Федина задача»? а) А.Чехов; б) Н.Носов; в) В.Скотт. «Литературная математика». 5. В произведении какого автора братья Карамазовы ведут разговор про евклидову геометрию? а) К.Паустовский; б) Е.Баратынский; в) Ф.Достоевский.

«Интегрированные уроки литературы» — Народные песни. Важно вооружить учащихся арсеналом средств. Звучит стихотворение «Левитан». Задача по воспитанию личности. Легенда о Рождении Иисуса Христа. Педагогическая направленность интеграции. Вечерний звон. Урок литературы по творчеству Н.Рубцова. Жанр пейзажа. Интеграция внутри уже существующего предмета.

Источник:
Базаров и его родители
Содержание: «Базаров и его родители». Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям., Слайд: 3, Презентация: Урок литературы в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети».ppt, Тема: Уроки литературы, Урок: Литература
http://900igr.net/prezentacija/literatura/urok-literatury-v-10-klasse-po-proizvedeniju-i.-s.-turgeneva-ottsy-i-deti-121863/bazarov-i-ego-roditeli-3.html

Роман «Отцы и дети»

Встреча Базарова с родителями – один из самых сложных конфликтов, в которые приходилось вступать новым людям – конфликт с собственными родителями – «отцами» в прямом смысле этого слова. Задача нашего урока заключается в том, чтобы понять, какие и почему сложились у Базарова отношения с родителями.

Как относятся к Евгению его отец и мать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к началу XX главы романа.

«Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца.
Лошади остановились.
— Наконец пожаловал, — проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами. — Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся. Он стал обнимать сына. «Енюшка, Енюша», — раздался трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания». (Гл. XX)

Душевное состояние героев показано лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения.

Что же собой представляют эти люди?

Василий Иванович – не дворянин, а разночинец, сын дьячка, ставший врачом. Он был военным врачом у генерала Кирсанова, по-видимому, очень хорошим так как за работу во время чумной эпидемии в Бессарабии его наградили орденом Владимира. Гордился тем, что знал декабристов из «Южного общества».

«Ведь я что? Отставной штаб-лекарь, волату; теперь вот в агрономы попал. Я у вашего дедушки в бригаде служил, — обратился он опять к Аркадию, — да-с, да-с; много я на своем веку видал видов. И в каких только обществах не бывал, с кем не важивался! Я, тот самый я, которого вы изволите видеть теперь перед собою, я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной- то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечет. Ну, да ведь мое дело — сторона; знай свой ланцет, и баста! А дедушка ваш очень почтенный был человек, настоящий военный». (Гл. XX)

«Напоминает мне ваше теперешнее ложе, государи мои, — начал он, — мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты, тоже где-нибудь этак возле стога, и то еще слава Богу. — Он вздохнул. — Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии.
— За который ты получил Владимира? — подхватил Базаров. — Знаем, знаем. Кстати, отчего ты его не носишь?
— Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, — пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы». (Гл. XXI)

Сейчас это мелкий землевладелец (в имени его жены 22 души) и по-своему трудовой человек. Сад обработан его руками, он и сейчас еще занимается врачебной практикой: лечит крестьян, и притом бесплатно. Это очень добрый, мягкий человек. Он готов любить все, относящееся к его сыну.

«— Сколько у твоего отца душ? — спросил вдруг Аркадий.
— Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать.
— И все двадцать две, — с неудовольствием заметил Тимофеич». (Гл. XX)

«— Здесь есть мужичок, он страдает иктером.
— То есть желтухой?
— Да, хроническим и очень упорным иктером. Я прописывал ему золототысячник и зверобой, морковь заставлял есть, давал соду; но это все паллиативные средства; надо что-нибудь порешительней. Ты хоть и смеешься над медициной, а, я уверен, можешь подать мне дельный совет». (Гл. XXI)

В области науки Василий Иванович пытается не отстать, идти в ногу с веком. Удается ли ему это?

Все, о чем они говорят с сыном далеко от современной Базарову науки, газета «Друг здравия» почернела от старинной пыли – она четырехлетней давности (1855 года).
Василий Иванович гордится, что понимает что-то во френологии, а это ложная наука, и тогда уже бывшая бесконечно устаревшей.
Высшим авторитетом Василий Иванович считает Радемахера, последователя ученого, жившего еще в XVI веке.
И то, что кажется прогрессивным, и действительно прогрессивно, по сравнению с деятельностью других есть не что иное, как «паллиативная»* мера. А Базаров – сторонник не половинчатых, а крутых, революционных мер.

* «Паллиативная» (половинчатая) мера – то, что дает лишь временный эффект.

Арина Власьевна – человек иного времени, иного образа жизни, чем ее сын. Но в романе она показана главным образом как беспредельно любящая мать.

Какую роль родители играли в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?

Родители делали все, что могли. Василий Иванович гордится тем, что «ничего не жалел для его воспитания». «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания. »

Они помогали сыну, чем могли, хотя сами жили небогато. К чести Базарова нужно отметить, что он у них «отроду лишней копейки не взял» (Гл. XXI). Василий Иванович говорит, что рано умел разгадать сына, понять, что он человек очень умный, и дать ему дорогу в науку (Гл. XXI).

Какие надежды возлагает Василий Иванович на сына?

«…ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» «Он будет знаменит!» (Гл. XXI).

Василий Иванович понимает, что Базаров – человек необыкновенный, а вместе с тем очень бескорыстный и не бесчувственный. Отец угадывает даже, что сын не на медицинском поприще достигнет своей известности, но больше всего его волнует не то, чем будет заниматься его Евгений, а то, что он будет знаменит. Василий Иванович гордится сыном, хотя вряд ли понимает его цели.

Как же Базаров относится к родителям?

Базаров глубоко любит своих родителей. Он просто говорит об этом Аркадию: «Люблю, Аркадий!» А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него: «Аге, ге! Как он, однако, поседел, бедняга!» «…Сядь лучше вот тут на диван да дай на себя посмотреть». (Гл. XX)

Разделяют ли родители взгляды своего сына? Устраивает ли Базарова образ жизни родителей?

При всей любви у них нет единства: Базаров не может закрывать глаза на разницу взглядов и целей жизни. «Глухая жизнь, жизнь в себе», по устоявшимся законам, оживляемая лишь «великодушничанием» с крестьянами – такую жизнь принять Базаров не может.

Примечательно, что Базаров не только не спорит с отцом, но даже не поддерживает заводимых отцом разговоров о политике: «о тяжких опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса», о подготавливающейся реформе. Он даже обвиняет себя в том, что однажды «подразнил» (его выражение) отца, сконфузив его тем, что знает, как тот приказал высечь оброчного мужика. Задача Базарова – основы жизни переделать: «исправьте общество, и болезней не будет». А переделать основы жизни у родителей нельзя.

Легко ли Базарову перенести такое положение?

Нельзя говорить о его бесчувственности. Базарову не хочется огорчать родителей. Решившись уехать, он целый день не мог сказать об этом отцу и, лишь прощаясь с ним, сказал «с натянутым зевком». Он огорчен тем, что сконфузил отца перед отъездом, ему «совестно» от него запираться во время работы, он пытается заговаривать с матерью, но… «выйдешь к ней – и сказать ей нечего». Это сложный и безвыходный, по-своему трагический конфликт с родителями, любимыми и любящими людьми. Лучший выход в таком положении – «определить территории», свою и родительскую, и встречаться лишь на «нейтральной полосе». Базаров так и вынужден делать.

Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает он Базарова или нет и какое чувство останется у читателя, прочитавшего это главы?

Тургенев не осуждает Базарова, он объясняет, почему так получилось, но вместе с тем Тургенев сочувствует родителям в их большой печали, так как чувство родительской любви – «святое, преданное чувство».

«Чти отца и матерь свою». Даже если взгляды на жизнь разные, это не должно мешать взаимному уважению и дружбе между родителями и детьми.

Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998
Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160

Источник:
Роман «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети»: Базаров и его родители. Материалы для подготовки к урокам литературы.
http://trassa.narod.ru/lekzia/turgenev/roditeli.htm

Сочинения на

Сочинение на тему «Отношение Е. Базарова к родителям»

Во взаимоотношениях Евгения Базарова, главного героя романа «Отцы и дети» с другими людьми ярче всего раскрывается его образ, образ нигилиста, предвестника революционных идей в России. В беседах с Аркадием, в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, в любви к Одинцовой раскрывается нам характер Евгения Базарова. Но нельзя упустить из виду и его родителей, людей, воспитавших своего сына, «Енюшу». Во взаимоотношениях мы видим еще одну грань человека-нигилиста.

Отец Базарова – Василий Иванович Базаров. Он старается не отставать от своего сына, хотя, мне кажется, прекрасно чувствует, что между ними существует огромная пропасть: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли». Но Василий Иванович не хочет показаться отстающим перед своим сыном – представителем передового поколения.

Мать Базарова, Арина Власьевна, добродушная женщина, всем сердцем любящая своего сына. Но в то же время она боится своего сына. Боится того, кем он стал. Возможно, она осознает то, что судьба Базарова – это трагическая судьба.

Евгению Базарову очень тяжело со своими родителями. Ему скучно, и грустно, и тяжело. Он не знает, о чем говорить с ними. Единственное, что ему хочется от родителей – это чтобы они оставили его в покое и не мешали работе и экспериментам. Он делится своими мыслями и ощущениями с ближайшим другом Аркадием: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец от меня ни на шаг». Этим своим отношением он причиняет боль своим родителям. И этим он пугает их, пугает своей отчужденностью. Он – как будто существо из другого мира.

Однако на самом деле Евгений Базаров очень любит своих родителей. Несмотря на то, что жизнь, какую ведут Василий Иванович и Арина Власьевна кажется молодому человеку глухой, он не может не любить их. Вопреки своим нигилистским воззрениям Базаров не потерял чувствительность. Он лишь спрятал ее глубоко внутри себя. Ярче всего эмоции Базарова всплывают в его романтической любви и перед самой смертью

Когда, будучи на смертном одре, Евгений Базаров полностью открывается и ведет душевную беседу с Анной Сергеевной Одинцовой, он говорит ей о своих родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Даже перед смертью он думает о судьбе своей семьи, о любящих его всем сердцем людях.

Таким образом, мне кажется, что Евгений Базаров очень любит и уважает своих родителей, Василия Ивановича и Арину Власьевну. Он отзывается о них с теплотой, он заботится об их счастье и не хочет причинить им вреда. Однако, что отсутствие духовного родства, нигилизм, отрицание всякой привязанности, гордыня отделяют молодого человека от его стариков. И только в самом конце они наконец воссоединяются. Базаров проводит остатки своей жизни в своем имении, в кругу ближайших его людей.

Источник:
Сочинения на
На сайте GetSoch.ru вы сможете найти сочинения для учеников 1-11 классов. Также пользуясь формой комментариев можете заказать сочинение абсолютно бесплатно.
http://www.getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/178-sochinenie-na-temu-otnoshenie-e-bazarova-k-roditelyam.html

Тема: Базаров и его родители

Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

эпиграфы к уроку на доске:

Базаров — человек реального, полезного дела.

Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.

Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы пред ними в долгу неоплаченном —
Помни свято об этом всю жизнь.

Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.

I. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

— Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.

Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.

Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

— Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.

Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

II. Реализация домашнего задания.

— Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

«Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи:

духовное родство: общие интересы,
взгляды,
деятельность

душевные качества:
искреннее дружелюбие,
любовь, уважение

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

— Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников?

— Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

— Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.

Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).

Речь отца и сына. (Примеры из текста).

Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.

Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д.

Люди хорошие,
народ не строгий,
как опёнки на дубле

— Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

Расскажите историю жизни Арины Власьевны.

Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?

Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.

Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

— Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни. Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы. ” [1; 616]).

III. Самостоятельная работа учащихся. Ответить на вопросы:

1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? [1; 538].

2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.

3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” [1;539].

— Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

IV. Слово учителя.

— В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины [2;42].

Работа с текстом.

— Прочитайте последний абзац эпилога [1;599],сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):

Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.

V. Домашнее задание.

Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.

Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”

Урок по литературе, посвященный 60-летию Великой Победы

Обучающая: повторить тему “Великая Отечественная война в современной литературе”; что такое тоталитарное государство;

Развивающая: познакомить детей с творчеством И.Уткина, М.Джалиля, Х. Калоева, Чагылгана; отработать навыки анализа литературного произведения;

Воспитывающая: организация диалога национальных культур как способ воспитания толерантности учащихся; формирование культурного межнационального общения, воспитание любви к поэзии различных народов.

развивать творчество детей, способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою Родину и народ.

портреты поэтов различных национальностей: Мусы Джалиля, Иосифа Уткина, Хазби Калоева, Чагылгана в обрамлении лент красного цвета;

выставка рисунков, плакатов, творческих работ.

На фоне музыки звучат слова:

Давным-давно была война,
Давным-давно прошла она,
Для тех, кто жил, она была когда-то…

– Итак, Великая Отечественная… Почему именно эта тема? Война завершилась 59 лет назад, а в этом году, как вы знаете, 61-я годовщина Сталинградской битвы. Понятно, когда о ней говорили люди, пережившие эти события – для них память о войне священна. А почему?

– Хотя бы потому, что они пережили эту страшную войну, потому что в условиях тоталитарного государства иначе нельзя было, потому что сильны были чувства гражданина своей страны, любви к Родине.

– А что, ребята, в наши дни по-другому?

– Да, отношение к войне нынешнего поколения неодинаково. Одни считают, что о войне говорить нужно, ведь это наша история. Не было бы их, героев войны, не было бы нас. Другие никаких глубоких ощущений не переживают, третьи (есть и такие) о войне ничего не знают, в лучшем случае – что-то слышали.

– В наше сложное время, когда много мнений, оценок, трудно правильно оценить, сформулировать свое отношение. Я считаю важными вопросы, связанные с Великой Отечественной войной. Сегодня на уроке литературные произведения вновь вернут нас к событиям той страшной войны…

– За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те, кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто стоял у станка, работая на фронт, и те, кто СЛОВОМ вселял веру в победу, подбадривал, призывал подниматься на защиту своей страны, Родины, Отчизны.

1-й ученик декламирует стихотворение Мусы Джалиля “Варварство”:

В одном из стихотворений Франко писал: “Поэт всегда новобранец, всегда ученик”. Таким новобранцем был осетинский поэт Хазби Калоев. Хазби всегда искал. Он не мог удовлетвориться одной манерой, одним стилем, одной формой изложения. Чем особенно дороги нам сегодня стихи Хазби Калоева? Прежде всего за беззаветную любовь к своему народу, земле. Мало прожил молодой горец – всего 22 года, он погиб в бою под Белгородом в 1943 году.

2-й ученик читает наизусть стихотворение осетинского поэта Хазби Калоева “Прощальный привет”:

Гнула буря дерево сурово – вся в росе, лежит под ним земля…
Скакуна оседлываю снова и скачу в далекие поля.
Мне нельзя сворачивать с дороги– счастье добывается в бою…
Не гляди так мрачно, друг мой строгий,
Лучше разверни гармонь свою!
Требую я мужества большого, дружбы настоящей, навсегда…
Кто коня удержит вороного?
Вот упала ранняя звезда…
После нас ты будешь жить на свете –
Дорог нам прощальный твой привет…
Одного хочу в мгновенья эти: подари улыбки свет!

Незаконченным будет наш разговор, если мы не вспомним поэтов земли Олонхо, поэтов Якутии. Один из них – Чагылган. Как поэт, Чагылган формировался в тесном общении с духовной жизнью, языком, бытом и нравами якутов. О Якутии он писал: “Вот колыбель моего детства, колыбель, овеянная буйными ветрами Севера, колыбель, качавшаяся под мерный речитатив сказочника – олонхосута, родного якутского Баяна”. О войне Чагылган знал не понаслышке. Он воевал в составе легендарного батальона якутских снайперов – стрелков, писал стихи, которые сразу появлялись на полосах фронтовых газет. С Твардовским мечтал познакомиться молодой поэт.

3-й ученик читает стихотворение якутского поэта Чагылгана “Воину – якуту”, написанное им в 1944 году:

В бранной жизни твоей, в снах тревожных твоих,
В перерывах между боями
Пусть звучат над тобой Олонхо* дивный стих
О боях наших дедов с врагами.
И народа наказ помни в трудные дни:
Бей повсюду врага неустанно,
И, вздохнув глубоко, навсегда сохрани сладкий запах родимой поляны.
Утомленье твое после долгих атак пусть развеется воспоминанием
О безмолвных и светлых якутских ночах
И о северном ярком сиянье.
Чтобы был в бою и упорней и злей,
Чтобы был ты к врагу беспощадней,
Вспомни край свой родной, вспомни Лены своей
Красоту и простор неоглядный.

* Олонхо – якутский героический эпос.

Окрыляющая, романтическая в своей идеальности красота России по-своему передана в лирике военных лет Иосифа Уткина. “Его стихи, написанные в годы войны, пожалуй, самые сильные в его поэтическом наследстве”,– отмечает в своих воспоминаниях Е. Долматовский. Иосиф Уткин погиб 13 ноября 1944 года в авиакатастрофе, возвращаясь в Москву с фронта. Полгода он не дожил до Победы… Летом того же года, перед гибелью, у него вышел сборник стихов “О Родине. О дружбе. О любви”.

Образ Родины красной нитью проходит через все творчество Уткина – в русской природе, в Пушкине, слушающем песню няни, в русской речи, в любимой женщине.

Стихотворение Иосифа Уткина “Если я не вернусь, дорогая…” читает 4-й ученик:

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это – другая.
Это значит… сырая земля.
Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с Родиной мне.
Только вам я всем сердцем и внемлю,
Только вами я счастлив и был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.
И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!

– Ребята, перед вами стихотворение “Если я не вернусь, дорогая”. Вы умеете анализировать поэтическое произведение.

Дата написания с историческим или биографическим комментарием.

Связь стихотворения с эпохой (для понимания основной идеи).

Тема и идея стихотворения:
а) о каких явлениях жизни говорит поэт;
б) как я понимаю мысли и оценки, данные поэтом, описываемые явления жизни.

Пафос стихотворения (с греческого – чувство, страсть, страстное воодушевление, подъём).

Структура стихотворения:
а) метрика (тоника, силлабо– тоника)
б) ямб, хорей, дактиль…

Рифмика-неточная, мужская – женская

Строфика:
а) катрен – четверостишие;
б) способы рифмовки – парная

Изобразительно – выразительные средства иносказания, используемые автором.

Интонационно – синтаксические фигуры и их речевые особенности.

Лексико – морфологические средства языка.

Моё собственное восприятие.

– Прозвучали поэтические произведения авторов разных народов.

– Что двигало этими людьми и другими, что поднимало их на борьбу?

– Можно ли сказать, что поэты тоже внесли свой вклад в дело Победы?

– Какой ценой досталось победа советскому народу?

– Что лежало в основе героизма советских людей?

– Вся страна – единый военный лагерь. Объясните смысл этих слов.

– Существует точка зрения, что невозможно было бы достичь быстрой перестройки экономики, людских ресурсов, если не было бы тоталитарного государства. Попробуем обсудить этот вопрос. Работа в группах, их три, каждая из которых будет работать в определенной позиции:

– “КОМПРОМИСС” – аналитики, которые находят слабые и сильные стороны позиций “за” и “против”.

– Используя литературные произведения, прозвучавшие на уроке, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

– Еще один вопрос группам. Как вы считаете, необходимо ли в наши дни говорить о Великой Отечественной войне? (Учащиеся обсуждают и высказываются).

Подвести итоги обсуждению можно строками поэта Ю.Воронова:

А может, нам о них забыть?
Опять война, опять блокада…
Я слышу иногда:
“Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде полистали стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память наша совесть.
Она как сила нам нужна.

Эти строки и будут ответом на вопрос: “Надо ли говорить о войне?”

Я прошу обратить внимание на материалы, которые были подготовлены к сегодняшнему уроку – это рисунки, плакаты, сочинения. Все это еще раз подтверждает: “То, о чем мы говорим, необходимо в первую очередь нам, потомкам. Невозможно жить без истории”.

– Почтим героев и защитников Великой Отечественной войны МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

Помните!
Через века,
Через года,
Помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда,
Помните.

Написать письмо – обращение участника Великой Отечественной войны нам, живущим в ХХI веке.

Источник:
Тема: Базаров и его родители
Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.
http://refdb.ru/look/1680585.html

COMMENTS